СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пока в России Пушкин длится...

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тестовые задания по творчеству А.С.Пушкина для учащихся с 3-11 классы, для взрослых. Положение конкурса для учителей "Пока в России Пушкин длится...

Просмотр содержимого документа
«! Положение о конкурсе материалов для акции Пока в России Пушкин длится»










ПОЛОЖЕНИЕ

о конкурсе среди педагогов на лучшее задания для Общероссийской общественной акции «Пока в России Пушкин длится…»

конкурс среди педагогов. Педагоги, чьи задания войдут в материалы акции 2017 года, отмечены сертификатами и путевками для участия в III Всероссийском форуме учителей русского языка и литературы, проводимом ОО АССУЛ (не менее 10 человек).

2. Проведена Общероссийская общественная акция «Пока в России Пушкин длится….». В акции примут участие не менее 2000 человек: учащиеся, студенты, педагоги, библиотекари и взрослые не менее 30 регионов Российской Федерации.





  1. Общие положения

Настоящее Положение регламентирует порядок организации и проведения конкурса среди педагогов на лучшее задания для Общероссийской общественной акции «Пока в России Пушкин длится…».

Цель конкурса – реализация комплекса мер по привлечению внимания общественности регионов к проблеме развития интереса к родному языку, повышение уровня речевой и функциональной грамотности молодежи России.

На основе отобранных конкурсных материалов будут создаваться материалы для проведения общественной акции «Пока в России Пушкин длится…»

Задачи Конкурса:

– формирование у молодежи России интереса к русскому языку, к русской литературе, к русской культуре;

– развитие у молодежи России отношения к русскому языку как национальной ценности, достояния российской культуры;

– проведение просветительской работы и распространение научных знаний;

– формирование нравственных установок и качеств личности, опирающихся на гуманистические ценности, уважение к культурному наследию России и ее истории;

– развитие письменной речи учащихся, поддержка и продвижение русского языка и литературы.


Участники конкурса
К участию в конкурсе приглашаются педагоги и библиотекари, студенты педагогических колледжей и вузов. Возможно привлечение зарубежных участников.



  1. Порядок и условия проведения Конкурса



Сроки проведения конкурса: с 6 июня по 1 июля 2017 года.

Конкурсные работы принимаются  по электронной почте proekt.slovari@mail.ru с пометкой Пока в России Пушкин длится до 1 июля 2017 г.

Конкурсные работы оцениваются членами жюри, в состав которого входят высококвалифицированные специалисты: профессора Московского педагогического государственного университета, доктора и кандидаты наук, учителя русского языка и литературы высшей категории, члены Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».

Список победителей конкурса среди педагогов на лучшее задания для Общероссийской общественной акции «Пока в России Пушкин длится…» будет опубликован на сайте АССУЛ: учитель-словесник.рф.


3. Требования к содержанию и оформлению конкурсной работы



Материалы для общественной акции «Пока в России Пушкин длится…» – это комплекты материалов для проведения общественной акции, включающие в себя 1) описание концепции мероприятия; 2) четко определенный формат мероприятия (диктант, викторина, квест и др.); 3) комплекты заданий и ключи; 4) сценарий и др.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

на работу с текстами, на знание текстов классической литературы для определенных возрастных групп. Каждый комплект должен содержать ключи для проверки и краткие рекомендации по оцениванию выполнения заданий с баллами. Могут быть представлены материалы как для одной из названных в номинациях групп, так и для нескольких или всех групп. Если используются авторские тексты, необходимо указывать авторство, выходные данные источника, страницы.

Работа выполняется в электронном виде.

Печатный текст выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word (стиль Times New Roman, 14 пт, интервал 1,5; поля стандартные (по умолчанию), выравнивание по ширине, формата А4. Первый лист – титульный, не нумеруется). Все работы будут проверены на антиплагиат.
В титульном листе необходимо указать:

  • фамилию, имя, отчество участника (полностью), специальность (для педагогов и студентов), № школы или название колледжа и вуза (полностью), населенный пункт, регион;

  • полные данные организации, в которой работает автор, с указанием региона, города;

  • контактные данные (электронная почта, мобильный телефон).


Победители конкурса будут приглашены на один из форумов, проводимых Общероссийской общественной организацией «Ассоциация учителей литературы и русского языка» в городах России. Победители и призеры конкурса будут награждены дипломами. Участники конкурса получат сертификаты.

Конкурсные работы не возвращаются, рецензии авторам не выдаются.
Информация о процедуре проведения и о результатах Конкурса размещается на сайтах его организаторов:

  • Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»: учитель-словесник.рф;

  • Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет»: мпгу.рф.





6. Контакты



По вопросам организации конкурса обращаться по адресу [email protected] к Левушкиной Ольге Николаевне, руководителю проекта «Родное слово: Всероссийский словарный марафон», профессору кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, д. пед. н., доценту.




