СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по ИЗО для обучающихся 2 - го класса с ОВЗ (8 вид)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по ИЗО для обучающихся 2 - го класса с ОВЗ (8 вид).

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе по ИЗО для обучающихся 2 - го класса с ОВЗ (8 вид)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

основная общеобразовательная школа с.Розовое

Советского района Саратовской области



«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО ПМПК МБОУ – ООШ Зам.директора по У/Р Директор МБОУ-

нач.классов с. Розовое ООШ с.Розовое

______Романова Д.Г. ______ Татакова К.М ______Татакова К.М. ____Александров И.В.

Протокол от «__»___2017 г.№__ «___»____2017 г. «___»____2017 г. «___»___2017 г.№__









АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Айткалиевой Екатерины Сергеевны

по изобразительному искусству

2 класс



Рассмотрено

На заседании методического совета

Протокол №___

От «___»____2017 год













2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:

- Федеральный закон о Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 - 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство», автор И. А. Грошенков) - Москва «Просвещение»,2004 год.

Цель учебного предмета: формирование интереса к изобразительной деятельности и её результатам.

Задачи учебного предмета:

- воспитание положительных качеств личности (на­стойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);

  • воспитание интереса к занятиям изобразительной дея­тельностью;

- знакомство обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;

  • развитие познавательной активности, формирование у школьников приёмов познания предметов и явлений дей­ствительности с целью их изображения;

  • формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисова­нии, аппликации);

  • воспитание умения работать в заданной последователь­ности в соответствии с правилами (по инструкции) и само­стоятельно;

  • формирование умения работать коллективно, выпол­няя определённый этап работы в цепи заданий для полу­чения результата общей деятельности.

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования.



Общая характеристика учебного предмета.

Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключи­тельно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.

На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторы­ми доступными по содержанию произведениями известных художников.

Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Наряду с названными учебно-воспитательными задача­ми в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков пси­хического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся.

Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, творческие работы.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть раздела «Искусство».

Класс 2

Количество часов 0,25 час в неделю 9 часов


Личностные и предметные результаты освоения предмета

«Изобразительное искусство»

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Личностные результаты должны отражать:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;

  • формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

  • умение обращаться за помощью, принимать помощь;

  • умение организовать своё рабочее место;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

  • формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво - не красиво, аккуратно - неаккуратно);

  • формирование мотивации к творческому труду;

  • формирование бережного отношения к материальным ценностям.

Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения во 2 классе:

Достаточный уровень:

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;

- умение ориентироваться в пространстве листа;

- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- умение ориентироваться в пространстве листа;

- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.


Учащиеся должны знать:

  • названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уро­ках изобразительного искусства во 2 классе;

  • выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;

  • основные цвета солнечного спектра, цвета ахромати­ческого ряда;

  • названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов;

  • правила работы с краской, карандашом;

  • строение (конструкцию) изображаемых предметов: ча­сти тела человека, части дерева, дома;

  • порядок расположения одного или нескольких изобра­жений на листе бумаги.



Учащиеся должны уметь:

- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);

- различать и знать названия цветов;

- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним. Состав базовых учебных действий обучающихся:

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.


Личностные базовые учебные действия:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;

  • формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;

  • развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;

  • умение обращаться за помощью, принимать помощь;

  • умение организовать своё рабочее место;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;

  • формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);

  • формирование мотивации к творческому труду;

  • формирование бережного отношения к материальным ценностям.


  1. Регулятивные базовые учебные действия:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса;

  • пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;

  • определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под руководством учителя;

  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

  • проверка работы по образцу;

  • участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя.


  1. Познавательные базовые учебные действия:

  • ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;

  • уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

  • назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;

  • овладение приемами работы различными графическими материалами.

  • создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями;

  • наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя.


  1. Коммуникативные базовые учебные действия:

  • участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;

  • выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;

  • оформлять свои мысли в устной речи;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

  • умение отвечать на вопросы различного характера;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках изобразительной деятельности.





Учебно-тематическое планирование и содержание программы.

Рисование с натуры

Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

Декоративное рисование

Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

Рисование на темы

Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.

Беседы об изобразительном искусстве

Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.

Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.).























Перечень учебно- методических средств обучения.

  • И. А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе». Москва, В.Секачёв, Институт общегуманитарных исследований 2001 год.

  • И.А. Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе VIII вида. Москва, АСАДЕМА, 2002 год.

  • Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение тематическому рисованию младших школьников с нарушениями интеллекта». Екатеринбург, 2000год.

  • Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение младших школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год.

Печатные пособия:

  • портреты русских и зарубежных художников;

  • таблицы по цветоведению, построению орнамента;

  • схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;

  • таблицы по народным промыслам;

Учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;

  • муляжи фруктов и овощей (комплект);

  • предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).

  • Технические средства обучения - ноутбук, интерактивная доска, телевизор; экранно-звуковые пособия.

  • Интернет ресурсы: nsportal.ru/, infourok.ru/, www.uchportal.ru/, pedsovet.su/, www.proshkolu.ru/, www.myshared.ru/.