СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Поход Александра Македонского на Восток"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Поход Александра Македонского на Восток"»







Урок в 5классе «Поход Александра  Македонского на Восток».

Цели:

  1. Дать представление о восточном походе греко-македонских войск.

  2. Формировать умения работать с исторической картой.

  3. На основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий.

  4. Давать оценку деятельности участников исторических событий.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

  • работать с исторической картой;

  • формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории.

Метапредметные:

  • формулировать собственную точку зрения;

  • слушать и слышать друг друга;

  • полно и точно выражать свои мысли;

  • выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • давать определения понятиям;

  • объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Личностные:

  • обрести мотивацию к изучению нового материала;

  • оценивать личность Александра Македонского.

Оборудование: карта «Образование и распад империи Александра Македонского», учебник «История древнего мира»под ред.Вигасина А.А. и Годера Г.И., раздаточный материал.



Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Словесное приветствие.



Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.


Актуализация знаний


Устно:

  1. Где находится Македония? (на севере Балканского полуострова)

  2. Как звали македонского царя? (Филипп II)

  3. Каким был Филипп II?

  4. Краткий ответ по карточке: почему Греция потеряла свою независимость?

  5. Каким образом Александр пришел к власти в Македонии? (после смерти своего отца – царя Филиппа)


Вспомните, каковы преимущества македонской армии?

Македонское войско

Фаланга 16 рядов +

Фаланга тренируется постоянно +

В бою одновременно участвуют 6 рядов +

Тяжеловооруженная конница, широко применяется в бою +

Применяет осадные башни +



Взаимопроверка

Мотивационно - целевой этап

Определение темы урока.


Одно из распространенных современных имен – Александр. Ребята, кто знает, что оно означает в переводе с греческого?


Каких великих людей с таким именем вы знаете?

Ребята, обратите внимание на слайд, Однажды Филиппу предложили купить коня, но конь оказался совершенно диким, вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Александр смело направился к коню. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах.

Кто изображен на слайде?

Мотивационно-целевой этап

В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую колесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел, которым прикреплялось дышло. Существовало предание, что тот, кто, развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку его развязать, но безуспешно. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил узел. Удалось ли Александру претворить в жизнь свои замыслы? Узнаем об этом на нашем уроке.

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа II во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществив поход на Восток.

Тема урока: «Поход Александра Македонского на Восток».


Тема нашего урока:Поход Александра  Македонского на Восток


Мужественный защитник.





А.Македонский, А.Невский, А.Пушкин, А.Суворов и другие.









Александр, укрощающий Буцефала.






Ответы обучающихся.



Об Александре Македонском.

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Давайте с вами посмотрим на карту с.204 учебника

  • что вы можете сказать о территории, которую занимала Македония?

+ государство Македония небольшое

  • Значит, какую армию может иметь такое государство?

+армия македонцев небольшая

  • что на карте обозначено черными стрелками?

  • и что вы можете сказать по карте о результатах этих походов?

+Александр завоевал огромную территорию


Вас ничто не удивляет? В чем противоречие данных фактов?


Итак, главный вопрос нашего урока?



Она очень маленькая.



Тоже не большую.



Походы А. Македонского



Завоевал огромную территорию


ПОЧЕМУ Александр Македонский ЗАВОЕВАЛ ПОЛМИРА?


Открытие нового знания


Сообщение о личности Македонского


Характеристика личности Александра на основе источников. (Приложение 1)

Какие качества положительные и отрицательные вы можете назвать?






Определите причины походов Александра на основе сведений, приводимых Плутархом.

Работа с источником:

Напутствие Филиппа юному Александру:

«… Ищи, сын мой, царство по себе, ибо Македония для тебя слишком мала».

из Плутарха.

Слова Александра, когда пришла весть о военных успехах Филиппа:

«Отец успеет захватить все, так что мне не удастся совершить ничего великого»


С помощью § 42 и карты определите основные события похода Александра Македонского на Восток и выпишите в тетрадь.