Просмотр содержимого документа
«! Положение о конкурсе мини-сочинений Мой Пушкин»










ПОЛОЖЕНИЕ
о Всероссийском конкурсе сочинений-миниатюр

«Мой Пушкин»

  1. Общие положения

Настоящее Положение регламентирует порядок организации и проведения Всероссийского конкурса сочинений-миниатюр «Мой Пушкин».

Конкурс проводится по инициативе Российского общества «Знание», Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» при участии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».



Цели и задачи Конкурса:

- формирование ценностных установок и нравственных качеств личности, опирающихся на уважение к культурному наследию России, русскому языку и литературе России;

- продвижение русского языка и русской культуры в России и за рубежом;

- развитие письменной речи учащихся.


Участники конкурса и номинации


К участию в конкурсе приглашаются учащиеся общеобразовательных школ 1-11 классов, студенты колледжей и вузов, педагоги, библиотекари, родители, все, кому дорого имя «Пушкин».







  1. Порядок и условия проведения Конкурса



Сроки проведения конкурса: с 6 июня по 6 июня 2017 года.

Конкурсные работы принимаются по электронной почте: proekt.slovari@mail.ru  с пометкой «Мой Пушкин».

Конкурсные работы оцениваются членами жюри, в состав которого входят высококвалифицированные специалисты: профессора Московского педагогического государственного университета, доктора и кандидаты наук, учителя русского языка и литературы высшей категории, члены Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка».


3. Требования к содержанию и оформлению конкурсной работы



  1. Конкурсная работа выполняется на бланке (см. Приложение): бланк необходимо скопировать из приложения к данному положению.

  2. Конкурсная работа выполняется в жанре сочинение-миниатюра (не более 1 страницы ).

  3. Допускается любая форма изложения (поэтическая, прозаическая, диалог и др.).

  4. Работа выполняются в электронном виде.

  5. Печатный текст выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word (стиль Times New Roman, 14 пт, интервал 1; поля стандартные (по умолчанию), выравнивание по ширине, объем не более одной печатной страницы формата А4. Первый лист – титульный, не нумеруется).

  6. В случае отсутствия возможности выполнить работу в электронном виде, принимаются сканированные работы, написанные от руки разборчивым почерком.

  7. Все работы будут проверены на антиплагиат.

  8. В титульном листе необходимо указать:

  • фамилию и имя участника (полностью),

  • класс (курс для студентов), № школы или название колледжа и вуза (полностью), населенный пункт, регион;

  • фамилию, имя отчество учителя (полностью) для учащихся школ);

  • контактные данные (электронная почта, телефон).
    Допускается авторское иллюстрирование работ, в том числе и фото-иллюстрациями.







4. Критерии оценки эссе

(указано максимальное количество баллов по каждому критерию)




Критерий оценки

Количество баллов

1.

Соответствие теме Конкурса

5

2.

Полнота, глубина, целостность раскрытия темы

10

3.

Стройность композиции

5

4.

Эмоционально-эстетическая выразительность повествования

10

5.

Оригинальность в подаче материала, выборе содержания

5

6.

Богатство и разнообразие языка, синтаксических конструкций

10

7.

Визуальное сопровождение (иллюстрация)

5


Максимальное количество баллов

50



5. Порядок подведения итогов конкурса



Все участники Всероссийского Конкурса мини-сочинений «Мой Пушкин» получат Сертификат участника.


Конкурсные работы не возвращаются, рецензии авторам не выдаются.
Информация о процедуре проведения и о результатах Конкурса размещается на сайтах его организаторов:

  • Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка»: http://uchitel-slovesnik.ru;

  • ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»: http://xn--c1arjr.xn--p1ai/anonsyi/vserossiyskiy-konkurs-esse-podnimi-golovu-i-tyi-uvidish-nebo/;


Лучшие работы конкурса будут опубликованы на сайтах организаторов, а также в сборниках проекта.



6. Контакты



По вопросам организации конкурса среди школьников обращаться к Левушкиной Ольге Николаевне по адресу: proekt.slovari@mail.ru  с пометкой «Мой Пушкин».


Приложение.

Бланк для написания конкурсного мини-сочинения на тему «Мой Пушкин»



Общероссийская общественная акция

«Пока в России Пушкин длится…»









Сочинение



Фамилия, имя, отчество (в родительном падеже) __________________________________________________________________

Возраст___________________ Населенный пункт________________________

Наименование региона_______________________________________________

Электронная почта:________________________Телефон__________________

Мой Пушкин

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«АНОНС АКЦИИ ПОКА В РОССИИ ПУШКИН ДЛИТСЯ»

Дорогие любители русского языка!



