СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к программе по математике, 3 класс ФГОС (М.М. Моро, М.А. Бантова и др., программа "Школа России").

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор данной  программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что они ориентированы на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. 

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к программе по математике, 3 класс ФГОС (М.М. Моро, М.А. Бантова и др., программа "Школа России").»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«……………………»



Рассмотрено

на заседании кафедры

протокол № ________

«____»_____20___ г.

Зав. кафедрой _______


«Согласовано»

зам директора по

УВР/ НМР

_________________

«___»_____20__ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «…………………….»

_________________

«___»____20____ г.







Рабочая программа по учебному предмету

математика

для 3 «…» класса (начального общего образования)









  Составитель: __________________________

Квалификационная категория:____________

















Сроки реализации программы:










г. Рубцовск, 2013

Пояснительная записка


Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ №1067 от 19.12.12), Уставом МБОУ «……………….» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов на основе учебного плана МБОУ «…………………» и в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету (от 22.05.2013). Рабочая программа ориентирована на использование авторской учебной программы М.И. Моро, М.А. Бантовой, С.И. Волковой «Математика».


УМК «Школа России» включает в себя:

  • учебник «Математика» М.И. Моро. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 год;

  • электронное приложение к учебнику «Математика» (ЭОР). М.И. Моро, С.И. Волкова. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.;

  • рабочую тетрадь к учебнику «Математика» М.И. Моро, С.И. Волкова. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 год.

Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 3 – х классах: обучение в объёме – 136 часов, 4 часа в неделю (из обязательной части).

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что они ориентированы на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.


Общая характеристика курса


Ценностные ориентиры курса:

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в приро­де и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, раз­мера и т. д.);

  • математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприя­тия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

  • владение математическим языком, алгоритмами, элемен­тами математической логики позволяет ученику совершенство­вать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опро­вергать или подтверждать истинность предположения).


Задачи курса:

  • формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;

  • развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

  • развивать пространственное воображение;

  • развивать математическую речь;

  • формировать системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

  • формировать умения вести поиск информации и работать с ней;

  • формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;

  • развивать познавательные способности;

  • воспитывать стремления к расширению математических знаний;

  • формировать критичность мышления;

  • развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и применять суждения других.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационный объектов (проектная деятельность).

Начальный курс математики является интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Формы и методы организации учебных занятий по предмету в 3 классе: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, творческая работа, математическая игра, учебный диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).

Домашние задания могут изменяться в зависимости от усвоения материала, темпа работы обучающихся на уроке. Домашнее задание предполагает не только выполнение тренировочных упражнений, но и другие формы: домашние творческие работы в виде сообщений, презентаций, выполнение практических заданий, проектных заданий.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Контрольно-оценочная деятельность осуществляется на основании Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС НОО в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «…………………….».



























Планируемые образовательные результаты

Личностными результатами обучающихся являются: готов­ность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность ха­рактеризовать собственные знания по предмету, формулиро­вал вопросы, устанавливать, какие из предложенных матема­тических задач могут быть им успешно решены; познаватель­ный интерес к математической науке.

Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков символов, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действий, текстовых задач, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.


Планируемые образовательные результаты

Третьеклассник научится

Третьеклассник получит

возможность научиться

Числа и величины.

- читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;

- устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;

- выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью;

- классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия;

- представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- находить долю от числа и число по его доле;

- выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;

- применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг.

- читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;

- находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.);

- изображать изученные целые числа на числовом (координатном) луче;

- изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча;

- записывать числа с помощью цифр римской письменной нумерации C, L, D, M.








Арифметические действия.

- выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;

- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;

- выполнять деление с остатком;

- находить значение сложных выражения, содержащих 2 – 3 действия;

- решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел.





- выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени, площади);

- изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия;

- решать уравнения, требующие 1 – 3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий;

- находить значение выражения с переменной при заданном её значении (сложность выражений 1 – 3 действия);

- находить решения неравенств с одной переменной разными способами;

- проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений;

- выбирать верный ответ задания из предложенных.


Работа с текстовыми задачами.

- выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицы, чертеж, схему и т.д.;

- выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2 – 3 действия;

- решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы) ;

- преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия ;

- составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертеж и т.д.).

- находить разные способы решения одной задачи;

- преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных;

- решать задачи на нахождение доли, части целого и целого по значению его доли.










Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

- различать окружность и круг;

- строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля;

- строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника.

возможность научиться:

- использовать транспортир для измерения и построения углов;

- делить круг на 2, 4, 6, 8 равных частей;

- изображать простейшие геометрические фигуры (отрезки, прямоугольники) в заданном масштабе;

- выбирать масштаб, удобный для данной задачи;

- изображать пространственные тела (четырехугольные призмы, пирамиды) на плоскости.

Геометрические величины.

- вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины;

- выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;

- применять единицу измерения длины – километр (км) и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000мм;

- использовать единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм), квадратный сантиметр (см), квадратный дециметр (дм), квадратный метр (м), квадратный километр (км) и соотношения между ними: 1 см = 100мм, 1 дм = 100см, 1 м = 100 дм.

- находить площади многоугольников разными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением частей фигуры;

- использовать единицу измерения величины углов – градус и его обозначение.











Работа с информацией.

- использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов;

- устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в соответствии с закономерностью;

- использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач

читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач;

- соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме; определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм;

- дополнять простые столбчатые диаграммы;

- понимать, выполнять, проверять, дополнять алгоритмы выполнения изучаемых действий;

- понимать выражения, содержащие логические связки и слова ( “… и …”, “… или …”, “не”, “если … , то …”, “верно/неверно, что …”, “для того, чтобы … нужно …”, “каждый”, “все”, “некоторые”).












Содержание учебного курса


Содержание учебного курса обучения в 3 классе представлено в программе разделами:

  • «Числа и величины».

  • «Арифметические действия».

  • «Текстовые задачи».

  • «Пространственные отношения. Геометрические фигуры».

  • «Геометрические величины».

  • «Работа с информацией».

Основу курса составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах тысячи.

Тема «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц времени: год, месяц, сутки, соотношения над ними.

Программа предполагает прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.

Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач.

К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. Включение в программу элементов алгебраической пропедев­тики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, спо­собствует развитию абстрактного мышления у учащихся.

Содержание программы по математике позволяет осуществлять связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе.


























Учебно – методическая литература для учителя

Основная:

  1. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2010 г. (Стандарты второго поколения).

  2. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.

  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

  4. Моро М.И. и др. Математика. Рабочие программы 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.

  5. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.

  6. Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике для 3 класса начальной школы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.

  7. Моро М.И., Волкова С.И. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

Дополнительная:

  1. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 3 класс /Т.П.Быкова. – М.: Экзамен, 2010.

  2. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. (Материалы для занятий с обучающимися 1-4 классов) сост. Н.И.Удодова. – Волгоград: Учитель, 2010.

  3. Интернет ресурсы: https://proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей; https://it-n.ru - Сеть творческих учителей; https://uchi.ucoz.ru - Первый учительский портал; https://uchportal.ru - Учительский портал; https://openclass.ru – «Открытый класс» - образовательные сообщества; https://metodisty.ru - Профессиональное сообщество педагогов; http://ndce.edu.ru - Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования; http://my-tbook.ru - Издательский центр «Мой учебник»; https://pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей; http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа», https://suhin.narod.ru/zag1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина; http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов; http://annik-bgpu.km.ru/index.html - Математика в начальной школе (статьи, задачник, конспекты, игры); https://nsportal.ru - Социальная сеть работников образования.

  4. Ситникова Т.Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 3 класс. – М: ВАКО, 2013 г.

  5. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013 г

Учебная литература для учащихся

Основная:

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.

  2. Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике для 3 класса начальной школы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.

Дополнительная:

  1. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. (Материалы для занятий с обучающимися 1-4 классов) сост. Н.И.Удодова. – Волгоград: Учитель, 2010.

  2. Интернет ресурсы: http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского; http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

Приложение


Контроль уровня подготовки обучающихся


Нормы отметок письменных работ по математике


Письменная работа, содержащая только примеры

«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

«4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки.

«3» - допущены 3- 4 вычислительные ошибки.

«2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.


Письменная работа, содержащая только задачи

«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

«4» - нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки.

«3» - допущена одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или

- не решена одна задача, но нет вычислительных ошибок.

«2» - допущена одна ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительных ошибки или

- допущены ошибки в ходе двух задач.


Комбинированная работа

«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

«4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки.

«3» - допущены ошибки в ходе решения задачи и нет других ошибок или

- допущены 3-4 вычислительные ошибки.

«2» - допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или

- допущено более 5 вычислительных ошибок.


Математический диктант

«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.

«4» - не выполнена 1/5 часть примеров от общего числа.

«3» - не выполнена 1/4 часть примеров от общего числа.

«2» - не выполнена 1/2 часть примеров от общего числа.


Формы контроля знаний: контрольные (9 учебных часов), диагностические, самостоятельные работы, тесты.



















Приложение

Структура учебного предмета

для 3 класса на ______________учебный год



п/п

Наименование разделов

Всего часов

Контрольные и диагностические

Проекты

Примечания

работы





1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

8

Контрольная работа № 1.

Самостоятельная работа

№ 1,2.

Математический тренинг

Математический диктант

№ 1.





2

Числа от 1 до 100. Таблиц умножения и деления

56

Тест № 1.

Контрольная работа № 2,3,4.

Самостоятельная работа

(СР) № 3 – 13.

Математический тренинг (МТ).

Математический диктант

(МД) № 2,3,4,5,6.



«Матема-тические сказки».






3

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление

29

Тест № 2.

Контрольная работа № 5,6.

Самостоятельная работа

(СР) № 14,15,16.

Математический диктант

(МД) № 7,8,9.







4

Числа от 1 до

1 000. Нумерация

13

Тест № 3.

Контрольная работа № 7.

Самостоятельная работа

(СР) № 17,18.

Математический диктант

(МД) № 10,11.







5

Числа от 1 до

1 000. Сложение и вычитание

12

Контрольная работа № 8.

Самостоятельная работа

(СР) № 19,20.

Математический диктант

(МД) № 12.







6

Числа от 1 до

1 000.

Умножение и деление

5

Самостоятельная работа

(СР) № 21.

Математический диктант

(МД) № 13.

«Задачи-расчёты».


7

Приёмы письменных вычислений

13

Тест № 4.

Контрольная работа № 9.

Самостоятельная работа

(СР) № 22,23,24.

Математический диктант

(МД) № 14,15.





ИТОГО


136


54


2