Прочитайте п.2,с.201От битвы при Иссе. И п. 3, с. 202 Гибель персидского царстваи ответьте на вопросы:

1)Чем закончилась битва при Иссе?Ответ уч-ся:Дарий покинул поле битвы, македоняне захватили лагерь персов и семью царя – мать, жену и двух дочерей.

2)Вопрос:Как поступил Александр по отношению к семье Дария III?

Ответ уч-ся:Александр сказал, что воюет только с Дарием, женщинам были оказаны почести, к которым они привыкли на свободе.

3)После разгрома при Гавгамелах Дарий III был убит своими приближенными. Александр был провозглашен «царем Азии». Войско македонян было измотано, воины роптали, молодой царь менялся на глазах, власть и слава затмили ему глаза. Посмотрите, сколько на карте городов с одним и тем же названием «Александрия». О каких чертах характера Александра это говорило?

?- Как была завоевана Финикия?

3 абзац, с. 192-193, II-В.

?- Как Александра встретили в Египте? 2-3 минутыЗдесь Александр основал первый свой город в честь своего имени – Александрию. Таких городов будет основано еще более 20. 

Рассказ учителя: В 331г до н. э. Александр продолжил свой поход вглубь Персии. 4 месяца шло войско. У селения Гавгамелы состоялась битва. Дарий III собрал огромную армию: колесницы, пехота, конница, боевые слоны.

Александру был дан такой совет – напасть на персов ночью. «Я не краду победу», - ответил Александр.



Рассказ учителя: Дарий III – персидский царь (слабый, нерешительный человек и бездарный полководец), двинулся во главе войска навстречу Александру. Встретились близ г. Исс. Александр возглавил атаку. Бой шел два часа. Александр прорвался к колеснице Дария и тот, испугавшись, бежал с поля битвы, оставив свою семью. 

Затем Александр отправился в Среднюю Азию. А с Азии он продолжил свой поход в Западную Индию – в долину Инда. Здесь войско Александра столкнулось с боевыми слонами. Но лучники ранили многих слонов и те пришли в ярость, повернув назад. При этом начали топтать свих воинов. Александр одержал блестящую победу. Окрыленный успехами он объявил о походе в долину Ганга. Однако войско отказалось. В Индии было много непокоренных племен, и македонянам приходилось вести ожесточенные бои. Силы иссякали. Александру приходилось прибегать к беспощадной строгости, несмотря на прежние заслуги своих воинов. Но их уже нельзя было заставить воевать, ни угрозами, ни обещаниями, после чего Александру ничего не оставалось, как объявить о возвращении домой. Столицей своей империи Александр сделал город Вавилон.

Здесь в 323 году 13 июня, под тенью “висячих садов” Семирамиды на 33-м году жизни он скончался от лихорадки.

Его тело было перевезено в Египетскую Александрию и там погребено.

325 год до н. э. 10 – летний поход завершился. А огромная империя, созданная им, распалась.

4)Объясните слова Александра «Я не краду победу».

5)За что Македонский убил своего друга Клита,спасшего его от смерти?

6)Докажите, другими примерами,что характер А.Македонского изменился.Почему?


Александр Македонский

(356-323 гг. до н.э.)

Положительные черты характера

Отрицательные черты характера

смелость

хорошо образован

решительность

справедливость

благородство

Гордыня

самоуверенность

зависть

стремление к завоеваниям


Причины походов Александра:

  1. Продолжить завоевательную политику Филиппа Македонского.

  2. Создание мировой державы.









Дата

Место сражения

334 г. до н.э.

Битва при Гранике

333 г. до н.э.

Битва при г.Иссе

332 г. до н.э.

Завоевание Тира

332 гг.до н.э.

Подчинение Египта

331 г. до.н.э

Битва при Гавгамелах

327 г. до н.э.

Поход в Индию

324 г. до н.э.

Возвращение в Вавилон

323 г. до н.э.

Смерть А. Македонского


Решение учебной задачи


Вернемся к главному вопросу нашего урока: Благодаря чему Александр Македонский завоевал полмира?


