ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основана на программе по предметной линии учебников В.И. Ляха и обеспечена учебником для общеобразовательных учреждений « Физическая культура 1-4 классы» ( М. Просвещение)
Общая характеристика предмета
Физическая культура- это обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Учебный предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно- оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня( физкультминутка, зарядка и т.п) и второй половины дня( гимнастика, подвижные игры), внеклассной работой по физической культуре 9 спортивные секции, группы ОФП), физкультурно- массовыми и спортивными мероприятиями ) дни здоровья, спортивные праздники, походы и т.д.)- достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию в потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно- спортивной деятельности , разностороннюю физическую подготовленность.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ- формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
укрепления здоровья, улучшение осанки , профилактика плоскостопия , содействию гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию , успешному обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
овладение школой движения;
развитие координационных ( точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие , ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы , согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных ( скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических координационных и кондиционных способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интереса к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействию развитию психических процессов ( восприятие и представление, память, мышление и др.) в ходе двигательной деятельности
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития , двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдение гигиенических норм. Содержание курса основаны на положениях нормативно- правовых актов Российской Федерации, в том числе:
требования к результатам освоения образовательной программы начального общего образования , представленной в Федеральном государственном стандарте;
концепции духовно- нравственного развития Ии воспитания личности гражданина;
Федеральном законе « Об образовании»
Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
Примерной программе начального общего образования;
Приказе Минобрнауки России от 30 августа 2010 г.№ 889.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
На курс «Физическая культура» в 3 классе отводится 102 ч ( 3 ч/ нед.) . Третий час на преподавание учебного предмета « Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки России от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: « Третий час учебного предмета « Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В соответствиями с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта ( приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) данная рабочая программа для 3 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
*Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этической и национальной принадлежности;
* формирование уважительного отношения к культуре других народов;
* развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающихся;
* развитие этических чувств , доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, сочувствие других людей ;
* развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях , умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
* развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах , социальной справедливости и свободе;
* формирование эстетических потребностей , ценностей и чувств;
* формирование установки на безопасный , здоровый образ жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Формирование умений планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, общие цели и пути их достижения , договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов , процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающие существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека ( физического, социального и психического), о её позитивном влиянии развитие человека ( физическое, интеллектуальное, эмоциональное , социальное) , о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умением организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность( оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т .д.)
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок , данными мониторинга здоровья ( рост, масса тела и др.),показателями развития основных физических качеств ( сила, быстрота, выносливость , координация движений, гибкость)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
К концу учебного года учащиеся научатся :
* по разделу « Знания о физической культуре»- выполнять организационно- методические требования, которые предъявляются на уроке физкультуры ( в частности, на уроках лыжной подготовки), вести дневник самоконтроля, рассказывать о скелете, внутренних органах, мышечной и кровеносной системе человека, об органах чувств, объяснять , что такое паси его значение для спортивных игр с мячом, что такое осанка и методы исправления правильной осанки, что такое гигиена и правила её соблюдения , правила закаливания, приём пищи и соблюдения питьевого режима, правила игры волейбол;
* по разделу « Гимнастика с элементами акробатики» - выполнять строевые упражнения( строиться в шеренгу, колонну, перестраиваться в одну , две и три шеренги) , выполнять разминки в движении, на месте, с гимнастической палкой, на гимнастической скамейке , на матах, с мячом, разминки направленные на развитие координации движений и гибкости, прыжковую разминку , разминку в парах , у гимнастической стенки , выполнять упражнения на внимание и равновесие , наклон вперёд из положения стоя и сидя, отжимания, подъём туловища из положения лёжа, подтягиваться на низкой перекладине из виса согнувшись, запоминать временные отрезки, выполнять перекаты, кувырок вперёд и назад, проходить станции круговой тренировки, лазать по канату в три приёма, выполнять стойку на голове и руках, мост, стойку на лопатках, висеть завесом одной и двумя ногами на перекладине, прыгать со скакалкой , через скакалку в тройках , выполнять упражнения на гимнастическом бревне., выполнять вращение обруча.
* по разделу « Лёгкая атлетика»-технике высокого старта , технике метания мяча на дальность, пробегать дистанцию 30 м на время, выполнять челночный бег 3*10 м на время, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега и «перешагиванием», бросать набивной мяч( весом 1 кг) на дальность способом « снизу»,» от груди», « из-за головы», правой и левой рукой, метать мяч на точность, проходить полосу препятствий.
* по разделу « Лыжная подготовка» - передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом с лыжными палками и без них, попеременным и одновременным двухшажным ходом, выполнять повороты на лыжах переступанием и прыжком , переносить лыжи под рукой и на плече, проходить на лыжах дистанцию 1,5 км подниматься на склон « полуёлочкой», « ёлочкой»,,» лесенкой», спускаться со склона в основной стойке и в низкой стойке, тормозить « плугом», передвигаться и спускаться со склона на лыжах « змейкой»
* по разделу « Подвижные игры» - давать пас ногами и руками, выполнять передачи мяча через
волейбольную сетку различными способами , вводить мяч из-за боковой , выполнять броски и ловлю мяча различными способами, выполнять футбольные упражнения, стойке баскетболиста, ведению мяча на месте, в движении, правой и левой рукой , участвовать в эстафетах, бросать мяч в кольцо различными способами, играть в подвижные игры: « Ловишка» , « Колдунчики», « Салки», « Салки – дай руку», « Собачки» , « Собачки ногами», « Бросай далеко, собирай быстрее», « Вышибалы», « Волк во рву», « Совушка» ,» Удочка», « Парашютисты», « Белочка- защитница»,» Накаты» , « Кто дальше?», « Ловишки на хопах» ,» Пионербол»,» Вызов», « Точно в цель», « Борьба за мяч» и другие.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛУ ПРОГРАММЫ
Количество часов , отводимых на изучение каждой темы, и количество контрольных работ по данной теме приведено в таблице
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* ТЕМА Кол-во часов Кол-во контрольных работ
Знания о физической культуре 4 1
Гимнастика с элементами акробатики 29 8
Лёгкая атлетика 25 12
Лыжная подготовка 14 2
Подвижные и спортивные игры 30 2
Общее количество часов 102 25
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд:
стандарт начального общего образования по физической культуре;
примерные программы по учебному предмету « Физическая культура» !- 4; классы;
рабочие программы по физической культуре;
учебники и пособия , которые входят в предметную линию В.И. Ляха;
методические издания по физической культуре для учителей.
Демонстрационный материал:
таблицы стандартов физической развития и физической подготовленности;
плакаты методические;
плакаты спортсменов , спорта и олимпийского движения.
Технические средства:
Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование:
стенка гимнастическая, скамейки гимнастические;
бревно гимнастическое , перекладина гимнастическая;
палки гимнастические и скакалки гимнастические;
обручи гимнастические;
маты гимнастические;
канат для лазанья;
мячи набивные ( 1 кг); мячи- хопы;
мячи малые ( резиновые, теннисные);
мячи большие ( баскетбольные, волейбольные, футбольные);
планка для прыжков в высоту;
стойки для прыжков в высоту;
рулетка измерительная ( 5 м, 10 м );
стойки волейбольные, сетка волейбольная;
конусы; футбольные ворота;
аптечка медицинская