В День русского языка – 6 июня 2017 года – Российское общество «Знание» и Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей русского языка» проводят Общероссийскую общественную акцию «Пока в России Пушкин длится…», в рамках которой пройдет ставший уже традиционным «Пушкинский диктант» и стартуют два Всероссийских конкурса:

Всероссийский конкурс сочинений-миниатюр «Мой Пушкин» (здесь можно скачать положение о конкурсе и бланк работы)

Всероссийский конкурс среди педагогов на лучшее задание для Общероссийской общественной акции «Пока в России Пушкин длится…» (здесь можно скачать Положение о конкурсе)


Для участия в «Пушкинском диктанте» необходимо ознакомиться с методическими рекомендациями (их можно скачать здесь) и скачать бланки заданий: ссылка.


Желаем успеха!




Просмотр содержимого документа
«Задания для 3-4 классов - 6.06.2017 Пушкинский диктант»


Из всех нитей, связывающих человека

с родиной, самая крепкая – родной язык.

И.Н. Шевелев


ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ

ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Общероссийская акция «ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ»

ФИО______________________________________________________________

Школа________________________регион_______________________________

Населенный пункт__________________________________________________


Задания для 3-4 классов

I. Редакторы

1. Прочитайте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.


З_ма. Что делать нам в деревне? Я встр_чаю

Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

В_просами: тепло ль? утихла ли м_тель?

Пороша есть или нет? И можно ли п_стель

Покинуть для седла, иль лучше до обеда

В_зиться с старыми журналами соседа?


Пороша. Мы встаём и тотчас на коня,

И рысью по полю при первом свете дня;

Арапники в руках, с_баки вслед за нами;

Гл_дим на первый снег прилежными глазами;

Кружимся, рыскаем и поз_ней уж порой,

Двух зайцев потравив, являемся домой.

(А.С. Пушкин «Зима. Что делать нам в деревне?»)




II. Толкователи


Объясните значение выделенных слов, которое они имеют в данном тексте.


1. Пороша

а) порох; б) мусор; в) зимние осадки, выпавшие вечером.


2. Седло

а) стул особой конструкции; б) сиденье для езды верхом на лошади; в)

седой человек.


3. Рысь

а) животное рода кошачьих; б) вид бега лошади; в) особый разрез глаз у человека.


4. Арапник

а) охотничья плеть, б) уменьшительно-ласкательное к слову араб, в) команда дрессировщика в цирке.


III. Интерпретаторы


Подберите одно из подходящих толкований для объяснения вида занятия автора


1. Постель покинул для седла

а) пересел из постели на стул

б) скакал верхом на лошади

в) забрал седло из сарая


2. Кружимся, рыскаем и поздней уж порой, двух зайцев потравив… –

а) играем в догонялки

б) подсыпаем зайцам отраву

в) охотимся





Просмотр содержимого документа
«Задания для 5-6 классов - 6.06.2017 Пушкинский диктант»

Читайте простонародные сказки, молодые

писатели, чтоб видеть свойства русского языка.

А.С. Пушкин



ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ

ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Общероссийская акция «ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ»

ФИО______________________________________________________________

Школа________________________регион_______________________________

Населенный пункт__________________________________________________


Задания для 5-6 классов

I. Редакторы

1. Прочитайте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.


У лукоморья дуб з_лёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот уч_ный

Всё ходит по ц_пи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку г_ворит.

Там ч_деса: там леший бродит,

Русалка на ветвях с_дит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дв_рей;

Там лес и дол видений полны;

Там о з_ре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей пр_красных

Чредой из вод выход_т ясных,

И с ними дядька их м_рской;

Там кор_левич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через м_ря

Колдун несет б_гатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой,

Идёт, бр_дёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахн_т;

Там русской дух... там Русью пахн_т!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб з_лёный;

Под ним с_дел, и кот учёный

Св_и мне сказки говорил…


3. Выпишите слова, в которых есть неполногласие:___________________

_______________________________________________________________



II. Толкователи

1. Неведомый

а) неизвестный

б) невкусный

в) тот, кого никто не ведёт

2. Дол

а) низина, долина

б) подол платья

в) пристань

3. Витязь

а) вахтёр

б) храбрый, доблестный воин

в) принц

4. Пленяет

а) радует

б) берёт в плен

в) очаровывает

5. Ступа

а) костяная нога Бабы Яги

б) тяжелый деревянный, металлический или каменный сосуд, в котором толкут что-нибудь

в) чаша с водой


III. Интерпретаторы


Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры.

Навстречу северной Авроры

Звездою севера явись!


Объясните значение словосочетаний «северной Авроры» и «звездою Севера».

Северная Аврора – это _______________________________________________

Звезда Севера – это __________________________________________________


IV. Знатоки

Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы. Ответы занесите в последнюю графу таблицы.


иллюстрации

Вопросы

Ответы

1.

1. Сколько раз кликал старик золотую рыбку?

2. С какими просьбами обращался старик к Золотой рыбке, выполняя наказы старухи. Запишите эти просьбы в порядке их поступления.


2.

1. Узнайте персонаж по цитате:

«Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась…» Запишите имя персонажа.

