СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полезная информация для ЭССЕ по обществознанию "Основные категории человеческого бытия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале отобрана полезная информация, которуюможно использовать при написании ЭССЕ, в которых необходимо рассмотреть основные категории человеческого бытия и привести примеры.

Просмотр содержимого документа
«Полезная информация для ЭССЕ по обществознанию "Основные категории человеческого бытия"»

Полезная информация для ЭССЕ 4. Основные категории человеческого бытия:

Таковыми являются: свобода, творчество, любовь, счастье, вера, смерть, цель и смысл жизни.

Свобода – это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и воплощать их на практике;

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Ядром свободы является – (моральный) выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Границы этого выбора определяет общество своими нормами и требованиями.

Диапазон выбора обуславливается также:

- социальными условиями реализации свободы;

- сложившимися формами общественной деятельности;

- уровнем развития общества;

- местом человека в общественной системе.]

+ Кто контролирует выбор?Вариант ответа: окружающие люди, общественное мнение.

Не верно! Общественное мнение оценивает уже результат выбора, т.е. поступок, действие, уже совершенные. Выбор контролирует личная совесть – внутренний контролер.

Выбор всегда имеет определенные последствия, как для окружающих, так и для себя лично; за последствия приходится отвечать.

Следовательно, свобода как выбор всегда и непосредственно связана с ответственностью.

Ответственность – это сознательная установка, готовность отвечать за себя, свои дела, действия, поступки в ответ на предъявляемые со стороны общества, социальных групп, других отдельных индивидов требования.

Вывод.

Единство свободы и ответственности – еще одна отличительная характеристика человека.

+Характерные признаки (черты) свободы и ответственности:

1) ответственность, как и свобода, может быть только осознаннойт.е. принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся ситуациях в соответствии с установленными нормами, а не иначе; брать на себя всю полноту вины в случае неудач; оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.

2) ответственность как внутреннее чувство и/или принцип мышления и действия человека не возникает спонтанно она формируется в процессе воспитания и является результатом всей его практической деятельности;

3) ответственность, как и свобода, целостнаона либо есть, либо ее нет;

4) чем шире рамки свободы человека в обществе, тем более значима его ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и. наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность;

5) ответственность – это регулятор поступков человека, внутренняя пружина ее дисциплины и самодисциплины, не позволяющая использовать свободу как вседозволенность;

6) свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности

Человек, преследуя свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению + при этом поставленные и достигнутые цели свидетельствуют об уровне (границах) развития его свободы и ответственности;

7) свобода человека есть познанная необходимость→так трактовали свободу многие философы – Б.Спиноза, Г.Гегель, Ф.Энгельс. Эта формула стала афоризмом.

А что стоит за этим?

В мире есть силы, действующие непреложно, неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли.

Какова природа необходимости? →вопрос дискуссионный:

●Одни усматривает в этом Божий промысел→Им предопределено все. В чем же тогда свобода? В этом случае ее нет. Предвидение Божие диаметрально противоположно свободной воле человека. Все будут вынуждены принимать и неизбежное следствие: мы ничего не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости,.. но в зависимости от предвидения Божьего.→Так утверждал религиозный реформатор Мартин Лютер.

●Другие религиозные деятели в противоположность концепции абсолютного предопределения предполагают такую трактовку необходимости: «Бог задумал Вселенную так, чтобы все творение имело бы великий дар – свободу. Свобода означает возможность выбора между добром и злом, причем выбора данного самостоятельно, на основе собственного решения. Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Сам мир должен вернуться к Богу. Поскольку сам от Него отошел.

●В светской концепции понятие «необходимость» имеет иной смысл. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Другими словами, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.

Сторонники этой позиции не считают, что в обществе все однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или иную сторону, Все равно имеет место быть.

Пример.

В сейсмически опасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или самоуверенно игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут стать жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен, вероятность риска значительно уменьшится.

Эту позицию в обобщенном виде можно выразить словами Ф.Энгельса:

«Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять эти законы природы действовать для определенных целей».

Вывод.

Трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширения этих пределов.

8) человек не обладает полной (абсолютной) свободой; она относительна, зависима, переменна от:

- объективных условий жизнедеятельности человека;

- равно как и от него самого: от его силы духа; от стремлений, желаний, целей, которые он перед собой ставит; от пределов возможностей их осуществления (реализации) =

Человек не просто выбирает цели из того, что предлагает ей общество, а с позиций своих возможностей реализовать эти цели в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Так он способен сменить профессию, сферу или род деятельности, получить образование, завести семью и т.п., но лишь при наличии реальных условий, возможностей все это сделать.

Абсолютной, безграничной свободы быть не может.

Почему?

●Во-первых, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Пример.

Кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную громкость магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться.

Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека в связи с упоминаниями обязанностей

Говорится, что человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание уважение других.

●Во-вторых, абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения, подобно тому, которое описал французский философ Буридан. Широко известно выражение «буриданов осел»,

который был поставлен между двумя равноудаленными охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер с голода.

Вывод.

Абсолютной свободы человека не может быть. Один из ограничителей здесь являются права и свободы других людей.←]

9) Реальные возможности при этом хотя и могут быть предельно широкими, но не безграничными.→это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может фиксироваться человеком только «здесь –и –теперь (сейчас)», то есть ситуационно = т.е.человек со знанием дела и ответственно делает выбор из множества вариантов и осуществляет автономное действия только в пределах (рамках) своей деятельности и на ее основе; а выход человека за рамки своей конкретной деятельности требует от него (обязывает его) овладеть новым знанием дела, чтобы действовать свободно.

