Пояснительная записка.
Как укрепить здоровье ребенка? Как уберечь его от вредных привычек? Как оградить от криминальных проявлений в обществе? Как защитить от опасности? Как подготовить к службе в армии? Вот главные вопросы, которые волнуют сегодня общество, школу, педагогов, родителей в стремительно меняющемся современном мире. От их решения зависят здоровье и сама жизнь подрастающего поколения.
Важное место в решении этих проблем отводится специальным практико-ориентированным занятиям по основам безопасности жизнедеятельности в системе дополнительного образования детей или во внеурочной работе, которые могут сформировать у подростков безопасные модели поведения в различных ситуациях и навыки взаимопомощи.
Современная жизнь требует от человека таких качеств, как ориентирование в социально-экономической сфере жизни, инициатива, предприимчивость, способность оперативного принятия решений в экстремальных условиях, культура общения. Достижение этого невозможно без ранней социализации личности детей и подростков. Сегодня этот процесс в значительной мере
происходит спонтанно, когда школьники разных возрастных групп самостоятельно входят во взрослую жизнь. При этом нередко происходит смещение ценностных ориентиров, проявляющееся в стремлении достичь успеха любой ценой, в забвении нравственных норм поведения, жестокости по отношению к партнерам по общему делу.
Очевидно, что процесс социализации личности школьника нуждается в педагогической инструментовке, позволяющей исключить или, по крайней мере, сгладить негативное воздействие неорганизованной социальной среды на формирующуюся личность.
С этой точки зрения исключительно большими потенциальными возможностями обладает специально организованная образовательная деятельность программы «Азбука выживания». Хорошо известно, что эта деятельность привлекательна для разных категорий детей и подростков: и «трудных», и педагогически запущенных, и излишне опекаемых. Она предоставляет широкие возможности проявления их личностных качеств под педагогическим контролем.
Педагогическая деятельность образовательной программы «Азбука выживания» предполагает воспитание человека, ведущего здоровый образ жизни, обладающего большой общей культурой, познавательной, творческой и социальной активностью, хорошими коммуникативными, адаптационными личными качествами, высокой психологической устойчивостью, верного
отечественным культурно-историческим традициям.
Основанием для разработки программы внеурочной деятельности «Азбука выживания» послужила Примерная основная образовательная программа МБОУ «СОШ №14» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2011 года.
Актуальность программы:
Техническая революция окружила человека определённым комфортом. Однако и в наши дни нередки случаи, когда человек, в результате сложившихся обстоятельств, попадает в условия, благоприятный исход которого во многом зависит от его психофизиологических качеств, а также прочных знаний основ выживания.
Выживание – активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных ситуациях.
Данная программа актуальна, так как обеспечение безопасности человека, это область знаний, которая изучает различные аспекты безопасности выживания человека в экстремальных ситуациях, возникающих в результате различных стихийных бедствий, при автономном существовании человека в экстремальных природно-климатических условиях, а также противодействию криминальному сообществу.
Программа разработана в соответствии с:
- законом РФ «Об образовании»;
- Примерной основной образовательной программой МБОУ «СОШ №14» ;
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2011 года.
Предназначена для преподавателей Основ безопасности жизнедеятельности и физической культуры средних образовательных учреждений.
Программа отвечает требованиям Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и «Атласом добровольного спасателя», рекомендованным Министерством образования и науки РФ, МЧС России для массового обучения населения навыкам выживания в экстремальных ситуациях природного и техногенного характера и негативным ситуациям в социальной среде.
Программа рассчитана на 191 часов (1 час в неделю, 24 часа – туристический поход), прохождения спецкурса в течении 5 лет, возрастная группа – учащиеся 5,6,7,8 классы – по 34 часа, 9 класс – 55 часов.
Формы занятий:
Содержание программы предлагает работу с разными источниками информации: картографическими, текстовыми, рисунками, схемами, таблицами, обучением действиям с использованием интерактивных роботов – тренажёров. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических занятий. При организации занятий создаётся ситуация, в которой каждый ученик выполняет индивидуальную работу или принимает участие в работе группы.
