СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Полисенсорная комната

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полисенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на анализаторные системы человека. 

Просмотр содержимого документа
«Полисенсорная комната»

Полисенсорная комната

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на анализаторные системы человека.

Восприятие окружающего мира и себя человеком осуществляется при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передаёт соответствующую информацию в ЦНС. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. При некоторых нарушениях развития у детей, в том числе и при речевых нарушениях, сенсорный поток депривирован. Дети нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции, которую удобней всего реализовать в полисенсорной комнате, оснащённой стимуляторами различного типа.

Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно - безобразно. В полисенсорной комнате возможно создать условия, в которых ребенок будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.

Полисенсорную комнату в дошкольном учреждении могут использовать разные специалисты - логопеды, психологи, социальные педагоги. Занятия в полисенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;

  • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;

  • стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);

  • развитие двигательных функций;

  • создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других занятий.


Условно оборудование полисенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

Релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушки, напольные и настенные маты, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), установка для ароматерапии, фонотека релаксационной музыки, т.е. оборудование и предметы, способствующие созданию расслабляющего, успокаивающего эффекта.

Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, и т.д.

Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, Применение оборудования этого блока направлено на стимуляцию познавательного интереса и двигательной активности.

Наполнение полисенсорной комнаты во многом зависит от ее назначения, метража помещения, возможностей дошкольного учреждения. Наиболее приемлемый вариант – это постепенное приобретение и изготовление сенсорного оборудования. Существует возможность приобретения готовых комплектов оборудования для полисенсорной комнаты. Они различаются по количеству представленных комплексов и по стоимости.

Можно создать полисенсорную комнату, воссоздающую определенную тематическую атмосферу, помещение или ландшафт, например, замок Снежной королевы, пещера, сказочные джунгли и др.. Если помещение полисенсорной комнаты достаточно большое, то его можно разделить на зоны при помощи различных световых занавесей, ширм и оснастить каждую зону своим оборудованием.



Ниже приведен один из вариантов конструирования полисенсорной среды. Многие из перечисленных приспособлений педагогам и родителям по силам сделать своими руками, некоторые (это в основном касается электроприборов) – выпускают промышленные предприятия и их можно приобрести в специальных магазинах.


Компонент полисенсорной комнаты

Назначение


Ресурсы наполнения


Мягкая среда


  • обеспечивает уют, комфорт и безопасность;

  • создает условия для релаксации

    1. Мягкий остров (Большой мягкий остров – 50х150 см.; Гигантский мягкий остров – 50х200 см.);

    2. Мягкие пуфики (Маленький пуфик – 50 см; Средний пуфик – 75 см.; Большой пуфик – 100 см.; Гигантский пуфик – 120 см.);

    3. Волнообразная подушка-пуфик

    4. Сенсорные подушки (Маленькая подушка – 35 см.; Средняя подушка – 45 см., Большая подушка – 55 см.)

    5. Мягкие настенные покрытия

    6. Мягкие напольные покрытия

    7. Мягкие игровые комплексы

    8. Мягкие конструктивные игрушки

    9. Маты напольные


Зрительная среда


  • действует успокаивающе и расслабляющее (медленно меняющиеся световые эффекты)

  • привлекает и поддерживает внимание, используется для зрительной стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса (яркие светооптические эффекты)


  1. Зеркальный шар (Зеркальный шар с мотором; Зеркальный шар на штативе)

  2. Панно «Звездное небо»

  3. Сеть «Звездное небо»

  4. Панно «Кривое зеркало»

  5. Напольный ковер «Млечный путь»

  6. Пузырьковая колонна

  7. Напольное панно «Бесконечность»

  8. Прибор динамической заливки светом

  9. Проектор направленного света

  10. Звукоактивированный проектор спецэффектов

  11. Световой проектор Жар-птица

  12. Колесо светоэффектов

  13. Лампа «Вулкан»

  14. Набор светильников «Бегущий огонь»

  15. Подвески, мобайлы

  16. Парашют с колокольчиками

  17. Тренажер «Водопад»

