СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полевая практика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для прохождения полевой практики студентами  3курса по специальности Преподавание  вначальных классах

Просмотр содержимого документа
«Полевая практика»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж».







Рабочая программа

полевой практики

для студентов 3 курса социально-педагогического отделения(дневного ) отделения

на 2018-2019 учебный год



Направление подготовки 44.02.02 Преподавание в начальных классах по основной профессиональной образовательной программе углубленной подготовки.

Форма обучения: очная.

Рабочая программа составлена: авторы Константинова С.М; Гайдовская И.А.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин, продуктивных видов деятельности.

Протокол № 11 от 25.12.2018 года.

Зав. кафедрой_________________ Константинова С.М.











г.Опочка, 2018год.



СОДЕРЖАНИЕ



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

6

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

7

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

14

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

16

ПРИЛОЖЕНИЯ

17



  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной ПРАКТИКИ

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения основного вида профессиональной деятельности ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.Учебная практика проводится в ходе освоения МДК 02.03 Основы организации внеурочной эколого-биологической деятельности ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.

1.2. Цель и задачи практики

Цель учебной практики: улучшение качества профессионального образования и подготовки учителей начальных классов по природоведческим дисциплинам, экологии, охране природы и рационального использования ее богатств.

Задачи практики:

    • углубление и расширение знаний студентов, полученных в процессе изучения теоретических курсов, творческое применение этих знаний на практике;

    • выработка у студентов практических умений проведения наблюдений в природе, сборы и обработки полевого материала;

    • подготовка студентов к организации и проведению экскурсий в природу;

    • формирование навыков проведения внеурочной краеведческой работы;

    • воспитание у студентов бережного отношения к природе родного края, его экологии.


1.3. Требования к результатам освоения практики

В ходе освоения программы практики студенты приобретают практиче­ский опыт:

  • проведения наблюдений в природе за явлениями неживой природы, растениями, животными;

  • использования приборов, применяемых для наблюдений за погодой, при ориентировании на местности, барометрическом нивелировании;

  • определения растений, животных, минералов, горных пород с помощью определителей;

  • ориентирования по Солнцу, компасу, местным признакам;

  • составления гербариев;

  • оформления дневников полевой практики.

В ходе освоения программы практики студенты должны овладеть уме­ниями:

  • проводить наблюдения в природе за явлениями неживой природы, растениями, животными и оформлять их в дневниках наблюдений, делать простейшие выводы и обобщения;

  • производить измерительные работы на местности, соблюдая правила техники безопасности, ориентироваться по солнцу, местным признакам, с помощью компаса;

  • пользоваться простейшими приборами для проведения наблюдений;

  • описывать на местности рельеф, водоемы;

  • описывать по наблюдениям погоду;

  • устанавливать в процессе наблюдения фенологические сроки наступления времен года;

  • работать с определителями растений и животных;

  • проводить биоморфологические описания растений и животных с целью составления их характеристики;

  • изготавливать простейшие наглядные пособия;

  • выделять природно-территориальные комплексы по характеру растительности и рельефу;

  • определять объекты неживой и живой природы, нуждающиеся в охране, производить природоохранные мероприятия;

  • вести полевые дневники и составлять отчеты по экскурсиям.


1.4. Место учебной практики в структуре ОПОП

Учебная практика проводится в соответствии с утвержденным учебным планом в рамках профессионального модуля ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.

1.5. Сроки проведения практики

Сроки проведения полевой практики определяются рабочим учебным планом по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах и графиком учебного процесса. Практика проводится на 1-2 курсе, во 2-4 семестре, концентрированно.

1.6. Место прохождения учебной практики

Практика проводится на базе колледжа.

1.7. Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики:

Всего - 36 часов.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Результатом освоения программы учебной практики является формирование у студентов общих компетенций:

Код

Наименование результата освоения программы

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей про­фессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы ре­шения профессиональных задач, оценивать их эффективность и каче­ство.

ОКЗ.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

OK 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

OK5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для со­вершенствования профессиональной деятельности.

OK 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

OK 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностно­го развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновле­ния ее целей, содержания, смены технологий.

