СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка. Окружающий мир.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты освоения учебного предмета. Предметные результаты освоения программы. Содержание учебного предмета.  

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка. Окружающий мир.»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576);- на основе авторской   программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ под руководством А.А.Плешакова, издательство «Просвещение», 2011) без изменений.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов :

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».


При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


Предметные результаты освоения программы за 1 класс

Обучающийся научится:

  • различать природу и культуру;

  • различать живую и неживую природу;

  • отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;

  • различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;

  • соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;

  • называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;

  • распознавать и называть комнатные растения;

  • различать деревья, кустарники, травянистые растения;

  • устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;

  • называть наиболее распространенные растения своей местности;

  • различать культурные и дикорастущие растения;

  • различать лиственные и хвойные деревья;

  • называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;

  • называть фрукты, овощи, ягоды;

  • отличать животных от растений;

  • распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;

  • перечислять группы животных и их существенные признаки;

  • различать домашних и диких животных;

  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;

  • называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;

  • приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края;

  • называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;

  • правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;

  • определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;

  • правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;

  • определять ближайшие родственные связи в семье;

  • работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;

  • находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе – в творчестве народов своего края;

  • перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;

  • узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;

  • понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;

  • определять достопримечательности Москвы и своего региона;

  • определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;

  • находить место России на земном шаре;

  • ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;

  • ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности.



Содержание учебного предмета

Введение (1ч.) Мир вокруг нас. Знакомство с учебником.


«Что и кто?» (20 ч.) Родина – это наша страна Россия. Многонациональный характер населения России. Единство народов. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы. Подготовка к выполнению проекта «Моя малая Родина». Дневное и ночное небо. Солнце и звезды. Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Практическая работа «Распознавание камней» Части растения. Представление о соцветиях. Комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Наиболее распространённые растения цветника. Практическая работа «Распознавание растений цветника» Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Практическая работа «Распознавание деревьев по листьям» Лиственные и хвойные деревья. Хвоинки – видоизмененные листья. Насекомые - группа животных. Разнообразие насекомых. Рыбы – водные животные. Морские и речные рыбы. Птицы - одна из групп животных. Практическая работа Знакомство со строением пера птицы» Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки. Предметы домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. Компьютер, его назначение и составные части. Опасные окружающие предметы. Транспорт. Элементарные правила дорожного движения. Форма Земли. Глобус. Движение Земли вокруг Солнца и своей оси. Повторение и обобщение учебного материала по разделу «Что и кто?» Семья - самые близкие люди. Подготовка к проекту «Моя семья»


«Как, откуда и куда?» (12 ч) Значение воды в доме. Очистка загрязненной воды. Значение и разнообразие электроприборов. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Разнообразие почтовых отправлений. Значение почтовой связи для общества. Реки и моря. Движение воды от истока реки до моря. Снег и лёд. Практическая работа «Исследование свойств снега и льда». Растения - живой организм. Условия, необходимые для жизни. Животные - живые организмы. Условия, необходимые для жизни. Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.

Источники мусора в быту. Раздельный сбор мусора. Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Обобщение по теме. Презентация проекта «Моя семья».

«Где и когда?» (11ч.)

Условия интересной и успешной учебы. Обращение к учителю. Подготовка к проекту «Мой класс и моя школа». Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Зависимость природных явлений от смены времен года. Холодные районы Земли. Животный мир холодных районов Земли. Жаркие районы Земли. Животный мир жарких районов Земли. Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок. История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий. История появления и усовершенствования велосипеда. Правила езды на велосипеде. Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Выбор профессии. Повторение раздела «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

«Почему и зачем?» (22 ч.)

Солнце — ближайшая к Земле звезда. Луна — спутник Земли, её особенности. Причины возникновения дождя и ветра, их значение. Разнообразие звуков в окружающем мире. Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Практическая работа «Особенности ухода за кошкой и собакой» Подготовка к выполнению проекта «Мои домашние питомцы». Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Правила поведения на лугу. Звуки леса, их разнообразие и красота. Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Правила гигиены при их употреблении. Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Средства связи и массовой информации. Интернет Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов. Корабли (суда) — водный транспорт. Виды и устройство корабля. Самолёты — воздушный транспорт. Виды и устройство самолетов. Правила безопасности в транспорте. Правила безопасности на водном и воздушном транспорте.

Освоение космоса человеком. Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязь человека с природой. Повторение материала изученного за год. Презентация проекта «Мои домашние питомцы».