Пояснительная записка
6 класс
Рабочая программа по «Основам безопасности жизнедеятельности» (разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 и Примерной программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения») составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности, с учетом авторской программы В. Н. Латчука (руководитель), С. К. Миронова, С. Н. Вангородского, М. А. Ульяновой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно — методического комплекса:
1. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Поляков В. В., Кузнецов М. И., Марков В. В. Латчук В. Н, под редакцией В. Н.Латчука — М.: Дрофа, 2012.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: методическое пособие. /Латчук В. Н. Марков В. В. — М.: Дрофа, 2012.
Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и соответствует требованиям ФГОС ООО (2014 г.)
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
-формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
Общая характеристика учебного предмета
В двадцать первый век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности.
В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угроза экологической катастрофы от деградации окружающей природной среды, это демографическая обстановка в стране, рост международного терроризма.
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Слабая подготовка населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности; пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.
В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовать в специально отдельной образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности».
Настоящая программа представляет собой часть образовательной области ОБЖ и предназначена для учащихся основной школы (5-9 классов).
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства;
развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни; подготовку к выполнению
требований, предъявляемых к гражданину российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение основам безопасности жизнедеятельности в объеме 1 часа в неделю (35 ч в год).
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
- формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
- понимание роли государства и действующего закона в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
- понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;
- формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
- формирование антиэкстремистской и антиреррористической личностной позиции;
- понимание необходимости сохранении природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
- знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
- знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение оказать первую помощь пострадавшим;
- умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
- умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки.
Содержание учебного предмета
Изложенный в программе материал соответствует разделам стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности и распределён по разделам:
Раздел 1 Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях
Глава 1 Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё (4 ч)
Опасные и экстремальные ситуации. Что к ним приводит? Тест № 1. Как подготовиться к путешествию, чтобы избежать опасных ситуаций
Причины, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией
Урок повторения по теме: Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё.
Глава 2 Пребывание человека в различных климатических условиях (2 ч)
Влияние климата на человека. Акклиматизация в условиях жаркого климата. Акклиматизация в северных районах. Акклиматизация в горной местности. Общие правила успешной акклиматизации.
Глава 3 Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде (15 ч)
Если ты отстал от группы. Если ты заблудился в лесу. Авария транспортного средства в безлюдной местности. Способы подачи сигналов бедствия. Ориентирование по компасу. Ориентирование по Солнцу, Луне, звёздам. Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью. Устройство временных укрытий. Добывание огня, разведение костра. Обеспечение бытовых потребностей
Обеспечение водой. Организация питания. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью. Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. Урок повторения по теме: Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде.
Раздел 2 Основы медицинских знаний
Глава 4 Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях (11 ч)
Общие принципы оказания самопомощи. Общие принципы оказания первой помощи пострадавшему. Аптечка, природные лекарственные средства. Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы. Закрытые травмы. Тест № 2. Опасные животные. Отравления. Первая помощь утопающему. Тепловые и солнечные удары, обморожения. Заболевания глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа. Переноска пострадавшего без носилок. Урок повторения по теме: Оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях. . Итоговый урок по курсу 6 класса.
Тематическое планирование
№ раздела и темы | Наименование темы. | Кол-во часов | |
| | раздел | тема |
| 1 | Экстремальные ситуации природных условиях | | 17 |
| 2 | Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме | | 2 |
| 3 | Безопасность в чрезвычайных ситуациях | | 2 |
| 6 | Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | | 9 |
7 | Основы здорового образа жизни. | | 5 |
| Всего часов: | 35 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Основы комплексной безопасности |
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания; • анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях; • формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды; • разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе; • руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | • систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации; • прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам; • характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны; • проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз. |
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; • характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны; • характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций; • характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает; • описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; • анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях; • характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации; • характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации; • анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения; • описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ; • моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома. | • формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; • обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»; • различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам. |
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности; • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России; • анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму; • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления; • обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма; • характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности; • моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта. | • формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия; • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность; • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму; • использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности. |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизни |
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; • анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья; • классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия; • систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак; • анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. | • использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. |
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи |
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья; • анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь; • характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях; • анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений. | • готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах. |
Формы и средства контроля
Виды контроля:промежуточный, текущий, тематический, итоговый.
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, устный опрос, проверочная работа
Критерии оценки учебной деятельности.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся.