OK 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регули­рующих ее правовых норм.


Результатом освоения программы учебной практики является формирование у студентов профессиональных компетенций:


Код

Наименование результата освоения программы


ПК.2.1

Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.



ПК.2.2

Проводить внеурочные занятия


ПК.2.3

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся


ПК.2.4

Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.



ПК.2.5

Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников

ПК.4.1

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно- тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.


ПК.4.2

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.



ПК.4.3

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.



ПК.4.4

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.



ПК.4.5

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.




3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1.Тематический план практики



Код ОК

Код и наименования профессиональных модулей

Количество часов по ПМ

Виды работ

Наименования тем практики

Количество часов по темам

1

2

3


4

5

ОК 1. – ОК 11.

ПМ 02.Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.





36
















Ознакомление с целями и задачами учебной практики. 

Ознакомление с содержанием учебной практики. 

Инструктаж по технике безопасности.  

Ведение дневников практики, календарей наблюдения за погодой, создание проектных работ, составление отчетов, оформление гербарного материала.

Произведение измерительных работ на местности, соблюдая правила техники безопасности, ориентирование по солнцу, местным признакам, с помощью компаса.

Определение объектов живой и неживой природы с помощью определителей.

Составление гербариев.

Изучение строения и описание холма, речной долины, карьера.

Изучение почвы окрестностей города.

Изучение гидрологических объектов суши.

Изучение биоценозов леса, луга, пресного водоема.

Проведение метеорологических наблюдений.

Проведение исследовательской индивидуальной и групповой деятельности по заданиям преподавателей.

Ведение учебной документации по оформлению результатов работы.

Составление проектов по результатам исследовательской деятельности.


Тема 1.1. Инструктаж    студентов по организации, проведению практики и охране труда.


2

Тема 1.2. Введение. Метеорологические наблюдения.


3

Тема 1.3. Ориентирование в пространстве. Определение направления движения по азимуту.


3

Тема 1.4. Геоморфологические наблюдения в природе.

4

Тема 1.5. Проектная работа:

Изучение почвы и гидрологических объектов суши.

3

Тема 1. 6.Проектная работа:

Изучение лугового сообщества и его особенности на территории Опочецкого района

5

Тема 1.7Проектная работа:

Изучение лесного сообщества и его особенности на территории Опочецкого района, ка структуры Северо-западной зоны России

5

Тема 1.8. Изучение сообщества пресного водоема.

Тема 1.9. Проект «Студенческий двор-моя страна».


Тема 1.10: Подведение итогов практики


3



6



2







ВСЕГО:

36 часов



36 часов

3.2. Содержание учебной практики:



Код и наименование профессиональных модулей и тем учебной практики

Содержание учебных занятий

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ 02.Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.





36


Тема 1.1.Инструктаж   студентов по организации, проведению учебной практики и охране труда.

Содержание

2

1.

Установочная конференция.  Совместное целеполагание, определение предмета деятельности на практике, планирование деятельности. Распределение по подгруппам.

2



2.

Ознакомление с программой практики. Оформление дневника. Составление тезауруса.

3.

Инструктаж по технике безопасности.


Задание 1. Ознакомиться с программой практики, содержанием дневника студента-практиканта и методическими рекомендациями по выполнению заданий.




Тема 1.2.

Введение. Метеорологические наблюдения.




Содержание



1.

Наблюдения за температурой воздуха, атмосферным давлением. Заполнение календаря наблюдения за погодой.

3





2

2.

Наблюдения за скоростью ветра и облачностью.

2

3.

Наблюдения за атмосферными явлениями: осадками, оптическими явлениями, направлением ветра, осадками и их разновидностями. Экскурсия на метеорологическую станцию.

2


Задание 1. Наблюдать в течении прохождения учебной практики за погодой, вести по результатам наблюдений календари наблюдений за погодой.



Тема 1. 3.

Ориентирование в пространстве. Определение направления движения по азимуту


















Содержание

3






2

1.

Определение на местности сторон горизонта и своего положения по отношению к объектам местности; соотнесение реальной местности с планом и картой; выбор необходимого направления движения; определение расстояния на местности и их географическое выражение на бумаге.

