СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка литературное чтение 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка литературное чтение 4 класс»


Предмет

Литературное чтение

Класс

НОО 4г и 4 б классы

Нормативные документы

1.Федеральный государственный обра­зовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Мини­стерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 с учетом изменений

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29 ок­тября 2014г.№ 1643 (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015г.Регистрационный №35916.)

Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в феде­ральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, ут­вержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 ок­тября 2009 г. N 373"(3арегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936)

2. Рабочие программы

3.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ №6

4.Учебный план МБОУ СШ №6


Учебно-методический комплекс

1. Программы по учебным предметам. Перспективная начальная школа. 1- 4 кл. : в 2 ч./ Сост.Р. Г. Чуракова. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012. – Ч. 1.

2. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. /О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

3. Литературное чтение. 4 класс: Учебник: В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.

4. Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы: В 2 ч. / О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова. – : М.: Академкнига/Учебник, 2014.

5. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. / Под ред. Н.А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.

Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа составлена из расчёта 3 часа в неделю,

102ч в год

Структура рабочей программы

1.Титульный лист

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

3.Содержание учебного предмета

Тематическое планирование с указанием количества часов ,отводимых на освоение каждой темы







Литературное чтение

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); программы по предмету литературное чтение для 4 класса (УМК «Перспективная начальная школа» авторов: Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской «Литературное чтение»).

Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 учебный предмет литературное чтение относится к области «Филология» и на его изучение в 4 классе отводится 102 часа в год (34 учебных недели) из расчета 3 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Перспективная начальная школа», а также на основании следующих информационных и электронных ресурсов:


1.Программы по учебным предметам. Перспективная начальная школа. 1- 4 кл. : в 2 ч./ Сост.Р. Г. Чуракова. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012. – Ч. 1.

2.Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. /О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.

3.Литературное чтение. 4 класс: Учебник: В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.

4.Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы: В 2 ч. / О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова. – : М.: Академкнига/Учебник, 2014.

5.Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. / Под ред. Н.А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.6. Начальная школа: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»

7. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uie.ssu.samara.ru/-nauka/

8. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://www.mega.km.ru

9. Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе.


Личностные результаты:

В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

• профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (на­копив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Метапредметные результаты:

В области познавательных общих учебных действий выпуск­ник научится:

• свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических из­даниях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную ин­формацию и использовать ее в разных учебных целях;

• свободно работать с разными источниками информации (пред­ставленными в текстовой форме, в виде произведений изобрази­тельного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться одной из них или аргументированно высказывать собственную точ­ку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.

В области регулятивных учебных действий выпускник научится:

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.


Предметные результаты:

В результате обучения в начальной школе будет обеспече­на готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультур­ного и литературного развития. Выпускник:

• сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользо­ваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;

• накопит опыт понимания того, что литература — это искусство слова, один из видов искусства (наряду с другими видами) и явление художественной культуры;

• получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спро­филировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения опыт моральных оце­нок и нравственного выбора);

• овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценно­сти и выявлением их нравственного смысла











Результаты обучения и развития учащихся по учебному предмету «Литературное чтение» к концу 4 класса


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрово­го чтения, выборочного и изучающего чтения;

• грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;

• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и исполь­зовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и под­робно;

• представлять содержание основных литературных произве­дений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

• перечислять названия двух-трех детских журналов и переска­зывать их основное содержание (на уровне рубрик);

• характеризовать героев произведений; сравнивать характе­ры героев одного и разных произведений; выявлять авторское от­ношение к герою;

• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику од­ноклассников по поводу своей манеры чтения; • обосновывать свое высказывание о литературном произве­дении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, ти­тульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

• составлять тематический, жанровый и монографический сбор­ники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведе­ние и на сборники произведений;

• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке в целях ре­шения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произ­ведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

• представлять основной вектор движения художественной куль­туры: от народного творчества к авторским формам;

• отличать народные произведения от авторских;

• находить и различать средства художественной выразительно­сти в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и кол­лективной работы получит возможность научиться:

• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских на­родных сказках;

• отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества — волшебной сказки и былины;


• представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);

• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии); • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, худож­ника) в создании художественного произведения;

• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам ( искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на осно­ве сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе ( восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.


Содержание учебного предмета «Литературное чтение»


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.

Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учет тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.

Дальнейшее формирование культуры предметного общения:

а) умения целенаправленного доказательного высказывания с вовлечением текста произведения;

б) способности критично относиться к результатам собственного творчества;

в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.

Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Умение определять тему и главную мысль произведения; делить на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.

Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Формирование библиографической культуры

Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лис аннотация, сведения о художниках — иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение сборник произведений.

Использование толкового, фразеологического и этимологической учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.

Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основ рекомендованного списка.

Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):

а) роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;

б) участие воображения и фантазии в создании произведений;

в) диалоги с современным московским детским писателем и со временными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.

Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество. Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающее установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как связи между миром человека и волшебным миром;

представления о тотемных животных и тотемных растениях как прародителях человека.

Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, вол­шебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социаль­ного (природного) порядка как причина выхода героя из дома; доро­га к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восста­новление социального (природного) порядка и справедливости.

Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народ­ных сказках

Былина как эпический жанр (историческое повествование). Харак­теристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; че­ловек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).

Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).

Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжет­ных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).

Жизнь жанров фольклора во времени.

Взаимоотношения обрядов и праздников.

Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Приро­де» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.

Народная и авторская сказка.

Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рас­сказа:

а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;

б) сложность характера героя и развитие его во времени;

в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на Даче», л. Улицкая «Бумажная победа»);

г) формирование первичных представлений о художественной правде как правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;

А) выразительность художественного языка.

Сказочная повесть: С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с Дикими гусями».

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.

Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного миров, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.

Герой сказочной повести: проявление характера в поступках в речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают герою вернуть себе человеческий облик.

Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора по­средством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.

Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.

Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и совре­менной поэзии, знакомство с онегинской строфой).

Литература в контексте художественной культуры. Связь произ­ведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.

Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произ­ведения сравниваются не на основе их тематического сходства, 2 на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выра­женных в произведении мыслей и переживаний).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: разли­чение типов рифм, различение жанровых особенностей произведе­ний народного творчества и авторской литературы, узнавание в тек­стах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, звукопись и др.) и понимание причин их использования.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соот­ветствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассника­ми иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведе­ний из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живо­писными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впе­чатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения лите­ратурных текстов, живописных и музыкальных произведений.

Формирование умений выполнять объемные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Раздел «Круг чтения»

Устное народное творчество

Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян.

Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист — ясный сокол»*.

Зарубежная волшебная сказка: «Алтын-сака — золотая бабка».

Былины:

а) киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

б) новгородского цикла: «Садко».

Классики русской литературы ХУМ1 — первой половины XX века: В. Жуковский: «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок); А. Пушкин: «Везувий зев открыл...», отрывки из «Евгения Онегина, «Гонимы вешними лучами...», «Сквозь волнистые туманы...»;

М. Лермонтов «Парус»; Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»; А. Фет «Это утро, радость эта...»; .И. Бунин: «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»; Н. Заболоцкий: «Сентябрь», «Оттепель»;

В. Хлебников «Кузнечик»;

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»;

Б. Пастернак «Опять весна»;

А. Чехов «Ванька», «Мальчики»;

Л. Андреев «Петька на даче»;

М. Волошин «Зеленый вал отпрянул...»;

В. Набоков: «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...», «Обида»;

А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в со­кращении)*.

Классики русской литературы второй половины XX века:

А. Ахматова: «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни...», «Па­мяти друга»;

С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;

Н. Рыленков «К Родине»;

Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»;

Д. Самойлов «Красная осень»;

А. Кушнер «Сирень»;

В. Соколов: «О умножении листвы...», «Все чернила вышли...»;

Д. Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...»;

К. Паустовский «Теплый хлеб»*;

Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;

И. Пивоварова: «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*;

В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*;

Л. Улицкая «Бумажная победа»;

М. Вайсман «Шмыг и мышь»;

С. Козлов: «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*;

Б. Сергуненков «Конь Мотылек»;

С. Маршак «Как поработала зима!..»;

А. Пантелеев «Главный инженер».

Зарубежная литература:

«Древнегреческий Гимн природе»;

древнегреческое сказание «Персей»;

Плиний Младший «Письмо Тациту».

Авторские волшебные сказки:

Г.Х. Андерсен: «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная короле­ва»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении);

С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);

А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);

Д. Даррел «Землянично - розовый дом»* ( отрывок из повести «Моя семья и другие животные».


