СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полифония в творчестве Ф.М.Достоевского.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Достоевский - творец полифонического романа. Он создал существенно новый романный жанр. Поэтому-то его творчество не укладывается ни в какие рамки, не подчиняется ни одной из тех историко-литературных схем, какие мы привыкли прилагать к явлениям европейского романа. В его произведениях появляется герой, голос которого построен так, как строится голос самого автора в романе обычного типа, а не голос его героя. Слово героя о себе самом и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объектному образу героя, как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценными же голосами других героев.

Просмотр содержимого документа
«Полифония в творчестве Ф.М.Достоевского.»

Проектная работа по: Истории русской литературы XIX века  на тему : Полифония в творчестве Ф.М.Достоевского. Выполнил: студент 3 курса группы«А»  Направление: русский язык и литература 5111300 Набиев Хусан. Приняла : Рахманова А.Х. Навои - 2018 год

Проектная работа

по: Истории русской литературы XIX века

на тему : Полифония в творчестве Ф.М.Достоевского.

Выполнил: студент 3 курса группы«А» Направление: русский язык и литература

5111300

Набиев Хусан.

Приняла : Рахманова А.Х.

Навои - 2018 год

Полифонический роман Достоевский – создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония – многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают «двойники», а положительные – «антиподы». «Полифония» Э. Неизвестный

Полифонический роман

Достоевский – создатель полифонического романа, по выражению Бахтина. Полифония – многоголосица. Его герои как бы вступают в перекличку друг с другом. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими те или иные мысли главного героя. При этом отрицательные элементы его теории отражают «двойники», а положительные – «антиподы».

«Полифония» Э. Неизвестный

«Три встречи Порфирия с Раскольниковым — подлинные и замечательные полифонические диалоги». М..М.Бахтин ( русский философ,культуролог, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп,карнавализация, мениппея, духовный верх и телесный низ) Полифонизм – гармоничное многоголосие

«Три встречи Порфирия с Раскольниковым — подлинные и замечательные полифонические диалоги». М..М.Бахтин

( русский философ,культуролог, теоретик европейской культуры и искусства. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп,карнавализация, мениппея, духовный верх и телесный низ)

Полифонизм – гармоничное многоголосие

 Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим. Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам.

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.

Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам.

Разумихин Лужин Порфирий Петрович Лебезятников Раскольников Свидригайлов Соня

Разумихин

Лужин

Порфирий Петрович

Лебезятников

Раскольников

Свидригайлов

Соня

Теория Лужина Приверженец «экономической правды» Отвергает жертвенность Утверждает беспомощность «единичных щедрот» Считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспеянии»

Теория Лужина

  • Приверженец «экономической правды»
  • Отвергает жертвенность
  • Утверждает беспомощность «единичных щедрот»
  • Считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспеянии»
Разумихин - альтруист

Разумихин - альтруист

Раскольников Лужин Оба разумно находят жертву Теоретически обосновывают свой выбор (никчёмная старуха только вредит всем, падшая Соня всё равно когда-нибудь украдёт) Считают возможным решать участь другого человека Но в Лужине нет альтруистической направленности Разумихин Рискуя свой жизнью, спасает из огня детей Содержит больного отца умершего друга Дважды оставляет деньги Мармеладовым Пытается спасти падшую девочку

Раскольников

  • Лужин
  • Оба разумно находят жертву
  • Теоретически обосновывают свой выбор (никчёмная старуха только вредит всем, падшая Соня всё равно когда-нибудь украдёт)
  • Считают возможным решать участь другого человека
  • Но в Лужине нет альтруистической направленности
  • Разумихин
  • Рискуя свой жизнью, спасает из огня детей
  • Содержит больного отца умершего друга
  • Дважды оставляет деньги Мармеладовым
  • Пытается спасти падшую девочку
Лебезятников Выступает против таких предрассудков, как «целомудрие и женская стыдливость» Взывает к созданию коммун Ратует за уничтожение брачных уз

