СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к программе по русскому языку, 3 класс ФГОС (В.П. Канакина и др., программа "Школа России")

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК «Школа России» включает в себя:

  • учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. 3 класс.  В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 год;
  • электронное приложение к учебнику «Русский язык» (ЭОР). В.П. Канакина и др.. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.;
  • рабочую тетрадь к учебнику «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 год.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к программе по русскому языку, 3 класс ФГОС (В.П. Канакина и др., программа "Школа России")»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«……………………»


Рассмотрено

на заседании кафедры

протокол № ________

«____»_____20___г.

Зав. кафедрой______


«Согласовано»

зам директора по УВР/УМР

_________________

«____»_____20_____ г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Гимназия № 8»

________________

«___»____20____ г.




Рабочая программа


по учебному предмету


русский язык


для 3 «…» класса (начального общего образования)







  Составитель: _____________________

Квалификационная категория: ______






Сроки реализации программы:

.






г. Рубцовск, _________г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ №1067 от 19.12.12), Уставом МБОУ «…………………..» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов на основе учебного плана МБОУ «…………………» и в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету (от 22.05.2013). Рабочая программа ориентирована на использование авторской учебной программы В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной и др. «Русский язык».

УМК «Школа России» включает в себя:

  • учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 год;

  • электронное приложение к учебнику «Русский язык» (ЭОР). В.П. Канакина и др.. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.;

  • рабочую тетрадь к учебнику «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 год.

Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 3 – х классах: обучение в объёме – 170 часов, 5 часов в неделю (из обязательной части).

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что рабочая программа имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же раздело и тем в каждом классе. Такая структура позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.


Общая характеристика учебного предмета


Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


Цели курса:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Задачи курса:

  • формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;

  • развивать коммуникативные умения;

  • развивать нравственные и эстетические чувства;

  • развивать способности к творческой деятельности.


Практические задачи, направленные на достижение основных целей изучения курса:

  • развитие речи, мышления, воображения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационный объектов (проектная деятельность).

Формы и методы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа, творческая работа, игра, учебный диалог, наблюдение за языковым материалом и художественным словом, самостоятельная работа.

Домашние задания могут изменяться в зависимости от усвоения материала, темпа работы обучающихся на уроке. Домашнее задание предполагает не только выполнение тренировочных упражнений, но и другие формы: домашние творческие работы в виде сообщений, сочинений, презентаций, выполнение практических и исследовательских заданий, проектных заданий.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.




























Планируемые образовательные результаты


Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.


Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать; способность контролировать свои действия, проверять написанное.




























С


Систематический курс

Русский язык

Фонетика. Орфоэпия.

Звуки речи. Различение гласных и согласных звуков (фонетический анализ).

Графика.

Различение звуков и букв. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов.

Использование небуквенных графических средств.

Лексика. Синтаксис.

Морфемика. Морфология.

Слово и его значение (работа со словарями), состав слова (родственные слова), словосочетание.

Предложение. Различение ПП, СП. Части речи.

Орфография. Пунктуация.

Применение правил правописания и пунктуации.

Развитие речи. Текст.

Чтение и письмо.

Практическое овладение диалогической и монологической формами речи. Структура, признаки и типы текста. Знакомство с основными видами изложений и сочинений. Гигиенические требования при письме. Техника чтения. Отработка каллиграфических навыков письма.



одержание учебного курса в 3 классе














Планируемые образовательные результаты

Третьеклассник научится

Третьеклассник получит

возможность научиться

Развитие речи.

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

  • понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

  • понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

  • восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

  • распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • знакомство с жанрами объявления, письма;

строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

  • определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

  • использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

  • находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.


Синтаксис.

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

  • определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

  • различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

  • устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

  • отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • выделять в предложении основу и словосочетания;

  • находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

  • опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.




Лексика.

Обучающийся научится:

  • находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

  • наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

  • иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

  • иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

  • наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

  • распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

  • приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.




Состав слова (морфемика).

Обучающийся научится:

  • владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

  • различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

  • выделять нулевое окончание;

  • подбирать слова с заданной морфемой;

  • образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.




Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

  • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

  • наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

  • разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология.

Обучающийся научится:

  • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

  • распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

  • распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

  • распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

  • устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

  • узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

  • подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.



Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

  • наблюдать над словообразованием частей речи;

  • замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.


Система языка (фонетика, орфоэпия, графика). Звуки и буквы.

Обучающийся научится:

  • характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

  • осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

  • использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

  • оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

  • соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).


Орфография и пунктуация.

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;

  • разделительный твёрдый знак (ъ);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов).

Обучающийся научится:

применять ранее изученные правила правописания, а также:

  • непроизносимые согласные;

  • разделительный твёрдый знак (ъ);

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • безударные родовые окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

подбирать примеры с определённой орфограммой;

обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.


































