Внеклассное мероприятие
« Поклонимся Великим тем годам…»
( о кузбассовцах, участниках Великой Отечественной войны)
Цель: показать значимость экспонатов школьного музея в изучении истории Великой Отечественной войны и сформировать интерес к ее малоизученным страницам, развивать основные компетенции.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные: способствовать формированию у учащихся понимания важности Победы, узнать череду военных событий на примере экспонатов музея;
Регулятивные : содействовать развитию у учащихся умения анализировать и делать выводы, активизировать словарный запас школьников;
Коммуникативные и воспитательные задачи: создать условия для формирования патриотизма у школьников, гордости за Победу, эмпатии к участникам военных событий, слушать и понимать других.
Личностные действия: использовать полученную информацию для личностного роста.
Оборудование: экспонаты школьного музея, фото-, аудио-, видеоматериалы, компьютер.
Форма проведения: музейный урок
Рекомендуемый возраст для музейного урока: учащиеся основной школы
Технология обучения: системно- деятельностный подход
Ход мероприятия
УЧИТЕЛЬ: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин. (Раздаётся голос Ю. Левитана о начале войны)
1 чтец: Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень , ко дну.
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наш урок.
2 чтец: Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
1чтец: Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала! Любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь…" Родина!
2чтец: От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.
Учитель:
Страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину. Наш Кузбасс был далеко от сражений Великой Отечественной, но наши земляки внесли огромный вклад в дело Победы! Они трудились на заводах, которые были эвакуированы из европейской части Советского Союза, Сибирские дивизии наводили страх на гитлеровцев в главных сражениях этой войны.
Экскурсовод 1: Основная экспозиция нашего музея, посвящена Московской битве, участию в ней сибиряков-гвардейцев.
Экскурсовод 2: Музей нашей школы с 1982 года носит имя героя Советского Союза Иллариона Романовича Васильева, одного из 28 героев -панфиловцев, участников Московской битвы. И, естественно, что главная экспозиция нашего музея посвящена именно Иллариону Романовичу и Московской битве.
Экскурсовод 1: Операции по захвату Москвы немецкое командование присвоило кодовое название «Тайфун». Её цель - окружить Москву с севера и юга и затопить.(Показ по карте на стенде северное и южное направление от Москвы)
Экскурсовод 2: 30 сентября 1941 года началось наступление немецко-фашистских захватчиков на Москву. Для Москвы сложилась критическая ситуация. Бои шли в 100 км от столицы.
Особенно прославилась в боях дивизия генерал-майора Ивана Панфилова (показ фотографии Панфилова в сменной экспозиции). 16 ноября у разъезда Дубосеково 28 бойцов (показ репродукции в сменной экспозиции) ценой своей жизни 4 часа отбивали танковые атаки, остановили и уничтожили колонну из 50 танков.
Экскурсовод 1: Одним из участников этой битвы, как было сказано ранее, был Илларион Романович Васильев.
Когда, в 1968 году открылась наша школа, Илларион Романович был частым гостем у нас. После его смерти, в 1969 году, активисты нашего музея приглашали в школу на мероприятия его родственников. На стенде, вы можете увидеть фотографии: членов семьи Васильева, Иллариона Романовича с однополчанами. В нашем музее есть копия свидетельства о рождении Иллариона Романовича, земля с боев под Москвой.
1чтец: А сколько было их таких
Двадцатилетних молодых.
Кто мир и счастье защищал,
Чтоб жить нам, жизнь свою отдал.
Экскурсовод 1: Экспозиция «Дважды победившие» рассказывает о боевом пути ветеранов Великой Отечественной войны Новикове Гавриле Гавриловиче, Крупской Прасковье Петровне, Ведерникове Германе Ивановиче, Бутакове Василии Григорьевиче.
Экскурсовод 2: Новиков Гаврила Гаврилович при жизни был частым гостем нашей школы. Родился в 1922 году в селе Михайловка Томской области. Окончил 7 классов на отлично и ему предложили поработать учителем. В 1940 году приехал в Кемерово и поступил в педучилище. Когда началась война, Гаврилу Гавриловича призвали на фронт в Заполярье в морфлот в 85 морскую бригаду. Служил радистом. В 1943 году защищал Мурманск и Архангельск, был ранен и вернулся в 1944 году инвалидом 2 группы. Продолжил работать педагогом физики и математики в 42 школе, затем директором школы № 47, а затем и заведующим Заводского районо. «Отличник народного просвещения». Имя Гаврилы Гавриловича носит школа № 37 г. Кемерово.
