Предмет | Литературное чтение |
Класс | НОО 4г и 4 б классы |
Нормативные документы | 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года №373 с учетом изменений Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29 октября 2014г.№ 1643 (зарегистрировано в Минюсте РФ 6 февраля 2015г.Регистрационный №35916.) Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"(3арегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936) 2. Рабочие программы 3.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СШ №6 4.Учебный план МБОУ СШ №6 |
Учебно-методический комплекс | 1. Программы по учебным предметам. Перспективная начальная школа. 1- 4 кл. : в 2 ч./ Сост.Р. Г. Чуракова. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012. – Ч. 1. 2. Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. /О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская. - М.: Академкнига/Учебник, 2013. 3. Литературное чтение. 4 класс: Учебник: В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. 4. Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы: В 2 ч. / О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова. – : М.: Академкнига/Учебник, 2014. 5. Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. / Под ред. Н.А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2014. |
Место учебного курса в учебном плане | Рабочая программа составлена из расчёта 3 часа в неделю, 102ч в год |
Структура рабочей программы | 1.Титульный лист 2.Планируемые результаты освоения учебного предмета 3.Содержание учебного предмета Тематическое планирование с указанием количества часов ,отводимых на освоение каждой темы |
Литературное чтение
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); программы по предмету литературное чтение для 4 класса (УМК «Перспективная начальная школа» авторов: Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской «Литературное чтение»).
Согласно учебному плану МБОУ СШ №6 учебный предмет литературное чтение относится к области «Филология» и на его изучение в 4 классе отводится 102 часа в год (34 учебных недели) из расчета 3 часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Перспективная начальная школа», а также на основании следующих информационных и электронных ресурсов:
1.Программы по учебным предметам. Перспективная начальная школа. 1- 4 кл. : в 2 ч./ Сост.Р. Г. Чуракова. - М.: Академкнига/ Учебник, 2012. – Ч. 1.
2.Литературное чтение. 4 класс: Методическое пособие. /О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская. - М.: Академкнига/Учебник, 2013.
3.Литературное чтение. 4 класс: Учебник: В 2 ч. / Н.А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
4.Литературное чтение. 4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы: В 2 ч. / О.В. Малаховская, Н.А. Чуракова. – : М.: Академкнига/Учебник, 2014.
5.Литературное чтение. 4 класс: Хрестоматия. / Под ред. Н.А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2014.6. Начальная школа: еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября»
7. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uie.ssu.samara.ru/-nauka/
8. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://www.mega.km.ru
9. Сайт энциклопедий: http://www.encyclopedia.ru/
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение» в 4 классе.
Личностные результаты:
В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
• профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Метапредметные результаты:
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
• свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
• свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
В области регулятивных учебных действий выпускник научится:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Предметные результаты:
В результате обучения в начальной школе будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования в основной школе и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития. Выпускник:
• сможет работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;
• накопит опыт понимания того, что литература — это искусство слова, один из видов искусства (наряду с другими видами) и явление художественной культуры;
• получит возможность осознать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия, спрофилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и их обсуждения опыт моральных оценок и нравственного выбора);
• овладеет элементарным инструментарием анализа и оценки произведений литературы: определением их эстетической ценности и выявлением их нравственного смысла
Результаты обучения и развития учащихся по учебному предмету «Литературное чтение» к концу 4 класса
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;
• грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;
• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения; • обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке в целях решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
• отличать народные произведения от авторских;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
• отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества — волшебной сказки и былины;
• представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии); • понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам ( искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе ( восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Совершенствование умения чтения про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения.
Совершенствование умений и навыков выразительного и осмысленного чтения: учет тех требований к выразительности чтения, которые продиктованы жанровой принадлежностью текста. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Дальнейшее формирование культуры предметного общения:
а) умения целенаправленного доказательного высказывания с вовлечением текста произведения;
б) способности критично относиться к результатам собственного творчества;
в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
Дальнейшее формирование культуры предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Умение определять тему и главную мысль произведения; делить на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно.
Умение составлять общее представление о содержании основных литературных произведений, изученных в классе, указывать авторов и названия; характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Формирование библиографической культуры
Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лис аннотация, сведения о художниках — иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение сборник произведений.
Использование толкового, фразеологического и этимологической учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов и выражений, встречающихся на страницах литературных произведений.
Формирование умения выбирать книги в библиотеке на основ рекомендованного списка.