Лебезятников

  • Выступает против таких предрассудков, как «целомудрие и женская стыдливость»
  • Взывает к созданию коммун
  • Ратует за уничтожение брачных уз
Порфирий Петрович выступает против бунта

Порфирий Петрович выступает против бунта

Раскольников Лебезятников Это карикатура на протест Раскольникова. Его воинствующая глупость компрометирует бунтарский путь переустройства мира. Порфирий Петрович «Наполеоны» не должны роптать против существующего мироустройства

Раскольников

  • Лебезятников
  • Это карикатура на протест Раскольникова. Его воинствующая глупость компрометирует бунтарский путь переустройства мира.
  • Порфирий Петрович
  • «Наполеоны» не должны роптать против существующего мироустройства
Свидригайлов На нём проверяется «арифметическая» теория Раскольникова: на счету Свидригайлова много добрых дел, но они не могут оправдать минувшего злодеяния Добрые дела не воскресают его больную душу: совесть высвобождается и вырывается наружу, порождая кошмары «Внутренний мир Свидригайлова» Э. Неизвестный

Свидригайлов

  • На нём проверяется «арифметическая» теория Раскольникова: на счету Свидригайлова много добрых дел, но они не могут оправдать минувшего злодеяния
  • Добрые дела не воскресают его больную душу: совесть высвобождается и вырывается наружу, порождая кошмары

«Внутренний мир Свидригайлова»

Э. Неизвестный

Соня Мармеладова Путь Сони – это путь покаяния, возвращение к родной земле, которую он осквернил Протягивает ему кипарисовый крестик – символ возвращения к вере «Соня» Э. Неизвестный

Соня Мармеладова

  • Путь Сони – это путь покаяния, возвращение к родной земле, которую он осквернил
  • Протягивает ему кипарисовый крестик – символ возвращения к вере

«Соня» Э. Неизвестный

Раскольников Свидригайлов Это идеал Раскольникова – он «переступил», но без нравственных мучений (сначала) Самоубийство – это один из жизненных итогов (вариант для Раскольникова) Свидригайлов говорит: «Мы одного поля ягоды» Соня Не может перешагнуть через совесть Собирается с ней вместе идти по одной дороге: «Мы вместе прокляты, вместе пойдём» С Соней Раскольников собирается идти по одной дороге: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём».

Раскольников

  • Свидригайлов
  • Это идеал Раскольникова – он «переступил», но без нравственных мучений (сначала)
  • Самоубийство – это один из жизненных итогов (вариант для Раскольникова)
  • Свидригайлов говорит: «Мы одного поля ягоды»
  • Соня
  • Не может перешагнуть через совесть
  • Собирается с ней вместе идти по одной дороге: «Мы вместе прокляты, вместе пойдём»
  • С Соней Раскольников собирается идти по одной дороге: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём».
Лужин – Раскольников – Разумихин  Ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека Рациональный эгоизм Альтруизм Единичный альтруизм Разумный эгоизм

Лужин – Раскольников – Разумихин Ставятся вопросы, связанные с деятельностью человека

Рациональный эгоизм

Альтруизм

Единичный альтруизм

Разумный эгоизм

Лебезятников – Раскольников – Порфирий Петрович  Рассматриваются социальные проблемы Защита государства и морали Право на протест человека необыкновенного Повиновение «твари дрожащей» Отрицание нравственных и государственных норм Лебезятников

Лебезятников – Раскольников – Порфирий Петрович Рассматриваются социальные проблемы

Защита государства и морали

Право на протест человека необыкновенного

Повиновение «твари дрожащей»

Отрицание нравственных и государственных норм

Лебезятников

Свидригайлов – Раскольников – Соня  Рассматриваются философские, общечеловеческие проблемы Глубокая вера, христианское смирение, человеколюбие Бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности Безверие, индивидуализм, бунт Поиск веры, мессианство

