Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
I. Организацион- но-мотивацион- ный этап | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание атмосферы психологического комфорта. - Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы рассмотрели основы современной космологии. В книге И. С. Шкловского «Проблемы современной астрофизики» автор пишет: «Принципиальным отличием астрономии от физики является насквозь эволюционный характер науки о небе. Между тем законы физики, свойства элементарных частиц и полей извечны, т. е. не зависят от времени... Современная астрономия вся эволюционна». Прокомментируйте мнение автора | Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают свое мнение, приводя обоснования | Построение логичных устных высказываний. Работа с текстом научного содержания | |
И. Актуализация знаний учащихся | Опишите модель горячей Вселенной. Как объясняется красное смещение в спектрах галактик и о каких процессах оно свидетельствует? В какой взаимосвязи находится критическая плотность с расширением Вселенной? Начало нашего знакомства с курсом астрономии началось с задания завершить предложение: «Астрономия-это...». Завершите это предложение сейчас | Используя полученные на предыдущем уроке знания, отвечают на вопросы | Построение научно обоснованных устных высказываний | |
III. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | - На прошлом уроке вы формулировали вопросы, на которые хотели бы еще получить ответы. Среди них те, на которые вы сможете найти ответы самостоятельно. Тема нашего сегодняшнего урока - «Одиноки ли мы во Вселенной?». Мы проведем его в форме конференции. Сформулируйте и запишите в тетради цель нашего урока. Озвучьте варианты целей. Организует обсуждение целей урока | Формулируют и записывают варианты цели урока. Озвучивают варианты целей урока-конференции | Выдвижение гипотез, интерпретация познавательной информации. Формулировка цели деятельности | |
IV. Построение плана по разрешению затруднений | - Каждый из вас имеет собственное мнение относительно поддержки идеи поиска внеземных цивилизаций или нецелесообразности осуществления подобного поиска. Выскажите свое отношение к проблеме. | Высказывают собственную позицию относительно целесообразности поиска внеземных цивилизаций. | Формулировка цели деятельности. | |
| В конце урока каждый из вас сможет указать, как изменилась его позиция. Как вы считаете, какие основные группы вопросов должны быть обсуждены в ходе нашей конференции? Поясните, в чем состоит объективность оснований для поиска внеземных цивилизаций. Поясните иерархию двух проблем: поиск внеземных форм жизни и поиск внеземных цивилизаций как общества разумных существ на других планетах. Мы часто на уроке будем использовать понятие «цивилизация». Вспомните из курса истории, какой смысл несет в себе это понятие | Выдвигают предположения. В ходе совместной дискуссии с учителем приходят к выводу о необходимости рассмотрения трех групп вопросов: общие характеристики проблемы внеземных форм жизни и разума; научные основы поиска жизни во Вселенной и перспективы развития идей о внеземных цивилизациях. Высказывают предположения, связанные с материальным единством Вселенной, возможностью ее познания, эволюцией материи, типичности Солнца как звезды. Раскрывают собственные представления о взаимосвязи двух проблем и необходимости их отдельного рассмотрения. Формулируют понятие «цивилизация», используя знания, полученные при изучении курса истории | Обсуждение плана конференции |
V. Реализация выбранного плана деятельности и осуществление самостоятельной работы | Первый блок вопросов, как мы с вами определили, связан с общей характеристикой проблемы внеземных форм жизни и разума. Идея множественности миров существовала с глубокой древности. Организует обсуждение докладов, акцентируя внимание на наиболее важных аспектах. Организует обсуждение содержания доклада. | Представляют доклады: «Идеи множественности миров Д. Бруно»; «Идеи существования внеземного разума в работах философов-космистов». Участвуют в обсуждении докладов. В совместной беседе с учителем делают вывод о представлении человека не атомарным существом, а личностью, о науке, технике, человеческом разуме как опоре человека, об эволюционности идей философов-космистов, чувствительности и одушевленности материи с точки зрения К. Э. Циолковского. Представляют доклад «Проблема внеземного разума в научно-фантастической литературе». Участвуют в обсуждении содержания, делая вывод о необходимости нравственного анализа человеком собственной жизни, вдумчивого и бережного отношения к окружающему миру, ответственности за собственные поступки. | Формулировка собственного мнения относительно научной проблемы. Принятие точки зрения оппонента |
