ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА ЮНЫХ «ДРУЖБА»
(МБУ ДО ДТТЮ «Дружба»)
Использование технологии интеграции на занятиях в объединении
«Визаж - студия»
Подготовила:
руководитель объединения «Визаж - студия»
Шнуренко Светлана Васильевна
г. Новый Уренгой
2016
Цель - создание условий для формирования компетенции в области косметологии и визажного искусства внедрением и применением интегрированных технологий в предпрофильной подготовке обучающихся.
Задачи: обучающая - овладение компетентностью в учебной и будущей профессиональной деятельности;
развивающая - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, к выбранному виду деятельности, к экспериментированию и исследовательскому моделированию; воспитательная - создание атмосферы психологического комфорта в образовательном и воспитательном процессе, в детском коллективе.
В настоящий момент реформирования всех сфер образования, а особенно в дополнительном образовании, актуальной становится проблема внедрения и совершенствования информационно - коммуникационных и интегрированных технологий, методов и форм обучения. Педагогическая деятельность - это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приемов учебной деятельности, которое уже существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.
Бинарные занятия - одна из форм реализации междисциплинарных связей, которые позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Интегрированное занятия в объединениях «Визаж - студия» и «Парикмахерское дело» проходило по теме: «Моделирование лица при помощи прически и косметических средств». Проведение данного занятия повысило мотивацию личности к познанию и творчеству, к выбранному виду деятельности, к экспериментированию и исследовательскому моделированию. Обучающиеся в объединениях овладели компетентностью в учебной деятельности, и для некоторых - будущей профессиональной деятельности. На занятии была создана атмосфера психологического комфорта, каждый смог выступить в роли стилиста и модельера. Поставленная цель была достигнута.
Осваивая методику проведения такого рода занятий, мы столкнулись с рядом проблем: действующие рабочие программы и календарно - тематические планы не скоординированы на проведение таких занятий. Психологическая и методическая совместимость педагогов, участвующих в подготовке и проведении интегрированных занятий, также играет не последнюю роль. Каждый педагог должен решать цели и задачи своей дисциплины, но на основе общего подхода. Такое соприкосновение своих интересов мы нашли в разделах: «Уход за волосами», «Создание образа», «Работа над творческим проектом». Причем в интеграцию здесь могут вступить не только наши объединения, но и ряд других: «Конструирование и моделирование одежды», «Основы ИКТ», «Цветоводство», «ИЗО»; возможна также и внешняя интеграция: с городскими социальными институтами и родителями, с учреждениями социальной сферы, детскими садами (для спектаклей и утренников), салонами красоты.
Приобретенные умения и навыки, в проведении интегрированных занятий обучающиеся могут использовать для разработки зачетной работы. Цель данной работы -применение знаний из различных учебных дисциплин на практике. В качестве основных задач мы определяем:
учебные: создание условий для формирования умений творчески оперировать потенциалом приобретенных знаний в конкретной ситуации;
развивающие: совершенствовать умения работы с различными источниками информации; способствовать совершенствованию умения публичного выступления;
воспитательные: способствовать совершенствованию навыков общения, формированию информационно - коммуникативной компетенции человека. Подготовка к итоговому занятию по окончательному оформлению проекта начинается задолго. На занятиях обучающиеся выбирают темы, подбирают или самостоятельно работают с информацией, обрабатывают и дополняют ее, подбирают варианты макияжа. На занятиях по изо - составляют рисунок художественного макияжа; на занятии по парикмахерскому искусству - подбирают прическу. Конструировать и моделировать одежду обучаемый сможет на занятии у профессионального педагога. На занятиях по информационным технологиям осваивают приемы создания презентаций, подбирают варианты оформления. Вне учебных занятий идет поиск дополнительной информации в Интернете, подготовка иллюстративного материала.
Циклограмма выполнения проекта по дисциплине «Работа над образом» выглядит следующим образом:
Этапы деятельности обучающихся | Сроки выполнения |
Постановка проблемы, выбор темы | Занятие №1 (5 мин) |
Выдвижение путей работы над проектом. Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта. | Занятие№2 (20-25мин) |
Подготовка продукта | Сбор информации | Внеурочная самостоятельная работа обучающихся |
Структурирование информации | Занятие №3 |
Изготовление продукта | Занятия №4 -7 |
Оформление продукта. Подготовка презентации | Занятие №8 -10 |
Презентация. Самооценка и самоанализ | Занятие №11 |
На протяжении всей работы над проектом преподаватели всех объединений консультируют обучающихся. Занятия по разработке проекта строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. В процессе организации проектной деятельности важной составляющей работы педагога является совместное с ребенком определение его собственных интересов. Обучающиеся учатся, познают, творят - каждый по своему, а мы создаем условия для становления индивидуальности каждого ребенка в зависимости от его потребностей.
На интегрированных занятиях происходит перенос умения в новые области, что помогает принимать решения в творческих ситуациях, развиваются аналитические способности и изобретательность. Занятия обладают огромным воспитательным потенциалом, свободная раскрепощенная обстановка позволяет решать и коммуникативные задачи.