Русский язык.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева.
Программа «Русский язык», 2 класс, с.4. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
В соответствии с базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. Во 2 классе на уроки русского языка отводится 5 часов в неделю, 34 учебные недели.
Содержание учебного предмета.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).
Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопроси тельной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и слово употребления.
В 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между слова ми;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й?] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласно го), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ъ и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.
Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок~, -ят-, -ищ-, их значения ми, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой при ставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, и др.
«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.
Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот - котёнок, стол - столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения {бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор ной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. Изд. 3-е,перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2013. - 176 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
2.Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь. 2-й класс (к учебнику «Русский язык»; 2-й кл), 2- е изд.,испр.- М.: Баласс; Школьный дом, 2013. - 64 с, (Серия «Свободный ум».) Допущено Министерством образования и науки РФ.
3.Комисарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Бунеева Р.Н. Бунеевой Е.В., Прониной О.В./Под науч.ред.Е.В. Бунеевой.-Изд.3-е, испр.-М.:Баласс; Школьный дом,2014.-128с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»). Допущено Министерством образования и науки РФ.
4.Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 2 класс. К учебнику «Русский язык», 2-й класс/ Под ред. Р.Н. Бунеева Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс; Школьный дом,2013.-64с.:ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
5.Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 1, вариант 2 .- М Баласс; Школьный дом, 2013. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100») опущено Министерством образования и науки РФ.
Результаты освоения учебного курса.
Во втором классе личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умении:
осознавать роль языка в жизни и речи людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в совместной работе класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
подробно и выборочно пересказывать текст;
правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
делить слова на части для переноса;
производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом;
писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, де произношение и написание совпадают;
видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных. Проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
обращать внимание на особенности употребления слов;
ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится;
составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Учитель создает условия для того, чтобы ученики сделали первый шаг к осознанию себя носителями языка, почувствовали интерес к его изучению и осознали смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятным.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся в соответствии с развивающей личностью ориентированной Образовательной системой «Школа 2100» позволяет:
определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результата своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
создавать комфортную обстановку. Сохранить психологическое здоровье детей.
Критерии оценивания обучающихся за разные виды работ
Критерии оценки задания по списыванию текста
Оценка | Допустимое количество ошибок |
5 | Нет ошибок. Допускается 1 недочёт графического характера |
4 | 1-2 ошибки и 1 исправление |
3 | 3 ошибки и 1 исправление |
2 | 4 ошибки и 1-2 исправления |
Критерии оценки диктантов
Оценка | Допустимое количество ошибок |
5 | Нет ошибок и исправлений. Аккуратность выполнения. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, 1 исправление |
4 | Не более 2 орфографических (фонетико-графических) и 1 пунктуационная ошибка или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки. Аккуратность оформления, незначительные отклонения от норм каллиграфии. Дополнительно допускаются по 1 исправлению любого характера |
3 | От 3 до 5 орфографических ошибок: а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные; б) 4 орфографические и 2 пунктуационные; в) 5 орфографических и 1 пунктуационная. Небрежность выполнения. Существенные отклонения от норм каллиграфии. Дополнительно допускается по 1 исправлению любого характера |
2 | 6-7 орфографических ошибок. Небрежность выполнения, серьёзные отклонения от норм каллиграфии |
1 | Более 8 орфографических ошибок |
Критерии оценки грамматических заданий
Оценка | Допустимое количество ошибок |
5 | Все задания выполнены правильно |
4 | Выполнено не менее ¾ заданий |
3 | Выполнено не менее половины заданий |
2 | Не выполнено более половины заданий |
1 | Не выполнено ни одно задание |
Критерии оценки словарного диктанта
Оценка | Допустимое количество ошибок |
5 | Безошибочное выполнение работы |
4 | 1 ошибка, 1 исправление |
3 | 2 ошибки, 1 исправление |
2 | От 3 до 5 ошибок |
1 | 6 и более ошибок |
Критерии оценки тестового задания
Оценка | Допустимое количество ошибок |
5 | 97-100% от максимальной суммы баллов |
4 | 77-96% |
3 | 50-76% |
2 | менее 50% |
| |
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.
