МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Архипова Т.М./ ФИО Протокол № ____ от «___»___________2015г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ с. Привольное» _________/Порошина Л.И./ ФИО «___»____________2015. | «Утверждено» Руководитель МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области» ____________/Ли М.П./ ФИО Приказ № _____ от «___»___________2015. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная)
Архиповой Татьяны Михайловны,
учителя высшей категории
Ф.И.О., категория
по химии
на уровне основного общего образования
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «___»_______2015 г.
Химия
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 7 - 9 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по химии для основной школы (базовый уровень), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Привольное, требований к оснащению учебного процесса по химии, Федерального перечня учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе.
В основу рабочей программы положена программа по химии О. С. Габриеляна (О. С. Габриелян, Г. А. Шипарева «Программа курса химии для 7 класса», О.С. Габриелян, А. В. Купцова «Программа основного общего образования. 8 – 9 классы»).
Вклад химии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить.
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом). Такое положение химии обеспечивает формирование у учащихся:
целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
приобретении опыта разнообразной деятельности, познании и самопознания;
подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целостного поведения в быту и трудовой деятельности;
выработку понимания общественной потребности в развитии химии;
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Цель учебного предмета
Формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию.
Задачи учебного предмета
Образовательные:
Развивающие:
развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование;
формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в трудовой деятельности.
Воспитательные:
формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
выработка понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование отношения к химии как к возможной области будущей практической деятельности.
Инструментарий для оценивания знаний учащихся:
устные и письменные ответы учащихся;
тесты;
зачёты по темам,
контрольные и проверочные работы;
лабораторные и практические работы учащихся.
Общая характеристика предмета, курса
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме этого, учащиеся должны овладеть приемами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:
вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
При отборе содержания, конкретизирующего программу, учитывалось, что перед общим образованием не стоит задача профессиональной подготовки обучающихся. Это определило построение курса как общекультурного, направленного, прежде всего на формирование и развитие интереса к изучению химии. Учтена основная особенность подросткового возраста — начало перехода от детства к взрослости, который характеризуется развитием познавательной сферы.
На этапе основного общего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие универсальные учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение. Формирование этих универсальных учебных действий начинается ещё в начальной школе, а в курсе химии основной школы происходит их развитие и совершенствование. В связи с этим резервные часы планируется использовать на формирование и развитие умений проектной и исследовательской деятельности, умение видеть проблемы, делать выводы и умозаключения.
Особенности программы
Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности для педагогов составляют две.
Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий. Не случайно по результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых нелюбимых предметов.
Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.
Чтобы обеспечить учащимся возможность получения полноценного химического образования, за счет компонента образовательного учреждения в 7-м классе основной школы отводится I час для пропедевтического изучения химии.
В данном курсе реализована идея раннего систематического изучения химии не в качестве собственно пропедевтики, а как составной части школьного курса химии, сформированного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-й.
Начало системного изучения химии в 7-м классе позволяет:
- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;
- получить возможность изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
В программе предусмотрено резервное время, так как реальная продолжительность учебного года всегда оказывается меньше нормативной.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов. Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих химических понятий с 7 по 9 класс.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом (БУПом) для ступени основного общего образования.
Программа рассчитана на 175 часа.
Химия. Вводный курс. 7 класс. Пропедевтический курс– 35 часов (1 час в неделю).
Химия 8 класс –70 часов (2 часа в неделю).
Химия 9 класс – 70 часов (часа в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные:
в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку,
гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Выпускник научится:
описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;
изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую долю химического элемента в соединениях для оценки их практической значимости;
сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;
классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли по составу;
описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека) простых веществ — кислорода и водорода;
давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений естественных семейств щелочных металлов и галогенов;
пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.
Выпускник получит возможность научиться:
грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в окружающей природной среде;
понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др;
использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
развивать коммуникативную компетентность, используя средства устной и письменной коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся использования различных веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества
Выпускник научится:
классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности упорядоченности научных знаний;
раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;
описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических элементов;
характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы, а также калия и кальция;
различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную и металлическую;
изображать электронно-ионные формулы веществ, образованных химическими связями разного вида;
выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток: ионных, атомных, молекулярных, металлических;
характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов в периодической системе и особенностей строения их атомов;
описывать основные этапы открытия Д. И. Менделеевым периодического закона и периодической системы химических элементов, жизнь и многообразную научную деятельность учёного;
характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;
осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной полемики, преодоления трудностей и сомнений.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;
описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;
применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;
развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.
