Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«……………………»
Рассмотрено на заседании кафедры протокол № ________ «____»_____20___ г. Зав. кафедрой _______ | «Согласовано» зам директора по УВР/ НМР _________________ «___»_____20__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «…………………….» _________________ «___»____20____ г. |
Рабочая программа по учебному предмету
математика
для 3 «…» класса (начального общего образования)
Составитель: __________________________
Квалификационная категория:____________
Сроки реализации программы:
…
г. Рубцовск, 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ №1067 от 19.12.12), Уставом МБОУ «……………….» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов на основе учебного плана МБОУ «…………………» и в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету (от 22.05.2013). Рабочая программа ориентирована на использование авторской учебной программы М.И. Моро, М.А. Бантовой, С.И. Волковой «Математика».
УМК «Школа России» включает в себя:
учебник «Математика» М.И. Моро. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 год;
электронное приложение к учебнику «Математика» (ЭОР). М.И. Моро, С.И. Волкова. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.;
рабочую тетрадь к учебнику «Математика» М.И. Моро, С.И. Волкова. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 год.
Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 3 – х классах: обучение в объёме – 136 часов, 4 часа в неделю (из обязательной части).
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что они ориентированы на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.
Общая характеристика курса
Ценностные ориентиры курса:
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Задачи курса:
формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;
развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
развивать пространственное воображение;
развивать математическую речь;
формировать системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
формировать умения вести поиск информации и работать с ней;
формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;
развивать познавательные способности;
воспитывать стремления к расширению математических знаний;
формировать критичность мышления;
развивать умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и применять суждения других.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационный объектов (проектная деятельность).
Начальный курс математики является интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.
Формы и методы организации учебных занятий по предмету в 3 классе: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, творческая работа, математическая игра, учебный диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование (сравнение, анализ)).
Домашние задания могут изменяться в зависимости от усвоения материала, темпа работы обучающихся на уроке. Домашнее задание предполагает не только выполнение тренировочных упражнений, но и другие формы: домашние творческие работы в виде сообщений, презентаций, выполнение практических заданий, проектных заданий.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Контрольно-оценочная деятельность осуществляется на основании Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС НОО в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «…………………….».
Планируемые образовательные результаты
Личностными результатами обучающихся являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировал вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков символов, планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах и величинах, арифметических действий, текстовых задач, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
Планируемые образовательные результаты |
Третьеклассник научится | Третьеклассник получит возможность научиться |
Числа и величины. |
- читать и записывать любое натуральное число в пределах класса единиц и класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду; - устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков; - выявлять закономерность ряда чисел, дополнять его в соответствии с этой закономерностью; - классифицировать числа по разным основаниям, объяснять свои действия; - представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых; - находить долю от числа и число по его доле; - выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну; - применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг. | - читать и записывать дробные числа, понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель; - находить часть числа (две пятых, семь девятых и т.д.); - изображать изученные целые числа на числовом (координатном) луче; - изображать доли единицы на единичном отрезке координатного луча; - записывать числа с помощью цифр римской письменной нумерации C, L, D, M. |
Арифметические действия. |
- выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел; - выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число; - выполнять деление с остатком; - находить значение сложных выражения, содержащих 2 – 3 действия; - решать уравнения на нахождение неизвестного компонента действия в пределах изученных чисел. | - выполнять сложение и вычитание величин (длины, массы, вместимости, времени, площади); - изменять результат арифметического действия при изменении одного или двух компонентов действия; - решать уравнения, требующие 1 – 3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий; - находить значение выражения с переменной при заданном её значении (сложность выражений 1 – 3 действия); - находить решения неравенств с одной переменной разными способами; - проверять правильность выполнения различных заданий с помощью вычислений; - выбирать верный ответ задания из предложенных. |
Работа с текстовыми задачами. |
- выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицы, чертеж, схему и т.д.; - выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2 – 3 действия; - решать задачи, рассматривающие процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объем работы) ; - преобразовывать данную задачу в новую с помощью изменения вопроса или условия ; - составлять задачу по ее краткой записи, представленной в различных формах (таблица, схема, чертеж и т.д.). | - находить разные способы решения одной задачи; - преобразовывать задачу с недостающими или избыточными данными в задачу с необходимым и достаточным количеством данных; - решать задачи на нахождение доли, части целого и целого по значению его доли. |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. |
- различать окружность и круг; - строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля; - строить квадрат и прямоугольник по заданным значениям длин сторон с помощью линейки и угольника. | возможность научиться: - использовать транспортир для измерения и построения углов; - делить круг на 2, 4, 6, 8 равных частей; - изображать простейшие геометрические фигуры (отрезки, прямоугольники) в заданном масштабе; - выбирать масштаб, удобный для данной задачи; - изображать пространственные тела (четырехугольные призмы, пирамиды) на плоскости. |
Геометрические величины. |
- вычислять площадь прямоугольника по значениям его длины и ширины; - выражать длину, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними; - применять единицу измерения длины – километр (км) и соотношения: 1 км = 1000 м, 1 м = 1000мм; - использовать единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм), квадратный сантиметр (см), квадратный дециметр (дм), квадратный метр (м), квадратный километр (км) и соотношения между ними: 1 см = 100мм, 1 дм = 100см, 1 м = 100 дм. | - находить площади многоугольников разными способами: разбиением на прямоугольники, дополнением до прямоугольника, перестроением частей фигуры; - использовать единицу измерения величины углов – градус и его обозначение. |
Работа с информацией. |
- использовать данные готовых таблиц для составления чисел, выполнения действий, формулирования выводов; - устанавливать закономерность по данным таблицы, заполнять таблицу в соответствии с закономерностью; - использовать данные готовых столбчатых и линейных диаграмм при решении текстовых задач | читать несложные готовые круговые диаграммы, использовать их данные для решения текстовых задач; - соотносить информацию, представленную в таблице и столбчатой диаграмме; определять цену деления шкалы столбчатой и линейной диаграмм; - дополнять простые столбчатые диаграммы; - понимать, выполнять, проверять, дополнять алгоритмы выполнения изучаемых действий; - понимать выражения, содержащие логические связки и слова ( “… и …”, “… или …”, “не”, “если … , то …”, “верно/неверно, что …”, “для того, чтобы … нужно …”, “каждый”, “все”, “некоторые”). |
Содержание учебного курса
Содержание учебного курса обучения в 3 классе представлено в программе разделами:
«Числа и величины».
«Арифметические действия».
«Текстовые задачи».
«Пространственные отношения. Геометрические фигуры».
«Геометрические величины».
«Работа с информацией».
Основу курса составляет изучение нумерации многозначных чисел и четырёх арифметических действий с числами в пределах тысячи.
Тема «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц времени: год, месяц, сутки, соотношения над ними.
Программа предполагает прочное знание изучаемых алгоритмов и отработку навыков письменных вычислений.
Специальное внимание уделяется рассмотрению задач знакомых уже видов, но построенных на понимании взаимосвязи между новыми величинами, а также творческий подход к решению задач.
К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Содержание программы по математике позволяет осуществлять связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе.
Учебно – методическая литература для учителя
Основная:
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2010 г. (Стандарты второго поколения).
Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
Моро М.И. и др. Математика. Рабочие программы 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике для 3 класса начальной школы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
Моро М.И., Волкова С.И. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.
Дополнительная:
Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 3 класс /Т.П.Быкова. – М.: Экзамен, 2010.
Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. (Материалы для занятий с обучающимися 1-4 классов) сост. Н.И.Удодова. – Волгоград: Учитель, 2010.
