Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Иркутска
Средняя общеобразовательная школа №6
Индивидуальный итоговый проект
Политическая активность современной молодёжи как способ организации диалога с властью
Выполнил:
Максимов Вячеслав Алексеевич
ученик 10 класс
Руководитель: Иванова Антонина Николаевна
Учитель обществознание и право
г. Иркутск 2023
Введение.
Актуальность: В развитии современного российского общества молодежь играет важную роль. Молодые люди являются значимым стратегическим ресурсом и определяют будущее нашей страны. Создание правового государства и гражданского общества невозможно без участия молодого поколения, именно поэтому молодым людям необходимо стремиться к усвоению знаний и навыков в области политики, к повышению правовой и политической культуры. Среди молодежных проблем особое место занимает проблема социально политического участия молодежи, от характера, направленности, форм реализации которой во многом зависит состояние баланса между потребностью общества в сохранении стабильности и одновременно в постоянном обновлении. Однако на сегодняшний день уровень политического участия молодёжи достаточно низок. Именно поэтому данная проблема актуальна в настоящее время, когда обществу необходим диалог двух систем – молодежной социальной группы и властных структур – с целью решения наиболее важных социально-политических проблем.
Цель: получение комплексного социологического знания о социально-политической активности российской молодежи.
Задачи:
ознакомиться с историей развития политического участия молодёжи;
рассмотреть политический и терминологический контекст «политическая активность современной молодёжи»
исследовать молодежь как субъект социально-политической активности;
рассмотреть социально-экономические факторы формирования социально-политической активности современного российского студенчества;
выделить особенности социально-политической активности российской молодежи;
выявить наиболее эффективные способы организации диалога с властью;
Объект: молодёжь.
Предмет: политическая активность молодёжи.
Методы: проведение опроса, написание статьи, анализ информации.
1.История развития политического участия молодёжи
Начавшиеся в 1985 году в СССР процессы обновления общества шли сложно и противоречиво. Переход от авторитарной, административно-командной системы управления к более демократичной плюралистической системе характеризовался полным разрушением былой государственности, устаревших экономических и политических институтов, прежнего социального устройства и непрерывным изменением политической и идеологической ситуации.
Во второй половине 80-х годов еще действовал единый молодежный союз - ВЛКСМ. Его деятельность была широка и разнообразна, но проявлений самостоятельной политической активности у него не было. В рамках советской системы не существовало политики, как особой сферы общественного действия. А политического человека подменял человек, "мобилизованный и призванный" для служения властным структурам. Политическая деятельность сводилась к централизованному манипулированию массовым поведением и сознанием. Монопольным политически активным субъектом в СССР являлась единственная партия - КПСС. Являясь становым хребтом административно-командной системы, КПСС не была партией в полном смысле слова, она была модификацией государственного аппарата. Само ее положение в структуре общества не поощряло развитие политической активности.
Но и в самой партии рядовые коммунисты были лишены возможности влиять на формирование политики своей партии. Военная дисциплина выполнения директив руководства и подавление инициативы снизу призваны были превратить коммунистов в послушных "солдат партии". Такая практика вела к росту апатии, инертности большинства членов КПСС. А жизнь демонстрировала рядовым членам КПСС бесполезность чрезмерной политической активности в деле выполнения очередного решения партии. В отношении к комсомольской молодежи данное положение резко усиливалось. Комсомол по сути дела являлся молодежным отделом партии или, как говорилось, - резервом и помощником партии. Политическая инертность коммунистов проецировалась на молодежный союз, у которого отсутствовало право на проявление политической самодеятельности. Молодежь усиленно отлучали от политики.
Анализируя работу политических партий и движений по развитию социально-политической активности молодежи в 1985-1996 гг., необходимо подчеркнуть сложность и многогранность данного направления деятельности, к тому же претерпевшего чрезвычайно глубокие изменения. Именно молодежь в 1985-1996 гг. составляла основную массу участников этнических и политических конфликтов, демонстраций и забастовок.
В условиях высокого динамизма и многоплановости качественных преобразований общественной жизни и общественного сознания, существования острейшего политического и экономического кризиса в стране в конце 80-х - первой половине 90-х годов, особенно остро ощущается нехватка результатов исторического анализа современных процессов, идущих в обществе в целом и в деятельности партий и политических движений в частности.