Многообразие химических реакций
Выпускник научится:
объяснять суть химических процессов и их принципиальное отличие от физических;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по одному из классификационных признаков: 1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения и обмена); 2) по выделению или поглощению теплоты (реакции экзотермические и эндотермические); 3) по изменению степеней окисления химических элементов (реакции окислительно-восстановительные); 4) по обратимости процесса (реакции обратимые и необратимые);
называть факторы, влияющие на скорость химических реакций;
называть факторы, влияющие на смещение химического равновесия;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращённые ионные уравнения реакций обмена; уравнения окислительно-восстановительных реакций;
прогнозировать продукты химических реакций по формулам/названиям исходных веществ; определять исходные вещества по формулам/названиям продуктов реакции;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
выявлять в процессе эксперимента признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции;
приготовлять растворы с определённой массовой долей растворённого вещества;
определять характер среды водных растворов кислот и щелочей по изменению окраски индикаторов;
проводить качественные реакции, подтверждающие наличие в водных растворах веществ отдельных катионов и анионов.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращённым ионным уравнениям;
приводить примеры реакций, подтверждающих существование взаимосвязи между основными классами неорганических веществ;
прогнозировать результаты воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции.
Многообразие веществ
Выпускник научится:
• определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов/групп: металлы и неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли;
• составлять формулы веществ по их названиям;
• определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
• составлять формулы неорганических соединений по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
• объяснять закономерности изменения физических и химических свойств простых веществ (металлов и неметаллов) и их высших оксидов, образованных элементами второго и третьего периодов;
• называть общие химические свойства, характерные для групп оксидов: кислотных, основных, амфотерных;
• называть общие химические свойства, характерные для каждого из классов неорганических веществ: кислот оснований солей;
• приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей;
• определять вещество-окислитель и вещество-восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
• составлять окислительно-восстановительный баланс (для изученных реакций) по предложенным схемам реакций;
• проводить лабораторные опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ;
• проводить лабораторные опыты по получению и собиранию газообразных веществ: водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака; составлять уравнения соответствующих реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
• прогнозировать химические свойства веществ на основе их состава и строения;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учётом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• выявлять существование генетической взаимосвязи между веществами в ряду: простое вещество — оксид — гидроксид — соль;
• характеризовать особые свойства концентрированных серной и азотной кислот;
• приводить примеры уравнений реакций, лежащих в основе промышленных способов получения аммиака, серной кислоты, чугуна и стали;
• описывать физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;
• организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.
Содержание учебного предмета, курса
Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)
Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, Интернет.
Чистые вещества и смеси. Очистка веществ. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Химический элемент, атом, молекула. Знаки химических элементов. Химическая формула. Валентность химических элементов. Составление формул бинарных соединений по валентности атомов химических элементов и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Количество вещества. Моль. Молярная масса и молярный объем.
Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Коэффициенты в уравнениях химических реакций, как отношения количеств веществ, вступающих и образующихся в результате химической реакции. Простейшие расчеты по уравнениям химических реакций.
Основные классы неорганических соединений. Номенклатура неорганических веществ. Кислород. Воздух. Горение. Оксиды. Оксиды металлов и неметаллов. Вода. Очистка воды. Аэрация воды. Взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Кислоты, классификация и свойства: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Основания, классификация и свойства: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами. Амфотерность. Кислотно-основные индикаторы. Соли. Средние соли. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, щелочами. Связь между основными классами неорганических соединений.
Первоначальные представления о естественных семействах (группах) химических элементов: щелочные металлы, галогены.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества.
Периодический закон. История открытия периодического закона. Значение периодического закона для развития науки.
Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Физический смысл порядкового (атомного) номера, номера периода и номера группы (для элементов А-групп).
Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число и относительная атомная масса. Электронная оболочка атома. Электронные слои атомов элементов малых периодов.
Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Валентность, степень окисления, заряд иона.
