ПОЛЕЗНАЯ ЭКОНОМИКА
ТУРНИР
Жмака Л. В.
Экономическое сознание – важнейшая составная часть научного мировоззрения. Оно обеспечивает понимание экономической жизни общества и превращает каждого труженика в активного творческого участника производственного процесса. В условиях совершенствования производственных отношений формирование экономического сознания подрастающего поколения объективно становится всеобщим и обязательным.
По мере взросления, дети вовлекаются в экономические отношения. Они общаются с родителями, проявляют интерес к бюджету семьи, к пониманию кредитов, займов, инфляции, стоимости покупок и т. п. У детей формируется личный опыт понимания экономических проблем.
Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирования нравственных и деловых качеств, общественной активности, предприимчивости, хозяйствования, бережливого отношения к вещам, к личному доходу и благополучию.
Цель:
расширить знания об экономических категориях; воспитывать интерес к экономическим знаниям; разбираться в элементарных экономических понятиях, решать простейшие экономические задачи.
В турнире участвуют 7 человек, но по ходу турнира, из него выбывают игроки, и на последнем этапе остаются игроки, у которых наибольшее количество побед и выигрывает самый сильный экономист.
На доске расписана таблица с игроками, куда они сами проставляют себе победные баллы, которые они сами себе ставят за правильные ответы, сами считают свой итог.
Заранее заготовлены крупным планом слова: аренда, кредит, баланс, равновесие, безработица, бизнес, деньги, спрос, предложение, потребление, аукцион, налог, взнос, инфляция, дефицит.
Выстраивается команда из 7 человек.
I тур
Ведущий задает каждому участнику вопросы на понятие терминов:
Аренда, это передача во временное пользование домом, землей, квартирой, комнатой и т.п. за собственную плату.
Кредит, это предоставление денег, на какое то время за определенную плату, чаще в банке.
Налог, это денежные выплаты, которые получает государство из прибыли предприятий и доходов граждан.
Дефицит, это нехватка товара в достаточном количестве.
Инфляция, это процесс обесценивания денег, когда падает покупательная способность денег.
Аудит, это проверка финансового положения предприятия.
Аукцион, это способ продажи товаров, который приобретается лицом, давшим за него самую высокую цену.
После первого тура выбывают 2 человека, и остается 5.
II тур.
Ведущий предлагает слова синонимы, а ученик должен отгадать слова синонимы и дать понятие этих терминов.
Баланс, расход, равновесие
(слова синонимы 1 и 3).
Баланс, это по сути, равновесие денежной массы расходов и доходов.
Ведущий:
Какие понятия считаются экономическими?
Безработица, бизнес, деньги.
Бизнес, это дело. Деньги, это средства оплаты. Безработица не экономический термин. Это явление, когда активная часть населения не может применить свою рабочую силу.
Ведущий:
Выберите слова с противоположным значением
Спрос, предложение, потребление
Противоположные слова по значению (1 и 2)
Спрос, это желание купить
Предложение, это желание купить
III тур: К третьему туру приходят три человека
На доске три человека пишут экономические понятия, которые не произносились на турнире. Например, дети могут написать простые слова: рынок, долг, товар, экономика, хозяйство, производство, дебет, цена, финансы, реклама, стоимость, банк, банкир, выигрыш, проигрыш, конкуренция.
Жюри подводит итоги и благодарит детей за участие в турнире и награждает победителя.
Работа с классом. У нас может быть еще один победитель. Решаем простую экономическую задачу.
Сведите приход и расход, т.е. баланс. Ваш семейный доход 4000 гривен. У вас семья состоит из трех человек, ребенок учится в 7 классе, Попробуйте расписать расход семьи на месяц, не забудьте учесть все необходимые траты семьи.
Баланс подсчитан и победитель определен. Но может быть и противоположный результат, дети не знают, на что расходуются деньги семьи.