  18. Тренажер «Листопад»

  19. Фонтан (светофонтан)

  20. Фотообои


Акустическая среда


  • действует успокаивающе и расслабляющее (тихая медленная музыка);

  • привлекает и поддерживает внимание, используется для слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса (звуковые и шумовые эффекты)


  1. Набор аудиокассет для релаксации

  2. Акустическая панель

  3. Музыкальная дорожка




Тактильно-кинестетическая среда


  • позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

  1. Тропа равновесия

  2. Сухой бассейн

  3. Сухой душ

  4. Вибромассажер

  5. Батут

  6. Напольные сенсорные дорожки

  7. Малый бассейн с водой

  8. Балансировочная дорожка

  9. Напольный тактильный модуль

  10. Настенное тактильное полотно

  11. Гамак

  12. Воздушное кресло «Лепесток»

  13. Качели-платформа

  14. Массажные мячи







Воздушная среда

  • натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма


  1. Генератор запахов

  2. Аппарат «Горный воздух»

  3. Набор обонятельных коробочек

  4. Аппарат аэроионопрофилактики


Мягкий остров.1 Представляет собой диффузный модуль, наполненный гранулами полистирола. Когда ребенок садится или ложится на него, мягкий остров приобретает форму тела, обеспечивая его поддержку и вызывая состояние покоя. Размеры мягкого острова могут изменяться. Сверху тренажер обтянут прочным ПВХ, обеспечивающим гигиеничность.

Мягкие пуфики. Мягкие цилиндрообразные модули, предназначенные для сидения в удобной для ребенка позе. Могут быть различны по размеру и высоте. Сидя на пуфиках, ребенок отдыхает, слушает музыку, наблюдает за светоэффектами в полисенсорной комнате, релаксирует. Пуфики легкие и мобильные, их можно легко размещать в любой зоне полисенсорного пространства.

Волнообразная подушка-пуфик. Мягкая овальная подушка-пуфик сшита таким образом, что повторяет все изгибы тела ребенка. Имеет выпуклости и вогнутости. Позволяет достичь полной релаксации.

Сенсорные подушки. Это набор подушек, заполненных различными по составу материалами (пух, перо, поролон, вата, ткань, полистирол и т.д.) Подушки подкладываются под различные участки тела ребенка и позволяют ощутить мягкость (твердость), находить самую мягкую и самую твердую подушку, сравнивать несколько подушек по признаку твердости-мягкости. Вместо подушек можно использовать сенсорные валики.

Мягкие настенные и напольные покрытия. Мягкие настенные и напольные покрытия толщиной 10 см шьются по размерам комнаты из легко моющегося и огнеупорного ПВХ..





Мягкие игровые комплексы. Модульные наборы - хороший материал для оборудования полисенсорных комнат, с их помощью можно создавать окружающую среду по замыслу самого ребенка. Игры с модулями способствуют развитию моторных навыков, внимания, настойчивости и уверенности в своих действиях. Разнообразие модулей по форме, величине и цвету способствует сенсорному и познавательному развитию детей, развивают пространственное мышление. Для детей младшего возраста желательно использовать наборы, состоящие из таких форм, как куб («кубик»), параллелепипед («кирпичик»), шар. Для старших дошкольников в набор включаются цилиндры, конусы, пирамиды. Для детей младшего возраста формы окрашены в основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, для детей 5-7 лет – могут использоваться оттеночные цвета: голубой, розовый, фиолетовый и т.д.

Мягкие конструктивные игрушки. Это сюжетные игрушки, сшитые из ткани и наполненные синтетическим волокном. Все детали таких игрушек могут соединяться друг с другом при помощи липучек, пуговиц, лент, тесьмы, пряжек, крючков, застежек-молний. Игрушки крупные по размеру, в собранном виде могут использоваться как подушки для сиденья, как валики под голову, когда ребенок лежит на ковре.