Многообразие химических реакций
Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые.
Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
Растворы. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Диссоциация солей, кислот и оснований в водных растворах. Реакции ионного обмена в растворах электролитов.
Многообразие веществ.
Общая характеристика неметаллов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств неметаллов — простых веществ, их водородных соединений, высших оксидов и кислородсодержащих кислот на примере элементов второго и третьего периодов.
Общая характеристика металлов на основе их положения в периодической системе. Закономерности изменения физических и химических свойств металлов — простых веществ, их оксидов и гидроксидов на примере элементов второго и третьего периодов.
Экспериментальная химия
На изучение этого раздела не выделяется конкретное время, поскольку химический эксперимент является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Разделение лабораторного эксперимента на практические занятия и лабораторные опыты, и уточнение их содержания проводятся авторами рабочих программ по химии для основной школы. Вариант конкретизации химического эксперимента и распределения его по учебным темам приведён в примерном тематическом планировании.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
7 класс
(1 час в неделю. Всего 35 часов)
№ | Название разделов и тем | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Количество часов |
1 | Химия в центре естествознания | Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия — часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств. Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Моделирование. Химические знаки и формулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Агрегатные состояния веществ. Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Лабораторные опыты: 1. Свойства веществ. 2. Строение пламени. 3. Наблюдение броуновского движения. 4. Изучение агрегатного состояния веществ Практические работы: 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. 2. Устройство и работа спиртовки. | Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Изучать строение пламени. Изучить правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Уметь проводить эксперимент, фиксировать результаты эксперимента, отличать химические знаки. Писать химические формулы и отличать индекс и коэффициент | 10 |
2 | Математика в химии | Относительные атомная и молекулярная массы. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов. Массовая доля элемента в сложном веществе. Чистые вещества и смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства). Объемная доля газа в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объемной доли газа в смеси по его объему и наоборот. Массовая доля вещества в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. Практическая работа № 3. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. | Различать понятия: относительная атомная масса элемента, молекулярная масса. Определять относительную атомную массу химических элементов по таблице Д.И.Менделеева. Находить относительную молекулярную массу по формуле вещества. Рассчитывать массовую долю химического элемента (w) в сложном веществе по формуле вещества. Рассчитывать массовую долю вещества в растворе, массовую долю чистого вещества и примеси. | 15 |
3 | Явления, происходящие с веществами | Разделение смесей. Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Признаки химических реакций. Лабораторные опыты: Разделение смесей. Практическая работа № 4. Очистка поваренной соли. | Разделять смеси, фильтровать растворы и приготавливать фильтры. | 6 |
4 | Рассказы по химии | Сообщения учащихся. «Выдающиеся русские ученые - химики». «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение). Конкурс ученических проектов. Конкурс посвящен изучению химических реакций. | Организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение | 2 |
| РВ | | | 2 |
| Всего | | | 35 |
8 - 9 классы
(по 2 часа в неделю, всего за два года обучения 140 часов)
№ | Название разделов и тем | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Количество часов |
Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений) (58 ч) |
1 | Предмет химии | Предмет химии как науки. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Описание хода эксперимента и результатов наблюдений. Оборудование школьной химической лаборатории. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Очистка веществ. Физические явления и химические реакции. Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций. Демонстрации. 1. Образцы лабораторного оборудования и приемы безопасной работы с ним. 2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли. 3. Нагревание сахара. 4. Нагревание парафина. 5. Горение парафина. 6. Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты. 7. Взаимодействие растворов сульфата меди(II) и гидроксида натрия. Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение веществ с разными физическими свойствами. 2. Примеры физических явлений: плавление парафина, испарение воды. 3. Примеры химических реакций: окисление меди при нагревании, действие соляной кислоты на мрамор. Практические занятия. 1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. 2. Очистка загрязненной поваренной соли. 3. Изучение строения пламени | Различать предметы изучения естественных наук. Наблюдать свойства веществ и их изменения в ходе химических реакций. Разделять смеси. Изучать строение пламени | 8 |
