СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поклонимся Великим тем годам!

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: формировать чувство гордости за нашу страну, уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, к прошлому.

Просмотр содержимого документа
«Поклонимся Великим тем годам!»

Классный час, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне: «Поклонимся Великим тем годам».



Цель: Формировать чувство гордости за нашу страну, уважительное отношение к героям ВОВ, прошлому нашей Родины.


Ход занятия.


Кл .час начинается с просмотра видеоролика «Касаясь мрамора»


Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Прошло 70 лет, но помним и гордимся тем подвигом, который совершил наш народ.

Ученик: 

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….

Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,

Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень , ко дну.

Тем, кто навек безымянный канул в фашистском плену,

Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.

Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается ...


Учитель: Посвящается наш классный час.

Вспомним уроки истории, вспомним как все начиналось

 Ученик: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

Ученик: 

Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Ученик: Июнь… Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,                

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45- м, в мае.

Ученик: Казалось, было холодно цветам ,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам.

Обшарили немецкие бинокли.

Ученик: Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось,

Кто знал, что между миром и войной ,

Всего, каких – то 5 минут осталось.

Эти же ученики:

1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!

2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!

3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!

4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!

5. Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!

Учитель: Война... Суровее нет слова.

Война... Печальнее нет слова.

Война... Священнее нет слова

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть … и нет…

Я думаю, что тема Великой Отечественной войны в преддверие Великой победы актуальна для каждого из вас. Очень много информации посвященной этой дате вы видите с экранов телевидения, говорите об этом на уроках литературы и истории. К сегодняшнему классному часу я просила вас подготовить стихотворения, которые вас тронули больше всего и хотели бы их прочитать.

Ученик: Фашисты превратили в руины наши город и села, издевались над мирным населением, нашими военнопленными, проводили медицинские эксперименты над советскими людьми, морили голодом, жгли в крематориях. На оккупированных территориях они создали лагеря смерти, концлагеря, тюрьмы. Устраивали зверские расправы над людьми. Джалиль в своем стихотворении «Варварство» попробовал описать эти моменты.

Ученик: Они их собрали, спокойно до боли,

Детишек и женщин… и выгнали в поле.

И яму себе эти женщины рыли.

Фашисты стояли, смотрели, шутили…

Затем возле ямы поставили в ряд

Измученных женщин и хилых ребят.

Поднялся наверх хищноносный майор,

На этих людей посмотрел он в упор.

А день был дождливый, касалися луга

Свинцовые тучи, толкая друг друга.

Своими ушами я слышал тогда,

Как реки рыдали, как выла вода…

Кричали ручьи, словно малые дети…

Я этого дня не забуду до смерти.

И солнце сквозь тучи (Я видел все это!),

Рыдая, ласкало детей своим светом.

Как ветер ревел, бессердечен и груб,

С корнями тот ветер вдруг вывернул дуб.

Дуб рухнул огромный со вздохом тяжелым.

И в ужасе дети вцепились в подолы.

Но звук автомата сумел вдруг прервать

Проклятье, что бросила изверга мать!

У сына дрожали ручонки и губки.

Он плакал в подол ее выцветшей юбки.

Всю душу ее на куски разрывая,

Сын будто кричал, уже все понимая:

«Стреляют! Укрой! Не хочу умирать!»

Нагнувшись, взяла его на руки мать,

Прижала к груди: «Ну не бойся, сейчас

Не будет на свете мой маленький, нас…

Нет, больно не будет закрой только глазки,

Не надо смотреть.

А то палачи закопают живьем.

Нет, лучше от пули мы вместе умрем.

Он глазки закрыл. Пуля в шею вошла…

Вдруг молния два ослепила ствола

И лица упавших, белея, чем мел…

И ветер вдруг взвизгнул, и гром прогремел.

Пусть стонет земля, пусть рыдает крича,

Как магма, слеза будет пусть горяча!

