СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана на основе ФГОС. примерной программы и авторской программы «Физическая культура 1 - 4 класс» - В. И. Лях. Данная программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом.
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Физическая культура» в 2 классах
Рабочая программа разработана на основе ФГОС. примерной программы и авторской программы «Физическая культура 1 - 4 класс» - В. И. Лях. Данная программа создавалась с учетом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом. Программа должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009года №373) данная рабочая программа для 1-4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Нормативная основа программы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010 № 1897
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства Образования РФ от 05.03.2004 №1089
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Примерная программа по предмету "Физическая культура".
Закон РФ «О физической культуре и спорте» от 29.04.1999 № 80-ФЗ;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. №751;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. №1312;
О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889.
Методические рекомендации разработанные Санкт–Петербургской академией постдипломного образования в соответствии с письмом департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2011 №19-247.
Программа для общеобразовательных учреждений. «Физическая культура 1-4 класс» - В.И. Лях; М., «Просвещение»2013 год
Основная Образовательная программа ГБОУ школы № … Московского района Санкт-Петербурга – 2015.
Учебный план ГБОУ школы № ….. Московского района Санкт-Петербурга – 2015-2016 уч. год.
Цели и задачи обучения по предмету «Физическая культура» 2 класса.
Цели:
развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации, на здоровый образ жизни;
на обучение основам базовых видов двигательных действий;
на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
на углубленное представление об основных видах спорта;
- на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым видом спорта в свободное время;
- на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- на содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.
Количество учебных часов.
Программа рассчитана на 3 часа в неделю (согласно Учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение физической культуры в 2 классах составит 102 часов.
1 четверть …….
2 четверть …….
3 четверть …….
4 четверть …….
Из них: контрольные уроки –……часа
Вид контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3четверть | 4 четверть | |
зачет |
|
|
|
| |
Итого |
|
Целью школьного физического воспитания являются формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
1) формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
2) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
3) формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
Основные задачи реализации содержания: Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в область физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта ( Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) Данная рабочая программа для 1-4 классов направлена на достижение учащимися, личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в начальной школе, на его преподавание с 1 класса по 4 класс из расчета 3 ч в неделю отводится 405 часов на четыре года обучения. В 1 классе – 99 часов, во 2 классе – 102 ч, в 3 классе – 102 ч, в 4 классе – 102 ч. Третий час, на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был отведен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. Для прохождения программы в начальной школе в учебном процессе можно использовать учебник: Лях В. И. Мой друг - физкультура. 1-4 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2009.
В программе В. И. Ляха, программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка частично заменяется кроссовой подготовкой и спортивными играми). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя, время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается или добавляется в самостоятельный раздел по выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по индивидуальному подходу к каждому классу отдельно, учитывая физическое развитие учеников. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
А так же введение с 1-4 класс Олимпийских уроков в школьную программу на основании Методических рекомендаций разработанные Санкт–Петербургской академией постдипломного образования в соответствии с письмом департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.2011 №19-247. Структура программы и сами уроки имеют вариативность и способность преподнести весь спектр спорта (виды спорта, спортивные правила, основные аспекты спортивной жизни).см. Приложение №1
Важной особенностью образовательного процесса в начальной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается во втором классе со второго полугодия или раньше в соответствии с решением педагогического совета школы. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе является игровой метод в 1 четверти. Большинство заданий учащимся первого класса дается в форме игры. На основании ФГОС и проведенной диагностики детей на МО физической культуры от 30.05.2015г, протокол № 7, было принято в 2 классе из раздела классе из раздела лыжная подготовка 3 часа добавить в раздел подвижные игры с элементами баскетбола. А так же в связи с недостатком инвентаря и материальным положением родителей учеников, в разделе лыжная подготовка предложена вариативная часть, в которой блок «лыжная подготовка» разделен на три части кроссовая подготовка, волейбол, баскетбол.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:
• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;
• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры, основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация, расширение межпредметных связей.
Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания на основе использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.
Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями. Учителя обязаны предоставлять детям разноуровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.
Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики сотрудничества — идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой деятельности.
Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские, сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные фор-
мы обучения, круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых технических средств.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
• требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Законе «Об образовании»;
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
• примерной программе начального общего образования;
• приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обучения
Формы обучения:
фронтальная (общеклассная)
групповая (в том числе и работа в парах)
индивидуальная
Традиционные методы обучения:
Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
Наглядные методы: демонострация техники выполнения упражнений, наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями.
Практические методы: устные и письменные упражнения, рефераты, презентации, практического упражнения.
В словесных методах часто используются:
- объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов.
- пояснения и комментарии при выполнении учениками отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей.
Главное требование: конкретность и точность пояснений.
При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.
- Рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации учеников на освоение данного материала.
- Урок проводятся при сообщении теоретических сведений.
Неимитационные методы активного обучения урок-диалог. Она предполагает подачу материала через серию вопросов, на которые ученики должны получить ответы в ходе урока.
- Для повышения активности деятельности учеников на занятиях применяются следующие словесные методы:
1) команды: для перестроений и построений, движений по залу.
2) указания (методические и организационные)
3) подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.
Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа. Кроме выполнения упражнений учителем на уроках физкультуры применяется показ наглядных пособий: карточек, кинограмм, DVD, и видео материалов.
Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как ученики запоминают не то, что слышат, а то, что видят. Поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Показ преподавателя часто сопровождается словесными комментариями.
Очень большая и важная группа методов – это практическое выполнение упражнений. Сколько бы ученик не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание.
Методы практического выполнения упражнений проводятся:
- целостным методом: строго регламентированного упражнения, частично регламентированного упражнения.
- расчлененным упражнение
- игровым методом
-соревновательным методом
Все эти методы применяются нами на уроках физической культуры.
Отличительной чертой является индивидуальный подход к ученика. Это объясняется, прежде всего, различными уровнями здоровья учащихся, их физическими и психическими способностями. Разным уровнем развития физических качеств и техники движений.
Средства обучения:
для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы;
для учителя: Программа для общеобразовательных учреждений. «Физическая культура 1-4 класс». Автор В.И. Лях; изд. Москва., «Просвещение»2013 год
Используемые виды и формы контроля
Критерии оценивания и аттестации
учащихся на занятиях по физической культуре
Настоящее критерии разработаны в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:
- Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от 15.06.1987 г. №105/33-24 «О направлении методических рекомендаций «Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Российской Академии образования от 16 июля 2002 г. №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и Науки от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- программа для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 1-4 классы; авторы: В.И. Лях; М. Просвещение 2013г.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся ГБОУ №… в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
К основной медицинской группе (I группа здоровья) относятся обучающиеся без отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии, имеющие хорошее функциональное состояние и соответственную возрасту физическую подготовленность, а также учащиеся с незначительными (чаще функциональными) отклонениями, но не отстающие от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности. Отнесенным к этой группе разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания, с использованием здоровьенаращивающих технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности. В зависимости от особенностей телосложения, типа высшей нервной деятельности, функционального резерва и индивидуальных наклонностей им рекомендуются занятия определенным видом спорта в спортивных кружках и секциях, группах ДЮСШ с подготовкой и участием в соревнованиях и т.д.
Подготовительная медицинская группа - относятся обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных). Тестовые испытания и участие в спортивно-массовых мероприятиях разрешается лишь после дополнительного медицинского осмотра. К занятиям большинством видов спорта и участия в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Однако настоятельно рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.
Специальная медицинская группа (СМГ) – относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы. Обучающихся в СМГ необходимо оценивать их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. Учащиеся выполняют творческие, письменные работы в соответствии с программным материалом. В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда.
С учащимися, включенными в СМГ, занимаются учителя физкультуры на основном уроке для всего класса.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
Несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 2 – 4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, упражнения с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба), необходимо учитывать результаты: секунды, количество, длину, высоту.
Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделу программы.
Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:
1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
2. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры.
3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем физической культуры.
4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств.
5. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
6. Не выполнил работы данные учителем физической культуры (творческая, реферат, презентация).
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры - 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.
4. Продемонстрировал не существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.
5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.
5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции школы, района или города, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях любого ранга.
4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста.
5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Критерии оценки при аттестации на уроках физической культуры учащимся СМГ.
При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, аттестовываются по результатам выполнения требований учебных программ.
Обучающихся в СМГ необходимо оценивать их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима. При выставлении текущей отметки обучающимся необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижая достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических, творческих и практических занятий, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками.