Особенностью последних лет жизни в СССР и Российской Федерации стало появление множества партий, политических движений и группировок, которые ставят своей целью завоевание политической власти и проведение политических программ через органы управления. Неразвитость имущественных отношений заставляет их опираться в своей деятельности ни на классовую структуру общества, хотя попытки в этом направлении и предпринимаются, а на этно-демографические и профессиональные группы. В поиске своей социальной базы партии и политические движения особое внимание обращают на такую социально-демографическую группу как молодежь.
Молодежь выполняла и выполняет чрезвычайно важную роль субъекта политического настоящего и будущего. От активности молодежи в делах общества во многом зависит, насколько глубокими и масштабными будут изменения во всех сферах жизни, каким конкретным содержанием наполнится наше движение по пути социальных преобразований. От социально-политической активности молодежи зависит успех или провал проводимых реформ.
Острые проблемы и противоречия, возникшие сегодня в государственном, экономическом и социальном развитии, ощутимее всего отражаются на молодом поколении. Молодые люди чаще всего оказываются втянутыми в беспорядки и конфликты, в том числе и вооруженные. Сложности перехода к рыночной экономике, вызванные снижением жизненного уровня, либерализацией цен, появлением безработицы, галопирующей инфляцией, неуверенностью в завтрашнем дне, могут привести к тому, что молодежь станет, если не организатором, то в определенной степени движущей силой социального взрыва, основным дестабилизирующим фактором в обществе. Некоторые политические силы могут манипулировать недовольством молодежи и использовать ее в своих эгоистических интересах.
Все это означает, что современное научное обеспечение процесса поступательного преобразования всех элементов политической системы российского общества, в том числе и деятельности различных политических сил по формированию активности молодежи, изучение устойчивых тенденций и направлений в этой деятельности приобретает сегодня особую актуальность.
В любом обществе выделяют молодежь, - как социально-демографическую группу, на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических качеств. Известна сложность ее промежуточного положения - уже не дети, но еще и не взрослые, своеобразное и противоречивое сочетание материальной и психологической зависимости от "мира взрослых", и вместе с тем освобожденность от многих жизненных тягот и обязанностей.
Конечно, только относительно можно говорить о социально-политическом единстве этой возрастной группы. Но можно выделить ряд общих интересов, которые объединяют разные группы молодежи. Современная молодежь имеет, как правило, более высокий уровень образования, владеет новейшими профессиями, более мобильна, более радикально настроена в политике, более нетерпима к стереотипам старшего поколения.
Положение молодежи и ее роль в обществе, функции и виды деятельности, а также потребности, ценностные ориентации, мировоззрение, интересы и социально-психологические свойства в значительной мере обусловлены характером социально-политического строя, общественными отношениями, традициями, конкретно-исторической обстановкой. Вместе с тем молодёжь это часть населения, находящаяся в стадии активной социализации, включения в процесс усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, позволяющих людям функционировать в качестве полноправных членов общества.
Молодежь была и остается в обществе естественно - историческим целостным объектом для деятельности политических партий и движений по ее политической социализации, по вовлечению ее в активную политическую жизнь.
2. Политический и терминологический контекст «политическая активность современной молодёжи»
Политическая активность молодёжи — форма включения молодых людей в политику, совокупность их действий для достижения коллективных целей. Она может проявляться как политическое поведение (участие) и политическая деятельность.
Словосочетание «политическая активность» молодежи еще с советских времен является привычным для уха россиянина понятием, которое ассоциируется с признанием необходимости участия молодежи в жизни общества. Однако в советский период политическая активность не предполагала ничего, кроме одобрения существующего режима, а политическая активность выражалась в поддержке политической линии Коммунистической партии, через единственную организацию молодежи – комсомол и участии в реализации ее инициатив и проектов. Сегодня это понятие уже не является столь однозначным. В годы перестройки его границы были размыты представлениями о демократии как самодеятельности общества, являющегося субъектом политики.
При исследовании вопроса политической активности молодежи необходимо активно использовать понятие «моды», которое в первую очередь характеризует молодежную субкультуру. Поэтому формирование, воспитание «лидеров мнений» в молодежной среде, которые будут транслировать важность и «престижность» активного участия в политической жизни региона, будет способствовать повышению активности данной возрастной группы в этой сфере жизни.
