СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка "Методический семинар"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка содержит анализ педагогической деятельности за период работы.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка "Методический семинар"»

Пояснительная записка

к конкурсному заданию «Методический семинар».

Автор: Петрова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы

Огромное влияние на уровень грамотности устной и письменной речи оказывает та языковая среда, в которой существует человек. Череповец – город промышленный, где значительная часть населения – люди с невысоким уровнем речевой культуры. Естественно, дети копируют манеру общения своих родителей или ближайшего окружения. Отсюда, грубость языка, небольшой словарный запас, неумение грамотно оформить высказывания. Слова, относящие к нецензурной лексике, жаргонизмы, сленг да еще и специфичный язык Интернет-общения, где слова заменяют смайлы и стикеры, медийная культура с кино и песнями – всё это, сложная среда для формирования речевой личности. Она порождает речевую распущенность, речевой хаос. Безусловно, главная проблема - утрачивание норм русского языка в молодежной среде, обеднение речи. Как же неокрепшему уму разобраться во всем многообразии проявлений современного языка? Где ему услышать грамотную речь?

Сегодня для учителя русского языка и литературы особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей грамотно выражать свои мысли в письменной и устной форме. Несомненно, процесс этот длительный и требующий системной работы. Задача школы - научить пользоваться родным русским словом, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество. Для этого нужно привлекать те тексты во всем их многообразии, которые окружают школьников. То есть речь идет не только о текстах классической литературы, но и разнообразных проявлениях современного языка.

Целевая аудитория

  • Школьники среднего звена

  • Учителя

  • Родители

Цель

Создание условий для развития речевой культуры обучающихся путем включения их в исследовательскую деятельность.

Задачи

  1. Обосновать для обучающихся важность и значимость правильной речи, основанной на нормах современного русского литературного языка.

  2. Создать условия для работы по данному направлению в школе.

  3. Формировать у учеников навыки грамотной устной и письменной речи.

  4. Развивать орфографическую зоркость.

  5. Привлечь учителей и родителей к проблеме.

  6. Вовлечь обучающихся в работу по созданию научно-исследовательских проектов.

Планируемые результаты:

Результат-эффект

  1. Увеличение доли обучающихся, вовлеченных в исследовательскую деятельность.

  2. Положительная динамика успеваемости обучающихся по предметам русский язык и литература.

Результат-продукт

  1. Методическая разработка курса по культуре речи.

  2. Исследовательские работы обучающихся.

  3. Создание страницы на школьном сайте.

Механизмы оценки результатов проекта

  1. Учёт доли обучающихся, участвующих в исследовательской деятельности.

  2. Успеваемость обучающихся по предметам русский язык и литература.

  3. Доля вовлечения обучающихся в проект в последующие годы.

  4. Участие в предметных конференциях.

  5. Популярность проекта среди учителей и родителей.

Этапы реализации

  1. Подготовительный:

Сентябрь 2015 – Октябрь 2015

Изучение материалов по теме проекта.

  1. Основной:

Октябрь 2015– апрель 2018


Организация внеурочной деятельности по данной проблеме; продолжение изучения методической литературы по теме.


  1. Заключительный:

Апрель 2018 – май 2018


Подведение итогов, анализ результатов, обобщение опыта. Защита индивидуального проекта

Описание путей и методов/технологий достижения поставленных задач

1. Поиск и анализ текстовой и аудитивной информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

2. Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Развитие речевого слуха (обращаем внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы и др.)

5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).

6. Анализ текстов с целью их редактирования.

7. Работа со словарями.

Структура занятий в рамках вводного курса

  1. Орфоэпическая работа (работа с ударениями)

  2. Прослушивание аудиозаписей или чтение текстов, где нужно произвести правку

  3. Задания на развитие орфографической зоркости

  4. Исторические сведения о развитии русского литературного языка

Структура занятий основного курса

  1. Анализ собранного материала

  2. Выявление нейтральной, стилистически окрашенной лексики, жаргонизмов, сленга и пр.

  3. Работа со словарями

  4. Сотрудничество с учителями иностранного языка (литературные переводы)

  5. Ознакомление с правилами оформления исследовательской работы

  6. Посещение театров с целью прослушивания образцового произношения

На сегодняшний день участники разделились на три направления сбора информации:

  1. Музыкальные композиции современных исполнителей

  2. Язык Интернета

  3. Язык города

Ресурсы

  1. Временные ресурсы (3 учебных года)

  2. Информационные ресурсы

  3. Организационные ресурсы (рабочая программа по курсу)

  4. Материально-технические ресурсы (компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный проектор).

Риски и пути их преодоления

Риски

Пути преодоления

  1. На проведения занятия требуется больше времени, чем отводится на стандартный урок.

  1. Постепенное увеличение доли самостоятельности участников проекта.


  1. Значительное возрастание нагрузки на учителя.

2.Сотрудничество с коллегами-предметниками и учащимися старших классов.

  1. Риски обеспечения материально-техническими ресурсами.


3.Использованеи личных ресурсов.


На сегодняшний день можно подводить только промежуточные итоги. Проведены вводные занятия, где обучающиеся познакомились с историей развития русского литературного языка, обобщили представления об общеупотребительных словах и лексике ограниченного употребления. Далее 3 группы начали сбор информации по различным направлениям. 1 группа исследует тексты современных исполнителей (в основном это музыкальное направление – реп, где на сегодняшний день обнаружена большая частотность употребления жаргонизмов). 2 группа занимается изучением языка Интернета, где заметно стремление замены слов визуальными изображениями. 3 группа занимается поиском материала в городе (реклама, ценники, баннеры и пр). Дальнейшая цель – обобщение собранного материала, обнаружение закономерностей изучаемых явление и написание исследовательской работы.


Используемая литература

  1. Ализар А. Лингвисты исследуют интернет-общение. http://www.webplanet.ru/news/internet/2005/2/24/chatter.html

  2. Бурова Е. Особенности языка Интернет-общения как разновидности сленга. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/languages/00159319_0.html

  3. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в Итернете / Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. - Казань, 2004.

  4. Демченко Ю. Нам песня быть неграмотными помогает / Учительская газета http://www.ug.ru/archive/43615

  5. Ефремов В. Русский язык в Интернете /Журнальный зал http://magazines.russ.ru/october/2013/5/e15.html

  6. Колесов В.В. Язык города. М., 2005

  7. Кронгауз М. Новый русский: коллективное остроумие // Ведомости, 14.12.2006, № 236 (1763).

  8. Мурашов А.А. «Муси-пуси» как речевой код современной эстрады //РЯШ.- 2005. - №3.

  9. Юнаковская А.А. «Язык города»: основные компоненты и их функционирование // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика и психология, № 3, 2010.

  10. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2002.

  11. Петрова Е.А. Язык и речь как составная часть городской культуры http://tl-ic.kursksu.ru/pdf/001-12.pdf