При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом, который передаётся классному руководителю и учителю физкультуры.
Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, находятся в помещении спортивного зала, или на стадионе под присмотром учителя физической культуры. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий, с данными учащимися.
Положительная отметка обучающимся, освобождённым от физических нагрузок выставляется в зависимости от следующих конкретных условий:
Регулярное посещение обучающимся занятий по физической культуре.
Старательное выполнение обучающимся указаний учителя.
Овладение обучающимся доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики.
Обучающимся изучившим необходимые теоретические знания в области физической культуры и спорта.
Обучающимся оказывающим посильную помощь в судействе или организации урока.
Сдача и защита рефератов.
Творческие работы.
Примерные темы рефератов для 1-4 классов.
Олимпийские игры древней Греции в сравнении с современными олимпийскими играми.
Летние Олимпийские виды спорта.
Зимние Олимпийские виды спорта.
Олимпиада и Паралимпиада.
Значение физической культуры в развитии личности.
Мой любимый вид спорта.
Физическая культура в моей семье.
Современные виды спорта и спортивные увлечения учащихся моей школы.
История развития лыжного спорта (любой интересный для Вас вид спорта) 20 века в России и в мире.
Место физической культуры в общей культуре человека.
Охрана труда и техника безопасности на занятиях и уроках физической культурой.
Влияние на здоровье (на выбор) солнечного света свежего воздуха, чистой воды, естественного питания, физических упражнений, отдыха, хорошей осанки, голодания, гигиенических факторов, закаливания и т. д.
Первые Олимпийские игры.
Первая победа на футбольном матче.
Знаменитые фигуристы.
Знаменитые футболисты.
Знаменитые хоккеисты.
Знаменитые боксёры.
Знаменитые бегуны.
Гигиена.
Режим дня.
Правильное питание.
Закаливание.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. Аттестация учащихся планируется по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделу программы.
Демонстрировать.
Приложение №1
Нормативы | 2 класс | ||||
"5" | "4" | "3" | |||
1 | Бег 30 м (сек.) | м | 6,0 | 6,6 | 7,1 |
д | 6,3 | 6,9 | 7,4 | ||
2 | Бег 60 м (сек.) | м |
|
|
|
д |
|
|
| ||
4 | Бег 1000 м (мин,сек.) ("+" - без учета времени) | м | + | + | + |
д | + | + | + | ||
7 | Челночный бег 3х10 м (сек.) | м |
|
|
|
д |
|
|
| ||
11 | Прыжок в длину с места (см) | м | 150 | 130 | 115 |
д | 140 | 125 | 110 | ||
12 | Прыжок в длину с разбега (м) | м | 3,00 | 2,80 | 2,60 |
д | 2,60 | 2,40 | 2,20 | ||
13 | Прыжок в высоту, способом "Перешагивания" (см) | м | 80 | 75 | 70 |
д | 70 | 65 | 60 | ||
14 | Прыжки через скакалку (кол-во раз/мин.) | м | 70 | 60 | 50 |
д | 80 | 70 | 60 | ||
15 | Отжимания (кол-во раз) | м | 10 | 8 | 6 |
д | 8 | 6 | 4 | ||
16 | Подтягивания (кол-во раз) | м | 3 | 2 | 1 |
17 | Метание т/м (м) | м | 15 | 12 | 10 |
д | 12 | 10 | 8 | ||
20 | Многоскоки - 8 прыжков (м) | м | 12 | 10 | 8 |
д | 12 | 10 | 8 | ||
21 | Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) | м | 23 | 21 | 19 |
д | 28 | 26 | 24 | ||
22 | Подъем ног из положения виса на ш/стенке (кол-во раз) | м | 4 | 3 | 2 |
д | 6 | 4 | 2 | ||
23 | Удержание ног под углом 90º на ш/стенке (сек.) | м | 6 | 4 | 2 |
д | 7 | 5 | 3 | ||
24 | Приседания (кол-во раз/мин) | м | 40 | 38 | 36 |
д | 38 | 36 | 34 |
Включение олимпийской тематики в уроки физической культуры.