Для повышения политической активности молодежи необходимо сформировать положительный «образ» политики в молодежной среде, дать положительную эмоциональную окраску данному «образу», а также наладить процесс формирования осознанного отношения к выборам у каждого молодого человека начиная со школьного возраста.
Низкая заинтересованность молодежи в политической сфере жизни общества обусловлена рядом причин. Во-первых, жизненные интересы, особенно подростков, акцентированы на вхождение во взрослую жизнь, и к тому же их социальный опыт достаточно низок и ограничивается пока межличностными и внутрисемейными коммуникациями. Однако со временем социальные связи расширяются, и заинтересованность в общественных и политических процессах начинает возрастать. Например, в младшей возрастной группе молодежи 17–20 лет в целом интерес к политике в той или иной степени демонстрируют 41 %, в средней (21–23 лет) — 48 %, в старшей (24–26 лет) — 57 %. Причем, в старшей группе доля интересующихся политикой превосходит число тех, кто ею не интересуется (57 % против 42 %). [2]
Также следует отметить, что больший интерес к политической жизни проявляет та категория молодежи, которая довольна своим материальным положением. Сейчас молодежь больше озабочена проблемой самореализации, получением образования и достойной профессии, материальным благами; и молодые люди интересуются политикой лишь для того, чтобы знать, как государство может им в этом посодействовать. Во-вторых, причиной аполитичности является правовая неграмотность молодого поколения. Молодежи не хватает знаний правовой культуры, а значит, она не может полноценно принимать участие в политических процессах. В-третьих, ценностные ориентации молодых россиян имеют свои особенности. На современном этапе развития российского общества ценности молодого поколения кардинально изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. Сегодня актуальна проблема формирования новой ценностной системы: ценности советского времени были разрушены, исчезла единая идеология, а взамен не создано ничего. Молодые люди теряют самобытность, теряют национальные культурные корни и чувство национальной принадлежности. В-четвертых, если затрагивать такую форму политического участия как выборы, то сейчас распространенной среди молодежи является уверенность в том, что «их голос ничего не решает». Скорее всего, такое мнение сложилось из-за несменяемости политической власти в России последние несколько лет и отсутствия системной оппозиции. В-пятых, одной из главных проблем низкого уровня политического участия молодежи является неэффективная молодежная политика государства.
Можно выделить следующие проблемы законодательного регулирования государственной молодежной политики в России на современном этапе. К ним относятся:
неразработанная в полной мере нормативно-правовая база;
отсутствие государственных, региональных и муниципальных нормативов и стандартов социальной поддержки молодежи;
низкая информированность федеральных, региональных и муниципальных проектах социальной работы с молодежью;
недостаточное финансирование мероприятий государственной молодежной политики;
отсутствие координации деятельности с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения и соотношения социализации и воспитания и др.);
недостаточность полномочий органов по делам молодежи в системе исполнительной власти и др.
3. Формы политического участия молодёжи
Основными формами политического участия молодежи в современном российском обществе являются:
‒ Участие в выборах. Молодежь оказывает влияние на формирование правящих сил путем голосования. Официальные российские данные выглядят более оптимистично: при выборах в Госдуму в 2016 году процент участия молодежи колебался от 11 до 20 процентов; во время президентских выборов в 2018 году активность молодежи была «относительно высокой» и достигла 26,5 % от общего числа проголосовавших (данные ВЦИОМ). Официальные данные демонстрируют еще одну российскую политическую тенденцию – неравномерное отношение молодого поколения к выборам: оно более ответственно подходит к выбору руководителя государства и проявляет пассивность при выборах в другие органы власти. [3]
‒ Представительное участие молодых людей в местном самоуправлении и в органах государственной власти. Это значит, что молодежь выражает свои групповые интересы с помощью представителей в органах власти. Однако в последнее время прослеживается значительное снижение участия молодых россиян в системе представительства, это влечет за собой изменения в структуре общественного управления.