Зеркальный шар. Зеркальный шар является идеальным оборудованием для полисенсорной комнаты. Подвешенный к потолку зеркальный шар в направленном луче прожектора проецирует на потолке, на стенах, на полу бесконечное множество бликов, «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой становится ребенок. Для усиления эффекта необходимо обеспечить вращение зеркального шара. Это можно сделать несколькими способами, например, раскрутив шар механически или направив на него струю воздуха. Но легче всего привести в движение шар при помощи маленького электромотора. Вариантом вращающегося зеркального шара может быть шар на штативе, который не подвешивается к потолку, а устанавливается в любом месте полисенсорной комнаты и который в случае необходимости можно перемещать. Шар диаметром 30 см подойдет практически для любой комнаты, а шар с диаметром 20 см рекомендуется вешать в помещениях с низким потолком.

Панно «Звездное небо». В лист черного пластика вмонтированы фиброволокна. «Звезды» и «метеориты», то загораясь, то затухая привлекают внимание ребенка, завораживают. Панно крепится на потолке или вставляется в специальную оправу, закрепленную на стене и имитирующую оконный проем со звездным небом. Другим вариантом воплощения «космической» идеи в полисенсорной комнате является сеть «Звездное небо». Она состоит из ячеек, в которые также вплетены фиброволокна, но значительно легче панно и более проста в креплении. Оптимальные размеры сети – 2х0,7 м.

Панно «Кривое зеркало» - это изогнутое зеркало, вставленное в рамку. Зеркало сделано из небьющегося зеркального пластика. Двигаясь, меняя положение, ребенок видит, как меняется комната, изменяются пропорции отдельных частей его тела: головы, глаз, рта, рук, туловища и т.д. И если обычное зеркало отражает все как есть, то кривое зеркало искажает все вокруг до неузнаваемости, вносит в игру и занятие элемент необычности, неожиданности, сказочности.

Напольный ковер «Млечный путь». Светооптические волокна, вплетенные в ворс темного ковролина, привлекают ребенка эффектом мерцания. В темной комнате на полу загораются и гаснут то ли разноцветные звездочки, то ли капли росы. По мягкой, приятной на ощупь поверхности ковра, можно ходить, сидеть. Ковер используется для развития творческого воображения, побуждения к фантазированию, созданию новых тактильных ощущений. С использованием ковра можно сделать фиброоптический туннель -это один из наиболее любимых детьми модулей. Внутренние стенки туннеля сделаны так же, как и ковер «Млечный путь». Залезая в этот туннель, ребенок погружается в мир мерцающего света.

Пузырьковая колонна – один из основных элементов сенсорной комнаты. Она дает сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию. Безопасные акриловые зеркала, помещенные за пузырьковой колонной, усиливают этот эффект, Стандартная пузырьковая колонна мягко меняет цвет по всей высоте распространения пузырьков. Прикоснувшись рукой к колонне, можно почувствовать мягкую вибрацию пузырьков. Если в колонну, заполненную дистиллированной водой, запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Разновидностью этого тренажера является пузырьковая панель – плоская прозрачная емкость с пузырьками, выполняющая функцию невысокой перегородки для зонирования в полисенсорной комнате. Ограниченный объем канала заставляет движущиеся воздушные пузырьки причудливо менять свою траекторию. Создается фантастическая картина плавного вертикального движения.

Напольная панель «Бесконечность». Этот прибор устанавливается на полу и представляет собой стеклянный экран. После включения панели обычное стекло преображается - внутри загораются лампочки и появляется светящийся тоннель, уходящий в бесконечность. Используется для зрительной стимуляции и релаксации.

Прибор динамической заливки светом. Прибор динамической заливки светом – это прожектор, чрезвычайно полезный в работе полисенсорной комнаты. Он создает на противоположной стене комнаты световое пятно с плавными переливами всевозможных красок и узоров. Зрелище, напоминающее северное сияние, оказывает сильное эмоциональное и оптическое воздействие. Изменяющиеся цвета без четких границ не требуют значительного интеллектуального напряжения и позволяют ребенку максимально расслабиться, способствуя релаксации и развитию фантазии.