класс | сроки | Основная тема | Олимпийская тема |
2 класс
| I четверть | Легкая атлетика | Дружба. Совершенство. Уважение.
|
II четверть | Гимнастика. | Талисманы Игр.
| |
III четверть | Подвижные игры. | Летние Олимпийские виды спота.
| |
IV четверть | Кроссовая подготовка | Сочи - 2014. Взаимопонимание между людьми
|
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и способы физкультурной деятельности Знания о физической культуре проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера.
Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения. На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх - вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок.
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
Содержание рабочей программы.
Содержание курса | Основные изучаемые вопросы | Характеристика деятельности учащихся |
Знание о физической культуре (в процессе урока.)
| ||
Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба как жизненно важные способы передвижения человека. Правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря
| Физическая культура
Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость;
Основные способы передвижение человека.
Профилактика травматизма. | Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. Выявлять различия в основных способах передвижения человека.
Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма. Определять основные требования к одежде и обуви во время занятий |
Из истории физической культуры ( в процессе урока.) | ||
История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью | Возникновение Олимпийских игр.
| Пересказывать тексты по истории возникновения Олимпийских Игр. Понимать и раскрывать связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью человека |
Физические упражнения (в процессе урока.) | ||
Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. | Представление о физических упражнениях. Представление о физических качествах. Общее представление о физическом развитии.
| Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Характеризовать показатели физического развития.
|
Гимнастика с элементами акробатики
| ||
Упражнения на освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей Кувырок вперед; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках согнув ноги, перекат вперед в упор присев; кувырок в сторону Упражнения в висе стоя и лёжа; в висе спиной к гимнастической стенке поднимание согнутых и прямых ног; вис на согнутых руках; Подтягивание в висе лежа согнувшись, то же из седа ноги врозь в висе на канате; упражнения в упоре лёжа и стоя на коленях и в упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке
Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног; перелезание через гимнастическое бревно (высота до 60см); лазанье по канату Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60см) на одной и на двух ногах; ходьба по рейке гимнастической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные ориентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!» Комбинация (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности |
Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей
Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей
Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей
Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных способностей и силовых способностей, правильную осанку
Освоение навыков равновесия
Освоение строевых навыков
Освоение ОРУ без предметов, развитие координационных способностей, силы, гибкости, правильной осанки | Осваивать универсальные умения при выполнении общеразвивающих упражнений с предметами Описывать технику разучиваемых акробатических упражнений
Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций Осваивать технику физических упражнений прикладной направленности Выявлять характерные ошибки при выполнении гимнастических упражнений прикладной направленности Проявлять качества силы и координации при выполнении упражнений прикладной направленности Соблюдать технику безопасности при выполнении упражнений на координацию Проявлять качества силы, координации и выносливости при выполнении акробатических упражнений и комбинаций
Осваивать универсальные умения при выполнении упражнений на равновесие
Различать и выполнять строевые команды и перестроения
Осваивать и выполнять ОРУ упражнений различной координационной сложности
|
Легкоатлетические упражнения
| ||
Беговые упражнения: обычные бег с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом; в чередовании с ходьбой до 150 м; с преодолением препятствий; по размеченным участкам дорожки, челночный бег; эстафеты с бегом на скорость Сочетание различных видов ходьбы; короткий, средний и длинный шаг по указанию учителя Прыжковые упражнения: на одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°, на 180*, по разметкам; в длину с места; в длину с разбега, с зоны отталкивания 60-70 см; с высоты до 40 см; в высоту с 4-5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов; через длинную вращаются и короткую скакалку многоразовые (до 8 прыжков). Игры с прыжками с использованием скакалки. Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей
Бросок набивного мяча двумя руками от груди вперед-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперед-вверх того же и.п. на дальность.
Метание малого мяча с места, на дальность отскока от пола и от стены, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние в горизонтальную и вертикальную цель (2х2м) с расстояния 3-5 м | Беговая подготовка Освоение терминов при выполнении упражнений в прыжках в длину и в высоту
Освоение навыков ходьбы и бега, координационных способностей
Прыжковая подготовка
Прыжки через стволы деревьев, земляные возвышения ит.п. в парах. Преодоление естественных препятствий.
Броски большого мяча
Метание малого мяча
| Описывать технику беговых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений. Осваивать технику бега различными способами. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнений. Описывать технику прыжковых упражнений. Осваивать технику прыжковых упражнений. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений. Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых упражнений. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении прыжковых упражнений.