2. Как звали персонаж произведения А.С. Пушкина, войска которого выходили из моря.


4.

Я был всегда немного прост,
Хотя высок; а сей несчастный,
Имея самый глупый рост,
Умен как бес — и зол ужасно.
Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая,
И, всё на свете презирая,

Доколе борода цела —
Изменник не страшится зла.

1.Прочитайте отрывок из произведения А.С. Пушкина, рассмотрите иллюстрацию.

2.Назовите произведение, из которого взят отрывок.

3. Назовите персонаж, от имени которого ведется повествование в данном отрывке.

4. О ком рассказывает персонаж?






Просмотр содержимого документа
«Задания для 7-8 классов - 6.06.2017 Пушкинский диктант»

Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем.

М.М. Пришвин

ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ

ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Общероссийская акция «ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ»

ФИО______________________________________________________________

Школа________________________регион_______________________________

Населенный пункт__________________________________________________


Задания для 7-8 классов

  1. Редакторы

  1. Прочитайте текст. Определите, кто является собеседником автора.

  2. Выберите среди предложенных ниже изображений его (собеседника) портрет, отметьте в таблице галочкой; вставьте на места пропусков в тексте его фамилию, имя, отчество.

  3. Вставьте пропущенные буквы, зачеркните ненужную орфограмму в скобках.

__________________ (Инициалы имени и отчества, фамилия) вспоминал: «Я взял свою новую книгу и пош_л сам представиться поэту. Поводом для знакомства были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Взяв мою книгу, Пушкин открывал её и читал сначал_, с конца, где придётся, и, смеясь, пр_говаривал: Очень хорошо».

Пушкин очень обрад_вался такому подарку и в ответ подарил _____________________________ (имя и отчество) рук_пи(с, сс)ный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя отъ твоихъ!»

Пушкин стал ра(с, сс)прашивать _________________(фамилия), над чем тот сейчас работает, тот ра(с, сс)казал ему всё о своей многолетней страсти к соб_рательству слов, которых уже собрал тысяч двадцать.

«Так сделайте словарь!» – воскликнул Пушкин и стал горяч_ убеждать ______________(фамилия). – Позарез нужен словарь живого разговорного языка! Да вы уже сделали треть словаря! Не бросать же теперь ваши запасы!»

Пушкин по(д,дд)ержал идею __________________________(имя и отчество) составить «Словарь живого великору(с, сс)кого языка», а о собра(н, нн)ых ___________________(фамилия) пословицах и поговорках от_звался восторже(н, нн)о: «Что за роскош(?), что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Пушкин вдруг замолчал, затем продолжил: «Ваше собрание не простая затея, не увл_чение. Это совершенно новое у нас дело. Вам можно поз_видовать – у Вас есть цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумлёнными совреме(н, нн)иками и потомками!» Так по иниц_ативе ________________________________________ (имя и отчество) началось его знакомство с Пушкиным, поз(?)нее переросшее в искреннюю дружбу, длившуюся до самой смерти поэта.


1

2

3

4

5


  1. Переводчики

«Переведите» устаревшие слова из стихотворений А. С. Пушкина на современный русский язык, запишите их в соответствующей форме.

Перстами – ___________________________________________________

Зеницы – ___________________________________________________

Уста – ___________________________________________________

Десницею – ___________________________________________________

Глас – ___________________________________________________

Виждь – ___________________________________________________

Вне́мли – ___________________________________________________

Вечор – ___________________________________________________

(На) брегах – ___________________________________________________

Отверстую – ___________________________________________________


  1. Реставраторы

В старинном экземпляре рукописи А.С. Пушкина «К*» стерлись некоторые слова. Помогите реставраторам восстановить текст стихотворения. Определите слово по значению, данному справа в скобках.

К*

Я помню чудное _________________: (очень короткий промежуток времени, момент)
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное _________________, (призрак, привидение; что-нибудь, возникшее в

Как гений чистой красоты. воображении)



В _____________ грусти ___________________, (мука, печаль, тоска) (не дающий

надежд на улучшение)

В _________________ шумной суеты, (беспокойство, волнение)
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв _____________________ (тревожный, неспокойный, бурный)
____________________ прежние мечты, (разогнать в разные стороны)

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.


В глуши, во мраке ______________________ (процесс действия по значению глагола

Тянулись тихо дни мои заточить, заточать)

Без божества, без _____________________, (состояние творческого подъема, прилив Без слез, без жизни, без любви. творческих сил)

Душе настало ___________________: (процесс действия по значению глаголов
И вот опять явилась ты, пробуждать, пробудить)
Как мимолетное ____________________, (призрак, привидение; что-нибудь,
Как гений чистой красоты. возникшее в воображении)

И сердце бьется в ___________________, (восторг, восхищение, экстаз)
И для него ___________________ вновь (стать вновь живым)
И божество, и ______________________, (состояние творческого подъема, прилив И жизнь, и слезы, и любовь. творческих сил)


  1. Интерпретаторы

1. Прочитайте фрагменты из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

2. Объясните значение выделенных словосочетаний.

