СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политическая раздробленность на Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по истории: "Политическая раздробленность на Руси"

Просмотр содержимого документа
«Политическая раздробленность на Руси»

Барабашкин Артем Вячиславович – учитель истории и обществознания



Технологическая карта урока

Предмет: История. Класс: 6.

Учебник (УМК): Торкунова А.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Токарева А.Я. М.: Просвещение, 2016. – 128 с.

Тема урока: Политическая раздробленность на Руси.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оснащение: компьютер, проектор, атласы, историческая карта, презентация, раздаточный материал (листы А4).

Цель темы как достигаемые образовательные результаты:

Предметные:

Предметные умения:

картографические:

- показывают на карте территорию удельных княжеств Руси;

- сравнивают карту Руси IX-XI вв. и сравнивают карту Руси XII-XIII вв., делают выводы.

интеллектуальные:

- овладевают целостным представление об историческом пути Руси в середине XII - начале XII в;

- объясняют причины княжеских междоусобиц;

- овладевают и применяют понятийный аппарат по данной теме;

хронологические:

- соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве в истории Руси и средневековой Европы;

Метапредметные: 6.М., 9.М., 10.М.

Личностные: 2.Л., 7.Л.

Цель урока как планируемый результат обучения, планируемый уровень достижения целей: познакомить с причинами и последствиями политической раздробленности в Европе и на Руси, и определить особенности этого процесса на Руси.



Уровень/планируемый результат

Способ оценивания результата

Понимание: объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков

Опрос

Знание: способность объяснить сущность политической раздробленности Руси, изученных понятий.

Работа в группах

Анализ: на основе работы с исторической картой сформулировать понятие «политическая раздробленность»

Опрос, работа с картой

Синтез: способность предложить возможные варианты политического развития Руси в данный исторический период

Опрос

Применение: способность применить знания о последствиях политической раздробленности Руси перед лицом угрозы кочевников

Заполнение кластера

Оценка: способность оценить несогласованную деятельность русских князей.

Опрос



Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мотивационно-организационный

1 мин.

Приветствие, проверка подготовленности класса к уроку.

Включаются в деловой режим урока.

2.Создание проблемной ситуации

3 мин.

Знание, понимание. Обобщающая беседа.

1. Рассмотрим карту Руси в XII - XIII вв.

2. Что Вы помните из курса средних веков о феодальной раздробленности?

3. Вспомните решения Любеческого съезда. К чему мог привести принцип «пусть каждый владеет отчиной своей»?

- Работают в группах по атласу и исторической карте;

- Отвечают на заданные вопросы.


3.Постановка проблемы

2 мин.

Анализ. Управление дискуссией: Тема нашего урока «Политическая раздробленность на Руси». Как Вы думаете, что изменилось для простых людей?


Ведут поиск недостающего знания (Что неизвестно?). Формулируют проблему: «Как живут люди в условиях раздробленности Руси?».

4.Выдвижение предположений и гипотез

2 мин.

Синтез. Модерация. Инсайт на тему «Могла ли Русь остаться единым государством?».

Гипотеза 1: Противоречия были слишком сильные, не могла.

Гипотеза 2: Князья могли договориться о подчинении старшему.

Предлагают и обсуждают возможные варианты развития событий («Могла ли Русь остаться единым государством?»).

5.Доказательство гипотезы и решение проблемы

20 мин.

Применение. Организует групповую работу. Изучение процесса формирования политической раздробленности на Руси. Формулирование причин политической раздробленности в Европе и на Руси. Объяснение сущности понятий. Подведение к главному выводу урока.


Работают с учебником и презентацией (групповая работа). Составляют схему – причины раздробленности на Руси и в Европе. Выступают с докладом от группы.

6.Проверка решения

10 мин.

Анализ, оценка. Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Подводит к выводу о последствиях политической раздробленности на Руси.

Участвуют в беседе.


Дискуссия (фронтальная работа)

7.Рефлексия

3 мин.

Оценка. Каковы последствия политической раздробленности на Руси для страны и народа? Зачем человеку, живущему в XXI веке, нужны знания о политической раздробленности?

Обобщающая беседа (фронтальная работа)

8.Домашнее задание

2 мин.

1. Прочитать п. 12. Стр. 100-107 учебник (ч.1)

2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». На с. 108 учебника (ч.1)


Приложение Последствия раздробленности Руси

Положительные

Отрицательные

1.Каждое княжество стремилось стать сильнее и богаче среднего удела: осваивались новые земли, строились города, распахивались и засеивались новые угодья.

2. Расцвет художественной культуры – формирование региональных центров.

Новые способы управления. В одних уделах князья правили единолично, в других должны были считаться с мнением бояр. В некоторых землях большую роль в управлении играло вече. Сохранился единый язык.

4. Формирование новых торговых путей.

1. Разорение русских земель.

2. Ослабление некогда единой и сильной державы его политического единства.

3. Дробление княжеств между наследниками.

4. Международная изоляция русских земель.

5. Падение международного авторитета Руси.