Описывать технику бросков большого набивного мяча. Осваивать технику бросков большого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков большого набивного мяча. Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков большого мяча. Описывать технику метания малого мяча. Осваивать технику метания малого мяча. Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча. Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча |
| Лыжная подготовка |
|
Переноска и надевание лыж Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками Повороты переступанием Подъемы и спуски с небольших склонов Передвижение на лыжах до 1,5 км | Освоение техники лыжных ходов
Технические действия на лыжах
Выработка необходимых качеств – ловкости, силы, быстроты, выносливости. | Моделировать технику базовых способов передвижения на лыжах. Выявлять характерные ошибки в технике выполнения лыжных ходов. Проявлять выносливость при прохождении тренировочных дистанций разученными способами передвижения. Применять правила подбора одежды для занятий лыжной подготовкой. Объяснять технику выполнения поворотов, спусков и подъемов. Осваивать технику поворотов, спусков и подъемов. Проявлять координацию при выполнении поворотов, спусков и подъемов |
Подвижные игры | ||
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метание и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту. На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижениях на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
| Развитие двигательных способностей через игру, игровые упражнения
Развитие речи (считалки, правила игры, игры с речитативом)
| Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. Моделировать технику выполнения игровых действий в зависимости от изменения условий и двигательных задач. Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности. |
Распределение учебного времени прохождения программного
материала по физической культуре 2 класс
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | 2 | 3 |
1 | Базовая часть | 78 |
1.1 | Знания о физической культуре | 3 |
1.2 | Способы физкультурной деятельности | 3 |
1.3 | Физическое совершенствование: | 72 |
| -гимнастика с основами акробатики | 18 |
| -легкая атлетика | 22 |
| -кроссовая подготовка; лыжная подготовка. | 14 |
| -подвижные игры | 18 |
| общеразвивающие упражнения | в содержании соответствующих разделов программы |
|
|
|
2 | Вариативная часть | 24 |
2.1 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 12 |
2.2 | Подвижные игры с элементами волейбола | 12 |
| Итого | 102 |
Используемые виды и формы контроля
Виды:
Входящий,
текущий,
тематический,
итоговый.
Формы:
Тест,
Практику
Устный, письменный зачет
Используемый учебно-методический комплект
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
…………
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Основная литература для учителя |
|
1.1. | Стандарт начального общего образования по физической культуре | Д |
1.2. | Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008. | Д |
1.3. | Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2006. | Ф |
1.4. | Рабочая программа по физической культуре | Д |
2. | Дополнительная литература для учителя |
|
2.1. | Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» | Ф |
2.2. | Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998. | Д |
2.3. | Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г. | Д |
2.4. | Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство «Первое сентября» 2002 г. | Д |
2.5. | Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998. | Д |
2.6. | Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2006 | Д |
3. | Дополнительная литература для обучающихся |
|
3.1. | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. | Д |
4. | Технические средства обучения |
|
4.1. | Музыкальный центр | Д |
4.2. | Аудиозаписи | Д |
5. | Учебно-практическое оборудование |
|
5.1. | Бревно гимнастическое напольное | П |
5.2. | Козел гимнастический | П |
5.3. | Канат для лазанья | П |
5.4. | Перекладина гимнастическая (пристеночная) | П |
5.5. | Стенка гимнастическая | П |
5.6. | Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) | П |
5.7. | Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) | П |
5.8. | Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные | К |
5.9. | Палка гимнастическая | К |
5.10. | Скакалка детская | К |
5.11. | Мат гимнастический | П |
5.12. | Гимнастический подкидной мостик | Д |
5.13. | Кегли | К |
5.14. | Обруч пластиковый детский | Д |
5.15. | Планка для прыжков в высоту | Д |
5.16. | Стойка для прыжков в высоту | Д |
5.17. | Флажки: разметочные с опорой, стартовые | Д |
5.18. | Лента финишная |
|
5.19. | Рулетка измерительная | К |
5.20. | Набор инструментов для подготовки прыжковых ям |
|
5.21. | Лыжи детские (с креплениями и палками) | П |
5.22. | Щит баскетбольный тренировочный | Д |
5.23. | Сетка для переноски и хранения мячей | П |
5.24. | Сетка волейбольная | Д |
5.25. | Аптечка | Д |