Проектор направленного света. Профессиональный источник света является прожектором для создания узкого светового луча.

Звукоактивированный проектор светоэффектов. Проектор состоит из четырех прожекторов и центральной зеркальной призмы. Лучи света, отражаясь от центральной призмы, создают оригинальные цветные проекции, которые движутся по полу и стенам, останавливаясь и меняя направление движения в такт музыке, реагируя на любой громкий звук. Звукоактивированный проектор вносит элемент новизны и необычности, побуждая ребенка следить за «зайчиками», стараться поймать их.

Световой проектор Жар-птица Проектор состоит из прожектора и центральной призмы круглой формы с бесконечным количеством граней. Свет из прожектора, проходя через круглую многогранную призму, заполняет все пространство комнаты цветом без формы и рисунка. Комната заливается светом, словно от пера «Жар-птицы».


Колесо светоэффектов. Специально предназначены для совместной работы с проектором направленного света. Колеса изготовлены из прочного пластика и отличаются по тематике: «бабочки», «на природе», «космический ритуал», «времена года», «погода», «под водой», «облака».

Лампа «Вулкан». Внутри этого необычного по форме светильника находится воск. После включения светильника, воск постепенно нагревается, от общей массы отрывается кусок и плавно поднимается верх, затем, остынув, медленно опускается и снова сливается с общей массой. Сам воск в светильнике и отрывающиеся куски образуют причудливые формы, которые напоминают бурлящую вулканическую лаву. Медленное и величавое движение воска вызывает разные детские фантазии.

Набор «Бегущий огонь». Прибор состоит из четырех прожекторов и пульта управления и позволяет создавать в полисенсорной комнате цветное пятно круглой формы: красное, желтое, синее или зеленое. Прожектора можно направить в одну точку, а можно - в разные. Прибор работает в четырех режимах: загораются поочередно по одному прожектору, загораются одновременно по два, по три или горят одновременно все четыре прожектора.

Подвески, мобайлы – закрепленные на потолке движущиеся конструкции, выполненные из соломки, бумаги, полиэтилена и других легких материалов. Их могут приводить в движение перемещающиеся в помещении слои воздуха.

Парашют с колокольчиками представляет собой легкий тканевой купол (при желании его можно закрепить в одной точке на потолке), под которым могут поместиться и спрятаться несколько детей. К парашюту пришиты маленькие металлические колокольчики, которые начинают звенеть при малейшем движении.

Тренажер «Водопад» На стене закреплено зеркало, над ним люминесцентная лампа синего цвета, которая освещает разноцветные пластмассовые нити, спадающие вниз по зеркалу. Получается эффект водопада. Его используют при релаксации, снятии напряжения с глаз, утомлении. Эффект усилится, если при этом включить музыку, рассеять запах соответствующего эфирного масла.

Тренажер «Листопад» Последовательное мигание лампочек похоже на падение листьев. Можно изменять цвет, скорость «листопада». Тренажер снимает напряжение, помогает расслабиться, успокоиться.

Фонтан (светофонтан) - желательно, чтобы в сенсорной комнате присутствовал маленький бассейн или фонтанчик. Струйки воды, поднимающиеся вверх, можно потрогать. Звук журчащей воды успокаивает, а прохладные струи оказывают стимулирующее воздействие на кожу. Кроме того, фонтан увлажняет пересушенный воздух. Интересным сенсорным стимулятором является светофонтан, в котором подсвеченные оптические волокна заменяют струи воды. Пучок из светооптических волокон с боковой подсветкой, проходит по трубе и свисает с высоты 1 метр. Волокна светятся и изменяют цвет по всей длине. Каскад света завораживает, привлекает внимание и обладает успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна безопасны: их можно перебирать, держать в руках. Играя с волокнами, трогая их, ребенок приобретает новый опыт.



Фотообои – с помощью набора фотообоев, прикрепленных не к стене, а к фанерным съемным планшетам (щитам), можно конструировать различные пейзажные и сезонные действа, помогающие ребенку представить, что он находится в заснеженном лесу, на берегу реки, на вершине зеленого холма и т.д.