Характеристика цифровой оценки (отметки).
| Отметка «5» | Отметка «4» | Отметка «3» | Отметка «2»: | Отметка «1» |
Оценка теоретических знаний | ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. | ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. | ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный | при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя | отсутствие ответа |
Оценка самостоятельных письменных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Отметка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятсядо сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные понятия | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата |
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт |
| |
|
Глава 1 ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ ( 17 часов) |
1. | Основные виды экстремальных ситуаций в природных условиях. Вводное тестирование № 1 | Изучение нового материала | Опасные ситуации, экстремальная ситуация, автономное существование человека, правила безопасного поведения человека в природной среде. | Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, характера. | Овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; | - развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; | | | |
2. | Факторы и стрессоры выживания в природных условиях | Изучение нового материала | Страх, переутомление, уныние, боль, холод, жара, жажда, голод, одиночество | |
3. | Психологические основы выживания в природных условиях | Изучение нового материала | Личностные особенности человека. | |
4. | Страх — главный психологический враг | Комбинированный | Виды темперамента, характер, внимание. Преодоление страха. | |
5. | Подготовка к походу и поведение в природных условиях | Изучение нового материала | Природные факторы, техногенные и социальные факторы, НАЗ | Формирование жизнесберегающей личностной позиции; Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; Знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций | Овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности | осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности | | | |
6. | Надёжные одежда и обувь — важное условие безопасности. | Изучение нового материала | Выбор одежды для похода.Уход за одеждой. Уход за обувью. | | | |
7. | Поведение в экстремальной ситуации в природных условиях | Комбинированный | Понятие экстримальной ситуации. Алгоритм действия. | | | |
8. | Действия при потере ориентировки. Проверочная работа №1. | Изучение нового материала и актуализация ранее полученных знаний. | Автономное существование. Алгоритм действий при потере ориентировки. | | | |
9. | Способы ориентирования и определение направления движения | Изучение нового материала Проект «Ориентирование на местности» | Способы ориентирования на местности. Определение направления движения на местности по компасу. Азимут. Движение по азимуту. По звездам и солнцу. Ориентирование по местным признакам: деревьям и растениям, камням и лишайникам, муравейникам и снегу. | Умение действовать в опасных ситуациях по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. | Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий | - развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; | | | |
10. | Техника движения в природных условиях. | Изучение нового материала | Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий. Способы построения временного жилища и добывания огня. | Умение принимать обоснован-ные решения в конкретной опасной ситуации для миними-зации последст-вий с учётом реально складывающейся обстановки и индиви-дуальных возмож-ностей | Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; | Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведе-ния в чрезвычайных ситуа-циях. | | | |
11. | Сооружение временного жилища, добывание и использование огня. | Изучение нового материала и актуализация ранее полученных знаний. | | | |
12. | Обеспечение питанием и водой | Урок отработки умений и рефлексии | Как преодолеть недостаток воды. Поиск и добывание воды. Очистка и обеззараживание воды | Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни. | - формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; - формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность. | осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; - воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. | | | |
13. | Поиск и приготовление пищи | Изучение нового материала и актуализация ранее полученных знаний | Общие принципы организации питания в условиях автономного существования. Растительная пища. Нетрадиционные виды пищи. Добывание пищи охотой и рыбной ловлей. Некоторые рецепты походных блюд из рыбы и мяса, растительной приправы | | | |
14. | Особенности лыжных, водных и велосипедных походов. | Изучение нового материала | Как вести себя при встрече с опасными животными. Опасности при переправах через реки, передвижение по болотам. Опасности при движении в горах. Как уберечься от поражения молнией | Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека. | Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников. Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности | Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной | | | |
15. | Безопасность на водоемах. | Изучение нового материала и активизация ранее полученных знаний. | | | |
16. | Сигналы бедствия. | Изучение нового материала | Подача сигналов бедствия. Сигнальные костры. Специальные знаки международной кодовой таблицы. Сигнальное зеркало | | | |
17. | Урок повторения по теме: Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде. Проверочная работа № 2 | Активизация ранее полученных знаний | | | | |
Глава 2. Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном (выездном) туризме. |
18. | Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и выездном туризме. | Изучение нового материала | Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. | Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей. | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | | | |
19. | Акклиматизация в различных природно-климатических условиях | Изучение нового материала | | | |
Глава 3. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. |
20. | Коллективные и индивидуальные средства защиты | Изучение нового материала | Виды коллективных средств защиты. Респираторы, противогазы, хим.комплекты Правила поведения при террористической угрозе. | Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, характера. | Овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; | Развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; | | | |
21. | Захват террористами воздушных и морских судов, других транспортных средств. | | | |
Глава 4 Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | | | | | | |
22 | Средства оказания первой помощи. | Изучение нового материала | Общие принципы оказания самопомощи. Средства оказания первой помощи пострадавшему Индивидуальная медицинская аптечка. Лечебные свойства различных дикорастущих лекарственных растений | Умение оказать первую помощь пострадавшим ; Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления. Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки. | Развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; | Воспитание ответственного отношения к личному здоровью как к индивидуальной и общественно ценности. | | | |
|
23 | Опасные животные | Изучение нового материала | Укусы насекомых. Укусы паукообразных. Укусы змей. Укусы бешеных животных и грызунов. Первая помощь при укусах | Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе, обмороке и обморожении. Первая помощь при поражении молнией. Умение оказать первую помощь пострадавшим | Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; | - развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; | | | |
24 | Первая помощь при ожегах | Изучение нового материала | Ожег. Степени ожёгов. | | | |
25 | Тепловой и солнечнуй удар. | Изучение нового материала | Причины возникновения и ПМП при солнечном и тепловом ударе. | | | |
26 | Обморожение и общее охлаждение организма. | Изучение нового материала | Обморожение, степени обморожения и ПМП. | | | |
27 | Беда на воде. | Урок открытия нового знания | Основные приемы оживления –реанимации . Виды закрытых травм. | | | |
28 | Закрытые травмы. | Изучение нового материалаПроект «Окажем первую помощь» | | | |
29 | Способы переноски пострадавших | Урок отработки умений и рефлексии Урок-практикум | Способы переноски пострадавшего без носилок | Умение оказать первую помощь пострадавшим. | Формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; | | | | |
30 | Урок повторения по теме: Оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях. Проверочная работа №3. | | | | | |
Глава 5. Основы здорового образа жизни. |
31 | Правильное питание — основа здорового образа жизни человека | Изучение нового материала и активизация ранее полученных знаний | Принципы правильного питания. Понятие «каллорийность». Культура питания и поведения за столом. | Понимание необходимости сохранения здоровья путем правильного , сбалансированного питания для полноценной жизни человека. | Знать о правильном питании, как о важном составляющем здорового образа жизни. | Формирование потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности | | | |
32 | Значение белков, жиров и углеводов в питании человека | Изучение нового материала | | | |
33 | Гигиена и культура питания | Изучение нового материала и активизация ранее полученных знаний | | | |
34-35 | Урок-повторение по теме «Здоровый образ жизни» Проверочная работа №4 | активизация ранее полученных знаний | | | | | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект
Учебник Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.П. Фролов, В.П. Шолох, М.В. Юрьева, Б.И. Мишин; под ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Астрель, 2012. – 190 с.
Список литературы (основной и дополнительной)
1. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6-й класс: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ре. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Астрель, 2010г. – 350 с.
2. Сулига Е.М., Горшкова Л.П. Экология ядовитых растений Балашовского района. Методическое пособие. – Балашов, 1997г.
3. «Защита от ЧС»: Сборник методических разработок./ М.: «Военные знания», 2004.
4. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
5. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2004
6. Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002.
7. Л.В. Байбородова. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие. – М: «ВЛАДОС», 2003.
8. Энциклопедия туризма. Гл. ред. Е.И. Тамм. Москва: научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1993.
9. Энциклопедия для детей. Личная безопасность Москва: Авант+, 2001.
10. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. Учебное пособие. Под общ. Ред. Проф. Р.И. Айзмана. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2002 г.
11. Смирнов А.Т. и др. Формирование здорового образа жизни подростков на уроке ОБЖ. Методическое пособие для учителей 5-9 класса. М.: Издательский центр «Вектано-Граф», 2002.
12. Андрей Ильин. Большая энциклопедия городского выживания. ЭКСМО. М.: 2003.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
- персональный компьютер- универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу3, эффективность организационных и административных выступлений.
- устройство вывода звуковой информации – аудиоколонки.
- устройство для ручного ввода текста и манипулирования экранных объектами- клавиатура и мышь.
Программные средства
- операционная система
- файловый менеджер
-антивирусная программа
-программа-архив
-текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы
- программа разработки презентаций
- табличный процессор
- мультимедиа проигрыватель
-системы программирования
- тестирующая оболочка



1