СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поколение Z- фокус на результативное обучение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкурсное испытание "Методическая матсерская"  в конкурсе "Учитель года России "

Просмотр содержимого документа
«Поколение Z- фокус на результативное обучение»

«Поколение «Z»: фокус на результативное обучение

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! Я, Слюсарева Ю.С,

учитель биологии МБОУ Школы №16, рада Вас приветствовать.

Слайд 2

Свое выступление я хочу начать с небольшого видеофрагмента :

«…Это не правда, что я не меняюсь. С каждым новым классом я становлюсь другой: с вами вместе я расту, с вами вместе – молодею, потому что вы – моя Жизнь. Разве не так?»

Эти слова произнесла Марья Васильевна Девятова, классный руководитель 9 класса «Б», учительница математики, из культовой драмы 1976 года Владимира Меньшова «Розыгрыш».

Кульминация этого фильма как раз и определяет тематику моего выступления.

Слайд 3

В наше время современный учитель старается подражать тому времени, в котором он живет: является активным пользователем различных социальных сетей, совершенствуется и занимается самообразованием при помощи различных дистанционных курсов. С учетом этого в 2019-2020 учебном году, когда вся страна была под угрозой пандемии, образовательный процесс из очного перешел в онлайн-формат с применением дистанционных технологий, и педагогу пришлось осваивать новые интернет-платформы.

Каждый выбирал свой способ общения и работы с детьми: велись уроки через учебные платформы, создавались видео уроки для объяснения нового материала и т.д.

Для нас это все новое, мы раньше так не работали. Создать презентацию как фрагмент урока – это не тоже самое, что создать полноценный урок с видео изложением. Не каждый учитель смог быстро влиться в такую сферу работы.

Дети же, наоборот, были даже рады, что с ними общаются по Скайпу или на любой другой учебной площадке, проходят онлайн тест, где сразу известен результат, или записывают видео, где они рассказывают выученные правила или как они выполняют лабораторную работу по биологии. Для них это оказалась как некая игровая форма обучения. Дети, а особенно подростки оказались в привычной для них «среде обитания».

Но всё всегда возвращается, и когда мы встретились в очном формате, то обнаружили, что дистант не дал прочных знаний, не смотря на огромную подготовку педагогов к учебному процессу. Но почему так происходит? Неужели мы, взрослые люди, не можем найти с учениками общий язык?

Слайд 4

А ответ лежит на поверхности: проблема большинства учителей в том, что они мало знают о тех, с кем им приходится работать. Большинство учителей считает, что современные дети не способны учиться. Между учителем и учениками возникает вечный конфликт «отцов и детей». В обществе стал зарождаться термин «теория поколений».

Что же это за теория поколений? Теория поколений тесно связана с экономическими развитиями государств, где происходит подъем, стабильности, спад, кризис, а потом снова подъем. Таким образом, происходит развитие технологии, меняется общество, растут потребности, исчезают и появляются новые профессия. (Теории поколений, созданной американскими учеными — демографом и экономистом Нилом Хоу и историком, драматургом и писателем Уильямом Штрауссом. )

Смысл теории поколений Штраусса и Хоу в том, что приблизительно каждые 20 лет рождаются люди, мировоззрение и опыт которых не схожи с убеждениями предшественников.

На данный момент в России выделяются следующие поколения они представлены на слайде:

Молчаливое поколение – 1925-1944 гг.

Поколение бэби-бумеров – 1944-1967 гг.

Поколение X – 1967-1984 гг.

Поколение Y – 1984-2000 гг.

Поколение Z –с 2000гг

Из данного списка можно отметить, что ученики, которые сейчас сидят за партами в школах – это дети Поколения Z, а вот учителя, которые стоят у доски и дают знания, относятся не к одному, а к трем поколениям: поколениям бэби-бумеров, X и Y, т.к. в школах есть учителя самого разного возраста. Из все этого следует, что на одно поколение Z влияет целых три поколения, которые очень сильно отличаются не только друг от друга, но и от своих учеников.



Слайд5

Дети Поколения Z - это дети мультимедийных технологий. Это поколение, родившееся в информационном обществе.

Обучение и развитие таких детей напрямую зависит от интернета — с детства они познают мир с помощью Алисы и Siri. Вместо наручных часов и будильника у них смартфон, вместо библиотеки — Google, вместо чтения — ролик на YouTube или Тik Tok.

Те, кому сейчас 30 и более лет- это мы с вами, были воспитаны на книгах, но поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. Таким детям скучно в традиционной школе с ее устаревшими подходами и методами.

Поэтому основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. (Клиповость - это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде. )

Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном виде через музыкальные каналы, СМИ, интернет.


Анализ ситуации, сложившейся в обществе в целом и в образовании в частности, позволяет сделать вывод: клиповое сознание вошло в детей и необходимо найти пути и возможности грамотного его применения как в образовательном процессе так во всех жизненных аспектах.