А. Архивны юноши толпою

На Таню чопорно глядят

И про нее между собою

Неблагосклонно говорят.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Б. Увы! Промчалися те времена златые,

Когда под скипетром великия жены

Венчались славою счастливая Россия,

Цветя под кровом тишины!

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Задания для 9-11классов - 6.06.2017 Пушкинский диктант»

Если в русской поэзии было когда-нибудь Возрождение,

то оно выразилось в одном поэте ― Пушкине.

В.Ф. Одоевский


ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ

ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Общероссийская акция «ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ»

ФИО______________________________________________________________

Школа________________________регион_______________________________

Населенный пункт__________________________________________________


Задания для 9-11 классов

I. Редакторы

1. Прочитайте текст. У наборщиков при работе над текстом среди необходимых знаков препинания не оказалось запятой, поэтому мы предлагаем Вам самим расставить запятые в тексте.


Уезжая из Москвы Пушкин получил от Нащокина неожиданный подарок – сюжет романа. Нащокин рассказал ему историю обедневшего помещика Островского которого стал теснить богатый влиятельный сосед. Призвав на помощь неправый суд сосед выселил Островского из небольшого родового имения. Этого беднягу Нащокин увидел в остроге….

Тема заинтересовала Пушкина. Помещичий быт и тяжкая доля подвластных крепостникам крестьян были ему хорошо знакомы. Приезжая в Псков он мог видеть и рисовать своего Троекурова с натуры.

В руки Пушкина попало в то время подлинное судебное дело возникшее между подполковником Крюковым и поручиком Муратовым рассматривавшееся в октябре 1832 года в Козловском уездном суде.

Пушкин тут же принялся за новый роман получивший название “Дубровский”. За двадцать дней с 21 октября по 11 ноября 1832 года написал восемь глав…

В это время Пушкин заболел ревматизмом. Выздоравливая он неожиданно услышал заинтересовавший его рассказ о родовитом офицере Гренадерского полка крестнике императрицы Елизаветы Петровны Шванчиче попавшем 8 ноября 1773 года в плен к Пугачеву. Шванчич перешел на сторону руководителя крестьянского восстания и присягнул ему.

В январе 1833 года Пушкин набросал план повести о Шванчиче – будущей “Капитанской дочки” – и прервав работу над “Дубровским” на следующий же день обратился к военному министру Чернышеву с просьбой предоставить ему для изучения Следственное дело о Пугачеве.

(А. Гессен «Жизнь поэта», М.,1972, с.368)

2. Выпишите из текста в две колонки таблицы слова, которые являются причастиями и деепричастиями.


Причастие

Деепричастие



















II. Толкователи

Прочитайте информацию в таблице, соотнесите слова с их лексическим значением. Запишите во вторую колонку номер соответствующего слову значения из третьей колонки.

1. Имение


1.Жребий, участь, судьба, рок

2. Доля


2. В литературном или сценическом произведении – последовательность и связь описания событий

3. Восстание


3. Крестный сын

4. Сюжет


4. Массовое вооруженное выступление против существующей власти

5. Крепостник


5. Владелец крепостных крестьян, поборник крепостничества

6. Крестник


6. Реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п.), которые писатель непосредственно наблюдает при их изображении

7. Острог


7. Земельный участок с усадьбой. В России принадлежало главным образом дворянам; существовали также государственные, удельные, войсковые(казачьи) имения.

8. Натура


8.В XVIII—XIX вв. тюрьма, обнесённая стеной.





  1. Знатоки

Прочитайте фрагмент из произведения А.С. Пушкина и ответьте на поставленные вопросы.

А) Адриатические волны,

О Брента! Нет, увижу вас

И, вдохновенья снова полный,

Услышу ваш волшебный глас!

Он свят для внуков Аполлона;

По гордой лире Альбиона

Он мне знаком, он мне родной.


  1. Назовите произведение, из которого приведен отрывок.

_____________________________________________________________

  1. Укажите жанр этого произведения.

_____________________________________________________________

  1. Запишите синоним к словосочетанию внуки Аполлона.

_____________________________________________________________

  1. Кого поэт называет гордой лирой Альбиона? Запишите имя и фамилию этого поэта.

_____________________________________________________________

  1. Запишите название стихотворения, написанное в период Южной ссылки, в котором А.С. Пушкин упоминает представителя «гордой лиры Альбиона».

_______________________________________________________________


Б) В седьмом часу вставал он летом

И отправлялся налегке

К бегущей под горой реке;

Певцу Гюльнары подражая,

Сей Геллеспонт переплывал,

Потом свой кофе выпивал…


  1. Кто такой «певец Гюльнары»?