Особенностью преподавания является сочетание различных форм и методов обучения, в том числе лекционной формы, формы непрерывного диалога с учеником, проведения практикумов, семинаров, презентаций, мини-проектов.
В ходе и после изучения курса учащиеся выполняют индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершении проводится презентация и защита проектов учащихся.
Теоретические занятия проводятся в учебном кабинете, с использованием широкого спектра раздаточного материала, наглядных пособий, видеофильмов, с использованием образовательных технологий: ИКТ – технологии, технологии разноуровневого обучения, метода круговой тренировки. В целом программа является практико – ориентированной.
Особенности курса:
Для наиболее успешного прохождения курса планируется проведение туристических походов с выполнением приобретённых навыков и умений в реальных условиях природной среды.
Цель курса:
Обучить учащихся навыкам поведения в экстремальных ситуациях, умению эти ситуации избежать, а также навыкам оказания первой медицинской помощи.
Задачи курса:
1. Способствовать удовлетворению естественной потребности учащихся в познании окружающего мира, получить дополнительные знания по отдельным школьным дисциплинам;
2. Прививать навыки самовоспитания, здорового и безопасного образа жизни у учащихся, стремления и мотивы к систематическим занятиям физической культурой и спортом, внедрять спортивный стиль жизни;
3. Обучить детей навыкам сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих в чрезвычайных ситуациях; сформировать и закрепить практические навыки организации и проведения поисково-спасательных работ;
4. Содействовать воспитанию у молодежи высоких нравственных, морально-психологических и волевых качеств - патриотизма, гражданственности, бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы; развивать психические процессы и свойства личности.
5. Формировать мотивационно-ценностное отношение к выбору будущей профессии, успешную социальную адаптацию в дальнейшем к жизни в обществе.
6. Подготовить спортсменов-разрядников, инструкторов и судей по туристскому многоборью, спортивному ориентированию и другим прикладным видам спорта.
Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующих принципов:
гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков;
приоритета интересов каждого обучающегося и учёта его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей;
непрерывности образования и воспитания;
воспитывающего обучения;
обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды – «Ситуации успеха» и развивающего общения;
содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.
Формы контроля:
По окончании курса проводится туристический поход с выполнением зачётной работы, которая позволит объективно оценить уровень подготовки обучающихся по практическому использованию полученных навыков под контролем времени и регламентом ошибок.
Ожидаемые результаты:
формирование психологической готовности в оказании ПМП в различных условиях;
овладение знаниями и умениями предвидеть опасность, по возможности избегать её, при необходимости действовать;
освоение практических навыков выживания в различных условиях;
формирование осознанного отношения в выборе будущей профессии.
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения спецкурса «Оказание добровольной помощи в различных условиях» учащиеся должны достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения поставленных задач, оценивать их выполнение и качество;
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
Работать в коллективе и в команде;
Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение уровня знаний и умений;
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку;
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Метапредметные результаты:
Ведения здорового образа жизни;
Действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
Пользования бытовыми приборами;
Безошибочного назначения лекарственных препаратов и средств бытовой химии;
Соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
Соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
Соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в различное время года;
Соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;
Оказания первой медицинской помощи в неотложных состояниях;
Вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи;
Подготовки себя к профессиональной деятельности, в том числе к военной службе и службе в рядах МЧС.
Предметные результаты:
Знать и соблюдать основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
Знать потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
Уметь перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации очага возгорания;
Перечислить порядок действий по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который нужно взять с собой в случае эвакуации;
Объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;
Назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствии я и другие способы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;
Показать порядок использования средств индивидуальной защиты.
Темы реферативных и исследовательских работ учащихся:
Внешняя среда и человек.
Криминальная опасность.
Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи.
Робинзон в условиях Сибири.
Разработка мероприятий, творческих выступлений, направленных на пропаганду здорового и безопасного образа жизни для учащихся начальной школы.