Интернет ресурсы: https://proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей; https://it-n.ru - Сеть творческих учителей; https://uchi.ucoz.ru - Первый учительский портал; https://uchportal.ru - Учительский портал; https://openclass.ru – «Открытый класс» - образовательные сообщества; https://metodisty.ru - Профессиональное сообщество педагогов; http://ndce.edu.ru - Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования; http://my-tbook.ru - Издательский центр «Мой учебник»; https://pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей; http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа», https://suhin.narod.ru/zag1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина; http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов; http://annik-bgpu.km.ru/index.html - Математика в начальной школе (статьи, задачник, конспекты, игры); https://nsportal.ru - Социальная сеть работников образования.
Ситникова Т.Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 3 класс. – М: ВАКО, 2013 г.
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013 г
Учебная литература для учащихся
Основная:
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
Моро М.И., Волкова С.И. Тетрадь по математике для 3 класса начальной школы. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
Дополнительная:
Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. (Материалы для занятий с обучающимися 1-4 классов) сост. Н.И.Удодова. – Волгоград: Учитель, 2010.
Интернет ресурсы: http://www.pspu.as.ru - Игротека математического кружка Е.А. Дышинского; http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.
Приложение
Контроль уровня подготовки обучающихся
Нормы отметок письменных работ по математике
Письменная работа, содержащая только примеры
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
«4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки.
«3» - допущены 3- 4 вычислительные ошибки.
«2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.
Письменная работа, содержащая только задачи
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
«4» - нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1- 2 вычислительные ошибки.
«3» - допущена одна ошибка в ходе решения задачи и одна вычислительная ошибка или
- не решена одна задача, но нет вычислительных ошибок.
«2» - допущена одна ошибка в ходе решения задачи и 2 вычислительных ошибки или
- допущены ошибки в ходе двух задач.
Комбинированная работа
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
«4» - допущены 1- 2 вычислительные ошибки.
«3» - допущены ошибки в ходе решения задачи и нет других ошибок или
- допущены 3-4 вычислительные ошибки.
«2» - допущены ошибки в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или
- допущено более 5 вычислительных ошибок.
Математический диктант
«5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений.
«4» - не выполнена 1/5 часть примеров от общего числа.
«3» - не выполнена 1/4 часть примеров от общего числа.
«2» - не выполнена 1/2 часть примеров от общего числа.
Формы контроля знаний: контрольные (9 учебных часов), диагностические, самостоятельные работы, тесты.
Приложение
Структура учебного предмета
для 3 класса на ______________учебный год
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Контрольные и диагностические | Проекты | Примечания |
работы | | |
1 | Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание | 8 | Контрольная работа № 1. Самостоятельная работа № 1,2. Математический тренинг Математический диктант № 1. | | |
2 | Числа от 1 до 100. Таблиц умножения и деления | 56 | Тест № 1. Контрольная работа № 2,3,4. Самостоятельная работа (СР) № 3 – 13. Математический тренинг (МТ). Математический диктант (МД) № 2,3,4,5,6. | «Матема-тические сказки». | |
3 | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление | 29 | Тест № 2. Контрольная работа № 5,6. Самостоятельная работа (СР) № 14,15,16. Математический диктант (МД) № 7,8,9. | | |
4 | Числа от 1 до 1 000. Нумерация | 13 | Тест № 3. Контрольная работа № 7. Самостоятельная работа (СР) № 17,18. Математический диктант (МД) № 10,11. | | |
5 | Числа от 1 до 1 000. Сложение и вычитание | 12 | Контрольная работа № 8. Самостоятельная работа (СР) № 19,20. Математический диктант (МД) № 12. | | |
6 | Числа от 1 до 1 000. Умножение и деление | 5 | Самостоятельная работа (СР) № 21. Математический диктант (МД) № 13. | «Задачи-расчёты». | |
7 | Приёмы письменных вычислений | 13 | Тест № 4. Контрольная работа № 9. Самостоятельная работа (СР) № 22,23,24. Математический диктант (МД) № 14,15. | | |
| ИТОГО | 136 | 54 | 2 | |