Пояснительная записка
В последнее время в стране наблюдается разрушение старых стереотипов поведения, утеря общечеловеческих ценностей среди подрастающего поколения, того, чему всегда учила общечеловеческая мораль и произведения русской литературы. В обществе создалась такая обстановка, в которой человек «потерял себя». А чтобы выжить, остаться морально здоровым, молодому поколению, сегодняшним школьникам, нужно научиться делать выбор, принимать решение, контролировать поведение и эмоции, т.е. необходимо формировать навыки самопознания и саморазвития. На наш взгляд, в интеграции психологии и предметов филологической направленности можно достичь личностных и метапредметных результатов, потому что практически ни один художественный текст не написан без учета психологических качеств личности героев. Постигая глубины человеческой души, проникая в суть поступка, мы учимся жить, понимать героев, понимать себя. Порой это нужно учиться делать самостоятельно, порой, прибегая к другим познавательным источникам.
Среди же ключевых компетентностей, обозначенных федеральной стратегией модернизации образования, приоритетное место принадлежит компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, будь то Интернет, СМИ, притча, текст. Умение работать с разными источниками информации, смысловое чтение является необходимым метапредметным умением, без которого успешное обучение ребенка ни в школе, ни в вузе невозможно. Поэтому важно научить не только своему предмету, а научить учиться, то есть работать с разной информацией, читать, понимать прочитанное, думать, слушать, спорить, познавать через текст собственное Я.
Актуальность обусловлена:
Необходимостью формирования личностных и социальных навыков, навыков ассертивного поведения.
Социальным заказом на компетентную личность, владеющую умениями самообучения.
Существованием проблем в формировании грамотности чтения, т.е. способности учащихся к осмыслению текстов и использование прочитанного в разных жизненных ситуациях.
Трудностями, с которыми школьники сталкиваются на итоговой аттестации.
Необходимостью реализации одного из ключевых положений Концепции федеральных образовательных стандартов нового поколения – формирования УУД.
Цель и задачи рабочей программы курса «Текст как источник постижения личности и формирования метапредметных результатов »
Цель программы: создание условий для успешного самопознания и овладения метапредметными результатами:
Понимания информационного источника различной направленности: учебного содержания, художественного;
Овладения учениками способностью извлекать необходимую информацию из текста;
Овладения интерпретацией текста;
Овладения способами рефлексии текста на содержание и форму;
Овладения способностью свободно и правильно излагать свои мысли перед слушателями;
Овладения способностью определять цели работы, планировать последующие действия для достижения поставленной цели.
Задачи:
Выявить через вводную диагностику типичные затруднения школьников, связанные с учебным процессом, с особенностями мироощущения и миропонимания.
Познакомить учащихся с различными приемами осмысления текста в процессе работы над ним;
Выработать с учащимися алгоритм работы с текстом, учить его применению.
Курс направлен на формирование метапредметных и личностных результатов, которые предполагается достичь путем обучения учащихся работе с текстами разных жанров, различной направленности и идейного содержания.
Работа над проблемой охватывает три занятия, первое из которых предвосхищает работу с текстом работа педагога- психолога с учащимися по тексту притчи, подобранной в соответствии с темой занятия и отвечающей проблеме, рассматриваемой в день проведения занятия. Кроме того учащимися под руководством педагога-психолога выполняются динамические упражнения, направленные на синхронизацию, сплочение учащихся, изменения эмоционального климата в классе.
На втором занятии учитель-словесник организовывает работу с художественным текстом по идейному содержанию и проблематике, дублирующим притчу: выразительное чтение, определение темы, идеи, авторского трактования идеи и личного понимания текста учащимися. Большое внимание будет отдано работе с лексикой, так как для формирования собственной позиции учащиеся должны обладать определенным набором языковых средств. Третье занятие- создание собственного текста по рассмотренной проблеме.
Идейное содержание текстов, подлежащих интерпретации учащимися, направлено на духовное, нравственное и культурное воспитание учащихся.
III. Место курса ««Текст как источник постижения личности и формирования метапредметных результатов » в учебном плане
Курс входит в школьный компонент учебного плана. В соответствии с учебным планом МБОУ Степновская СОШ, программа рассчитана на 35 часов .
IV. Личностные и метапредметные результаты
Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности( развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия с окружающими: развитие навыков анализа чувств и саморегуляции, принятия обоснованных решений, преодоления стресса, а также навыков разрешения конфликтов.
Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение различными приемами организации устной и письменной речи, монологической контекстной речью;
V.Формы организации учебного процесса.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия ( практические работы по анализу текстов, дискуссии, тренинги,беседымозговой штурм), уроки творчества.
VI.Содержание курса
Введение. Знакомство. Правила (1 час)
Я-Концепция . Осознание своей неповторимости и уникальности. Анализ эпизода из повести Б. Полевого « Повесть о настоящем человеке». Создание собственного текста по поднятой проблеме (3 часа)
Самоуважение. Развитие навыков самоуважения и уважения к другим людям. Анализ эпизодов из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Дятловы горы». Творческая работа. (3 часа)
Чувства. Осознание необходимости анализа собственных чувств и способов их регуляции. Анализ эпизода из рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Создание собственного текста «Что бы я посоветовал Вите Потылицыну?»(3 часа)
Стресс. Его природа. Преодоление стресса. Анализ эпизода из рассказа «Тема и Жучка»Н. Гарина-Михайловского. Создание собственного текста «Что я понял и чему меня научил эпизод?»(3 часа)
Взаимодействие с окружающими (сверстники, взрослые).Формирование и развитие навыков сотрудничества. Анализ эпизода из рассказа Л. Кассиля « Отметки Риммы Лебедевой». Урок контроля достигнутых результатов(3 часа)
Общение и конфликты. Формирование навыков конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Разрешение конфликтов. Работа с эпизодом из рассказа «Монах в новых штанах В. Астафьева («В болоте»). Работаем над сочинением – отзывом.(3 часа)
Принятие решений. Ответственность за себя и свои поступки. Алгоритм принятия решений. Анализ эпизода из рассказа В. Осеевой «Андрейка». Творческая работа: мини-исследование(3 часа)
Вредные привычки. Альтернативы вредным привычкам. Анализ поэтических текстов: стихотворения В. Крякина, Е. Синавиной «Вредные привычки» (3 часа)
Технология отказа. Формирование и развитие навыков ассертивного поведения. Способы сказать «нет». Анализ эпизода из рассказа Ричарда Баха «Дик учится говорить «нет». Сочинение «Смогу ли я сказать «нет»(3 часа)
Ценности. Формирование системы ценностей собственных и семейных. Мини-исследование текстов из сб. О.Зайцевой «Необыкновенная история», «Будем счастливы», «Мать», притча «Счастливейший человек», В. Катаев «Сын полка» (эпизод «У разведчиков»). Сочинение – отзыв.(3 часа)
Урок контроля достигнутых результатов (2 часа) Читательская конференция «Моя настольная книга – мой выбор».
Заключительное занятие. Подведение итогов. Анкета обратной связи(1 час)
Диагностика.(1 час)
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
1. Тексты русских и зарубежных авторов.
2. Интернет-ресурсы.
3. Н. Зайцева. Задания на понимание текста. 6 класс «Экзамен».2014год.
4. Детская психология и психотерапия. Притчи, сказки. Метафоры в развитии ребенка. Речь, Санкт-Петербург, 2006.
5. А.М. Гринина-Земскова. Сочинения в газетных жанрах.5-9 классы. Волгоград. Учитель 2003
6. Л.И.Величко Работа над текстом на уроках русского языка.М.Просвещение.1983
7. Статьи журнала «Русский язык в школе»
И.Г.Милославский Как научиться вычленять оценочный компонент в чужом тексте и включать его в свой. №№ 1,2 2006г.
Т.М.Пахнова От предложения - к тексту. От текста – к слову. №№ 2,3 2006г.
Е.В.Бунеева Как читают текст наши ученики? № 6 1995г.
И.А.Сотова Мотивация самоконтроля над качеством письменного текста. №4 2007г.
И.Н.Добротина Упражнения по трасформации и моделированию текста. № 4 2007г.
В.Ю.Башашкина Формирование навыка понимания текста. №6 2008г.
8. ЦОР, проектор, компьютер, ИД
Учащийся 6 класса научится:
Ориентироваться в содержании текста;
Понимать смысл текста;
Находить обучающую информацию в тексте;
Интерпретировать текст (определять проблему, тему, авторскую позицию);
Проводить рефлексию на содержание текста;
Давать оценку ( высказывать собственное мнение)
Через текст получит возможность формировать личностные и социальные навыки, навыки самопознания и саморазвития.