2 | Первоначальные химические понятия | Атом, химический элемент. Знаки химических элементов. Металлы и неметаллы. Молекула. Простые и сложные вещества. Химическая формула. Валентность: определение валентности по формуле бинарных соединений и составление формул бинарных соединений по валентности. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова. Демонстрации. 8. Примеры простых и сложных веществ в разных агрегатных состояниях. 9. Шаростержневые модели молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода. 10. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ при химических реакциях. Лабораторные опыты. 4. Ознакомление с образцами простых (металлов и неметаллов) и сложных веществ, минералов и горных пород. 5. Составление шаростержневых моделей молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода, оксида углерода(IV) | Различать понятия «молекула», «атом», «химический элемент». Определять валентности атомов в бинарных соединениях. Описывать простейшие вещества с помощью химических формул; простейшие химические реакции с помощью химических уравнений. Описывать состав простейших соединений по их химическим формулам. Составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов. Моделировать строение молекул метана, аммиака, воды, хлороводорода. Рассчитывать относительную молекулярную массу по формулам веществ. | 12 |
3 | Оксиды | История открытия кислорода. Состав воздуха. Кислород как химический элемент и простое вещество. Озон. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с серой, фосфором, медью, железом, метаном. Горение и медленное окисление. Получение кислорода в лаборатории разложением перманганата калия и пероксида водорода. Методы собирания газов: вытеснением воздуха, вытеснением воды. Оксиды: состав, номенклатура. Демонстрации. 11. Ознакомление с физическими свойствами кислорода. 12. Сжигание в кислороде угля 13. Условия возникновения и прекращения горения. Лабораторные опыты. 6. Ознакомление с образцами оксидов. Практические занятия. 4. Получение кислорода и изучение его свойств | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать химические и физические превращения изучаемых веществ. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе демонстрационного и лабораторного экспериментов. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу. | 8 |
4 | Кислоты и соли | История открытия водорода. Водород - химический элемент и простое вещество. Меры безопасности при работе с водородом. Физические и химические свойства водорода: взаимодействие с кислородом, серой, хлором, оксидом меди(II), оксидом железа(III). Кислоты: состав, номенклатура. Классификация кислот по основности, наличию атомов кислорода в молекуле, растворимости. Кислотно-основные индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин. Окраска индикаторов в кислой и нейтральной среде. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов. Средние соли: состав, номенклатура. Растворимость солей в воде. Демонстрации. 14. Ознакомление с физическими свойствами водорода. 15. Горение водорода на воздухе. 16. Образцы солей. 17. Разложение гидрокарбоната натрия при нагревании. Лабораторные опыты. 7. Проверка водорода на чистоту. 8. Сравнение окраски индикаторов в разных средах. 9. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов. 10. Взаимодействие солей с металлами. Практические занятия. 5. Получение водорода и изучение его свойств. 6. Получение раствора медного купороса из оксида меди (II) и серной кислоты | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью русского языка и языка химии. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам | 10 |
5 | Вода. Основания | Вода как растворитель. Растворы. Очистка воды. Аэрация воды. Химические свойства воды: реакции с натрием, кальцием, магнием, оксидом кальция, оксидом углерода(IV), оксидом фосфора(V). Основания: состав, номенклатура. Классификация оснований по кислотности, растворимости. Кислотно-основные индикаторы: фенолфталеин, универсальный индикатор. Окраска индикаторов в щелочной, кислой и нейтральной среде. Химические свойства оснований: взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами, разложение нерастворимых оснований при нагревании. Генетические связи между классами неорганических веществ. Демонстрации. 18. Взаимодействие воды с натрием, кальцием, оксидом углерода(IV) и испытание полученных растворов индикатором. 19. Образцы оснований. 20. Опыты, иллюстрирующие генетические связи между основными классами неорганических веществ. Лабораторные опыты. 11. Взаимодействие оснований с кислотами. 12. Получение нерастворимых оснований. 13. Разложение нерастворимых оснований при нагревании. Практические занятия. 7. Генетические связи между классами неорганических соединений | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Делать выводы из результатов проведенных химических экспериментов. Классифицировать изучаемые вещества по составу и свойствам. Характеризовать состав и свойства веществ основных классов неорганических соединений | 12 |
6 | Естественные семейства химических элементов | История открытия естественных семейств химических элементов. Естественное семейство щелочных металлов. Изменение физических свойств щелочных металлов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности в реакциях с кислородом, водой. Магний и естественное семейство щелочно-земельных металлов. Изменение физических свойств и химической активности щелочно-земельных металлов при увеличении относительной атомной массы. Кислород и сера. Сравнение физических свойств и химической активности кислорода и серы. Галогены — самые активные неметаллы. Изменение физических свойств галогенов с увеличением относительной атомной массы. Изменение активности галогенов с увеличением относительной атомной массы при взаимодействии с водородом, металлами. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их солей. Демонстрации. 21. Физические свойства щелочных металлов. 22. Взаимодействие натрия с водой. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии | 8 |
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества (24 ч) |