_____________________________________________________________

  1. В каком произведении мы встречаем героиню, о которой упоминает А.С. Пушкин? Нужное подчеркните: «Гяур», «Корсар», «Кавказский пленник», «Цыгане».

  2. Что такое Геллеспонт – пролив, залив, река? (Подчеркните нужное.)

  3. Где находится Геллеспонт?

_____________________________________________________________

5. Как сегодня называется Геллеспонт? _____________________________




  1. Портретисты

«Женщины пушкинского времени прекрасны, потому что высвечены они из усадеб своих и покоев, из шумных бальных зал и деревень лучом и теплым светом Александра Сергеевича…» (Ю. Рост)


  1. Определите, кто изображен на репродукциях портретов, сделайте подписи к портретам. Выберите из предложенных имя, отчество, фамилию: Анна Петровна Керн, Наталья Николаевна Гончарова, Анна Алексеевна Оленина.


______________________ ___________________ ____________________

______________________ ___________________ ____________________



  1. Определите, кому из названных выше женщин адресовал Александр Сергеевич Пушкин эти строки? Запишите в рамку имя, отчество, фамилию.


Я Вас любил: любовь еще, быть может,


В душе моей угасла не совсем…


Я помню чудное мгновенье:


Передо мной явилась ты…


…Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.




Просмотр содержимого документа
«Задания для взрослых - 6.06.2017 Пушкинский диктант»

Берегите наш язык, прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И.С. Тургенев

ПУШКИНСКИЙ ДЕНЬ РОССИИ

ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

Общероссийская акция «ПУШКИНСКИЙ ДИКТАНТ»

ФИО____________________________________________________________

профессия________________________регион_________________________

Населенный пункт________________________________________________


Задания для взрослых

  1. Редакторы

  1. Прочитайте заметки Н.В. Гоголя о Пушкине.


Судьба, как нарочно, забросила его туда где границы России отличаются резкою, величавою характерностью где гладкая неизмеримость России прерывается подоблачными горами и обвевается югом. Исполинский, покрытый вечным снегом Кавказ, среди знойных долин, поразил его; он можно сказать вызвал силу души его и разорвал последние цепи которые еще тяготели на свободных мыслях. Его пленила вольная поэтическая жизнь дерзких горцев их схватки их быстрые, неотразимые набеги; и с этих пор кисть его приобрела тот широкий размах ту быстроту и смелость которая так дивила и поражала только что начинавшую читать Россию. Рисует ли он боевую схватку чеченца с козаком – слог его молния; он так же блещет, как сверкающие сабли, и летит быстрее самой битвы. Он только один певец Кавказа: он влюблен в него всею душою и чувствами; он проникнут и напитан его чудными окрестностями южным небом долинами прекрасной Грузии и великолепными крымскими ночами и садами. Может быть оттого и в своих творениях он жарче и пламеннее там где душа его коснулась юга. На них он невольно означил всю силу свою и оттого произведения его напитанные Кавказом волею черкесской жизни и ночами Крыма имели чудную, магическую силу: им изумлялись даже те которые не имели столько вкуса и развития душевных способностей чтобы быть в силах понимать его. »1


  1. В старом документе стерлись некоторые знаки препинания. Отредактируйте текст.

  2. Подчеркните слово, написание которого в данном тексте отличается от современного.


II. Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…» писал:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык…».

В произведениях мы встречаем упоминания многих народов, живших во времена поэта в России. Вспомните, о каких народах пишет автор, в приведенных ниже строках. Пользуясь данными ниже подсказками, вставьте на месте пропусков названия народов, о которых говорит поэт.

А. И гордый внук ___________________, и ныне дикой
_________________, и друг степей ____________________.

(«Я памятник себе воздвиг…»)

Б. ______________________ шумною толпой

По Бессарабии кочуют. («Цыганы»)



В. Но кто с тобою,
_______________________, равен красотою?
Вокруг лилейного чела
Ты косу дважды обвила… («Бахчисарайский фонтан»)


Г. По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого _____________________;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. («Медный всадник»)



Д. Текут беседы в тишине;
Луна плывет в ночном тумане;
И вдруг пред ними на коне
____________________ . («Кавказский пленник»)



Подсказки.

А.

1.Крупнейшая в Европе группа родственных народов, которая подразделяется на три ветви.

2.Народ, проживающий в пределах огромного пространства Восточной Сибири между р. Енисеем и Охотским побережьем.

3.Народ, предками которого были монголы-ойраты, проживают в основном в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях, Ставропольском крае. Добровольно вошли в состав России в 17 веке.

Б. Народ индийского происхождения, живущий преимущественно кочевыми и полукочевыми этническими группами в разных странах мира.

В. Народ, говорящий на картвельском наречии, исповедующий христианство.

Г. Народное название финских племен карельского происхождения, эйремейсет и савакот, живущих в окрестностях Петербурга.

