«Не потеряешь – не найдешь...»
Георгий Кондратьевич Данилов из Санкт-Петербурга считает, что не стоит жалеть время на уроке на занятные истории, смешные сценки: они помогут сделать и объяснение нового материала, и повторение изученного живым, веселым, запоминающимся. Кажущиеся потери оборачиваются если не стопроцентной грамотностью, то хотя бы хорошим настроением, а это тоже немало.
Вот два примера.
На первом уроке по теме «Деепричастие» вдруг по классу от окна к двери бежит ученица, которую заранее попросил об этом учитель.
Вопрос классу:
– Что сделала ученица?
– Пробежала по классу.
Появляется запись на доске: Ученица пробежала по классу.
Ученица бежит еще раз, но не просто бежит, а при этом подпрыгивает. На доске появляется запись: Ученица бежит, подпрыгивая.
При сравнительном разборе выясняется, что действий теперь два, одно – главное (пробежала), другое – добавочное (подпрыгивая).
Класс увидел добавочное действие собственными глазами.
Перед изучением однородных членов на доске открывается такая запись:
Дядя Оля и Коля пошли в кино.
Дети смеются: дядя носит женское имя. Оказывается, в предложении пропущена запятая.
Учащиеся осознают важность правильной постановки запятой между однородными членами.
«Раскуси-ка!»
Еще один совет от Г.К. Данилова.
При закреплении темы «Частицы, пишущиеся через черточку (дефис)» можно рассказать такую историю.
По преданию как-то в разговоре с Петром I турецкий паша, враждовавший с Россией, достал из кармана горсть маку и хвастливо заявил, что имеет под своим началом столько воинских частей, сколько зернышек на его ладони. В ответ Петр тоже порылся в кармане и извлек всего-навсего одно зернышко перца.
– Наше войско невелико, а попробуй раскуси-ка, – сказал Петр.
Ответ Петра обычно вызывает сочувственный смех. От души посмеявшись, учащиеся продолжают работу с повышенным интересом и энергией, в частности, отыскивают в ответе Петра частицу, пишущуюся через черточку. Небольшая затрата времени на такое отступление окупилась...
«Искусство побеждать»
Ученики Людмилы Романовны Готлиб не ошибаются в написании слова «искусство». Тем, кто уже хоть раз проиграл в схватке с этим коварным словом, она советует при новой встрече с ним сразу же настроиться на победу – показать себе два пальца: V – victory – победа! И заодно, пересчитав пальцы, вспомнить: 2 буквы с – во 2-м случае.
«Раз крючок, два крючок...»
Дети часто ошибались в словах «расчет» и «рассчитать». Галина Савельевна Крюкова взяла листок бумаги: «Смотри. Пишешь на доске раСчЕт, раСчЕтливый – раССчИтать. В букве Е один «крючочек» - и в слове одна буква С. В букве И, соответственно, два «крючечка2 – и две буквы С. И всё решено!
«Надежда поможет?»
Наверное, мало есть на свете людей, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов одеть и надеть. Вот простой прием, который поможет и нам, и нашим ученикам контролировать себя (он предлагается в учебнике для 5-го класса под редакцией М.В. Панова). Запомним: одевать Надежду – надевать одежду.
«О пользе щей»
Почему надо писать мужЧина, но женЩина? Ответить просто, если вспомнить, что кого интересует: мужа – чин, жену – щи. Об этом смешном и эффектном трюке рассказал нам Эдуард Львович Безносов.
Щи в уменьшительно-ласкательном виде помогают детям запомнить все буквы, соответствующие глухим согласным. Надо всего лишь выучить такой диалог: «Степка, хочешь щец?» – «Фи!». Чуть измененный вариант прислала нам Ирина Александровна Сильвестрова из г. Барнаула: «Фока, хочешь поесть щец?». Она же предлагает запоминать буквы, соответствующие звонким согласным, с помощью фразы «Мы же не забывали друга». Правда, это может помешать ученикам при фонетическом разборе, когда они должны думать не о буквах, а о звуках. Зато очень пригодится при написании слов с приставкой на -з/-с.
«Ставьте черточки. Везде?»
«Этому меня научила моя мама, – пишет Ирина Александровна Сильвестрова, – а я передаю своим родным детям и ученикам. Стихотворение заучивается наизусть и помнится потом всю жизнь.
КОЕ-, -ЛИБО, -ТО, -НИБУДЬ –
Черточки не позабудь.
И при -ТАКИ, -КА и -ДЕ
Ставьте черточки везде.