‒ Создание молодежных организаций, движений, форумов, например, «Молодая Гвардия Единой России», Молодежное общероссийское движение за свободу и социальную справедливость «Победа», «НАШИ» и многие другие. Следует отметить, что в молодёжном движении выделилось такое направление, как создание благотворительных фондов. Сейчас их насчитывается порядка 10, некоторые из них: «Молодежь за Россию», «Участие», «Держава», «Молодежь выбирает будущее» и другие. Однако, существенного влияния на политическую жизнь страны на данном этапе эти движения и организации не оказывают. Студенты Иркутских институтов скорее хотели попробовать свои силы в общественно-политической организации (61,8 %) [таблица №7].
‒ Деятельность в политических партиях. На сегодняшний день только отдельные политические партии имеют зарегистрированные молодежные организации, среди них: «Союз коммунистической молодежи», в ЛДПР — «Молодежный центр ЛДПР», «Молодая гвардия» в Единой России и другие. В целом можно отметить, что в современной России интерес к политическим партиям среди молодежи тоже не велик.
‒ Участие молодых людей в таких формах социального протеста, как акции, забастовки, митинги, демонстрации. Примером может служить активное участие молодежи в акции протеста против коррупции 26 марта 2017, организованной Алексеем Навальным.
Ученые Уральского института управления (УИУ) РАНХиГС провели опрос молодых россиян в возрасте от 14 до 30 лет. Всего удалось опросить 2026 человек во всех федеральных округах России.
По итогам опроса социологи получили такие результаты:
28,5% молодых людей ответили, что принимали участие в митингах, демонстрациях, пикетах по поводу событий в жизни страны, региона или своего населенного пункта;
51% опрошенных выразили положительное отношение к протестной активности;
82% молодежи считает, что граждане имеют право выходить на несогласованные акции протеста. [10]
Организации, движения и т.д. в городе Иркутск:
Сообщество «Человек.i» (Цель:
Общественная организация для реализации конкретных деятельностных проектов на благо Иркутска.)
Российский Союз Молодежи (РСМ) (главная цель которой – помочь молодому человеку найти своё место в жизни, самореализоваться, раскрыться как многогранная личность)
Иркутский молодёжный банк (Проект «Иркутский Молодежный Банк» был создан в 2009 году в целях: развития и поддержки благотворительных, социальных, культурных, образовательных и других общественно полезных инициатив молодежи, направленных на решение местных проблем; возрождения традиций меценатства и благотворительности в Иркутске; формирования позитивного отношения молодежи к родному городу.)
«Дискурс-клуб» (Иркутск) (Деятельность ИРОО «Дискурс-клуба» касается поиска и практического освоения инструментария построения коммуникации между отдельными людьми, а также группами людей и всего, что с ней связано.)
Молодежное движение «Золотое поколение» (Цель движения – собрать и объединить молодых людей, мыслящих не только узкими рамками своих интересов, но стремящихся расширить границы своего мировоззрения; пытающихся развивать свой интеллект; ставящих на первый план развитие личностных качеств, самосовершенствование; стремящихся поставить перед собой более высокую цель, чем предлагает нам масскультура, и стремиться к ней; а также понимающих важность преемственности поколений, сохранения традиций и нравственных принципов личности. Причем касается это всей молодежи, но в особенности вузовской, поскольку желание чему-то обучаться – это уже показатель разума и большого творческого потенциала.)
РДШ (Российское движение школьников (РДШ) — Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников.)
Таким образом, можно сделать вывод: по мнению студентов уровень политического участия молодежи средний [таблица №5], при этом молодое поколение имеет интерес к развитию событий в общественно-политической жизни страны [таблица №1] и довольно часто ищет информацию об этом [таблица №3]. Чтобы поднять уровень политического участия молодежи, государству необходимо использовать все рычаги для привлечения молодых людей в политический процесс, так как именно молодое поколение является гарантом стабильности завтрашнего дня.
На характер и содержание социально-политической активности индивида влияют не столько его идеологические предпочтения, сколько отношение к различным государственным и общественным институтам, уровень доверия к ним. Очевидно, что позитивная социально-политическая активность, соответствующая интересам общества и государства и не противоречащая базовым социальным нормам, возможна лишь в случае положительного восприятия как государства в целом, так и отдельных органов государственной власти и социально-политических институтов. В противном случае социально-политическая активность может быть направлена против государства и его интересов и может преследовать цель разрушения существующего государственного строя.