Д. Народ адыгской группы, проживающий на Северном и Западном Кавказе, а также за пределами России.



III. Решите кроссворд «Литературные герои и их авторы о Пушкине».





1






















































2



















































5




6

























3
































4










7


















































8




























































По горизонтали:

3. Фамилия героя русской литературы, который говорит о произведении Пушкина следующее: «Теперь я «Станционного смотрителя» здесь в вашей книжке прочел; ведь вот скажу я вам, маточка, случается же так, что живешь, а не знаешь, что под боком там у тебя книжка есть, где вся-то жизнь твоя как по пальцам разложена».

4. Автор произведения, в котором появляется герой (см. 5 задание по горизонтали)

5. Имя героя, который говорит своему собеседнику эти слова:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

7. Автор произведения, в котором появляется герой (см. задание 1 по вертикали).

8. Фамилия героя, о котором идет речь в этом фрагменте: “Никанор Иванович до своего сна совершенно не знал произведений поэта Пушкина, но самого его знал прекрасно и ежедневно по нескольку раз произносил фразы вроде: “А за квартиру Пушкин платить будет?” или “Лампочку на лестнице, стало быть, Пушкин вывинтил?”, “Нефть, стало быть, Пушкин покупать будет?”.

По вертикали:

1. Фамилия героя русской литературы, который вспоминает о своем приятельстве с Пушкиным так: «Я ведь тоже разные водевильчики… Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: «Ну что, брат Пушкин?» – «Да так, брат, – отвечает, бывало, – так как‑то всё…» Большой оригинал».

2. Автор произведения, в котором появляется герой (см. задание 8 по вертикали).

6. Автор произведения, в котором появляется герой (см. задание 3 по вертикали).



IV. Продолжите известные пушкинские крылатые выражения.

1) О тщеславном, заносчивом человеке можно шутливо сказать, используя пушкинский афоризм: «Мы все глядим__________________»

2) Об ответственности, которую несет представитель власти, Пушкин говорил так: «Тяжела ты________________________».

3) Веселье во время общего бедствия Пушкин иносказательно назвал пиром ___________________________.

4) О человеке, который потерял все, говорят, что он остался у ______________________________.

5) О пылких чувствах немолодого человека можно иронично сказать, прибегнув к следующему пушкинскому афоризму: «Любви_____________________________________».

6) Шутливо ободрить приятеля, пожелать ему удачи в начинаниях можно, процитировав эти пушкинские строки: «Не пропадет ______________________________________________».

7) О чьих-нибудь неглубоких, поверхностных знаниях говорят так: «Мы все_______________________________________».

8) Когда человека упрекают в излишнем внимании к своему внешнему виду, он может ответить на замечание следующей пушкинской фразой: «Быть можно дельным ______________________________________________________________».


V. Прочитайте отрывок из повести А.С. Пушкина «Кавказский пленник». Вставьте на месте пропусков слова, которые потерял наборщик, работая с рукописью поэта.

Когда же с _________________ семьей (родной, мирной, своей)
Черкес в отеческом _________________ (жилье, доме, жилище),

Сидит ____________________ порой, (осенняя, ненастная, грозною)
И тлеют угли в ___________________; (кострище, пепелище)
И, ________________ с верного коня, (спрыгнув, спрянув, соскочив)
В горах _____________запоздалый, (высоких, далеких, пустынных)
К нему войдет ______________________ усталый (ходок, пришлец)
И ___________ сядет у огня, — (тихо, молча, робко)
Тогда хозяин ______________________ (добросклонный, увлеченный, благосклонный)
С приветом, _________________, встает (радостно, весело, ласково)
И гостю в ___________________ благовонной (кружке, чаше)
Чихирь9 ___________________ подает. (горячий, вкусный, отрадный)
Под ________________ буркой, в сакле дымной, (мокрой, снежной, влажной)
Вкушает путник ____________________ сон, (сладкий, крепкий, мирный)
И утром _____________________ он (покидает, забывает, оставляет)
Ночлега _____________ гостеприимный10. (дом, кров, сень)





VI. Соотнесите портреты пушкинских друзей с их характеристиками из стихотворения Пушкина «19 октября» (1825 года). Ответы запишите так: к номеру портрета припишите букву, соответствующую необходимому фрагменту стихотворения (например, 1а). Назовите фамилию Вильгельма.


1.

Неизвестный художник

2.

Художник Н.А. Бестужев



3.

Художник В.П. Лангер


4.

Гравюра И.И. Матюшина



А) Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.


Б) Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.


В) И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.


Г) Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам.


1 Н.В. Гоголь (1831) Из книги «Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками». М., Изд. «Правда», 1987, в 2-х томах. Т. 2. с. 164-165.



Просмотр содержимого документа
«Методич. комментарий 2017»

Дорогие ценители русского языка!

Писать «Пушкинский диктант» в День русского языка стало хорошей всероссийской традицией.