В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
Нормы оценки работ творческого характера.
За содержание:
- оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;
- оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;
- оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;
- оценка «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
За грамотность:
- оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;
- оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;
- оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно - два исправления;
- оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.
Требования к результатам обучения учащихся
Второклассник научится:
Раздел «Фонетика и графика»
- правильно называть звуки в слове;
- делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слог;
- делить слова на части для переноса;
- выполнять звуко-буквенный анализ;
- видеть несоответствия произношения и написания в слове
Раздел «Состав слова»
- находить корень в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова;
- находить суффиксы и приставки в доступных словах, образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
- отличать приставки от предлогов.
Раздел «Лексика»
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения.
Раздел «Морфология»
- ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)
- находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы;
- находить предлоги в предложении, тексте.
Раздел «Синтаксис»
- различать предложение, словосочетание, слово;
- читать и произносить предложения с правильной интонацией;
- определять границы предложений в тексте без знаков препинания;
- задавать вопросы к словам в предложении.
Раздел «Орфография и пунктуация»
- делить слова на части для переноса;
- видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;
- писать предлоги отдельно со словами;
- графически объяснять выбор написания;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
- правильно списывать слова, предложения, тексты, проверять написанное;
- писать под диктовку слова, предложения, тесты из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают.
Раздел «Развитие речи»
- составлять предложения из слов, в том числе по данным схемам;
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его;
- составлять текст из данных абзацев;
- делить текст на части, озаглавливать их, подробно и выборочно пересказывать текст;
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.
Примерный график проведения контрольных работ
Период обучения | Дата | № урока | Вид работы | Темы |
план | факт |
1 | | | | | |
четверть | | | | | |
| | | | |
| | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | | |
2 | | | | | |
четверть | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
3 | | | | | |
четверть | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
4 | | | | | |
четверть | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Итого: | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольные работы:
1. Контрольная (входящая) работа.
Цель: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых расходиться с произношением,
умения оформлять предложение на письме. проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.
2. Контрольный диктант за 1 четверть с грамматическим заданием.
Цель: проверить степень усвоения учащимися орфограмм с шипящими согласными, умения ставить знаки препинания в конце
предложения. раздельно писать слова и предлоги со словами, разделять слова для переноса; формировать умение проверять
себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.
3. Диктант с грамматическим заданием по теме "Безударные гласные звуки, их обозначение на письме".
Цель: проверить уровень усвоения темы; развивать мышление детей, внимание при записи слов по рисункам; учить проверять
себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.
4. Диктант с грамматическим заданием по теме "Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме".
Цель: определить уровень знаний учащихся по двум последним изученным темам; проверить умение правильно писать слова
с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость.
5. Контрольный диктант за 2 четверть с грамматическим заданием по теме "Звуки и буквы. Слог. Ударение."
Цель: проверить и систематизировать основные знания учащихся по изученному разделу.
6. Контрольная работа по теме "Слово и его значение"
Цель: проверить степень усвоения школьниками материала по разделу "Слово и его значение".
7. Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием по теме "Состав слова"
Цель: проверить и систематизировать основные знания по изученному разделу.
8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя существительное"
Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе
изученных тем.
9. Контрольный диктант за 4 четверть с грамматическим заданием по теме "части речи".
Цели: проверить уровень сформированности практического умения определять принадлежность слова к части речи,
уровень усвоения соответствующей терминологии. знание основных особенностей каждой части речи.
10. Итоговый контрольный диктант.
Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.
Плановые проверочные и контрольные работы:
Проверочные работы – 7
Проверочные диктанты – 5
Проверочные списывания – 3 из них, 1 контрольное списывание
Итоговая контрольная работа - 1
Интернет – ресурсы: www.school2100.ru
http://school-collection.edu.ru
http://window.edu.ru
www.edu.ru
24