Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мозжухинская основная общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района
Пояснительная записка
к методическому семинару
«Реализация активных методов обучения на уроках химии»
Автор:
учитель химии Рязанова А.Д.
2018 год
Слайд 1,2 Новизна активных методов обучения никогда не утратит свою силу, так как они способствуют вовлечению практически всех обучающихся в процесс познания, повышают их мотивацию, интерес к предмету, как следствие активизирует учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Я представляю вам свой опыт работы по использованию активных методов обучения на уроках химии.
Слайд 3 Применение проблемных вопросов и ситуаций
Простой способ научиться ставить проблему самому и научить учащихся видеть её – ознакомиться с любым текстом и найти в нём хоть какие-нибудь противоречия, либо ошибки автора. Учиться этому лучше вместе с детьми на внеурочных занятиях. На уроках ребятам необходимо давать уже готовые задания. Например, учитель зачитывает отрывок из рассказа и задает вопрос: «В этом отрывке из знаменитой «Собаки Баскервилей» А. Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее. Так как в тексте говорится о фосфоре, то ученики догадываются, что для ответа необходимо изучить свойства фосфора. Ученики самостоятельно ставят цель и задачи урока.
Слайд 4 Проблемы возникают при напоминании учащимся о таких жизненных явлениях, которые они не могут объяснить на основе имеющихся у них знаний. Тема «Водородные соединения неметаллов». Школьники знают, что при обработке раны 3%-м раствором пероксида водорода наблюдается вспенивание, причем они не могут объяснить причин этого явления. Это незнание служит источником для возникновения проблемной ситуации.
Слайд 5 Ситуации неожиданности создаются при ознакомлении учащихся с информацией, вызывающей удивление, поражающей своей контрастностью, необычностью. Эмоциональная реакция учащихся является дополнительным мотивационным фоном создания проблемной ситуации и последующей постановки учебной проблемы.
Слайд 6 При изучении темы «Состав воздуха» учащимся можно сообщить следующий факт: в Италии существует получившая широкую известность пещера, которую назвали «Собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшая туда собака задыхается и гибнет. По какой причине это происходит? Самые активные ребята сразу догадаются, что речь идет о каком-то газе, а далее учителю необходимо направить интерес ребят в нужное русло и перейти к изучению темы
Слайд 7 В народной медицине часто встречаются рецепты с использованием веществ, примерный состав которых хорошо известен. Такие факты можно использовать для создания проблемных вопросов в начале изучения темы, так и для этапа в конкурсных соревнованиях, игровых формах. Например: для лечения малокровия (пониженного содержания гемоглобина в крови) издавна применяли препараты железа, в т.ч. сульфат железа (II), а иногда и восстановленное железо в порошке. Известен и старинный народные рецепт средства от малокровия – «железное» яблоко: в яблоко (лучше антоновское) втыкают несколько гвоздей и выдерживают сутки. Затем гвозди вынимают, а яблоко съедают. Как вы можете объяснить эффективность «железного» яблока с точки зрения химии? Размышление протекают примерно в следующем направлении: железо применяют для лечения малокровия, так как оно входит в состав гемоглобина. Железо, входящее в состав сплава, из которого сделаны гвозди, растворяется, хотя и медленно, в органических кислотах, содержащихся в яблоке. Яблоко обогащается железом. Считается, что из всех сортов яблок больше всего железа в антоновских, много в них и кислот, что облегчает растворение железа.
Слайд 8 Игровые методы
Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим).
Химию изучают в школьной программе в возрасте 13-16 лет – это переход из младшего в старший подростковый возраст. Игровая деятельность уже не является основной в этом возрасте, но учащиеся очень активизируются, когда учитель предлагает поиграть, необходимо лишь соблюдать несколько условий:
- Игра должна занимать не более 1/5 части времени, не вытесняя практической деятельности.
- Игра не должна быть сложной для понимания их правил.
- Игра не должна морально устаревать.
- Игра должна быть массовой, охватывающей всей учеников.
- Оценки должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.
- Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.
Слайд 9 Примеры: «Руки вверх», «Найди ошибку», «Узнай меня", «Химическая тайнопись», «Кто дальше?», «Отгадываю задуманный элемент», «Цепочка» и т.д.
Пример игры «Руки вверх»
Задание: Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, дети внимательно слушают. Если названо вещество, ученики поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку, дает определение «вещества» или «физического тела» и приводит дополнительно 2–3 соответствующих примера.
Пример перечня названий. Стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка, крахмал, полиэтилен, кислород, мяч, уксусная кислота, дверная ручка, мел, лампа, молоко и др.
Слайд10 Исследовательская и практическая работа на уроках химии всегда была в приоритете. Но если практическую работу мы можем завершить за урок, то исследовательская деятельность выходит за рамки урока, поэтому я предлагаю на уроках использовать мини-исследовательские работы.
В качестве примера: в 9 классе при изучении электрохимического ряда напряжений металлов, ученикам предлагается практически исследовать способность одних металлов вытеснять другие из их солей. В зависимости от уровня подготовки обучающихся можно ставить одну цель: «Определите самый активный металл из предложенных». Для облегчения задания и экономии времени на уроке можно поставить ряд последовательных задач, решение которых приведут к достижению цели:
1.Может ли вытеснить медь железо из хлорида железа (II)?
2. К железным стружкам прилейте раствор медного купороса. Что наблюдаете? Сделайте вывод. И т.д.
Дискуссии на уроке
Слайд 11 Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится четко формулировать вопрос, ясно выражать свои мысли, защищать свое мнение, выслушивать точки зрения других. В процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность
Дискуссия, проведенная по определенным правилам, напрямую влияет на уровень активизации обучения и учит ребят учиться.
Слайд 12 Например: при изучении химии в 8 классе учащимся предлагается задание:
1. Заполни таблицу
Польза химии. Вред химии
2. Сделай вывод о значении химии в жизни человека (дискуссия)
Слайд 13 Оживляют урок различные командные химические соревнования. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам своих товарищей. Это могут быть игры команд в «Крестики-нолики», «Химбой» на знание номенклатуры, свойств, химических реакций и т.д
Слайд 14 Практика показала, что если использование активных методов обучения носит не случайный, а систематический характер, тесно связанный с изучаемым материалом, то на фоне такой деятельности ученики легче будут понимать теоретический материал, способы решения примеров и задач. Учащиеся преображаются на глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
Это требует психологической перестройки и специальной подготовки учителя. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.