Лишь к частицам БЫ, ЖЕ, ЛИ
Черточки не проводи!»
Поскольку мы имеем дело с образчиком учительского (или ученического?) фольклора, позволим себе предложить чуть подправленную (для чистоты рифмы) редакцию последних строк: «Лишь частицы БЫ, ЖЕ, ЛИ без дефиса отдели».
А потом, когда немудрящие стихи выучены, спросим детей, всегда ли эти слова или части слов пишутся именно так, как здесь сказано. Понятно, ответ будет отрицательный. Дальше дело за примерами. Например, такими: кое с кем; либо ты, либо я; именно то; кто ни будь на его месте, всякий удивится; чтобы; тоже; если.
Рифмы-помощницы.
Известно, что слова с удвоенной согласной в корне нужно запоминать (как и слова, в которых не надо писать удвоенную согласную, хотя может показаться, что надо). Работаем со словарем, выписываем слова, в которых можно ошибиться, и придумываем смешные двустишия – например, такие:
Узнав, к чему ведет прогресс,
Он убежал в дремучий лес.
Чтобы привлечь вниманье масс,
Он с пепси перешел на квас.
Какая странная программа:
Сначала фарс, а после – драма.
Супруга выберет принцесса –
И сразу завершится пьеса.
Эта работа принесет пользу только в том случае, если заранее договориться, что в первой строчке обязательно слово с удвоенной согласной, а во второй – нет (или наоборот, но всегда одинаково).
7. Загорал на горах.
Нашим ученикам иногда бывает нелегко усвоить, как писать корни с чередованием -зор-/-зар- и -гор-/-гар-. Татьяна Николаевна Л. предлагает, во-первых, чтобы избежать путаницы, изучать эти корни не одновременно, развести их во времени, а во -вторых, использовать фразу загорал на горах – она помогает запомнить, как пишется трудный корень.
1. Похожи на настоящие
Стихотворные ритмы и рифмы могут быть подспорьем при изучении безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий. Учитель знает, в каких глаголах чаще всего ошибаются ученики. Придумаем для запоминания что-то вроде рифмованных пословиц с неправильными ударениями:
Они борЮтся, а не сдаются.
Не пашУт и не сеЮт, только песенки поют.
Хорошо строЯт – дома вечно стоят.
Карандаш клеЯщий похож на настоящий.
Теплые дни настают – скоро снега растаЮт. (Вариант: быстро сугробы таЮт.)
Ежики колЮтся, в руки не даются.
Такие рифмованные предложения приятно произносить и запоминать, если в классе атмосфера соответствующая – деловая, но открытая для шутки. Однако ученики могут и фыркнуть, и недоуменно пожать плечами: что за неграмотные глупости им предлагают заучивать? Учителю надо подумать, стоит ли рисковать, чтобы не оказаться в положении одного из героев рассказа Фазиля Искандера «Защита Чика».
Галина Савельевна Крюкова так учит детей запоминать согласные, после которых пишется суффикс профессии -чик: «Когда пишется -чик? Да ты же сам знаешь!». Первые буквы в словах ответа – именно те, которые нужно запомнить: Д, Т, Ж, С, З».
А ученики Ольги Евгеньевны Кармаковой это же правило усваивают с помощью слова джазист.
Рассказывает Адель Григорьевна Миримская: «Ученик ошибся в слове подлинный. Подчеркиваю слово, а рядом пишу красным: «Линь – орудие пытки?». Ученик недоумевает. «Давай посмотрим в словаре». У Ожегова приводятся омонимы: 1) пресноводная рыба; 2) (спец.) веревка для корабельных снастей. Никаких пыток. Но некоторые ученые полагают, что было такое веревочное орудие для битья, кнут – линь, линек. Сведения, произнесенные под пыткой, называли подлинными».
«Этимологический словарь русского языка» Фасмера иначе комментирует слово подлинный: «...обычно сближают с подлинник «длинный шест» (см. длина) на том якобы основании, что при судебной расправе били «подлинниками» – длинными палками, чтобы выпытать правду». В любом случае удивительна уверенность наших предков в том, что сказанное для того, чтобы прекратить мучения, и есть самая настоящая правда (сейчас-то мы знаем, что это совсем не так).
Подобный разговор, занимающий вместе с чтением словаря не больше пяти минут, заставляет обратиться к лексическому значению слова, задуматься о сложных связях между историей и языком, убедиться в том, что в науке о языке многое нельзя считать окончательно решенным; побуждает подумать над некоторыми моральными и юридическими вопросами... И, безусловно, помогает запомнить правописание прилагательного подлинный.