Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«……………………»
Рассмотрено на заседании кафедры протокол № ________ «____»_____20___г. Зав. кафедрой______ | «Согласовано» зам директора по УВР/УМР _________________ «____»_____20_____ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Гимназия № 8» ________________ «___»____20____ г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
русский язык
для 3 «…» класса (начального общего образования)
Составитель: _____________________
Квалификационная категория: ______
Сроки реализации программы:
….
г. Рубцовск, _________г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373), в соответствии с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ №1067 от 19.12.12), Уставом МБОУ «…………………..» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов на основе учебного плана МБОУ «…………………» и в соответствии с Положением о рабочей программе по предмету (от 22.05.2013). Рабочая программа ориентирована на использование авторской учебной программы В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной и др. «Русский язык».
УМК «Школа России» включает в себя:
учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 год;
электронное приложение к учебнику «Русский язык» (ЭОР). В.П. Канакина и др.. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.;
рабочую тетрадь к учебнику «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 год.
Соответственно действующему учебному плану рабочая программа предусматривает следующий вариант организации процесса обучения в 3 – х классах: обучение в объёме – 170 часов, 5 часов в неделю (из обязательной части).
Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что рабочая программа имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же раздело и тем в каждом классе. Такая структура позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Цели курса:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;
развивать коммуникативные умения;
развивать нравственные и эстетические чувства;
развивать способности к творческой деятельности.
Практические задачи, направленные на достижение основных целей изучения курса:
развитие речи, мышления, воображения, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационный объектов (проектная деятельность).
Формы и методы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа, творческая работа, игра, учебный диалог, наблюдение за языковым материалом и художественным словом, самостоятельная работа.
Домашние задания могут изменяться в зависимости от усвоения материала, темпа работы обучающихся на уроке. Домашнее задание предполагает не только выполнение тренировочных упражнений, но и другие формы: домашние творческие работы в виде сообщений, сочинений, презентаций, выполнение практических и исследовательских заданий, проектных заданий.
В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Планируемые образовательные результаты
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
С
Систематический курс | Русский язык |
Фонетика. Орфоэпия. | Звуки речи. Различение гласных и согласных звуков (фонетический анализ). |
Графика. | Различение звуков и букв. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов. Использование небуквенных графических средств. |
Лексика. Синтаксис. Морфемика. Морфология. | Слово и его значение (работа со словарями), состав слова (родственные слова), словосочетание. Предложение. Различение ПП, СП. Части речи. |
Орфография. Пунктуация. | Применение правил правописания и пунктуации. |
Развитие речи. Текст. Чтение и письмо. | Практическое овладение диалогической и монологической формами речи. Структура, признаки и типы текста. Знакомство с основными видами изложений и сочинений. Гигиенические требования при письме. Техника чтения. Отработка каллиграфических навыков письма. |
одержание учебного курса в 3 классе
Планируемые образовательные результаты |
Третьеклассник научится | Третьеклассник получит возможность научиться |
Развитие речи. |
участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения; осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения; применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком; анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания; строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо; понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи; понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста; восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера; распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность; знакомство с жанрами объявления, письма; строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. | определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам; пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником; письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме; составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки; использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование; пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему; находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи; проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки. |
Синтаксис. |
Обучающийся научится: различать предложение, словосочетание и слово; выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения; различать понятия «члены предложения» и «части речи»; находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме; различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения; отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания; разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания. | Обучающийся получит возможность научиться: устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов; выделять в предложении основу и словосочетания; находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце); опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора. |
Лексика. |
Обучающийся научится: находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя; наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение; иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов; иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов; наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи; распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи); иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи; пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач. | Обучающийся получит возможность научиться: осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи; замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии); подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; размышлять над этимологией некоторых слов-названий; приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов. |
Состав слова (морфемика). |
Обучающийся научится: различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс; выделять нулевое окончание; подбирать слова с заданной морфемой; образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов. | Обучающийся получит возможность научиться: находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; различать изменяемые и неизменяемые слова; узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; сравнивать, классифицировать слова по их составу; соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса); разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу; подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами. |
Морфология. |
Обучающийся научится: распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам; распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление); распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени); распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные; устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не. узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении; подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы. | Обучающийся получит возможность научиться: производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике; наблюдать над словообразованием частей речи; замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи. |
Система языка (фонетика, орфоэпия, графика). Звуки и буквы. |
Обучающийся научится: характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного); определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными; осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов; произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике); использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками; применять знания фонетического материала при использовании правил правописания; пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца. | Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова; соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника); пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.). |
Орфография и пунктуация. |
Обучающийся научится: — применять ранее изученные правила правописания, а также: непроизносимые согласные; разделительный твёрдый знак (ъ); непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); безударные родовые окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов и слитное написание приставок; раздельное написание частицы не с глаголами; — подбирать примеры с определённой орфограммой; — обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); — определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; — применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; — безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов); — писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов). | Обучающийся научится: — применять ранее изученные правила правописания, а также: непроизносимые согласные; разделительный твёрдый знак (ъ); непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); безударные родовые окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов и слитное написание приставок; раздельное написание частицы не с глаголами; — подбирать примеры с определённой орфограммой; — обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса); — определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами; — применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; — безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов); — писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания; — проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. |
Приложение
Контроль уровня подготовки обучающихся
Нормы и критерии оценок
Диктант
1. Объем соответствует количеству слов по чтению.
