СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поиски рациональных способов организации профориентационной работы в классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поиски рациональных способов организации профориентационной работы в классе

Просмотр содержимого документа
«Поиски рациональных способов организации профориентационной работы в классе»

«Поиски рациональных способов организации профориентационной работы в классе»

Методы профориентационной работы.

Методы по осуществлению профориентационной работы со старшеклассниками могут быть самыми разнообразными. Это наблюдения за ними на уроках и внеклассных занятиях , в труде и общественной работе и т.д. Наблюдения дополняются индивидуальными беседами, анкетными опросами, тестированием, анализом сочинений, результатом занятий в кружках и клубах, участия в олимпиадах и конкурсах. Определяется отношение к различным учебным предметам, видам труда, интересы, склонности, намерения, и мотивы выбора профессии каждого ученика.

Формы организации профориентационной работы:

- Организация и проведение встреч и бесед с участием работников различных профессий, выпускников школы, учащихся вызов.

- Проведение профориентационных экскурсий на предприятия, в организации, в учреждения, в учебные заведения.

- Организация просмотров учебных, документальных, научно- популярных, художественных фильмов о различных сферах профессиональной деятельности.

- Знакомство со справочной, научной, профессиографической литературой, профессиограммами.

- Оформление стендов, альбомов, плакатов и другого наглядного материала профориентационного характера.

- Проведение лекций, классных, информационных часов, вечеров профориентационной тематики.

- Организация книжных выставок, посвященных какому- либо виду профессиональной деятельности.

- Проведение конкурсов, олимпиад, викторин, диспутов, дискуссий профориентационной тематики.

- Посещение учащимися факультативов, секций, кружков, студий.

- Подготовка старшеклассниками сообщений, рефератов, докладов профориентационного характера.

- Профориентация через учебный предмет.

- Проведение с учащимися профориентационных игр.

Использование профориентологом различных форм работы в области профориентации школьников способствует формированию у них устойчивых профессиональных интересов, склонностей, намерений, появлению новых профессионально ориентированных мотивов.

Факторы, определяющие эффективность профориентационной работы

Факторами, определяющими эффективность профориентационной работы могут быть:

- сформированность у старшеклассников профессиональнойаправленности личности;

- наличие у них профессиональных интересов устойчивых профессиональных склонностей, намерений, мотивов, выбора профессий;

- личность профориентатора.

Профессиональная направленность. Дж.Голланд выделил 6 типов профессиональной направленности личности: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистичный.

Реалистичный тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Предпочитаемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

Интеллектуальный тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления; интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Предпочитает профессии ботаника, астронома, математика и т.д.

Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, гуманность, женственность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочитает профессии: учитель, врач, психолог и т.д.

Конвенциальный тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность; консервативен. Хорошо развиты математические способности.

Предпочитаемые профессии: наборщик, бухгалтер, секретарь-машинистка и т.д.

Предприимчивый тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм. Импульсивен, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочитаемые профессии: журналист, телеоператор, директор, дипломат и т.д.

Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я».

Предпочитаемые профессии: писатель, режиссер, декоратор, художник, музыкант и т.д.

Известно, что каждого человека одна деятельность занимает больше, другая меньше. Многие виды деятельности его могут и вовсе не интересовать. Это обусловлено развитием интересов.

Интерес – эмоционально познавательная активность; стремление к познанию.

Интересы могут носить временный, эпизодический и устойчивый характер.

Временные, эпизодические интересы могут угасать, например, с окончанием интересного урока, с уходом интересного учителя и т.д.

Интересы, которые носят устойчивый характер, характеризуются тем, что для своего удовлетворения требуют преодоления определенных трудностей, но при этом не угасают. Устойчивые интересы могут переходить в соответствующую склонность.

Склонность – стремление человека заниматься определенной профессией.

Профессия – это форма трудовой деятельности, для выполнения которой человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.

По мнению Е.А. Климова, все профессии по предмету труда можно разделить на пять типов: человек-техника, человек-человек, человек-природа, человек-знаковая система, человек- художественный образ.

Профессиональное намерение – сознательное стремление, решение о выборе профессии и представление о путях и средствах ее получения.

Профессиональные намерения являются сформированными, если старшеклассник может назвать профессию (специальность) и учебное заведение, в котором собирается ее получить; может ответить на вопрос о содержании профессии, условиях труда, требованиях, которые профессия предъявляет к человеку.

Устойчивость профессиональных намерений является одной из важнейших характеристик, связанной с мотивацией профессионального выбора.