Набор аудиокассет для релаксации. Музыкальное оформление – неотъемлемый компонент каждой мультисенсорной комнаты. Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном. Комбинации мелодий различной высоты, тона и ритма способны регулировать эмоциональное и физическое состояние ребенка. На занятиях в полисенсорной комнате могут звучать как музыкальные произведения, так и записанные на аудионосители голоса птиц, звуки природы, бытовые шумы, специально созданные аудиомузыкальные программы («Колыбельная», «Антистрессовая», «Волшебная»). Рецептивная (пассивная) музыкотерапия может проходить в различных формах, например, как музыкально-образная медитация, как «музыкальный сон» с последующей беседой и анализом образов (Что «снилось»?) и др. Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают: музыка Франсиса Гойи, «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, фонограмма пения птиц. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

Акустическая панель представляет собой стенд большого размера (150х120 см) с размещенными на нем предметами, при соприкосновении с которыми ребенок может извлекать различные звуки. Вариантов оформления подобной панели существует множество, приведенный ниже можно рассматривать как один из примеров.


1 Рельефный металл, на который приклеены гладкие металлические полусферы.

2- бубен

3,4,5 - синтетический рельефный коврик

6 - деревянные бусины на стержне

7 – металлические цепочки

8 – пластмассовые цепочки

9, 10 – вращающиеся деревянные кружочки с вырезанной бороздкой, (насажены на металлический стержень). 11 – ниша с деревянными стержнями и деревянным или пластмассовым

12 – ниша с деревянными палочками, на концах которых прикреплены металлические колечки. Под палочками расположены металлические колокольчики.

13 – веревки с деревянными шариками на концах.

14 – различные деревянные геометрические фигуры.

15 – пучок толстых ниток (бельевая веревка)

16 – деревянный круг на стержне, с наклеенными на него акриловыми зеркалами. Круг вращается с помощью деревянной ручки.

17 – ниша с деревянными цилиндриками на веревках. За цилиндрами расположено акриловое зеркало.

Музыкальная дорожка. Светоакустический тренажер, позволяющий переводить звуковые колебания в зрительные цветовые образы.


Подвесная система звучащих трубок "Мелодичный звон" Подвеска, издающая приятный, красивый и мелодичный звон при толчке, состоит из трубок или стержней разной длины, сделанных из металла.


Тропа равновесия - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре "кочки": мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями. Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным для детей. Ходьба по ней полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия. Для стимуляции ощущений, рекомендуется ходить по дорожке босиком или в тонких носках. Возможен и другой вариант этого тренажера: на дорожке из ковролина с помощью текстильной липучки закрепляются вырезанные из разноцветной клеенки «следы». Они располагаются в случайном порядке, с изменением направления, между следами различное расстояние. Ребенок проходит по цепочке следов, стараясь удержать равновесие. Следы могут оставлять не только ступни ног, но и ладони, и тогда ребенок продвигается на четвереньках.

Сухой бассейн – это емкость, имеющая поролоновые стенки, обтянутые цветной моющейся полимерной тканью. Бассейн на 2/3 объема заполнен разноцветными полыми полиэтиленовыми шариками диаметром 8 см. Форма бассейна может быть прямоугольной, круглой, квадратной, треугольной, овальной. Одновременно можно варьировать объем сухого бассейна (как правило, от 500 до 3000 шариков). Разновидностью шарикового бассейна является бассейн с подсветкой, наполненный прозрачными пластиковыми шариками, которые, попадая в световое поле, начинают тоже светиться.

Сухой бассейн - великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата. Массирующее воздействие шариков способствует развитию у детей тактильной чувствительности, яркие цвета стимулируют зрительное восприятие.

Сухой душ (сенсорный душ). Шелковые ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Основанием сухого душа служит безопасное пластиковое зеркало. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Зайдя внутрь можно посмотреть вверх и увидеть себя. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, уединиться, помечтать.