2.

Определение направления сторон горизонта по компасу, Солнцу, местным признакам.

3

3.

Определение азимута движения из одного пункта в другой с помощью карты.


3

4.

Визуальная оценка расстояний в зависимости от удаленности наблюдателя.































Задание 1. Оформление дневников учебной практики.




Тема 1.4.

Геоморфологические наблюдения в природе

Содержание

4


2

1.

Изучение строения и описание холма. Местонахождение, строение, слагающие породы, происхождение холма. Его относительная высота и возможное использование.

2.

Изучение оврага. Местонахождение оврага, его относительная высота, наличие ответвлений. Характеристика склонов и дна оврага. Стадия развития оврага. Меры борьбы с оврагами, применяемые в местной практике.

3.

Изучение речной долины. Краткая характеристика речной долины на примере реки Великой.


4.

Изучение карьера. Адрес карьера. Начало и окончание работ по эксплуатации, хозяйственное использование сырья. Размеры карьера, количество пластов горных пород, выходящих на дневную поверхность.

Задание 1. Зарисовать пласты, слагающие склоны оврага, определить их мощность.

Задание 2. Составить схему речной долины реки Великой и обозначить ее части.

Задание 3. Отобрать образцы горных пород, минералов для составления коллекции.

Задание 4. Составить схематический план карьера, схему его разреза с указанием пластов горных пород.



Тема 1.5.

Проектная работа:

Изучение почвы и гидрологических объектов суши.

Содержание

3

2

1.

Изучение почвы. Тип почвы. Краткая характеристика почвенных горизонтов.

2.

Проектная работа: «Изучение гидрологических объектов суши на территории Опочецкого района».

Краткая характеристика сероводородного родника( территория дачного поселка «Дружба» Опочецкого района. Его местоположение, рельеф прилегающей местности, дебит родника, физико – химические свойства воды и показатели минерализации воды. Использование родника. Меры по окультуриванию и охране родника.

Задание 1. Зарисовать почвенный срез, указав мощность и состав горизонтов.

Задание 2. Отобрать образцы почвы данной местности для составления коллекции.

Задание 3. Создание проекта по изучению свойств сероводородного источника на территории Опочецкого района.


Тема 1. 6.

Проектная работа:

Изучение лугового сообщества и его особенности на территории Опочецкого района.

Содержание

5

2

1.

Общая характеристика лугового сообщества. Ярусное расположение растений луга. Структура лугового сообщества на территории Опочецкого района, его особенности.

2.

Описание экологической ниши отдельных видов растений и животных. Функциональная роль видов в сообществе. Влияние факторов среды на луговое сообщество. Описание луговой растительности. Сбор гербарного материала растительности луга данной местности.

3.

Морфологические особенности вегетативных и генеративных органов растений луга. Определение систематического положения растений лугового сообщества. Выявление морфологических особенностей семейств растений.

4.

Определение растений, нуждающихся в охране. Правила работы с определителем растений.

5.

Правила составления и оформления гербариев.

Задание 1. Собрать луговые растения, определить их. Оформить гербарий луговых растений. Составить таблицу «Растения лугового сообщества».

Задание 2. Определить насекомых луга при помощи определителя или определительных карточек.

Задание 3. Составить цепи и сети питания, характерные для лугового сообщества.

Задание 4: Создание проектов по теме:

- «Луговое сообщество и его особенности на территории Опочецкого района»;

- Луг-природное сообщество;

- Жизнь луга;

- Луг и его обитатели;

- Цветущий луг.


Тема 1.7.

Проектная работа:

Изучение лесного сообщества и его особенности на территории Опочецкого района, ка структуры Северо-западной зоны России.

Содержание

5

2

1.


Изучение растительности лесного сообщества. Общая характеристика сообщества смешанного леса. Ярусное расположение растений смешанного леса. Характеристика лесообразующей породы дерева, ее систематическое положение. Морфологические особенности вегетативных и генеративных органов растений смешанного леса. Определение систематического положения растений лесного сообщества Определение растений, нуждающихся в охране. Выявление морфологических особенностей семейств растений.