Слайд 6

Обновленный ФГОС, как и прежде, требует системно-деятельностного подхода. Определяет четкие требования к предметным результатам по биологии, которые распределены по годам обучения (классам).

Особый акцент сделан на формирование функциональной грамотности обучающихся.

Слайд 7

При организации образовательного процесса я ориентируюсь на планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования, которые представляют

собой совокупность универсальных учебных действий.

Современное поколение умеет пропускать через себя много информации, но не умеет ее хранить. Они словно губки под дождем – напитались влагой, отжались и снова сухие. Не помнить свой адрес – вполне нормально для них. Они мыслят кардинально иначе. Для них имеет значение, где найти, в каком источнике, а как применить в дальнейшем- это вопрос!

Вот еще один вызов для учителя. Что сделать, чтобы наши ученики с клиповым мышлением были увлечены работой на уроке? Как же их заинтересовать?

Используя в своей практике эти знания, я вам покажу, как можно прийти к результативному обучению детей поколения Z.

Зумеры лучше воспринимают визуальную информацию. Даже их мозговая деятельность не похожа на ту, что была у учеников 20 лет назад. Часть мозга, которая влияет на зрительные способности, развита гораздо сильнее. В результате ученики лучше всего реагируют на визуальное обучение. Поэтому в своей практике я делаю упор именно на эту способность. Это очень сложно на первый взгляд, но оказывается, реально, если предложить разнообразные способы реализации этой учебной задачи.

Слайд 8

В 5 классе дети проявляют готовность к обработке разнообразной информации, поэтому здесь основная задача сделать учебный материал «ярким и зримым». Для этого я использую приёмы кинестетического характера (выделение цветом, вырезание, моделирование и др.)- это отличный способ осмысления и визуального запоминания информации. Рисунок позволяет выделить, сместить фокус на одну деталь или комплекс, отделяя важное, перемещая внимание на себя. В этом неоспоримое преимущество биологического рисунка, а метод моделирования является эффективным за счет своей наглядности. У обучающихся активизируется образное мышление при изготовлении модели, а также повышается интерес к изучению биологии. Эти методы я применяю как на уроках, так и на занятиях проектной мастерской.

6 класс- так как поколения Z- это визуалы, то инструкции, правила, законы в картинках или в формате видеоролика действуют на них эффективнее, чем слова. С каким бы мастерством я не рассказывала о передвижении веществ по растению, двух минутный ролик даст гораздо больший эффект. (вернуться к сладу 7)

Слайд 9

В 7 классе у детей начинают ярче проявляться социальные мотивы- Дети и подростки более активно пользуются социальными сетями для общения, встречая там, с одной стороны, более простую и доступную коммуникативную среду. Поэтому на этом этапе я использую технологию коллективного обучения - игры, интерактивные задания, мозговой штурм, и др. С помощью онлайн-платформ дети самостоятельно создают для работы на уроках интерактивные задания и кроссворды, а на занятиях мастерская проектов, ребята переносят часть заданий из онлайн-формата в готовый продукт в виде настольной игры. Таким образом, метод работы в парах или группах даёт ученикам больше возможностей для реального взаимодействия друг с другом. (вернуться к сладу 7)

Слайд-10

8-9класс- С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов делается упор на профориентацию учащихся и их выбора дальнейшего профиля обучения. Здесь я учитываю индивидуальные особенности обучающихся. При индивидуальном подходе внимание оказывается не только тем, кто испытывает затруднения при подготовке к ОГЭ, но и тем, кто показывает высокий уровень мотивации к предмету. Так же ученики активно принимают участие в олимпиадах разного уровня, конкурсах проектных работ и т.д. (вернуться к сладу 7)

Слайд 11

Поколение Z любит самостоятельно работать в информационном поле. Сегодняшний пример двусмысленного выражения мог бы звучать так: «Учить нельзя гуглить». В эпоху интернета «дети в сети» хорошо воспринимают информацию, найденную самостоятельно.

Таким образом, мы подходим к изучению биологии на углубленном уровне в 10-11 классе уже с определёнными сформированными предметными результатами.

Для этих классов подходит такая модель обучения как перевёрнутый класс- суть его состоит в том, что теоретический материал изучается самостоятельно до начала урока (как правило, посредством информационных и коммуникационных технологий: видео-лекции, аудио-лекции, интерактивные материалы и т.п.), а освобожденное время на уроке направлено на решение проблем, сотрудничество, взаимодействие с учениками, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание

учениками нового учебного продукта- интеллектуальной карты урока.

(которая является зрительной опорой (опорным конспектом) на основании различных источников информации и (обязательно) устного рассказа с её использованием)

Слайд-12

Анализ приведённых приёмов показывает, что все они согласуются с требованиями системно-деятельностного подхода. Таким образом, использование этих приёмов для организации образовательной деятельности даёт возможность обеспечить эффективность образовательного процесса вне зависимости от господствующего стиля мышления обучающихся. Тем более в обучении важен не только процесс, но и его конечный результат.

Спасибо за внимание!