Эта зависимость постоянна. Гете заметил «свободен первый шаг, но мы рабы другого».

= Иначе говоря, человеку все время нужно завоевывать свою свободу, ставя перед собой все новые и новые цели.

10) однако осуществить это (перманентное завоевание свободы) человек может только вместе с другими людьми, делая свободным и общество, в котором он живет→ ибо нельзя быть свободным для себя, будучи несвободным от других = Я: м.б. проще → «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»→ (В.И.Ленин ст. «Лев Толстой как зеркало русской революции).

11) свобода многогранна→может специфически проявляться в разных видах и быть: правовой, нравственной, политической, экономической, духовной, экологической; + можно говорить о свободе внешней (свободе «от») и внутренней (свободе «для» - это добрая воля, подчиненная нравственному закону; подлинное освобождение начинается с ограничения).

Вывод.

В любом случае следует помнить, что к свободе относится не только то, чем человек живет, но и то, как он живет, не только тот факт, что он осуществляет свободу, но и то, что он делает это свободно (Я: схоластика какая-то!)←].

Цель жизни – некий мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки людей.

+ Ее содержание меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека,

но и от возрастных особенностей: в юности – одни цели, в старости – другие.

Смысл жизни (бытия) – осознание человеком направленности, цели своей жизни, сознательное выстраивание иерархии идеалов и ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации;

+ смысл жизни не дается человеку извне, человек сам вносит в свою жизнь разумное начало, поэтому каждому он открывается по-разному;

+ смысл жизни – это самостоятельный осознанный выбор каждого отдельного человека тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть;

+ смысл жизни рассматривают в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция) – настоящее (актуализация) – будущее (проспекция);

+ представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации;

+ вопрос о смысле жизни может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.

- основные подходы к проблеме смысла жизни:

Различные философы на протяжении всей истории человечества ищут новые объяснения смысла жизни. В результате исследования данной проблематики, можно выделить три подхода к вопросу о смысле жизни:

1) Пессимистический подход  состоит в нигилистическом отрицании какого-либо смысла в жизни вообще.

Один из представителей данного подхода Ф. Ницше характеризует нигилистическое состояние как опустошение мира и отказ от смысла, цели, постижимой истины или ценности. В целом жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, болезней, потерь и смерти. Пессимистические интерпретации смысла жизни нередко приводят человека к самоубийству.

2) Скептический подход (Шопенгауэр, Сартр) связан с наличием сомнения в смысле и значимости земного бытия в целом.

Скептицизм выражается в чрезмерной осторожности, подозрительности ко всему необычному, своеобразному, в боязни поступка, в бездействии, в отсутствии активности. Цель скептика достигается пассивным подчинением, без попыток что-либо изменить.

Так, немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр определяет жизнь человека как проявление некой мировой воли, то есть людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям – людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств.

По мнению А. Шопенгауэра, жизнь – это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию. А мудрец, наоборот, старается избегать несчастий через самоограничение. То есть мудро живущий человек осознает неизбежность бедствий, а потому контролирует свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека представляет собой постоянную борьбу со смертью, постоянные страдания. И все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.

Данный подход к проблеме смысла жизни выражают представители атеистического экзистенциализма, по мнению которых жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном к нему мире.

3) Оптимистический подход (Эпикур) к вопросу о смысле жизни выражается в признании жизни наивысшей ценностью. Смысл жизни – получать максимум наслаждений. Древнегреческий философ Эпикур провозглашает целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Философ считает, что познание природы освобождает человека от страха суеверий и вообще от религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие. Однако это не простое чувственное удовольствие, а духовное.

Духовное удовольствие более устойчиво, так как оно не зависит от внешних факторов. Благодаря разуму, дару богов, стремления должны приводиться в согласие, предполагающее удовольствие. Идеал для Эпикура – это жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, созерцание, творчество. Девиз Эпикура: «Живи уединенно!». В целом Эпикур призывает человека соизмерять удовольствие, которое он получает, с возможными последствиями. Он утверждает, что смерть не имеет к человеку никакого отношения: когда человек жив, смерти еще нет, а когда она приходит, то человека уже нет.

- основные концепции смысла жизни = основные этические концепции:

1) аскетизм – (от греч. – упражняюсь): жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов;

2) гедонизм – (от греч. – наслаждение): жить значит наслаждаться;

3) прагматизм – (от греч. – дело, действие): цель жизни оправдывает любые средства ее достижения;

4) утилитаризм – (от греч. – польза): жить значит из всего получать (извлекать) пользу; все, что приносит выгоду, - добро;

5) эвдемонизм – (от греч. – блаженство, счастье): жить значит получать удовольствия; стремление к счастью – подлинное назначение человека;

6) этика долга = жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу;

7) идеализм = цель жизни – подчинение божественной воле.

+ Др. вариант: можно выделить эгоистическую и альтруистическую концепции:

- эгоистическая концепция рассматривает смысл жизни только как достижение и удовлетворение собственных целей, интересов и потребностей; существование человека, выбравшего такую направленность, посвящено исключительно благополучно собственной персоны, личному самосовершенствованию;

- альтруистическая концепция смысла жизни сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого человека и понимается как служение Богу, обществу, великой идее, науке.