Часы распределены следующим образом:





п\п





Основные содержательные линии (главы)




Количество часов по авторской программе



Количество часов по рабочей программе



Уплотнение тем


1

Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире


19

15

4

2

Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре


14

10

4

3

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека


20

16

4

4

Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас


12

10

2

5

Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА


13

10

3

6

Приближаемся к разгадке тайны особого зрения



13

10

3

7

Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда


19

17

2

8

Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество

26

14

12


Итого:

136

102

34


Количество часов по рабочей программе сокращены за счёт уплотнения следующих тем:


Глава №1.

  1. Древние представления о Мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижние миры. Земной и волшебный мир в волшебных сказках. На материале древних книжных миниатюр. (3/2) – 1ч.

  2. Формирование понятия «герой волшебной сказки». На материале русской сказки «Сивка-бурка» (3/2) – 1ч.

  3. Формирование понятия «герой волшебной сказки». На материале русской сказки «КрошечкаХаврошечка» (3/2) – 1ч.

  4. Формирование понятия «герой волшебной сказки». На материале русской сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» (3/2) – 1ч.

Глава №2.

  1. Формирование понятия «былина» как жанра устного народного творчества. На материале былины «Садко», картины В. Васнецова «Богатыри» (3/2) -1ч.

  2. Жанровые особенности авторской сказки. На материале сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» (4/3) – 1ч.

  3. Заседание клуба «Ключ и заря». Обнаруживаем отличие авторской сказки от народной сказки (2/1) – 1ч.

  4. Работа по христоматии (2/1) – 1ч.

Глава№3

  1. Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. На материале стихотворений Ивана Бунина «Нет солнца, но светлы пруды», «Детство» (3/1) – 2ч.

  2. Приемы понимания прочитанного. На материале произведений Владимира Набокова «Обида»и картины Э. Шанкса «Наем гувернантки» (3/2) -1ч.

  3. Сравнительный анализ художественного и живописного произведений. На материале стихотворений Владимира Набокова «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею...» (3/2) -1ч.

Глава №4



  1. Характеристика героя. Сравнительный анализ произведений. На материале произведений Антона Чехова «Ванька», картин Н. БогдановаБельского «Визитеры», «Дети за пианино» (4/3) -1ч.

  2. Приемы понимания прочитанного на материале рассказа Антона Чехова «Мальчики» (3/2) – 1ч.

Глава №5

  1. Приемы понимания прочитанного. Характеристика героя. На материале рассказа Ирины Пивоваровой

«Как провожают пароходы» (5/4) – 1ч.

  1. Приемы понимания прочитанного. На материале сказки Сергея Козлова «Не летай, пой, птица» (2/1) – 1ч.

  2. Анализ стихотворений Владимира Соколова «О умножение листвы…», Бориса Пастернака «Опять весна» (2/1) – 1ч.

Глава №6

1. Жанровые особенности сказочной повести. На материале произведения Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц» (3/2) – 1ч.

Глава№7

1. Заседание клуба «Ключ и заря». Знакомство с настоящим писателем (встреча с современной писательницей Марией Вайсман) (2/1) – 1ч.

2. Работа по хрестоматии.(2/1)-1ч.


Глава №8

  1. Формирование гражданской идентичности на материале произведений Алексея Пантелеева «Главный инженер», картины Александра Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (6/4) -2ч.

  2. Средства выразительности в поэзии и живописи. На материале произведений Дмитрия Кедрина «Всё мне мерещится…», Виктора Попкова «Моя бабушка и ее ковер» (3/1) – 2ч.

  3. Средства выразительности в поэзии и живописи. На материале произведений Карла Брюллова «Последний день Помпеи», Плиния Младшего «Письмо Тациту», Александра Пушкина «Везувий зев открыл…» (5/2) – 3ч.

  4. Работа по хрестоматии (8/3) – 5ч.




Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся


Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

- понимание литературного языка как одно из основных национально-культурных ценностей русского народа;

- определяющей роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- осознание эстетической ценности;

-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;

- прилежание и ответственность за результаты обучения;

- готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;

- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика;

- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведётся по следующим позициям:

- адекватное понимание информации устного сообщения;

- владение разными видами чтения ( поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;

- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижений учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

- усвоение основ научных знаний;

- проведение различных видов анализа текста;

- владение грамотной устной речью.

Виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, работа в тетрадях для проверочных и самостоятельных работ.








Практическая часть

п\п

Содержание

I триместр

II триместр

III триместр

1

Входная контрольная работа


1



2

Промежуточная контрольная работа



1


3

Итоговая контрольная работа




1