  1. Личным качествам

  2. Хорошо подготовленному войску

  3. Население завоеванных земель сами добровольно подчинялись Александру

  4. Желание продолжить дело отца (Филиппа)


Закрепление

Самостоятельная работа

Закрепление изученного материала на уроке.

  1. Соотнесите государства, города и факты их характеризующие 

    Вавилон  

    Более полугода продолжалась оборона города

    Египет

    Провозглашение столицей державы Александра

    Индия

    Объявление Александра богом солнца

    Персия 

    Провозглашение Александра «царем Азии»

    Тир

    Встреча македонского войска с боевыми слонами

    Троя

    Находится памятник Ахиллу

  2. Наведи порядок: соотнести имена исторических деятелей и род их занятий 

Филипп

Друг Александра, спасший ему жизнь

Парменион

Царь Македонии

Клит

Полководец, советник Александра

Аристотель

Царь Персидской державы

Дарий III

Философ, учитель Александра


Выполняют задание.


Рефлексия



Ответы учащихся- ассоциации с цветами (черный, зеленый, синий, красный и т.д). Объясняют свои ассоциации.

черный - темный, нехороший, опасный, без будущего, смерть

красный - победа, кровь, сражения, битвы, власть, напор, натиск,

синий- благородство, власть, мужество, чистота помыслов, целеустремленность

желтый - наследник, золото, богатство, власть наследственная, корона, хитрость, мстительность, дипломатичность, гибкость

коричневый- половина красного и половина черного, и положительное и отрицательное, половинчатость, ни то, ни се.

зеленый- культура, цивилизация, след в истории, цвет рождения и созидания (города, например).


Много разрушил, но и построил тоже немало.


Как вы оцениваете деятельность Александра Македонского?


Оценивают свою работу на уроке

Домашнее задание


§42, Составить речь для войска от имени Александра Македонского перед боем

Записывают домашнее задание





Приложение 1

Когда друзья однажды спросили его, не хочет ли он принять участие в Олимпийских состязаниях, он ответил: "Охотно, если мне придется соревноваться с царями".

Каждый раз, когда приходило известие о новой победе македонян, одержанной Его отцом Филиппом, Александр с беспокойством говорил товарищам: "Боюсь, что отец совершит все сам и не оставит мне ни одного славного подвига"

Однажды Филиппу предложили купить коня, прозванного за сходство с головой быка Буцефалом. Конь оказался совершенно диким, поминутно вставал на дыбы, бил копытами и кусался. Никто не решался даже подойти к нему. Филипп отказался от покупки, но Александр крикнул: "Вы все трусы, раз отказываетесь от такого великолепного коня!". Он смело направился к коню (Александру тогда было 10 лет), схватил его за узду, погладил, успокаивая. Когда лошадь привыкла к мальчику, тот вскочил на нее верхом. Так был укрощен Буцефал, ставший затем верным товарищем македонского завоевателя во всех его походах. "Дитя мое,- сказал Филипп сыну, - ищи себе более подходящего царства, Македония для тебя слишком мала".

Александр получил прекрасное образование. Его учителем был великий ученый Аристотель. Он сумел привить способному мальчику не только интерес к военному делу и политике, но и увлечь его медициной и естественными науками. С детства Александр пристрастился к чтению. С поэмой Гомера "Илиада" македонский завоеватель не расставался никогда"

В городе Гордии Александру показали колесницу, на дышле которой был запутанный узел. При этом царь услышал такое предание: кто развяжет узел, станет владыкой Азии. Александр решил испытать судьбу, но узел не поддавался. Тогда он выхватил меч и одним ударом разрубил его.

Перед решающей битвой у Гавгамел, где решалась судьба Персидской державы, военачальники посоветовали Александру напасть на персов ночью. "Я не краду победу", - ответил Александр. И сражение началось при свете дня.

В дни побед Александра при Иссе, разгрома Тира,царь персов Дарий присылает Александру письмо, в котором предлагает половину своей державы и дочь в жены Александру. "Будь я Александром,- сказал опытный седой полководец Парменион, - я бы принял эти условия!" . На что Александр ответил: "Я поступил бы так же, если бы был Парменионом!"