| В эру космонавтики проблема поиска внеземных форм жизни и разума приобрела новые черты - черты целенаправленной научной деятельности. Следующий блок вопросов нашей дискуссии касается общих характеристик проблемы внеземных форм жизни и разума. И в этом вопросе пересекаются астрономия и биология, демонстрируя неразрывную связь наук. Используя знания из общей биологии, сформулируйте биологическое понимание термина «жизнь». Перечислите основные свойства живого. Вспомните из курса общей биологии, каковы гипотезы происхождения жизни на Земле. В ходе изучения курса астрономии мы рассматривали с вами факты, поддерживающие гипотезу панспермии. Вспомните, в каких случаях учеными обнаруживались органические соединения внеземного происхождения? В курсе биологии вы изучали теорию биохимической эволюции, предложенную независимо друг от друга советским химиком А. И. Опариным и английским биологом Д. Холдейном. Раскройте суть данной теории. | Отвечают на вопросы, используя знания из области общей биологии. В совместном обсуждении перечисляют общие черты креационизма, самопроизвольное зарождение жизни и теорию стационарного состояния, панспермии и биохимической эволюции. В ответах перечисляют наличие органических соединений в плотных молекулярных облаках нашей Галактики, обнаружение аминокислот в некоторых метеоритах; доказанную высокую устойчивость спор и семян растений к неблагоприятным воздействиям космоса в космических лабораториях. Раскрывают содержание теории, указывая наличие на Земле на ранних этапах ее развития продолжительного периода, в течение которого абиогенным путем образовывались органические соединения, при этом ультрафиолетовое излучение играло значительную роль, не задерживаясь озоном, отсутствовавшим в атмосфере древней Земли. Подчеркивается, что синтезированные органические соединения десятки миллионов лет накапливались в древнем океане, образуя «первичный бульон», в котором возникла жизнь в виде пробионтов. Сформулированная теория биопоэза включает три основные стадии возникновения живого. | | |
| Как вы помните, любая теория должна иметь подтверждающие следствия. Перечислите факты, подтверждающие теорию биопоэза. Поясните, почему самозарождение жизни не проявляется сейчас, в условиях современной Земли. Для того чтобы конкретизировать уникальность астрофизических условий, в которых зарождалась, развивалась и развивается биологическая жизнь на Земле, вам необходимо выполнить задание, используя материалы учебника. Организует обсуждение результатов выполнения задания, предлагает представить доклад о поиске экзопланет в других звездных системах. При обсуждении доклада предлагает заполнить таблицу «Методы поиска экзопланет». Мы перешли с вами к заключительному блоку вопросов, касающихся научных основ поиска жизни во Вселенной и перспектив развития идей о внеземных цивилизациях. Исследования ведутся в нескольких направлениях. В 1960 году профессор астрономии и астрофизики Фрэнк Дональд Дрейк предложил знаменитую формулу оценки числа цивилизаций в нашей Галактике. Оценки показали, что жизнь теоретически может существовать на сотнях тысяч небесных тел. | При перечислении факторов указывают на осуществление в 1953 году эксперимента, в котором смоделированы условия, существовавшие на Земле 4 млрд лет назад, и сконструированная установка позволила получить органические соединения. В ответах указывают на наличие кислородной атмосферы, в которой органические соединения разрушаются, а гетеротрофные организмы используют скопления органических веществ для питания. Выполняют самостоятельную работу, используя материал учебника (с. 211-212): Перечислите астрономические условия, уникальные для Земли как планеты Солнечной системы, позволившие возникнуть и развиться на ней органической жизни. Какие планеты в Солнечной системе могли бы обладать органической жизнью и при каких дополнительных условиях? Представляют результаты самостоятельной работы. Представляют доклад «Методы поиска экзопланет». В процессе обсуждения доклада заполняют таблицу: Методы поиска экзопланет | | |
Метод | Суть метода | | |
| | |
Представляют доклады: «История радиопосланийземлян другим цивилизациям»; «История поиска радиосигналов разумных цивилизаций». Представляют доклад «Методы теоретической оценки возможности обнаружения внеземных цивилизаций на современном этапе развития землян». | |
| - Эволюционные процессы развития Солнца (при условии сохранения нами природы Земли) спустя миллиарды лет приведут к необходимости по естественным причинам переселяться на другие планеты | Представляют доклад «Проекты переселения на другие планеты» | | | |
VI. Включение в систему знаний | Предлагает фронтально выполнить задание. Опираясь на знания из области астрономии и биологии, а также знания, полученные в ходе сегодняшней конференции, сформулируйте выводы за и против существования жизни и разума во Вселенной. Охарактеризуйте условия, соответствующие требованиям к зарождению жизни, существующие на одной из планет- спутников в Солнечной системе - Европе | Фронтально выполняют задание: «В 1974 году в сторону шарового скопления в созвездии Геркулеса (расстояние 7000 пк) было отправлено радиопослание братьям по разуму. Когда земляне в лучшем случае могут получить ответ?». Высказывают собственное мнение, основываясь на содержании урока | Применение законов и закономерностей при решении задач. Формулировка выводов | | |
VII. Рефлексия деятельности | Какие новые факты обогатили ваше представление о направлениях поиска внеземных форм жизни? О каких фактах, подтверждающих идею множественности планет, отвечающих требованиям к зарождению жизни, вы можете рассказать? Перечислите в порядке значимости, с вашей точки зрения, наиболее эффективные действия, направленные на дальнейшие поиски жизни во Вселенной. Как изменилась в ходе конференции ваша позиция относительно целесообразности поиска разума во Вселенной? | Отвечают на рефлексивные вопросы | Саморефлексия деятельности на уроке | | |