Приложение


Контроль уровня подготовки обучающихся


Нормы и критерии оценок


Диктант

1. Объем соответствует количеству слов по чтению.

2. Негрубые ошибки:

- исключения из правил;

- повторение одной и той же буквы (букварь);

- перенос слов;

  • единичный пропуск буквы на конце слова;

- 2 негрубые ошибки + 1 ошибка.

3. Однотипные ошибки:

первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

4. При 3-х поправках оценка снижается на 1 балл.

Выставление оценок за диктант

"5" - нет ошибок и исправлений;

"4" - 2 орфгр. и 2 пункт. ошибки или 1 орфогр. и 3 пункт;

"3" - 3-4 орфогр. и 4 пункт., а также при 5 орфогр. ошибках;

"2" - более 5-8 орфогр. ошибок.

Оценки за грамматические знания.

«5» все верно;

«4» не менее 3/4 верно;

«3» не менее 1/2 верно;

«2» не выполнено больше половины.

Оценки за словарный диктант (строже диктанта)

«5» нет ошибок;

«4» одна ошибка; при количестве 15-20 слов

«3» две ошибки;

«2» три - пять ошибок.

Оценки за контрольное списывание

"5" - нет ошибок;

"4" - 1-2 ошибки или 1 исправление (2 класс),

1 ошибка или 1 исправление (3-4 классы);

"3" - 3 ош. или 1 исправление (2 класс),

2 ошибки или 1 исправление (3-4 класс),

"2" - 4 ошибки (2 класс), 3 ошибки (3-4 классы).











Приложение


Структура учебного предмета

для 3 класса на __________________учебный год



п/п

Наименование разделов

Всего часов

Контрольные и диагностические работы

Проекты

Примечания

1

Язык и речь

2




2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

Тест № 1,2. Самостоятельная работа (СР) № 1.

Словарный диктант (СД) № 1.

Изложение (обуч.) № 1. Контрольный диктант № 1.



3

Слово в языке и речи

19

Изложение (обуч.) № 2,3.

Контрольный диктант № 2.

«Рассказ о слове».


4

Состав слова

16

Словарный диктант (СД) № 2,3.

Сочинение (обуч.) № 1.

Контрольный диктант № 3. Изложение (обуч.) № 4.

Проверочная работа (ПР) № 1.

«Семья слов».


5

Правописание частей слова

29

Тест № 3,4,5,6,7. Сочинение (обуч.) № 2. Изложение (обуч.) № 5,6. Словарный диктант (СД) № 4,5.

Самостоятельная работа (СР)

№ 2.

Проверочная работа

(ПР) № 2. Контрольный диктант № 4,5.

«Составляем

орфографичес-кий

словарь».


6

Части речи

76

Тест № 8,9,10. Изложение (обуч.) № 7,8,9,10,11.

Проверочная работа (ПР) № 3,4. Отзыв № 1,2.

Словарный диктант (СД) № 6,7,8.

Творческая работа № 1.

Сочинение (обуч.) № 3,4. Самостоятельная работа (СР) № 3,4.

Контрольный диктант № 6,7,8,9.

«Зимняя страничка».


«Имя прилагательное в загадках».


7


Повторение

14

Тест 11. Изложение (обуч.)

№ 12,13 .

Контрольный диктант

№ 10.

Сочинение (обуч.) № 5.





Итого


170

57


4







Учебно – методическая литература для учителя

Основная:

  1. Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.

  2. Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Учебник 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.

  3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2010 г. (Стандарты второго поколения).

  4. Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

  6. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.

  7. Канакина В.П. и др. Русский язык. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

  8. Канакина В.П., Щёголева В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1- 4 классы.– М.: Просвещение, 2012 г.

Дополнительная:

  1. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013 г.

  2. Никифорова В.В. Контрольно-измерительные материалы. 3 класс. – М.: ВАКО, 2012 г.

  3. Интернет ресурсы: https://proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей; https://it-n.ru - Сеть творческих учителей; https://uchi.ucoz.ru - Первый учительский портал; http://my-tbook.ru - Издательский центр «Мой учебник»; https://uchportal.ru - Учительский портал; http://ict.edu.ru - Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»; http://lbz.ru - Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»; https://metodisty.ru - Профессиональное сообщество педагогов; https://pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей; http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов; http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа»; https://suhin.narod.ru/zag1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина; https://rsl.ru - Российская государственная библиотека.

  4. Универсальный словарь русского языка. – Спб.: ИГ «Весь», 2010 г.


Учебная литература для учащихся

Основная:

  1. Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Учебник 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.

  2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.

  3. Канакина В.П. и др. Русский язык. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.

Дополнительная:

  1. Интернет ресурсы: http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html - Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты; http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов; http://www.vidahl.agava.ru/ - Толковый словарь О.Даля ON-LINE.