Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189, зарегистрированным в Минюсте России от 3 марта 2011 года, регистрационный номер 19993) на основе:
- Государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);
- Примерной программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2005 г. №03-1263);
- Базисных и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования, утверждённого приказом МОиН РТ № 4154/12 от 09.07.2012 года;
- Образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чувенорускинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан (приказ МБОУ «Чувенорускинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан №129 от 27. 12. 2013г.);
-Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Чувенорускинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района РТ на 2014-2015 учебный год (приказ МБОУ «Чувенорускинская средняя общеобразовательная школа» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан №65 от 29. 08.2014г.).
Место предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению в объеме 2 часа в неделю на протяжении учебного года, 70 часов в учебный год. Из них 14 лабораторных работ, обобщения знаний 4 часа, итоговая контрольная работа - 1.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, уроков обобщения, контрольных работ, практических работ.
Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.
Уровень обучения – базовый.
Срок реализации рабочей программы – один учебный год.
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительный – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательской работы.
Цели и задачи изучения:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Содержание
Тема 1. Изучение природы. 4 часа
Тема 2. Вселенная. 14 часа
Тема 3. Земля. 19 часов
Тема 4. Жизнь на Земле. 13 часов
Тема 5. Человек на Земле. Человек и здоровье 21 часов
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
-
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
-
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь
-
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
-
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
-
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
-
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
-
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
-
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
-
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
-
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
-
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
-
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
-
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
-
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
-
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
-
измерения роста, температуры и массы тела с помощью приборов, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
-
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
-
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
-
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Литература
1.Учебник: Природоведение. 5 кл. - М.: Дрофа, 2005. Авторы: А. А. Плешаков, Н. И. Сонин.
2. Интернет ресурсы.