Пояснительная записка
1. Направленность программы
Данная рабочая программа разработана на основе:
1)ФГОС НОО утверждённого приказом Министерства Федерации от 6 октября 2009г. № 373;
2)Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
3) программы «Разговор о правильном питании», авторы М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. Москва: ОЛМА Медиа Групп 2011г. Вторая часть программы – «Две недели в лагере здоровья».
Направленность программы - внедрение в массы правил питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья.
Данная программа разработана для учащихся 3 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на формирование у детей культуры здорового образа жизни, и на развитие познавательной активности детей и формирование потребности и умения сохранять здоровье. А так же воспитание здоровой личности для развития и процветания нации и для благополучия Родины. Воспитание нравственных качеств обучающихся.
Отличительной чертой программы является то, что на занятиях ребёнок трудится в коллективе. Дома он на практике усваивает полученные знания. Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей: конкурс фотографий, конкурс блюд.
2. Отличительные особенности, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Программа отличается своими новыми принципами:
1. Личностный – осознание каждым ребенком значения правильного питания для своего же здоровья; выработка мировоззрения о сбалансированном питании с учетом индивидуальных потребностей и типологических особенностей организма, формирование личностной позиции по сохранению и укреплению здоровья.
2. Социальный – организация правильного питания в семье + школе; осознание значимости правильного питания для сохранения здоровья в пользу семьи, школы, общества, страны.
3. Проблемный– он предполагает интеграцию общего и дополнительного образования; как особой формы получение знаний, практических умений и навыков.
4. Внедрение новых технологий – пути реализации программы различны, обширны, требуют современного подхода и новых технологий в использовании адекватных форм и методов здоровье – сберегающих технологий.
5. Гуманный – предполагает заботу о здоровье каждого ученика, соблюдение санитарно-гигиенических требований, соблюдение режима дня, многоразовое питание, культуры здоровья, профилактика асоциальных действий, профессионального самоопределения, самореализации личности ребенка.
6. Массовый – вопросы питания касаются всех людей мира, земного шара. Хорошее правильное питание – основа жизни, основа здоровья. Здоровый человек – сильный человек. Разговор о правильном питании должен услышать каждый человек! Такие программы должны изучать массы людей, начиная с младшего возраста и до старших поколений.
7. Традиционный – как развивалась наука о питании, какие русские национальные блюда существуют, праздничные кушанья, местные традиции гостеприимства.
Выбор содержания программы не случаен, т. к. правильное питание – один из «краеугольных камней», на котором базируется здоровье и жизнь человека.
Новизна программы
1.По сохранению здоровья детей ведется большая работа (организуется летний отдых учащихся в лагерях, санаториях, проводятся уроки физкультуры, физкультминутки на уроках, соревнования, дни здоровья, разрабатываются различные здоровье сберегающие программы, организованы спортивные секции). Но еще, ни разу не затрагивали вопрос о правильном питании детей, его организации в семье, в школе.
2.Мы изучаем теоретические сведения о пользе правильного питания, развиваем практические умения, которые необходимы в жизни для сохранения здоровья. Большую просветительную работу по правильному питанию проводим с родителями, привлекаем в работу общественность и специалистов.
3.Программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. По результатам исследования специалистов, только 20% родителей знают о важности правильного питания детей. Родители знакомятся с основными принципами правильного питания, стараются организовать здоровое питание в семье.
4.Данная программа реализуется в соответствии с «Концепцией государственной политики в области здорового питания населения РФ» управлением специального образования при Министерстве образования России.
5.Программа решает задачу сотрудничества в семьи и школы, школы и общественности. Также задачи по укреплению и сохранению здоровья детей. Успешное обучение и воспитание детей зависит от состояния здоровья учащихся.
Актуальность программы на данный момент заключается в том, что она способствует воспитанию у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья, сохранения ими здоровья, как главной человеческой ценности.
3. Цели и задачи программы
Цель: сформировать у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи:
формирование навыков правильного питания;
знакомство учащихся с основными группами питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли) и их функциями в организме человека;
формирование представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;
формирование представление об особенностях питания в летний и зимний периоды;
знакомство с блюдами, которые могут быть использованы в холодное и теплое время года;
расширение представлений о значении овощей и фруктов;
формирование представлений о традициях питания разных народов и русского народа;
знакомство учащихся с зависимостью рациона питания от физических нагрузок;
обучение оцениванию своего рациона питания и правильному составлению меню в зависимости от физической активности;
знакомство с предметами кухонного оборудования, их назначением;
формирование представления об основных правилах гигиены и безопасности при приготовлении пищи;
знакомство учащихся с разнообразием столовой посуды и приборов;
обучение правильной сервировки стола для ежедневного приема пищи;
продолжение знакомства с разнообразием молочных продуктов и их свойствами;
знакомство с молочными блюдами, которые готовят разные народы, и в частности жители нашего города, представители разных национальностей;
расширение знаний о полезности продуктов из зерна;
знакомство с национальными блюдами из зерна и традициями их использования;
расширение знаний детей о диких растениях и грибах, произрастающих в нашей местности, возможности их включения в рацион питания;
знакомство детей с представителями фауны и флоры Черного моря, которых люди используют в пищу, изучить их полезность, способы приготовления и содержание витаминов, минеральных веществ и микроэлементов;
знакомство с кулинарными традициями народов, проживающих в Поволжье, и традициями народов России.
В ходе работы над второй частью программы реализую следующие развивающие задачи:
развитие любознательности и самостоятельности в поисках информации по теме;
умение анализировать, обобщать и использовать на практике полученные знания;
развитие коммуникативных умений ребенка при работе в парах, группах и коллективном творчестве;
формирование самосознания социально-культурных ценностей;
умение работать с различными источниками информации;
развитие творческих способностей каждого ребёнка.
Основные воспитательные задачи реализации второй части программы включают в себя:
формирование представления о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья;
воспитание культуры поведения за столом, в школе, на природе;
привитие чувства уважения к культуре своего народа и других народов.
Данная программа курса реализуется 1 час в неделю - 34 часа в год. По расписанию внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность включает занятия по программе «Две недели в лагере здоровья» через использование таких форм работы, как:
беседа;
просматривание отрывков из художественных фильмов, журнала «Ералаш», мультфильмов;
игра;
проектная деятельность;
практическая работа;
конкурс;
викторина;
инсценировка;
экскурсия;
рассматривание ситуативных иллюстраций,
соревнование.
При разработке данного курса учитываются и традиции питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.
4.Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы
В реализации рабочей программы «Две недели в лагере здоровья» участвуют обучающиеся младшего школьного возраста(3кл.)
5.Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом МБОУ «Лицей № 10» и познавательными интересами обучающихся и соответствует базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004г. 3-ий класс – 34 часа.