Планета! Живешь миллионы ты лет!

Садам и озерам числа твоим нет,

Но видела ль ты хоть единственный раз

Позорнее случай, чем тот, что сейчас!

Страна моя, правда, на знамени алом!

Омыто то знамя слезами немало.

Огнями той правды громи палачей,

За детскую кровь и за кровь матерей!

Ученик: Недавно на уроках литературы мы изучали произведение А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Образ этого солдата такой живой, колоритный и мне хотелось бы зачитать отрывок «О награде» и передать вам все чувства и эмоции простого русского солдата.





Василий Теркин: О награде

- Нет, ребята, я не гордый.

Не загадывая вдаль,

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.


На медаль. И то не к спеху.

Вот закончили б войну,

Вот бы в отпуск я приехал

На родную сторону.


Буду ль жив еще? — Едва ли.

Тут воюй, а не гадай.

Но скажу насчет медали:

Мне ее тогда подай.


Обеспечь, раз я достоин.

И понять вы все должны:

Дело самое простое -

Человек пришел с войны.


Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно, нет.


Я в другой колхоз и в третий -

Вся округа на виду.

Где-нибудь я в сельсовете

На гулянку попаду.


И, явившись на вечерку,

Хоть не гордый человек,

Я б не стал курить махорку,

А достал бы я "Казбек".


И сидел бы я, ребята,

Там как раз, друзья мои,

Где мальцом под лавку прятал

Ноги босые свои.


И дымил бы папиросой,

Угощал бы всех вокруг.

И на всякие вопросы

Отвечал бы я не вдруг.


- Как, мол, что? — Бывало всяко.

- Трудно все же? — Как когда.

- Много раз ходил в атаку?

- Да, случалось иногда.


И девчонки на вечерке

Позабыли б всех ребят,

Только слушали б девчонки,

Как ремни на мне скрипят.


И шутил бы я со всеми,

И была б меж них одна...

И медаль на это время

Мне, друзья, вот так нужна!


Ждет девчонка, хоть не мучай,

Слова, взгляда твоего...


- Но, позволь, на этот случай

Орден тоже ничего?

Вот сидишь ты на вечерке,

И девчонка — самый цвет.


- Нет,- сказал Василий Теркин

И вздохнул. И снова: — Нет.

Нет, ребята. Что там орден.

Не загадывая вдаль,

Я ж сказал, что я не гордый,

Я согласен на медаль.



Ученик: А я хочу рассказать вам прозу. Это отрывок из произведения Виталия Закруткина «Матерь Человеческая» разговор Марии с немцем.

« ….Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца. Он не спускал с нее светло-голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в каком-то жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не больше семнадцати лет. И слипшиеся на потной лбу кудрявые белокурые волосы, и худые грязные кисти бессильно раскинутых рук, и тонкая белая шея, и белесый, никогда не знавший бритвы пушок на щеках и над верхней губой - все выдавало в раненом немце мальчишку, желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка.
      Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застилал ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и черную удавку на детской шее Васятки, и их палачей-фашистов, одетых в серые мундиры с черной лентой на рукавах. Теперь здесь, в ее, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гаденыш, одетый в такой же серый мундир, с такой же черной лентой на рукаве, на которой серебрились такие же чужие, непонятные, крючковатые буквы.
      Мария еще ниже склонилась над лазом. Держак остро отточенных вил сжала так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса:
      - Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васенька? И еще скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи...
      Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке пологой погребной лестницы... Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы...
      - Молчишь? - повторила она. - Ничего не знаешь и сказать ничего не можешь? И кто людей в неволю погнал - не знаешь... И кто хутор спалил, а скотину перестрелял - не знаешь... Брешешь, подлюка... Ты все знаешь и за все сейчас ответишь...
      Медленно опускалась она в погреб, останавливаясь на каждой ступеньке, и каждая ступенька - Мария помнила: их было девять - приближала ее к тому неотвратимому, что она должна была совершить во имя высшей справедливости, которая сейчас в ее горячечном сознании укладывалась в знакомые с детства слова: "Смертию смерть поправ"... И хотя она по-своему толковала эти когда-то услышанные от старой бабки слова, ей казалось, что именно они властно требуют: убей убийцу...
      Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала еще шаг вперед. Мальчишка-немец шевельнулся. Он хотел отодвинуться, втиснуться в угол, уползти в темноту, за кадушку, но обмякшее, бессильное тело не слушалось его. Уже в то мгновение, когда голова Марии показалась в открытом люке погреба, он по выражению ее лица почувствовал, что его ожидает смерть. Смерть подходила к нему, и он смотрел на нее, невысокую женщину с карими глазами, с крепкими ступнями босых маленьких ног. Она была еле прикрыта пожухлыми от крови лохмотьями, в руках держала вилы, и три острия карающих вил с каждой секундой приближали его конец.
      Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
      - Мама! Ма-а-ма!..
      Слабый крик множеством раскаленных ножей впился в грудь Марии, пронзил ее сердце, а короткое слово "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги ее подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза...»