Свидригайлов – Раскольников – Соня Рассматриваются философские, общечеловеческие проблемы

Глубокая вера, христианское смирение, человеколюбие

Бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности

Безверие, индивидуализм, бунт

Поиск веры, мессианство

Разумихин Лужин Лебезятников Порфирий Петрович Раскольников Свидригайлов Соня

Разумихин

Лужин

Лебезятников

Порфирий Петрович

Раскольников

Свидригайлов

Соня

Личностный Лебезятников Социальный Общественный Свидригайлов Раскольников Соня Порфирий Лужин Разумихин

Личностный

Лебезятников

Социальный

Общественный

Свидригайлов

Раскольников

Соня

Порфирий

Лужин

Разумихин

В Раскольникове всего «слишком» бунт Протест Лебезятникова Единичное добро Разумихина Вселенские масштабы добра Теория, толкающая к топору Арифметика Лужина

В Раскольникове всего «слишком»

бунт

Протест Лебезятникова

Единичное добро Разумихина

Вселенские масштабы добра

Теория, толкающая к топору

Арифметика Лужина

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...»  Д. С. Мережковский

«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...»

Д. С. Мережковский

 Рассматривая в системе образов двойников и антиподов Родиона Раскольникова, автор опровергает теорию Раскольникова, вскры-вает ее антигуманную, бесчеловечную суть.  В человеке, по Достоевскому, должна быть «общая точка» с другими людьми не только в гордости, болезни сознания, «цивилизации», но и в ощущениях , в любви и в вере – такого человека «жизнь вынесет». Человек… найдет в себе силы смириться, найдет себя во всех с любовью и найдет себя в себе и обретет «живую жизнь».

Рассматривая в системе образов двойников и антиподов Родиона Раскольникова, автор опровергает теорию Раскольникова, вскры-вает ее антигуманную, бесчеловечную суть.

В человеке, по Достоевскому, должна быть «общая точка» с другими людьми не только в гордости, болезни сознания, «цивилизации», но и в ощущениях , в любви и в вере – такого человека «жизнь вынесет». Человек… найдет в себе силы смириться, найдет себя во всех с любовью и найдет себя в себе и обретет «живую жизнь».

  Как известно, число

 

  • Как известно, число "три" обладает определенной психологической силой. Это число, например, является священным в христианстве.
  • Многие люди наделяют его особенным смыслом. В романе число "три" (3) встречается в разных ситуациях. Вот некоторые примеры, в которых это число встречается в тексте:
  • Раскольников совершает преступление на 3-ий день повествования в романе
  • Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза перед совершением преступления 
  • Раскольников ударяет старуху 3 раза
  • Раскольников признается Соне в преступлении на 3-ий день знакомства с ней
  • Раскольников встречается со следователем 3 раза до того, как явиться с повинной
  • У Катерины Ивановны Мармеладовой есть трое маленьких детей
  • Около трех лет Раскольников не видится со своей матерью и сестрой до их приезда в Петербург
Марфа Петровна Свидригайлова завещает Дуне 3 тысячи рублей Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности Соня зарабатывает тридцать целковых в первый день своей
  • Марфа Петровна Свидригайлова завещает Дуне 3 тысячи рублей
  • Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в виде благотворительности
  • Соня зарабатывает тридцать целковых в первый день своей "непристойной работы" (целковый - монета достоинством в один рубль)
  • В семье Раскольниковых был третий ребенок (брат Родиона и Дуни), который умер в младенчестве  
  • В каморке Раскольникова стоит три стула
  • У Сони в комнате три окна
  • Колечко, которое закладывает Раскольников у старухи, украшено "тремя какими-то красными камушками"
  • Кроме того, в романе часто встречается такое выражение, как "в трех шагах",

содержащее в себе число "три":

  • "в трех шагах от стола"
  • "в трех шагах от него"
  • "в трех шагах и нельзя не убить"
  • "стоит перед ним в трех шагах"