ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
Капустина О.В.
воспитатель
МБДОУ д/с № 16 г. Белгород
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей дошкольного возраста. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Овладение способами практического взаимодействия со средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост.
Данная тема является актуальной в настоящее время, т.к. современному обществу нужны люди чувствующие природу, контактирующие с ней, а так же люди, образованные, нравственные, предприимчивые, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозирующие их возможные последствия.
Цель: создать условия для развития активности и самостоятельности дошкольников в поисково-исследовательской деятельности в познании окружающего мира.
Для достижения поставленной цели нами была разработана система работы, которая осуществлялась по двум направлениям:
1. Живаяприрода;
2. Неживая природа.
Наша работа строилась по принципам: «от простого к сложному», единства фило- и онтогенеза, учет возрастных возможностей детей.
В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в ДОУ создается предметно-развивающая среда, которая строится на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Это центр экспериментирования (Детская лаборатория), где детям предоставлена свобода выбора для исследовательской деятельности. Центр художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиям, которые постоянно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. Материалы, находящиеся в лаборатории распределяются по разделам: «Песок, земля и вода» «Звук»,
«Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина». Здесь имеется оборудование: приборы-помощники, природный материал, технические материалы, разные виды бумаги, красители: пищевые и непищевые, медицинские материалы и прочие материалы.
Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, поэтому мы изготовили дидактические игрушки – Почемучку и Зайчика -Любознайчика, Капельку, которые делают первые открытия вместе с детьми. «Живут» персонажи в центре экспериментирования и как дети группы хотят многое узнать и всем интересуется. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.
Использовали разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приема пищи, игр, занятий, на прогулке; сюрпризные моменты и проблемные ситуации. Дети вовлекались в различные виды деятельности: чтение художественной литературы, составление рисунков по воображению, составление образных выражений, сравнений, беседы, рассматривание репродукций с изображением природных объектов.
С целью распространения педагогического опыта проводятся открытые просмотры познавательных занятий, а также консультации по данной теме для педагогов и родителей.
Мы разработали перспективное планирование, конспекты познавательных занятий с элементами экспериментирования, опыты с почвой, снегом, песком, водой, магнитом и т.д.
Таким образом, в процессе экспериментирования дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы, получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
В результате у дошкольников повышается интерес к экспериментальной деятельности, они приобретают умения самостоятельно поставить простой эксперимент, научаются видеть, чувствовать, обсуждать явления природы, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, осознавать роль природы в жизни человека.
Литература:
1. Дыбина О. В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009.