Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
основная общеобразовательная школа с.Розовое
Советского района Саратовской области
«Согласовано» «Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО ПМПК МБОУ – ООШ Зам.директора по У/Р Директор МБОУ-
нач.классов с. Розовое ООШ с.Розовое
______Романова Д.Г. ______ Татакова К.М ______Татакова К.М. ____Александров И.В.
Протокол от «__»___2017 г.№__ «___»____2017 г. «___»____2017 г. «___»___2017 г.№__
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Айткалиевой Екатерины Сергеевны
по изобразительному искусству
2 класс
Рассмотрено
На заседании методического совета
Протокол №___
От «___»____2017 год
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:
- Федеральный закон о Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 - 4 классы» под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Изобразительное искусство», автор И. А. Грошенков) - Москва «Просвещение»,2004 год.
Цель учебного предмета: формирование интереса к изобразительной деятельности и её результатам.
Задачи учебного предмета:
- воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.);
- знакомство обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
развитие познавательной активности, формирование у школьников приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации);
воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования.
Общая характеристика учебного предмета.
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников.
Изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Наряду с названными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи обучающихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность. На уроках изобразительного искусства социализация осуществляется через воспитание у детей бережного отношения к окружающей природе, любви к родному краю, умение видеть красивое. Беседы об искусстве способствуют эстетическому воспитанию детей, обогащению словаря и развитию речи обучающихся.
Контроль достижения обучающимися уровня усвоения программного материала осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, творческие работы.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Изобразительное искусство» входит в обязательную часть раздела «Искусство».
Класс 2
Количество часов 0,25 час в неделю 9 часов
Личностные и предметные результаты освоения предмета
«Изобразительное искусство»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
умение организовать своё рабочее место;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво - не красиво, аккуратно - неаккуратно);
формирование мотивации к творческому труду;
формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Предметные результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство» на конец обучения во 2 классе:
Достаточный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение изображать с натуры, по памяти, представлению, воображению предметы несложной формы;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- размещать изображение одного предмета в соответствии с параметрами изобразительной поверхности.
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- умение ориентироваться в пространстве листа;
- умение рисовать с натуры, по памяти после предварительных наблюдений и адекватно передавать все признаки и свойства изображаемого объекта.
Учащиеся должны знать:
названия и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей, используемых на уроках изобразительного искусства во 2 классе;
выразительные средства изобразительного искусства: «линия», «цвет»;
основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;
названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов;
правила работы с краской, карандашом;
строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.
Учащиеся должны уметь:
- свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
- использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображения, направления штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
- рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
- понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме, цвету);
- различать и знать названия цветов;
- узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним. Состав базовых учебных действий обучающихся:
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой - составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению;
формирование положительного отношения к мнению учителя, сверстников;
развитие способности оценивать результаты своей деятельности с помощью педагога и самостоятельно;
умение обращаться за помощью, принимать помощь;
умение организовать своё рабочее место;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения задания, поручения;
формирование первоначальных эстетических потребностей, ценностей и чувств (категории: красиво, аккуратно);
формирование мотивации к творческому труду;
формирование бережного отношения к материальным ценностям.
Регулятивные базовые учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями (альбомами, кисточкой, краской, линейкой и т.д.) и организовывать рабочее место под руководством учителя;
определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под руководством учителя;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
проверка работы по образцу;
Познавательные базовые учебные действия:
ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
овладение приемами работы различными графическими материалами.
создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами - заместителями;
наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;
оформлять свои мысли в устной речи;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
умение отвечать на вопросы различного характера;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, взаимодействовать с людьми на уроках изобразительной деятельности.
Учебно-тематическое планирование и содержание программы.
Рисование с натуры
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Декоративное рисование
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование на темы
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.
Беседы об изобразительном искусстве
Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.
Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.).
Перечень учебно- методических средств обучения.
И. А. Грошенков «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе». Москва, В.Секачёв, Институт общегуманитарных исследований 2001 год.
И.А. Грошенков «Изобразительная деятельность в специальной коррекционной школе VIII вида. Москва, АСАДЕМА, 2002 год.
Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение тематическому рисованию младших школьников с нарушениями интеллекта». Екатеринбург, 2000год.
Методические рекомендации Т.В.Нестеровой «Обучение младших школьников декоративному рисованию». Екатеринбург, 2000 год.
Печатные пособия:
портреты русских и зарубежных художников;
таблицы по цветоведению, построению орнамента;
схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека;
таблицы по народным промыслам;
Учебно-практическое оборудование конструкторы; краски акварельные, гуашевые; бумага А3, А4; бумага цветная; фломастеры; восковые мелки; кисти беличьи № 5, 10, 20; кисти из щетины № 3, 10, 20; ножницы; шаблоны геометрических фигур и реальных предметов;
муляжи фруктов и овощей (комплект);
предметы быта (кофейники, кувшины, чайный сервиз).
Технические средства обучения - ноутбук, интерактивная доска, телевизор; экранно-звуковые пособия.
Интернет ресурсы: nsportal.ru/, infourok.ru/, www.uchportal.ru/, pedsovet.su/, www.proshkolu.ru/, www.myshared.ru/.