Мотивация профессионального выбора представляет собой совокупность стойких взаимодействующих мотивов. Мотив – это побуждение к профессиональной деятельности, имеющее различную степень осознанности и связанное с удовлетворением потребностей личности.

Мотивы выбора профессии:

- внешние: мотивы престижности профессии и возможности продвижения по службе; мотивы материального благополучия; мотивы, связанные с условиями труда;

- внутренние: мотивы творческой реализации в труде; мотивы развития личностных качеств, необходимых для роста профессионального мастерства.

Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с интересом, удовольствием.

Знание мотивов выбора профессии старшеклассниками позволяет предвидеть, насколько успешно они будут ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будут работать, насколько устойчивым будет их интерес к избираемой профессии.

Основные ошибки выбора профессии:

- слабые знания мира профессий, низкая осведомленность;

- необъективная оценка своих способностей;

- завышенный уровень притязаний;

- не учитываются психофизические особенности, состояние здоровья;

- выбор под влиянием престижности профессии;

- выбор профессии за компанию;

- выбор профессии под влиянием родителей за школьника без учета его интересов, склонностей, намерений;

- перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на саму профессию;

- увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

На эффективность организации профориентационной работы влияние оказывает также личность профориентолога. Профориентолог – специалист, оказывающий помощь человеку в выборе профессии.

Методика проведения беседы о профессиях

Ознакомление учащихся с профессиями можно проводить по следующему плану:

1. Представление общих сведений о профессии: краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия; краткий исторический очерк и перспективы развития профессии; основные специальности, связанные с данной профессией; примеры биографий лучших представителей профессии.

2. Производственное содержание профессии: место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда; общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.

3. Условия работы и требования профессии к человеку: санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличные качества хорошего работника; специальные условия, влияние профессии на образ жизни работника, на его быт; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

4. Система подготовки к профессии, пути получения профессии: бригадно-индивидуальное получение, учебные комбинаты, курсы, УПК, СПТУ, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе.

Выбор профессии — это активный процесс самостоятельного, сознательного принятия решения. Для каждого человека, а особенно юного, вступающего в жизнь, чрезвычайно важно умение анализировать свои способности и возможности в овладении желаемой профессией. Выявив с помощью различных методик свои интересы и склонности, можно постараться определить и способности к тому или иному виду труда с тем, чтобы в дальнейшем разработать индивидуальный план воспитания в себе профессионально важных качеств.

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в школе позволил выделить характерную проблему существования массовой школы и четко определить основное противоречие, возникшее в педагогическом процессе: с одной стороны, общество весьма жестко предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, а с другой стороны, мы столкнулись с неопределенностью профессиональных планов наших выпускников.

В связи с этим педагогическим коллективам целесообразно более активно искать пути решения актуальной для школы проблемы профессионального самоопределения учащихся в современных социокультурных условиях.

Решение проблемы поддержки профессионального самоопределения мы видим в создании оптимальных условий для самоопределения и социализации учащихся, предоставив широкий спектр образовательных и психолого-педагогических услуг.

Содержание внеклассной профориентационной работы с учащимися должно строиться на основе идеи единства нравственного и профессионального самоопределения. Поэтому актуальным будет включение в план воспитательной работы активных форм разнообразной деятельности, способствующей нравственному и профессиональному самоопределению. Каждый классный руководитель может составлять для своего класса вариативную программу работы по профессиональному самоопределению, опираясь на инвариантную часть программы профессионального самоопределения для каждого возрастного спектра учащихся. Акцент должен делаться на индивидуально-личностные и групповые формы работы, а также индивидуальные консультации в сочетании с самотестированием и компьютерным тестированием, которое организует и проводит педагог-психолог.

Сегодняшний выпускник для реализации задуманных им планов должен быть конкурентоспособен на рынке труда, рассматривая структуру конкурентоспособной личности, включает в ее состав следующий набор интегральных характеристик: социокультурную компетентность, профессиональную направленность личности и ее интеллектуальную и эмоциональную гибкость. Указанные качества необходимо формировать у обучающихся задолго до момента их выпуска из школы. Поэтому выбранная модель программы управления профессиональным самоопределением учащихся должна подразумевать многолетнюю поэтапную работу над их формированием с 1-го по 9-й классы.

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, но если это сделать главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся работа приобретает своеобразный уклон, мешающий, в первую очередь, самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей.

Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе с учащимися, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающей как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.