2. Негрубые ошибки:
- исключения из правил;
- повторение одной и той же буквы (букварь);
- перенос слов;
- 2 негрубые ошибки + 1 ошибка.
3. Однотипные ошибки:
первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.
4. При 3-х поправках оценка снижается на 1 балл.
Выставление оценок за диктант
"5" - нет ошибок и исправлений;
"4" - 2 орфгр. и 2 пункт. ошибки или 1 орфогр. и 3 пункт;
"3" - 3-4 орфогр. и 4 пункт., а также при 5 орфогр. ошибках;
"2" - более 5-8 орфогр. ошибок.
Оценки за грамматические знания.
«5» все верно;
«4» не менее 3/4 верно;
«3» не менее 1/2 верно;
«2» не выполнено больше половины.
О
ценки за словарный диктант (строже диктанта)
«5» нет ошибок;
«4» одна ошибка; при количестве 15-20 слов
«3» две ошибки;
«2» три - пять ошибок.
Оценки за контрольное списывание
"5" - нет ошибок;
"4" - 1-2 ошибки или 1 исправление (2 класс),
1 ошибка или 1 исправление (3-4 классы);
"3" - 3 ош. или 1 исправление (2 класс),
2 ошибки или 1 исправление (3-4 класс),
"2" - 4 ошибки (2 класс), 3 ошибки (3-4 классы).
Приложение
Структура учебного предмета
для 3 класса на __________________учебный год
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Контрольные и диагностические работы | Проекты | Примечания |
1 | Язык и речь | 2 | | | |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | Тест № 1,2. Самостоятельная работа (СР) № 1. Словарный диктант (СД) № 1. Изложение (обуч.) № 1. Контрольный диктант № 1. | | |
3 | Слово в языке и речи | 19 | Изложение (обуч.) № 2,3. Контрольный диктант № 2. | «Рассказ о слове». | |
4 | Состав слова | 16 | Словарный диктант (СД) № 2,3. Сочинение (обуч.) № 1. Контрольный диктант № 3. Изложение (обуч.) № 4. Проверочная работа (ПР) № 1. | «Семья слов». | |
5 | Правописание частей слова | 29 | Тест № 3,4,5,6,7. Сочинение (обуч.) № 2. Изложение (обуч.) № 5,6. Словарный диктант (СД) № 4,5. Самостоятельная работа (СР) № 2. Проверочная работа (ПР) № 2. Контрольный диктант № 4,5. | «Составляем орфографичес-кий словарь». | |
6 | Части речи | 76 | Тест № 8,9,10. Изложение (обуч.) № 7,8,9,10,11. Проверочная работа (ПР) № 3,4. Отзыв № 1,2. Словарный диктант (СД) № 6,7,8. Творческая работа № 1. Сочинение (обуч.) № 3,4. Самостоятельная работа (СР) № 3,4. Контрольный диктант № 6,7,8,9. | «Зимняя страничка». «Имя прилагательное в загадках». | |
7 | Повторение | 14 | Тест 11. Изложение (обуч.) № 12,13 . Контрольный диктант № 10. Сочинение (обуч.) № 5. | | |
| Итого | 170 | 57 | 4 | |
Учебно – методическая литература для учителя
Основная:
Горецкий В.Г., Канакина В.П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011 г.
Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Учебник 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2010 г. (Стандарты второго поколения).
Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
Канакина В.П. и др. Русский язык. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.
Канакина В.П., Щёголева В.П. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1- 4 классы.– М.: Просвещение, 2012 г.
Дополнительная:
Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013 г.
Никифорова В.В. Контрольно-измерительные материалы. 3 класс. – М.: ВАКО, 2012 г.
Интернет ресурсы: https://proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей; https://it-n.ru - Сеть творческих учителей; https://uchi.ucoz.ru - Первый учительский портал; http://my-tbook.ru - Издательский центр «Мой учебник»; https://uchportal.ru - Учительский портал; http://ict.edu.ru - Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»; http://lbz.ru - Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»; https://metodisty.ru - Профессиональное сообщество педагогов; https://pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей; http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов; http://nsc.1september.ru/ - Еженедельник издательского дома «Первое сентября» «Начальная школа»; https://suhin.narod.ru/zag1.htm - Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина; https://rsl.ru - Российская государственная библиотека.
Универсальный словарь русского языка. – Спб.: ИГ «Весь», 2010 г.
Учебная литература для учащихся
Основная:
Горецкий В.Г., Канакина В.П. Русский язык. Учебник 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013 г.
Канакина В.П. и др. Русский язык. Электронное приложение к учебнику (ЭОР). 3 класс. – М.: Просвещение, 2013 г.
Дополнительная:
Интернет ресурсы: http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html - Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты; http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов; http://www.vidahl.agava.ru/ - Толковый словарь О.Даля ON-LINE.