2.


Изучение фауны леса. Животные леса. Их морфологические особенности, черты приспособленности к среде обитания. Их размещение в пределах сообщества. Определение животных, нуждающихся в охране. Меры по охране леса на территории района.

Задание 1. Сбор лесных растений, их определение. Оформить гербарий лесных растений. Составить таблицу «Растения лесного сообщества».

Задание 2. Определить насекомых леса при помощи определителя или определительных карточек.

Задание 3. Составить цепи и сети питания, характерные для лесного сообщества данной территории.

Задание 4.Создание проектов по теме:

- Почему мы с лесом дружим, почему он людям нужен;

- Лес –природное сообщество;

-Лес-наше богатство;

-Лес-наш друг;

-Растительный мир смешанного леса Опочецкого района;

-Животный мир смешанного леса Опочецкого района.

Тема 1.8.

Проектная работа

Изучение сообщества пресного водоема реки Великой.

Содержание

3

2

1.

Изучение растительности реки Великой. Общая характеристика сообщества пресного водоема. Морфологические особенности вегетативных и генеративных (для высших растений) органов растений водоема, приспособления растений к жизни в воде. Определение систематического положения растений сообщества пресного водоема. Выявление морфологических особенностей семейств растений. Определение растений, нуждающихся в охране. Работа с определителем растений. Работа по определительным карточкам.

2.


Изучение фауны пресного водоема. Животные водоема. Их морфологические особенности, черты приспособленности к среде обитания. Их размещение в пределах сообщества. Определение животных, нуждающихся в охране. Меры по охране водоемов.

Задание 1. Сбор растений водоема реки Великой, их определение, зарисовать типичные растения водоема реки.

Задание 2. Определить животных водоема при помощи определителя или определительных карточек.

Задание 3. Составить цепи и сети питания, характерные для сообщества пресного водоема.

Задание 4. Создание проектов по теме:

- Реки, родники, пруды- нету жизни без воды;

- Река- типичное природное сообщество;

-Мониторинг состояния реки великой на территории Опочецкого района;

- Водоемы нашего края: быль или реальность.



Тема 1.9.

Проектная работа

Студенческий двор- моя страна


Содержание

6

2

1.

Разработка макета цветочных клумб и рабаток на территории колледжа.

2.

Подбор цветочного материала растений открытого грунта для посадки с учетом периода их вегетации. Подбор видов почв и минеральных удобрений для возделывания рассады растений открытого грунта.

3.

Посадка и уход за растениями.

Задание 1. Разработка плана-макета цветочных клумб и рабаток на территории колледжа;

Задание 2.Создание проектов по теме:

- "Цветущий уголок колледжа";
-Проект благоустройства и озеленения пришкольной территории "Мы и наш колледж";
-Проект ландшафтного дизайна территории колледжа " Студенческий двор моей мечты";
-Проект озеленения помещения колледжа "Наш студенческий уголок".



Тема 1.10

Подведение итогов практики.


Содержание

2

2

1.

Оформление отчетной документации. Анализ и оценивание работы студента руководителем практики. Анализ проектной деятельности.

2.

Проведение студентом самоанализа выполнения программы практики.

3.

Защита проектных и исследовательских работ.

Задание 1.Проанализировать собственную деятельность в период практики и степень выполнения программы.

Задание 2 Оформление дневников учебной практики.

Задание 3. Подготовка выступлений по защите проектов с использованием информационных технологий.


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



Итого:

36 часов.


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной практики предполагает наличие:

- полевое оснащение: гномон, вертикальный угломер-эклиметр, транспортир с отвесом, тонкая рейка, отрезок шпагата длиной 2 м,. компас, рулетка, часы механические; дальномер школьный, планшет, секундомер, поплавки, бутылки для пробы воды, ботанические папки, коробки для коллекций, сачки, морилки, ручные лупы, пинцеты, бинокли, бинокуляр, лопаты;

- метеоприборы: термометры, анемометр, барометр-анероид.


