СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка кружка "Шахматы, "1-4 классы,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. 

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка кружка "Шахматы, "1-4 классы,»

Программа кружка «Шахматы»

Пояснительная записка

В ХХI веке человечеству придётся решать ряд сложнейших проблем, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества, ведь недаром ХХI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.

В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию чело- века. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры от- мечали философы, политические деятели, шахматисты и другие пред- ставители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.

Общая характеристика кружка. Кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Главная цель внеурочного курса — развитие мыш-

глядно- образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ре- бёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эф- фект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. Это обстоятельство подчёркивал известный советский педагог В.А. Сухомлин- ский: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шах- матам… Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной куль- туры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспи- тание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универ- сальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал И. Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр — это,

64


в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма

игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению».

Место в учебном плане. Содержание программы разбито на четыре модуля по 34 ч, из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на пре-

подавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью один раз в не- делю, или в течение двух лет с периодичностью два раза в неделю, или в течение трёх лет (один год с периодичностью два раза в неделю и два года с периодичностью один раз в неделю).

Учителю даётся право перераспределять количество часов, отведён- ное на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе.

В программе представлены основные требования к знаниям и уме- ниям учащихся на конец обучения по каждому модулю.

Ценностные ориентиры содержания кружка. Шахматы спо- собствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.

Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления; курс А.З. Зака по развитию наглядно-об-

разного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам. На шахматном материале очень удобно формировать у младшего школьника рефлексию и определять её глубину.

Обучение младших школьников шахматам даёт положительные ре- зультаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт ком- плексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базо- вый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале. Например, обычное поле шахматной доски может рассматриваться как единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пе- ресечением других множеств — вертикали, горизонтали и диагонали (тео-

65


рия множеств), как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Это позволяет достичь эффекта, о ко-

тором писал ещё Д. Максвелл: «Нет лучше способа сообщения уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах».

Наиболее близким к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях ис- пользования геометрических фигур в шахматной борьбе.

Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изуче- нии темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодиро- вание информации» — одной из важнейших в школьном курсе информатики.

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия яв- ляется цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур.

Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка. Личностными результатами изучения

данного внеурочного курса являются:

— развитие любознательности и сообразительности;

— развитие целеустремлённости, внимательности, умения контроли- ровать свои действия;

— развитие навыков сотрудничества со сверстниками; — развитие наглядно-образного мышления и логики.

Предметные и метапредметные результаты представлены в содержа- нии программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».

Содержание программы

Модуль I

Шахматная доска и фигуры

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

66


Ходы и взятия фигур

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и по- движность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападе-

ние, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шах-

матных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между по- нятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Услов- ные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности

в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравно- ценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и распо- ложение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных пар- тий. Дебютные ловушки.

Раннее развитие ферзя Дебютные ловушки.

К концу изучения модуля I учащиеся должны знать: — шахматную доску и её структуру;

— обозначение полей линий;

— ходы и взятия всех фигур, рокировку;

— основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, за- щита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

уметь:

— играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

— записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи; — находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

— оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

67


— планировать, контролировать и оценивать действия соперников; — определять общую цель и пути её достижения;

— решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном ма- териале.

Модуль II

Повторение

Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Защита

Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фи- гурой, контратака.

Реализация большого материального перевеса

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, коро- лём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Ма- товые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

Эндшпиль

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппо- зиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка про-

тив короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.

Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Фи- лидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки.

Алгоритм выигрыша.

Практическая игра

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

К концу изучения модуля II учащиеся должны знать: — выигрышные стратегии матования одинокого короля;

уметь:

— ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;

— понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

— сравнивать и анализировать действия других игроков;

— разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

68


Модуль III

Повторение

Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Про- стейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Тактика в шахматах

Тактические приёмы и комбинации.

Определение комбинации

Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, от- крытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, от- влечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия ко- роля — основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра

К концу изучения модуля III учащиеся должны знать: — основные идеи комбинаций различных типов;

уметь:

— осуществлять простейшие комбинации;

— определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Модуль IV

Атака в шахматной партии

Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при раз- носторонних рокировках.

Оценка позиции

Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материаль- ное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, опреде- ляющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.

Игра в середине партии

Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные сла- бости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение по- движности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. От- крытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Фор- пост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

69


Практическая игра

К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать: — понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

— слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады;

уметь:

— занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

— блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

— использовать базовые понятия.

Тематическое планирование

Модуль I

Фигуры и шахматная доска (3 ч)

Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий. Легенда о возникновении шахмат.

Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур (12 ч)

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

Угроза, нападение, защита.

Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.

Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция.

Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч) Способы защиты от шаха.

Открытый, двойной шах. Мат.

Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход.

Пат.

«Бешеные» фигуры.

Сходство и различие между понятиями мата и пата.

70


Выигрыш, ничья, виды ничьей.

Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения пере- мещения, взятия, рокировки.

Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч) Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности

в зависимости от ситуации на доске.

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный пе- ревес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч)

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и распо- ложение пешек в дебюте.

Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Раннее развитие ферзя. Дебютные ловушки.

Модуль II

Повторение (6 ч) Ходы и взятия фигур.

Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.

Правила записи ходов.

Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Защита (6 ч) Понятие о защите.

Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контр- атака.

Реализация большого материального перевеса (10 ч)

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией.

Матовые и патовые позиции.

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

71


Эндшпиль (9 ч)

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация. Пешечные и ладейные эндшпили.

Практическая игра (3 ч)

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

Модуль III

Повторение (3 ч)

Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля.

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Тактика в шахматах и определение комбинации (29 ч) Тактические приёмы и комбинации.

Вариант, форсированный вариант, жертва.

Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней гори- зонтали.

Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобож- дение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбина- ций.

Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра (2 ч)

Модуль IV

Атака в шахматной партии (3 ч) Король в центре.

Атака позиции короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках.

Оценка позиции (3 ч)

Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые

поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции.

Понятие о динамике позиции.

Игра в середине партии (22 ч) Что делать после дебюта.

Слабые поля. Временные и постоянные слабости.


Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры.

Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Откры- тые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного

пункта.

Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали.

Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей.

Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

Практическая игра (6 ч)