7 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома | Основания классификации химических элементов Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-научная классификация химических элементов. Две формы представления периодической системы: вербальная (периодический закон) и графическая (таблица). Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»: А- и Б-группы, периоды. Ядерная (планетарная) модель строения атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Физический смысл порядкового (атомного) номера. Современное содержание понятия «химический элемент». Массовое число, изотопы, относительная атомная масса. Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его емкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого — третьего периодов. Современная формулировка периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева. Научный подвиг Д. И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Демонстрации. 23. Модели атомов элементов первого — третьего периодов | Классифицировать изученные химические элементы и их соединения. Сравнивать свойства веществ, принадлежащих к разным классам; химические элементы разных групп. Различать периоды, А- и Б-группы. Моделировать строение атома. Определять понятия «химический элемент», «порядковый (атомный) номер», «массовое число», «изотоп», «относительная атомная масса», «электронная оболочка», «электронный слой», «периодическая система химических элементов». Описывать и характеризовать структуру таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». Делать умозаключения о характере изменения свойств химических элементов с увеличением зарядов атомных ядер. Структурировать материал о жизни и деятельности Д. И. Менделеева, об утверждении учения о периодичности | 15 |
8 | Химическая связь | Химическая связь. Электроотрицательность атомов. Ковалентная неполярная и полярная связь. Ионная связь. Заряд иона. Степень окисления. Демонстрации. 24. Модели ионных, молекулярных и атомных кристаллических решеток. Лабораторные опыты. 14. Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей | Конкретизировать понятия «химическая связь», «кристаллическая решетка». Обобщать понятия - «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «ионная кристаллическая решетка», «атомная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка». Моделировать строение веществ с ковалентной и ионной связью | 9 |
9 | Классификация химических реакций | Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена, экзотермические, эндотермические, окислительно-восстановительные, необратимые, обратимые. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Первоначальное представление о катализе. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление с точки зрения изменения степеней окисления атомов. Демонстрации. 25. Примеры экзо- и эндотермических реакций. 26. Взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами. Практические занятия. 8. Изучение влияния условий проведения химической реакции на ее скорость | Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Исследовать и описывать условия, влияющие на скорость химической реакции | 8 |
10 | Химические реакции в водных растворах | Растворы. Растворение как физико-химический процесс. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (без механизма диссоциации). Уравнения электролитической диссоциации. Свойства ионов. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Демонстрации. 27. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. 28. Демонстрация движения ионов в электрическом поле. 29. Опыты по выявлению условий течения реакций в растворах электролитов до конца. Лабораторные опыты. 15. Реакции обмена между растворами электролитов. 16. Опыты по выявлению условий течения реакций обмена в растворах электролитов до конца. Практические занятия. 9. Свойства кислот, оснований и солей как электролитов | Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация». Конкретизировать понятие «ион». Обобщать понятия «катион», «анион». Исследовать свойства растворов электролитов. Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов | 12 |
Раздел 4. Многообразие веществ (28 ч) |
11 | Неметаллы | Общая характеристика неметаллов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, высших оксидов и кислородсодержащих кислот, образованных неметаллами второго и третьего периодов. Демонстрации. 30. Простые вещества, образованные неметаллами второго и третьего периодов. Лабораторные опыты. 17. Взаимодействие соляной кислоты с магнием, оксидом магния, карбонатом магния. 18. Взаимодействие раствора серной кислоты с магнием, оксидом магния, карбонатом магния | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств неметаллов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе | 18 |
12 | Металлы | Общая характеристика металлов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Закономерности изменения в периодах и группах физических и химических свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов, образованных металлами I—III А-групп. Демонстрации. 31. Простые вещества, образованные металлами второго и третьего периодов. 32. Сравнение условий взаимодействия с водой: а) натрия и магния; б) магния и кальция. 33. Сравнение отношения к воде оксидов магния и кальция. 34. Сравнение отношения к растворам кислот и щелочей гидроксида натрия и гидроксида алюминия. Лабораторные опыты. 19. Взаимодействие раствора гидроксида натрия с растворами кислот и солей. 20. Взаимодействие раствора гидроксида кальция с растворами кислот и солей. Практические занятия. 10. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и неметаллы» | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского, родного) языка и языка химии. Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в периодической системе. Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в периодах и группах периодической системы. Прогнозировать свойства неизученных элементов и их соединений на основе знаний о периодическом законе | 10 |
| Резервное время | | | 10 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя
Книга для учителя. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов).