4.2. Общие требования к организации учебной практики

Полевая практика может проводиться с делением учебной группы на подгруппы не менее 8 человек.

Перед практикой студентам необходимо пройти инструктаж по технике безопасности. Студенты допускаются к практике после проверки знаний по технике безопасности, о чем делаются соответствующие записи в Журналах: 1) регистрации вводного инструктажа студентов, выезжающих на практики, по охране труда, технике безопасности, 2) регистрации инструктажа на рабочем месте по охране труда, технике безопасности.

4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Преподаватели, осуществляющие руководство учебной практикой обучающихся, должны:

- иметь высшее профессиональное образование по профилю специальности;

- иметь опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы (обязательно для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла);


4.4. Информационное обеспечение учебной практики

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

1. Естествознание [Электронный ресурс] : метод. указ. к курсу для студентов специальности "Педагогика и методика начального образования" / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования "Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского", Балаш. ин-т (фил.) ; сост. Е. В. Попова. - Балашов : [б. и.], 2011. - 38 с. : табл. - Библиогр.: с. 22 (11 назв.). - ISBN [Б. и.] : Б. ц.

2. Дунаев Е. А., Орлова В. Ф. Земноводные и пресмыкающиеся России. Атлас – определитель// М.: Фитон+, 2015.

3. Пукинская М. Ю. Атлас растений Центрально – Лесного государственного природного биосферного заповедника// М.: 2016.

Дополнительные источники


  1. Еленевский, А.Г. Ботаника. Систематика высших или наземных растений: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / А.Г. Еленевский – М.: Изд. Центр «Академия», 2015. – 463 с.

  2. Никонова, М.А. Землеведение и краеведение. [Текст] / М.А. Никонова, П.А. Данилов. – М.: издат. центр «Академия», 2015. – 240.

  3. Потапов, И.В. Зоология с основами экологии животных [Текст] / И.В. Потапов. – М.: Академия, 2015. – 374 с.



Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. http://elena-v-shumakova.narod.ru/general/tb.htmlИнструкция по технике безопасностипри прохождении полевой практики

2.http://www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm – редкие и исчезающие животные России, занесенные в Красную книгу, фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.

3. http://www.kozminov.hut2.ru/POLEVPRAKT.htmМетодические указания к учебно-полевой практике по зоологии позвоночных животныхдля студентов биологического факультета КБГУ. Нальчик – 2007

4. http://elena-v-shumakova.narod.ru/general/practice1.htmlУчебно-полевая практика по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений"



  1. Контроль и оценка результатов освоения программы УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Контроль и оценка результатов освоения программы учебной практики осуществляется руководителем практики в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения студентами заданий, выполнения практических работ.

В результате освоения учебной практики студенты проходят промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.


Результаты обучения

(освоенные умения)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате прохождения учебной практики студент должен уметь:

  • проводить наблюдения в природе за явлениями неживой природы, растениями, животными и оформлять их в дневниках наблюдений, делать простейшие выводы и обобщения;

  • производить измерительные работы на местности, соблюдая правила техники безопасности, ориентироваться по солнцу, местным признакам, с помощью компаса;

  • пользоваться простейшими приборами для проведения наблюдений;

  • описывать на местности рельеф, водоемы;

  • описывать по наблюдениям погоду;

  • устанавливать в процессе наблюдения фенологические сроки наступления времен года;

  • работать с определителями растений и животных;

  • проводить биоморфологические описания растений и животных с целью составления их характеристики;

  • изготавливать простейшие наглядные пособия;

  • выделять природно-территориальные комплексы по характеру растительности и рельефу;

  • определять объекты неживой и живой природы, нуждающиеся в охране, производить природоохранные мероприятия;

  • вести полевые дневники и составлять отчеты в форме проектной или исследовательской работы.





- рефлексивный анализ;


- экспертное наблюдение и оценка выполнения заданий по учебной практике;

- отзыв по итогам практики;

- интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студентов в процессе освоения программы практики;

- экспертная оценка ведения документации в соответствии с требованиями;

- проверка и оценка дневников по практике, дифференцированный зачет.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!