Сегодня эту общественную акцию проводят во многих регионах России.



Задания «Пушкинского диктанта» 2017 года составлены из материалов российских учителей, ставших победителями конкурса на лучший текст для проведения в День русского языка (6 июня) 2017 года общественной акции «Пушкинский диктант»: Кунусовой Людмилы Валитовны, учителя русского языка и литературы МБОУ Наримановского р-на «СОШ №5» (филиал с. Николаевка) с. Николаевка Наримановского р-на Астраханской обл., Проничевой Елены Васильевны, учителя русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 2 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Лодейное Поле Ленинградской обл., Винник Инны Ричардовны, учителя русского языка и литературы ГОУ «Сновская средняя школа» агрогородка Снов Несвижского р-на Минской обл. Республики Беларусь, Крымовой Ксении Николаевны, учителя русского языка и литературы ОГБОУ «ЦОДТ» г. Рязань, Руденко Ирины Анатольевны, учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 18» г. Магнитогорска Челябинской обл., Богдашовой Ольги Викторовны, учителя русского языка и литературы МКОУ «Уксянская СОШ» с. Уксянское Далматовского р-на Курганской обл.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

  1. Участие в «Пушкинском диктанте» позволит проверить грамотность его участников, знание ими текстов великого писателя и значений слов и сочетаний слов, входящих в его тексты.

  2. Для проведения диктанта предложено 5 вариантов работ, адресованных участникам различных возрастных категорий: а) учащимся 3-4 классов; б) учащимся 5-6 классов; в) учащимся 7-8 классов; г) учащимся 10-11 классов; д) взрослым участникам акции.

  3. Участники Пушкинского диктанта могут принять участие в конкурсе мини-сочинений на тему «Мой Пушкин», рассказав о том, какую роль в их жизни играет творчество А.С. Пушкина, когда впервые тексты Пушкина стали узнаваемы и значимы для авторов сочинений, какие именно произведения и почему нравятся авторам. Ознакомитьс с Положением о Конкурсе можно здесь – ссылка на положение Для участия в этом конкурсе необходимо скачать бланк работы ссылка, написать в нем сочинение на означенную тему и отправить работу на адрес: proekt.slovari@mail.ru.





ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

  1. Для проведения диктанта необходимо предварительно скачать и распечатать бланки заданий – по 1 экземпляру на каждого участника акции (в соответствии с его возрастной категорией).

  2. Диктант проводится в течение 45 минут.

  3. Необходимо обеспечить предельно честное выполнение работ, для чего требуется исключить пользование телефонами, планшетами и справочной литературой.

  4. Во второй половине дня 6 июня на сайте АССУЛ будут вывешены ключи к заданиям и протоколы для заполнения.

  5. Требуется проверить работы с опорой на ключи и заполнить общий протокол. Протокол необходимо выслать на адрес Ассоциации не позже 9 июня.

  6. В 2017 г. общероссийская общественная организаций «Ассоциация учителей литературы и русского языка» проводит в Общественной Палате РФ вебинар на тему «Русский язык в школе и вузе: работа над ошибками», в ходе которого предусмотрено прямое включение участников и организаторов «Пушкинского диктанта». Это хорошая возможность рассказать о том, как в вашем регионе проходит «Пушкинский диктант» в 2017 году высказать свои отзывы и пожелания организаторам этой Всероссийской общественной акции. Время проведения вебинара с 11.00 до 12.00 по московскому времени 6. 06.2017

В работу круглого стола «Русский язык в школе и вузе: работа над ошибками» Вы будете включены через систему видеоконференции (ВКС).
Для этого Вам необходим ноутбук или компьютер с вебкамерой и колонками, а на вашем компьютере должна быть настроена специальная программа «ВКС-клиент».
Пошаговую инструкцию настройки этой программы Вы найдете в файле настройки.
Ссылка для скачивания программы и инструкций (1 файл установки для MAC, 1 файл установки для Windows, 1 файла инструкций и 1 файл с необходимыми портами):
https://cloud.mail.ru/public/7DVw/RWTj374GK
Для подключения требуется действовать по инструкции.
После настройки программы необходимо провести тестирование.
Для этого выделено специальное время для тестирования всех удаленных участников:
ТЕСТИРОВАНИЕ пройдет 5 июня с 11.00 до 11.30.
Порядок подключения Вы найдете в инструкции.
Номер конференции: 8127 (общий для всех). Логин и пароль индивидуальный.
Желаем успеха!

Просмотр содержимого документа
«Мой Пушкин_Бланк»









Общероссийская общественная акция

«Пока в России Пушкин длится…»









Сочинение



Фамилия, имя, отчество (в родительном падеже) __________________________________________________________________

Возраст___________________ Населенный пункт________________________

Наименование региона_______________________________________________

Электронная почта:________________________Телефон__________________

Мой Пушкин

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________