Напольные сенсорные дорожки Для развития тактильной чувствительности, тренировки навыков ходьбы и массажа ног. Состоят из нескольких квадратов, выполненных из различных материалов. Например: из разных по фактуре тканей – драп, вельвет, мех, ситец, ватин; из разных по фактуре материалов – резина, гладкий пластик, пластик с шипами, щетина, кожа; из разных сыпучих материалов (насыпанных в поддоны) – песок, галька, каштаны, пуговицы, соль.

Вибромассажер – используется для вызывания у детей ощущения вибрации при проведении легкого вибрационного массажа ступней, ладоней, спины.

Батут. Игры и занятия на надувных батутах позволяют укреплять опорно-двигательный аппарат, развивать координацию движений, моторику рук и ног ребенка. Прыжки на батуте вызывают массу положительных эмоций, радость движения. Безопасность детей во время прыжков обеспечивают мягкие стенки батута.

Напольный тактильный модуль – это щит с закрепленными на нем предметами, позволяющими формировать у ребенка сенсорные эталоны (цвет, величина, форма). Возможны различные модификации такого тренажера. Его составляющими могут быть пластиковые трубки, пластмассовые фигуры (шары, конусы, пирамидки, кубики) различных цветов и размеров, колечки, палочки, пластины, изготовленные из различных материалов (дерево, пластмасса, металл, шерстяные нити, органическое стекло и др.)


Настенное тактильное полотно. На специальных полотнах для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, меха, пуха, ваты, кожи, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов, уточняет такие важные и необходимые понятия, как: «теплый - холодный», «мягкий - твердый», «гладкий - шершавый», «круглый - угловой», «неподвижный - двигающийся» и т.д. Упражнения с тактильными полотнами развивают у детей осязательные навыки. Они дают возможность освоения новых ощущений. У детей улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев.

Гамаки с легко собираемыми металлическими подставками разработаны для использования внутри помещения. Балансируя в гамаке, ребенок учится удерживать равновесие, а равномерное легкое покачивание действует успокаивающе, расслабляющее. Не следует забывать, что под гамаком должен находиться мягкий напольный мат.

Воздушное кресло «Лепесток» Форма этого мягкого кресла, обеспечивающего телу комфорт и релаксацию, полностью повторяет форму тела ребенка. Оно крепится на потолке или на специальной свободностоящей стойке.

Качели-платформа – качели, имеющие большое, плоское сиденье в виде платформы – устойчивы и безопасны. Используются для снятия напряжения.

Массажные мячи и валики - предназначены для стимуляции тактильной чувствительности. Разные по форме, упругости, фактуре поверхности они обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами, а главным образом выполняя с их помощью массаж и самомассаж.

Генератор запахов. В основе лечения запахами (ароматерапии) лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древнейших времен. Практически все натуральные эфирные масла обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма. Установка для ароматерапии представляет собой компактный генератор ультразвукового распыления эфирных масел (размер аэрозолей 0,2 мкр и меньше). Распыленное таким образом эфирное масло может находиться во взвешенном состоянии длительное время.

Аппарат «Горный воздух» позволяет доставить лечебную силу гор - «горный» воздух - прямо в сенсорную комнату. Метод гипокситерапии (дыхание «горным» воздухом) был предложен профессором Р.Б.Стрелковым. Здоровье и долголетие жителей гор обусловлены низким содержанием в воздухе кислорода (гипоксией), который запускает внутренние защитно-приспособительные механизмы человеческого организма. Аппарат «Горный воздух» представляет собой индивидуальный аппарат, состоящий из маски, абсорбера (поглотителя СО 2) и мешка для накопления воздуха, обедненного кислородом, который и вдыхает человек. Гипоксикатор позволяет избавиться от плохого настроения, повысить иммунитет и сопротивляемость организма к инфекционным и простудным заболеваниям.

Набор обонятельных коробочек состоит из маленьких стеклянных или пластмассовых емкостей с плотно закрывающимися крышками, в которых помещаются предметы и вещества, обладающие стойкими легко узнаваемыми запахами – лавровый лист, гвоздика, кофе, перец, лаванда, шалфей и т.д.