Биография автора художественного произведения. Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
а) роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
б) участие воображения и фантазии в создании произведений;
в) диалоги с современным московским детским писателем и со временными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество. Формирование общего представления о «мифе» как способе жизни человека в древности, помогающее установить отношения человека с миром природы. Представления о Мировом дереве как связи между миром человека и волшебным миром;
представления о тотемных животных и тотемных растениях как прародителях человека.
Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (нарушение социального (природного) порядка как причина выхода героя из дома; дорога к цели, пролегающая через волшебный мир; испытания, помощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление социального (природного) порядка и справедливости.
Отслеживание особенностей мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках
Былина как эпический жанр (историческое повествование). Характеристика эпического (исторического) героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими деяниями — торговлей или ратными подвигами — свое отечество).
Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебной сказки («Морской царь и Василиса Премудрая») и былины («Садко»).
Авторская сказка. Сохранение структурных (жанровых и сюжетных) связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы — к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осознанию ценности нравственного совершенства и силы любви (в авторской сказке).
Жизнь жанров фольклора во времени.
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство.
Народная и авторская сказка.
Рассказ. Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер героя;
б) сложность характера героя и развитие его во времени;
в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька на Даче», л. Улицкая «Бумажная победа»);
г) формирование первичных представлений о художественной правде как правде мира чувств, которая может существовать в контексте вымысла и воображения;
А) выразительность художественного языка.
Сказочная повесть: С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с Дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного миров, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках в речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают герою вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Литература в контексте художественной культуры. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, 2 на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, звукопись и др.) и понимание причин их использования.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Умение читать выразительно стихотворный и прозаический текст, основываясь на восприятие и передачу художественных особенностей текста, выражение собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Дальнейшее формирование умений обсуждать с одноклассниками иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений из раздела «Музейный Дом», слушать и обсуждать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Дальнейшее формирование умений устно и письменно (в виде высказываний и коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, живописных и музыкальных произведений.
Формирование умений выполнять объемные творческие задания в рамках подготовки к литературной олимпиаде (по материалам, представленным в учебнике).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Раздел «Круг чтения»
Устное народное творчество
Мифологические сюжеты Древней Греции, древних славян.
Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист — ясный сокол»*.
Зарубежная волшебная сказка: «Алтын-сака — золотая бабка».
Былины:
а) киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
б) новгородского цикла: «Садко».
Классики русской литературы ХУМ1 — первой половины XX века: В. Жуковский: «Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок); А. Пушкин: «Везувий зев открыл...», отрывки из «Евгения Онегина, «Гонимы вешними лучами...», «Сквозь волнистые туманы...»;
М. Лермонтов «Парус»; Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь...»; А. Фет «Это утро, радость эта...»; .И. Бунин: «Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»; Н. Заболоцкий: «Сентябрь», «Оттепель»;
В. Хлебников «Кузнечик»;
В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»;
Б. Пастернак «Опять весна»;
А. Чехов «Ванька», «Мальчики»;
Л. Андреев «Петька на даче»;
М. Волошин «Зеленый вал отпрянул...»;
В. Набоков: «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...», «Обида»;
А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.
Классики русской литературы второй половины XX века:
А. Ахматова: «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни...», «Памяти друга»;
С. Михалков. Государственный гимн Российской Федерации;
Н. Рыленков «К Родине»;
Н. Рубцов «Доволен я буквально всем»;
Д. Самойлов «Красная осень»;
А. Кушнер «Сирень»;
В. Соколов: «О умножении листвы...», «Все чернила вышли...»;
Д. Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою...»;
К. Паустовский «Теплый хлеб»*;
Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!»;
И. Пивоварова: «Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*;
В. Драгунский «Красный шарик в синем небе»*;
Л. Улицкая «Бумажная победа»;
М. Вайсман «Шмыг и мышь»;
С. Козлов: «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*;
Б. Сергуненков «Конь Мотылек»;
С. Маршак «Как поработала зима!..»;
А. Пантелеев «Главный инженер».
Зарубежная литература:
«Древнегреческий Гимн природе»;
древнегреческое сказание «Персей»;
Плиний Младший «Письмо Тациту».
Авторские волшебные сказки:
Г.Х. Андерсен: «Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении);
С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках);
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»* (в отрывках);
Д. Даррел «Землянично - розовый дом»* ( отрывок из повести «Моя семья и другие животные».
