СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная русский 2 класс Перспектива

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка с изменениями по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная русский 2 класс Перспектива»

Русский язык.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева.

Программа «Русский язык», 2 класс, с.4. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для началь ной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. : Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

В соответствии с базисным учебным планом  рабочая программа составлена по программе авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной. Во 2 классе на уроки русского языка отводится 5 часов в неделю, 34 учебные недели.


Содержание учебного предмета.

   В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

   Линии, общие с курсом литературного чтения:

1)  овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4)  приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.



Разделы «Предложение» и «Текст»


В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).

Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопроси тельной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков - навыка осознанного чтения.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и слово употребления.

В 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звукобуквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.


Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1)  видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между слова ми;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3)  графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й?] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласно го), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ъ и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-чёрточкой при переносе.

Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок~, -ят-, -ищ-, их значения ми, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой при ставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, и др.

«Состав слова» - сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополни тельного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов.

Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб - дубок, кот - котёнок, стол - столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок - глаголы движения {бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).


Основные направления работы по развитию речи:

1)  Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов,  подбора групп  однокоренных  слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2)  Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении,  над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;  над правильностью употребления форм слов,  их грамматической сочетаемостью.  Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговор ной речи,  устной учебно-научной речи;  навыками и умениями понимания    и    элементарного    анализа    художественного    и учебно-научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. Изд. 3-е,перераб. - М.: Баласс; Школьный дом, 2013. - 176 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

2.Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В., Фролова Л.А. Орфографическая тетрадь. 2-й класс (к учебнику «Русский язык»; 2-й кл), 2- е изд.,испр.- М.: Баласс; Школьный дом,  2013. - 64 с,  (Серия «Свободный ум».) Допущено  Министерством образования и науки РФ.

3.Комисарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Бунеева Р.Н. Бунеевой Е.В., Прониной О.В./Под науч.ред.Е.В. Бунеевой.-Изд.3-е, испр.-М.:Баласс; Школьный дом,2014.-128с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»). Допущено  Министерством образования и науки РФ.

4.Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. 2 класс. К учебнику «Русский язык», 2-й класс/ Под ред. Р.Н. Бунеева Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс; Школьный дом,2013.-64с.:ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

5.Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 1, вариант 2 .- М Баласс; Школьный дом,  2013. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100») опущено  Министерством образования и науки РФ.








Результаты освоения учебного курса.


Во втором классе личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умении:

  • осознавать роль языка в жизни и речи людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология формирования типа правильной читательской деятельности и технология проблемно-диалогического обучения.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в совместной работе класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

  • осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

  • делить слова на части для переноса;

  • производить звукобуквенный анализ слова и соотносить количество букв и звуков в двусложных словах;

  • правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом;

  • писать под диктовку слова, предложения, текст из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, де произношение и написание совпадают;

  • видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

  • писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных. Проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; слова с непроверяемыми написаниями, определенные программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;

  • обращать внимание на особенности употребления слов;

  • ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится;

  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

  • составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Учитель создает условия для того, чтобы ученики сделали первый шаг к осознанию себя носителями языка, почувствовали интерес к его изучению и осознали смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятным.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся в соответствии с развивающей личностью ориентированной Образовательной системой «Школа 2100» позволяет:

  • определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;

  • развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результата своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;

  • мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;

  • создавать комфортную обстановку. Сохранить психологическое здоровье детей.












Критерии оценивания обучающихся за разные виды работ

Критерии оценки задания по списыванию текста

Оценка

Допустимое количество ошибок

5

Нет ошибок. Допускается 1 недочёт графического характера

4

1-2 ошибки и 1 исправление

3

3 ошибки и 1 исправление

2

4 ошибки и 1-2 исправления


Критерии оценки диктантов

Оценка

Допустимое количество ошибок

5

Нет ошибок и исправлений. Аккуратность выполнения. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, 1 исправление

4

Не более 2 орфографических (фонетико-графических) и 1 пунктуационная ошибка или 1 орфографическая и 2 пунктуационные ошибки. Аккуратность оформления, незначительные отклонения от норм каллиграфии. Дополнительно допускаются по 1 исправлению любого характера

3

От 3 до 5 орфографических ошибок:

а) 3 орфографические и 2-3 пунктуационные;

б) 4 орфографические и 2 пунктуационные;

в) 5 орфографических и 1 пунктуационная.

Небрежность выполнения. Существенные отклонения от норм каллиграфии. Дополнительно допускается по 1 исправлению любого характера

2

6-7 орфографических ошибок. Небрежность выполнения, серьёзные отклонения от норм каллиграфии

1

Более 8 орфографических ошибок


Критерии оценки грамматических заданий

Оценка

Допустимое количество ошибок

5

Все задания выполнены правильно

4

Выполнено не менее ¾ заданий

3

Выполнено не менее половины заданий

2

Не выполнено более половины заданий

1

Не выполнено ни одно задание





Критерии оценки словарного диктанта

Оценка

Допустимое количество ошибок

5

Безошибочное выполнение работы

4

1 ошибка, 1 исправление

3

2 ошибки, 1 исправление

2

От 3 до 5 ошибок

1

6 и более ошибок


Критерии оценки тестового задания

Оценка

Допустимое количество ошибок

5

97-100% от максимальной суммы баллов

4

77-96%

3

50-76%

2

менее 50%





Критерии оценки работ творческого характера.