Контрольные и проверочные работы. 8 класс (авторы О. С. Габриелян и др.).
Контрольные и проверочные работы. 9 класс (авторы О. С. Габриелян и др.).
Методическое пособие. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова).
Методическое пособие. 7 класс (авторы О. С. Габриелян,Г. А. Шипарева).
Методическое пособие. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова).
Настольная книга учителя. 8 класс (авторы О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В.
Яшукова).
Практикум. 7 класс (авторы О. С. Габриелян, И. В. Аксенова).
Рабочая тетрадь. 9 класс (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова).
Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 класс (авторы О. С. Габриелян, А.
В. Яшукова).
Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ 9 класс (авторы О. С. Габриелян, А.
В. Яшукова).
Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, Н. П.
Воскобойникова).
Химический эксперимент в школе. 8 класс (авторы О. С. Габриелян, Н. Н. Рунов, В. И.
Толкунов).
Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8—9 классы (авторы О. С. Габриелян, Н. П.
Воскобойникова).
Химический эксперимент в школе. 9 класс (авторы О. С. Габриелян и др.).
Литература для учащихся
Рабочая тетрадь. 8 класс (авторы О. С. Габриелян, А. В. Яшукова).
Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы О. С. Габриелян, Г. А. Шипарева).
Химия. Вводный курс. 7 класс. Пропедевтический курс (авторы О. С. Габриелян, И. Г.
Остроумов, А. К. Ахлебинин).
Химия. 8 класс. Учебник (автор О. С. Габриелян).
Химия. 8 класс. Электронное мультимедийное издание.
Химия. 9 класс. Учебник (автор О. С. Габриелян).
Химия. 9 класс. Электронное мультимедийное издание.
Электронные образовательные ресурсы и Интернет ресурсы
Органическая химия. 10-11 классы
Химия. 8 класс. (3)
Химия. 8-11 классы. Виртуальная лаборатория. (2)
Химия. 8-11 классы. (Биб-ка э.н.п.).
Химия 9 класс (3 СD)
Химия общая и неорганическая. 10 - 11 классы.
Химия для всех - ХХI: Решение задач. Самоучитель
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (3) /2006 г./
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (2) /2005 г.
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru
ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов http://www.hemi.nsu.ru
Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru
WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru
Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru
Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru
Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru
Мир химии http://chem.km.ru
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой http://www.104.webstolica.ru
Материально – техническое обеспечение
Натуральные объекты:
Коллекции минералов и горных пород;
Металлов и сплавов;
Минеральных удобрений;
Пластмасс, каучуков, волокон.
Химические реактивы и материалы:
Наиболее часто используемые :
1)Простые вещества: медь, натрий, кальций, магний, железо, цинк;
2)оксиды: меди(II),кальция, железа(III),магния;
3)кислоты: серная, соляная;
4)основания - гидроксиды: натрия, кальция, 25%-ный водный раствор аммиака;
5)соли: хлориды натрия, меди(II),алюминия, железа(III);нитраты калия, натрия, серебра;
сульфаты меди(II),железа(III),аммония; иодид калия, бромид натрия;
6)органические соединения: этанол, уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:
1)Приборы для работы с газами;
2)аппараты и приборы для опытов с твердыми, жидкими веществами;
3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;
4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.
Модели:
Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;
Кристаллические решетки солей.
Учебные пособия на печатной основе:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
Таблица растворимости кислот, оснований солей;
25