Учитель: Русский солдат – он стал символом мужества, самоотверженности, бесстрашия, он – символ любви к родине, неугасимой жажды жизни. Она пришла 9 Мая не в лавровом венке, торжественная и спокойная, нет. Она пришла в образе старой матери, опустила натруженные руки, поникла головой, скорбя о не вернувшихся с войны.

Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит - 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит - каждый четвёртый житель страны погиб.

Давайте почтим минутой молчания память тех, кто ценой собственной жизни подарил нам мир. (Минута молчания).


Учитель: Как далека она от нас, сегодняшних, живущих в 21 веке. Только по книгам, фильмам, да воспоминаниям фронтовиков мы можем представить себе, какой ценой завоевана Победа.22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года. Они отмечены в календаре разными цветами – 1 черный лист с ощетинившими штыками и падающими бомбами, другой – красный с переливами радуг победного салюта. Что же мы с вами знаем о той войне? Проверим свои знания, проведя небольшую викторину.

Викторина.

1)Дата начала и окончания Великой Отечественнной войны.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года, а закончилась победой над фашистской Германией 9 мая 1945 года.

2) Лучший советский танк времён Великой Отечественной войны.

- Танк Т-34.

3)Назовите советских полководцев и военно-начальников, участвовавших в ВОВ.

Георгий Константинович Жуков(1896-1974), Родион Яковлевич Малиновский(1898-1967), Константин Константинович Рокоссовский(1896-1968), Александр Михайлович Василевский(1895-1977), Иван Степанович Конев(1897-1973).

4) Какой советский самолет назвали «летающий танк»?

Ил-2 или «летающий танк»— советский штурмовик времён Великой Отечественной войны конструкции Ильюшина. Так его назвали сами конструкторы. А в Красной Армии самолет получил прозвище «Горбатый». Это самый массовый самолет 1940-х годов.

5)Стремительное наступление. (Атака.)

6)Личный состав корабля, самолета, танка. (Экипаж.)

 Учитель:

9 Мая. В этот день в каждом городе нашей страны проходят торжественные митинги. И в первых рядах идут ветераны – те, кто прошёл войну, кто сначала воевал, а потом помогал строить новую мирную жизнь. Видеоролик (Уходят ветераны)

 

Ученик:

 Носите ордена
И в праздники и в будни.
На строгих кителях
И модных пиджаках.

 

Носите ордена,
Чтоб видели все люди
Вас, вынесших войну

На собственных плечах.

 

Учитель.

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойные спят города.

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвётся снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Пусть оглашают наши леса

Только птиц и детей голоса.

И пусть мирно проходят года,

Пусть не будет войны никогда!

 

Автор разработки: Войткевич Оксана Александровна, МБОУ «СОШ №25» г. Абакан