  К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.

Во втором и третьем классах за обучающие изложения и сочинения выставляется одна отметка – за содержание.

В третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.  

Нормы оценки работ творческого характера.

За содержание:

- оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;

- оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;

- оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;

- оценка «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

За грамотность:

- оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо одно-два исправления;

- оценка «4»: не более двух орфографических и одной пунктуационной ошибки, одно – два исправления;

- оценка «3»: три-пять орфографических ошибок, одна-две пунктуационные, одно - два исправления;

- оценка «2»: шесть и более орфографических ошибок, три-четыре пунктуационных, три-четыре исправления.


Требования к результатам обучения учащихся

Второклассник научится:

Раздел «Фонетика и графика»

- правильно называть звуки в слове;

- делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слог;

- делить слова на части для переноса;

- выполнять звуко-буквенный анализ;

- видеть несоответствия произношения и написания в слове

Раздел «Состав слова»

- находить корень в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова;

- находить суффиксы и приставки в доступных словах, образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;

- отличать приставки от предлогов.

Раздел «Лексика»

- обращать внимание на особенности употребления слов;

- выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Раздел «Морфология»

- ставить вопросы к словам в предложении (кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает?)

- находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на эти вопросы;

- находить предлоги в предложении, тексте.

Раздел «Синтаксис»

- различать предложение, словосочетание, слово;

- читать и произносить предложения с правильной интонацией;

- определять границы предложений в тексте без знаков препинания;

- задавать вопросы к словам в предложении.

Раздел «Орфография и пунктуация»

- делить слова на части для переноса;

- видеть в словах опасные места, изученные орфограммы;

- писать предлоги отдельно со словами;

- графически объяснять выбор написания;

- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

- правильно списывать слова, предложения, тексты, проверять написанное;

- писать под диктовку слова, предложения, тесты из 30-40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают.

Раздел «Развитие речи»

- составлять предложения из слов, в том числе по данным схемам;

- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его;

- составлять текст из данных абзацев;

- делить текст на части, озаглавливать их, подробно и выборочно пересказывать текст;

- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.












Примерный график проведения контрольных работ

Период

обучения

Дата

урока

Вид работы

Темы

план

факт

1






четверть

































2






четверть
























3






четверть






























4






четверть
























Итого:
























ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольные работы:

1. Контрольная (входящая) работа.

Цель: проверить сформированность навыка самостоятельной записи слов, написание которых расходиться с произношением,

умения оформлять предложение на письме. проверять себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.


2. Контрольный диктант за 1 четверть с грамматическим заданием.

Цель: проверить степень усвоения учащимися орфограмм с шипящими согласными, умения ставить знаки препинания в конце

предложения. раздельно писать слова и предлоги со словами, разделять слова для переноса; формировать умение проверять

себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.


3. Диктант с грамматическим заданием по теме "Безударные гласные звуки, их обозначение на письме".

Цель: проверить уровень усвоения темы; развивать мышление детей, внимание при записи слов по рисункам; учить проверять

себя, находить в собственной работе орфографические ошибки.

4. Диктант с грамматическим заданием по теме "Звонкие и глухие согласные звуки, их обозначение на письме".

Цель: определить уровень знаний учащихся по двум последним изученным темам; проверить умение правильно писать слова

с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость.


5. Контрольный диктант за 2 четверть с грамматическим заданием по теме "Звуки и буквы. Слог. Ударение."

Цель: проверить и систематизировать основные знания учащихся по изученному разделу.


6. Контрольная работа по теме "Слово и его значение"

Цель: проверить степень усвоения школьниками материала по разделу "Слово и его значение".


7. Контрольный диктант за 3 четверть с грамматическим заданием по теме "Состав слова"

Цель: проверить и систематизировать основные знания по изученному разделу.


8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя существительное"

Цель: обобщить знания учащихся об имени существительном; проверить усвоение орфографических навыков на основе

изученных тем.


9. Контрольный диктант за 4 четверть с грамматическим заданием по теме "части речи".

Цели: проверить уровень сформированности практического умения определять принадлежность слова к части речи,

уровень усвоения соответствующей терминологии. знание основных особенностей каждой части речи.


10. Итоговый контрольный диктант.

Цель: проверить навыки правописания слов с изученными орфограммами.



Плановые проверочные и контрольные работы:

Проверочные работы – 7

Проверочные диктанты – 5

Проверочные списывания – 3 из них, 1 контрольное списывание

Итоговая контрольная работа - 1



Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

                                    http://school-collection.edu.ru

                                  http://window.edu.ru

                                  www.edu.ru




24