Аппарат аэроионопрофилактики представляет собой современную, технически усовершенствованную «люстру Чижевского» в настенном исполнении. Принцип ее действия заключается в том, что она насыщает воздух отрицательными ионами кислорода. В свою очередь, вдыхаемые человеком аэроионы отдают свои электрические заряды эритроцитам крови, а с ними – клеткам всего организма, нормализуя обменные процессы. Аппарат прекрасно зарекомендовал себя как профилактическое и лечебное средство, которое повышает умственную и физическую работоспособность, «оживляет» воздух, удаляет из атмосферы пыль и микроорганизмы. И, кроме всего, аппарат, выполненный в виде пальмовых листьев, хорошо впишется в интерьер полисенсорной комнаты.

Вряд ли есть необходимость оснащать полисенсорную комнату сразу всеми перечисленными приспособлениями и тренажерами, так как некоторые из них являются взаимозаменяемыми или оказывают аналогичное воздействие на организм ребенка. Хотелось бы остановиться на некоторых рекомендациях по оформлению интерьера полисенсорной комнаты.

  • Оптимальный цвет стен в полисенсорной комнате – белый, светло-желтый, кремовый, светло-розовый, что зрительно увеличивает площадь помещения и является хорошим фоном для демонстрации светоэффектов.

  • Доступ естественному дневному свету ограничивается во время работы тренажеров светонепроницаемыми экранами на оконных проемах.

  • Все оборудование в целях безопасности для занимающихся в полисенсорной комнате следует надежно закрепить на стенах, на потолке или на полу.

  • Между напольными матами не должно быть промежутков, они плотно укладываются в мягкой зоне полисенсорной комнаты.

  • Настенные маты приподнимаются над полом на толщину напольных. Возможно разноуровневое размещение матов на полу.

  • Свободное   от матов пространство на полу застилается мягким покрытием (например, ковролином).

  • Центральными модулями, вокруг которых создается интерьер полисенсорной комнаты, являются пузырьковые колонны или воздушно-пузырьковые трубки. Для их крепления предусматриваются специальные платформы.

  • При установке приборов в первую очередь обеспечивают их безопасность: проводка, электрические розетки и сами приборы размещаются в недоступном для детей месте на расстоянии от пола не меньше, чем 1,5 метра.

  • Категорически запрещается закрывать вентиляционные окна в корпусах приборов.

  • В полисенсорной комнате необходимо установить кондиционер или вытяжной вентилятор.

Интерьерные решения полисенсорной комнаты могут быть самыми разнообразными, но они должны быть модульными: ни в коем случае среда помещения не должна иметь «жестко» установленные элементы, ведь то, что способно вызвать возбуждение, никогда  не вызовет торможения нервной системы. В зависимости от целей, контингента детей, пришедших на занятие, темы и содержания самого занятия, педагог может подбирать стимуляторы, располагая ими в достаточно широком ассортименте и хорошо представляя коррекционные возможности каждого тренажера. Количество и тип стимуляторов в полисенсорной комнате регулируются по потребности ребенка от нуля до максимального уровня, позволяемого техническими возможностями комнаты.



Варианты размещения оборудования полисенсорной комнаты



Рис.1

























Напольный ковер «Млечный путь»










Дошкольный возраст.











Рис. 2



























Рис. 2.



Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.

Для детей полезно на занятиях, во избежание однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки.

Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

Время сеансов в сенсорной комнате 40 - 45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психотерапевтом индивидуально.
После посещения СК человек должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время.
Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода пациента и педагога-психолога. Занятия должны проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом пациентов и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта.
При использовании сенсорной комнаты для проведения занятий по релаксации взрослых возможно проведение фронтальных занятий (10 - 15 человек).
С детьми занятия должны проводиться в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.

2.4. Противопоказания.
Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.
При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.  При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.



Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. По утверждению Л.С. Выготского “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь». Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.









1 Фото оборудования для сенсорной комнаты размещены на сайтах: www.