ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576);- на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» (Сборник рабочих программ под руководством А.А.Плешакова, издательство «Просвещение», 2011) без изменений.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов :
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Предметные результаты освоения программы за 1 класс
Обучающийся научится:
различать природу и культуру;
различать живую и неживую природу;
отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и люди;
распознавать и называть комнатные растения;
различать деревья, кустарники, травянистые растения;
устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и деятельности человека;
называть наиболее распространенные растения своей местности;
различать культурные и дикорастущие растения;
различать лиственные и хвойные деревья;
называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
называть фрукты, овощи, ягоды;
отличать животных от растений;
распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
перечислять группы животных и их существенные признаки;
различать домашних и диких животных;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России и Красной книги своего региона;
называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках;
приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края;
называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;
определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
определять ближайшие родственные связи в семье;
работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей семьи;
находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе – в творчестве народов своего края;
перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми для каждой из них качествами и способностями человека;
узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь первичное представление о соотношении символических образов флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры России;
Обучающийся получит возможность научиться:
определять особую значимость в культурной преемственности профессии учителя как наставника в жизни;
понимать особую значимость в развитии человека таких просветительских учреждений как библиотеки и музеи; определять значение книги и музейного предмета для расширения знаний об окружающем мире;
определять достопримечательности Москвы и своего региона;
определять некоторые особенности традиционной культуры народов своего края;
находить место России на земном шаре;
ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;
ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч.) Мир вокруг нас. Знакомство с учебником.
«Что и кто?» (20 ч.) Родина – это наша страна Россия. Многонациональный характер населения России. Единство народов. Москва – столица России. Достопримечательности Москвы. Подготовка к выполнению проекта «Моя малая Родина». Дневное и ночное небо. Солнце и звезды. Камни как природные объекты, разнообразие их признаков. Практическая работа «Распознавание камней» Части растения. Представление о соцветиях. Комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Наиболее распространённые растения цветника. Практическая работа «Распознавание растений цветника» Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Практическая работа «Распознавание деревьев по листьям» Лиственные и хвойные деревья. Хвоинки – видоизмененные листья. Насекомые - группа животных. Разнообразие насекомых. Рыбы – водные животные. Морские и речные рыбы. Птицы - одна из групп животных. Практическая работа Знакомство со строением пера птицы» Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки. Предметы домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. Компьютер, его назначение и составные части. Опасные окружающие предметы. Транспорт. Элементарные правила дорожного движения. Форма Земли. Глобус. Движение Земли вокруг Солнца и своей оси. Повторение и обобщение учебного материала по разделу «Что и кто?» Семья - самые близкие люди. Подготовка к проекту «Моя семья»
«Как, откуда и куда?» (12 ч) Значение воды в доме. Очистка загрязненной воды. Значение и разнообразие электроприборов. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Разнообразие почтовых отправлений. Значение почтовой связи для общества. Реки и моря. Движение воды от истока реки до моря. Снег и лёд. Практическая работа «Исследование свойств снега и льда». Растения - живой организм. Условия, необходимые для жизни. Животные - живые организмы. Условия, необходимые для жизни. Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой.
Источники мусора в быту. Раздельный сбор мусора. Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Обобщение по теме. Презентация проекта «Моя семья».
«Где и когда?» (11ч.)
Условия интересной и успешной учебы. Обращение к учителю. Подготовка к проекту «Мой класс и моя школа». Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Зависимость природных явлений от смены времен года. Холодные районы Земли. Животный мир холодных районов Земли. Жаркие районы Земли. Животный мир жарких районов Земли. Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок. История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий. История появления и усовершенствования велосипеда. Правила езды на велосипеде. Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Выбор профессии. Повторение раздела «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»
«Почему и зачем?» (22 ч.)
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Луна — спутник Земли, её особенности. Причины возникновения дождя и ветра, их значение. Разнообразие звуков в окружающем мире. Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Практическая работа «Особенности ухода за кошкой и собакой» Подготовка к выполнению проекта «Мои домашние питомцы». Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Правила поведения на лугу. Звуки леса, их разнообразие и красота. Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Правила гигиены при их употреблении. Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Средства связи и массовой информации. Интернет Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов. Корабли (суда) — водный транспорт. Виды и устройство корабля. Самолёты — воздушный транспорт. Виды и устройство самолетов. Правила безопасности в транспорте. Правила безопасности на водном и воздушном транспорте.
Освоение космоса человеком. Ю.А. Гагарин – первый космонавт. Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязь человека с природой. Повторение материала изученного за год. Презентация проекта «Мои домашние питомцы».