Учитывая новые тенденции социально-экономического и политического развития России, молодежная политика должна реализовать три приоритетных направления, а именно:
- вовлекать молодежь в социальную практику и информировать ее о политическом состоянии страны и возможностях ее развития;
-развивать активность молодежи;
- интегрировать молодых людей, оказавшихся в трудной ситуации, в общественную жизнь.
В качестве активизации молодежной деятельности возможно создание интеллектуальных молодежных клубов, а в современном обществе, где, как известно, главным фактором выбора деятельности является престиж, сделать информационно доступным тезис о престижности именно политической активности.
4. Мотивация политического участия
Мотивация – это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели.
Мотивация политического участия представляет собой потребность в непосредственном влиянии на принятие политических решений, возникающую как по объективным, так и по субъективным причинам.
Классификация мотивов политического участия:
1. Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности.
2. Познавательный мотив – мотив, обусловленный желанием обладать информацией о политической сфере, расширяющей кругозор.
3. Властный мотив – получение определенных властных полномочий в политической организации.
4. Идеологические мотивы – устойчивые мотивы, основанные на совпадении собственных ценностей человека, его идейных позиций с идеологическими ценностями политической системы; мотив заключается в продвижении собственных ценностей.
5. Мотив преобразования мира – мотив предполагающий осознание важной инструментальной функции политики.
6. Традиционные мотивы – мотив участия в политике, детерминируемый влиянием референтной группы.
7. Меркантильные мотивы – мотивы, предполагающие материальную выгоду за участие в политике.
8. Ложные псевдомотивы – это те квазимотивы, которые активно формирует пропаганда любой политики.
Мотивы политического неучастия можно подразделить: отсутствие интереса к политике; страх санкций; политическая апатия (неверие в собственные силы); моральные предпочтения; отсутствие возможности для участия; причины, обусловленные состояние политической системы.
Результаты статистической обработки данных
Таблица №1 – Интерес к развитию событий в общественно-политической жизни страны
Значения | Число ответивших | % от числа опрошенных |
Слежу за развитием событий время от времени | 27 | 49,09 |
Да, внимательно слежу за развитием ситуации | 18 | 32,73 |
Нет, меня это не интересует | 7 | 12,73 |
Затрудняетесь ответить | 3 | 5,45 |
Сумма: | 55 | 100,0 |
Таблица №2 – Согласие с суждением «Я достаточно информирован о политике»
Степень согласия | Число ответивших | % от числа ответивших |
Определенно да | 21 | 38,18 |
Скорее всего, да | 18 | 32,73 |
Скорее всего, нет | 5 | 9,09 |
Определенно нет | 3 | 5,45 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 14,55 |
Итого: | 55 | 100,0 |
Таблица №3 – Частота поиска информации об общественно-политической жизни
Частота поиска информации | Число ответивших | % от числа ответивших |
Постоянно | 16 | 29,09 |
Довольно часто | 26 | 47,27 |
Изредка из-за важных событий | 10 | 18,18 |
Практически не слежу | 3 | 5,45 |
Никогда | 0 | 0 |
Сумма: | 55 | 100,0 |
Таблица №4 – Частота обсуждений политических событий
Частота обсуждения | Число ответивших | % от числа ответивших |
Практически постоянно | 36 | 65,45 |
Время от времени | 17 | 30,91 |
Очень редко | 2 | 3,64 |
Никогда | 0 | 0 |
Сумма: | 55 | 100,0 |
Таблица №5 – Оценка политической активности людей юношеского возраста (14-20 лет)
Оценка | Число ответивших | % от числа ответивших |
Высокая | 8 | 14,55 |
Средняя | 35 | 63,64 |
Слабая | 12 | 21,82 |
Сумма: | 55 | 100,0 |
Таблица №6 - Необходимо ли молодежи принимать активное участие в политической жизни
Степень согласия | Число ответивших | % от числа ответивших |
Определенно да | 21 | 38,18 |
Скорее да, чем нет | 30 | 54,55 |
Скорее нет, чем да | 4 | 7,27 |
Определенно нет | 0 | 0 |
Сумма: | 55 | 100,0 |
Таблица №7 – Желание попробовать свои силы в общественно-политической организации
Уровень желания | Число ответивших | % от числа ответивших |
Да, хотелось бы | 6 | 10,91 |
Скорее хотел бы | 34 | 61,82 |
Скорее не хотел бы | 10 | 18,18 |
Нет, не имею желания | 5 | 9,09 |
Сумма: | 55 | 100,0 |