Часы распределены следующим образом:
№ п\п | Основные содержательные линии (главы) | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
Уплотнение тем |
1 | Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире | 19 | 15 | 4 |
2 | Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре | 14 | 10 | 4 |
3 | Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека | 20 | 16 | 4 |
4 | Всматриваемся в лица наших сверстников, живущих задолго до нас | 12 | 10 | 2 |
5 | Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА | 13 | 10 | 3 |
6 | Приближаемся к разгадке тайны особого зрения | 13 | 10 | 3 |
7 | Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда | 19 | 17 | 2 |
8 | Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество | 26 | 14 | 12 |
| Итого: | 136 | 102 | 34 |
Количество часов по рабочей программе сокращены за счёт уплотнения следующих тем:
Глава №1.
Древние представления о Мировом дереве, соединяющем Верхний, Средний и Нижние миры. Земной и волшебный мир в волшебных сказках. На материале древних книжных миниатюр. (3/2) – 1ч.
Формирование понятия «герой волшебной сказки». На материале русской сказки «Сивка-бурка» (3/2) – 1ч.
Формирование понятия «герой волшебной сказки». На материале русской сказки «КрошечкаХаврошечка» (3/2) – 1ч.
Формирование понятия «герой волшебной сказки». На материале русской сказки «Морской царь и Василиса Премудрая» (3/2) – 1ч.
Глава №2.
Формирование понятия «былина» как жанра устного народного творчества. На материале былины «Садко», картины В. Васнецова «Богатыри» (3/2) -1ч.
Жанровые особенности авторской сказки. На материале сказки Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» (4/3) – 1ч.
Заседание клуба «Ключ и заря». Обнаруживаем отличие авторской сказки от народной сказки (2/1) – 1ч.
Работа по христоматии (2/1) – 1ч.
Глава№3
Особенности поэзии. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. На материале стихотворений Ивана Бунина «Нет солнца, но светлы пруды», «Детство» (3/1) – 2ч.
Приемы понимания прочитанного. На материале произведений Владимира Набокова «Обида»и картины Э. Шанкса «Наем гувернантки» (3/2) -1ч.
Сравнительный анализ художественного и живописного произведений. На материале стихотворений Владимира Набокова «Грибы», «Мой друг, я искренне жалею...» (3/2) -1ч.
Глава №4
Характеристика героя. Сравнительный анализ произведений. На материале произведений Антона Чехова «Ванька», картин Н. БогдановаБельского «Визитеры», «Дети за пианино» (4/3) -1ч.
Приемы понимания прочитанного на материале рассказа Антона Чехова «Мальчики» (3/2) – 1ч.
Глава №5
Приемы понимания прочитанного. Характеристика героя. На материале рассказа Ирины Пивоваровой
«Как провожают пароходы» (5/4) – 1ч.
Приемы понимания прочитанного. На материале сказки Сергея Козлова «Не летай, пой, птица» (2/1) – 1ч.
Анализ стихотворений Владимира Соколова «О умножение листвы…», Бориса Пастернака «Опять весна» (2/1) – 1ч.
Глава №6
1. Жанровые особенности сказочной повести. На материале произведения Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц» (3/2) – 1ч.
Глава№7
1. Заседание клуба «Ключ и заря». Знакомство с настоящим писателем (встреча с современной писательницей Марией Вайсман) (2/1) – 1ч.
2. Работа по хрестоматии.(2/1)-1ч.
Глава №8
Формирование гражданской идентичности на материале произведений Алексея Пантелеева «Главный инженер», картины Александра Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (6/4) -2ч.
Средства выразительности в поэзии и живописи. На материале произведений Дмитрия Кедрина «Всё мне мерещится…», Виктора Попкова «Моя бабушка и ее ковер» (3/1) – 2ч.
Средства выразительности в поэзии и живописи. На материале произведений Карла Брюллова «Последний день Помпеи», Плиния Младшего «Письмо Тациту», Александра Пушкина «Везувий зев открыл…» (5/2) – 3ч.
Работа по хрестоматии (8/3) – 5ч.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- понимание литературного языка как одно из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- определяющей роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности;
-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика;
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведётся по следующим позициям:
- адекватное понимание информации устного сообщения;
- владение разными видами чтения ( поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст;
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижений учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
- усвоение основ научных знаний;
- проведение различных видов анализа текста;
- владение грамотной устной речью.
Виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, работа в тетрадях для проверочных и самостоятельных работ.
Практическая часть
№ п\п | Содержание | I триместр | II триместр | III триместр |
1 | Входная контрольная работа | 1 | | |
2 | Промежуточная контрольная работа | | 1 | |
3 | Итоговая контрольная работа | | | 1 |