Экскурсовод 1: Прасковья Петровна родилась в деревне Николаевка Алтайского края. В 9 лет осталась сиротой.
В мае 1942 года ей пришла повестка из райвоеносвета г. Славгорода Алтайского края, тогда вербовали девушек для обучения на медицинскую сестру. Прасковья Петровна попала в 142 года морскую бригаду, которая защищала Ленинград.
Из воспоминания Прасковьи Петровны: « Я никогда не отказывалась ни от каких заданий. Да и тогда это считалась предательством. И вот однажды, когда переправлялись по реке на бревнах роту солдат на другой берег, нас сильно обстреляли немцы. Мы пустили дымовую завесу, но нас это не спасло. Мы приняли неравный бой. На пригорке я заметила, стояла церквушка, а с колокольни её строчил немецкий пулемет и косил наших ребят. Я самовольно по-пластунски пересекла поле, достигла церкви и по лестнице подкралась к немецкому пулеметчику. Бросила одну гранату, другую…и пулемет затих. Вот так я помогла бойцам. За самоволку я получила выговор, но в дальнейшим фельдшер Черкасов Дмитрий Федорович вручил мне первую награду – медаль «За отвагу».
Экскурсовод 2: Ведерников Герман Иванович родился в 1921 году, лётчик, служил в авиации. Его боевой путь начался в 1941 год на Белорусском фронте, в 1942-1943гг- защищал Ленинград, в1944г- освобождал Прибалтику. Воспоминание о нем оставила его вдова Ведерникова Лидия Иосифовна, педагог по образованию.
Экскурсовод 1: Бутаков Василий Григорьевич , родился 8 января 1925 года в Алтайском край, деревня Мостовая. В 1943 году Василий Григорьевич был призван на фронт, попал в танковый корпус. В конце 1943 года попал в действующую армию, под командованием генерал-лейтенанта танковых войск Кривошеина.
Под Познанью был подбит, чудом остался в живых. Войну окончил в Германии. Демобилизовался в 1949 году и приехал в город Кемерово.
Был награжден орденом «Красной звезды», орденом «ВОВ», медалью «За отвагу», медалью «За взятие Познани».
Из наградного листа: «младший сержант Бутаков Василий Григорьевич во время наступательных боев полка в январе-феврале 1945 года показал образцы мужества и отваги. Его танк уничтожил самоходное орудие, противотанковую пушку и до 25 гитлеровских солдат и офицеров».
После войны Василий Григорьевич работал на Новокемеровской ТЭЦ. За добросовестный труд награжден медалью «За трудовое отличие». Умер в октябре 2012 года.
Учитель: Сохранить память о войне, о погибших- долг перед теми. Кто подарил нам мирную жизнь.
Чтец 1: Деды выстояли в лихие
Грозовые годины судьбы.
И сегодня мы, молодые,
Дело предков продолжить должны.
Учитель: Люди вернулись к мирной жизни. Но мы никогда не должны забывать о тех, кто отдал свои жизни за наше счастье.
(Звучит песня «Журавли»)
Помните земляков, погибших в сражениях под Москвой
Помните земляков, погибших в сражениях за Сталинград
Помните земляков, погибших в сражениях за город Ленинград
Помните земляков, погибших в сражениях за Новороссийск
Помните земляков, погибших в сражениях за Киев
Помните земляков, погибших в сражениях на Орловско-Курской дуге
Помните земляков, погибших в сражениях на Украинском и Белорусском фронтах
Помните земляков, погибших в боях за город Берлин
Учитель: Почтим минутой молчания всех, кто ушел в бессмертие Объявление Левитана об окончании войны
2чтец: ДЕНЬ победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!
И вот так четыре горьких года,
День за днем - невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.
И, судьбу замешивая круто,
1чтец: Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать!
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!
Спасибо за внимание!