Молодые люди, которые интересуются политикой, составляют большинство в своей возрастной группе. Также следует отметить, что молодежь считает, что ей нужно принимать участие в политической жизни страны. В целом они довольны своей жизнью, среди молодых большинство достаточно информировано о политике и довольно часто ищут информацию о ней. Это обуславливается тем, что в интернете и социальных сетях часто публикуют свежую информацию о политике и современная молодежь «в курсе» того, что происходит как в стране, так и за ее пределами. Другое дело, что у современной российской молодежи помимо политики есть множество других сфер и областей приложения своей энергии и активности. Это и учеба, и создание семьи, и выбор профессии, и многое другое, что, безусловно, в молодом возрасте представляется важным и необходимым. Интерес молодежи к политике представляет собой скорее всплески активности в наиболее ответственные моменты жизни страны, города, области. В остальном динамика интереса к политике достаточно стабильна. После периода, характеризовавшегося аполитичностью молодежи, сейчас наблюдается рост интереса молодежи к вопросам общественно-политической жизни и своему активному участию в ней. Поэтому на сегодняшний день одним из приоритетных направлений в области молодежной политики является помощь молодым людям в раскрытии их возможностей, формировании у них гражданского самосознания и активной гражданской позиции.
Заключение:
Как ценность, как мотивационный фактор политика присутствует в сознании молодежи. Молодые люди понимают значимость данной сферы жизни и высоко оценивают степень влияния политики на их жизнь.При работе с молодежью необходимо помнить, что использование прямых методов (призыв «все на выборы»), направленных на повышение явки избирателей, которые усугубляются использованием административного ресурса, вызывает обратные реакции у представителей данной возрастной группы. Поэтому все меры, предпринимаемые для повышения политической активности молодежи, должны носить во многом косвенный характер и быть направленными преимущественно на повышение интереса к жизни города, региона, страны в целом, интереса к избирательному процессу, повышение правовой культуры и гражданской активности молодых людей. Необходимо также, чтобы эти меры были комплексными и разнонаправленными, а также объединяли в себе усилия различных социальных институтов (органы власти, избирательные комиссии, политические партии, молодежные общественные организации и т.д.). Представителям политических партий необходимо больше внимания уделять проблеме «сближения», налаживания коммуникации членов партий с теми или иными слоями населения, в том числе с молодежью. Особенно эффективно при работе с молодежью можно использовать потенциал молодых политиков, которые могут вести коммуникацию с молодежью на «одном языке». Для повышения политической активности молодежи необходимо формировать у нее навыки политической деятельности, самоуправления, отстаивания собственных интересов. Необходимо дать возможность молодежи участвовать в деятельности политических партий, в избирательной кампании «изнутри», почувствовать себя «участниками» этих процессов, получить социальный поведенческий опыт участия в политической жизни страны в целом и региона в частности.
Источники и литература:
http://cheloveknauka.com/istoriya-formirovaniya-politicheskoy-aktivnosti-molodezhi-sssr-i-rossiyskoy-federatsii-1985-1996-gg
https://moluch.ru/archive/148/41478/
https://strikun.ru/molodezh-i-vybory/
https://www.e1.ru/text/science/2021/02/18/69772493/
Милорава, А. Р. Политическая активность российской молодежи на современном этапе / А. Р. Милорава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 572-573. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41478/ (дата обращения: 07.05.2021).
Милорава, А. Р. Политическая активность российской молодежи на современном этапе / А. Р. Милорава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 572-573. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41478/ (дата обращения: 04.04.2021).
Милорава, А. Р. Политическая активность российской молодежи на современном этапе / А. Р. Милорава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 572-573. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41478/ (дата обращения: 07.05.2021).
Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Институт социологии РАН. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth_5_1.html.
Ницевич В. Ф., Игнатова Т. В. Основные формы политической активности российской молодежи // Среднерусский вестник общественных наук, 2013. № 4. С. 61–67.
Соколова Е. С. Социальная активность современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение, 2011. № 1. С. 197–202.
Численность молодежи в России продолжает снижаться. РИА новости. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2013/06/18/molodej-anons.html.