Просмотр содержимого документа
«Политическая раздробленность на Руси»
Барабашкин Артем Вячиславович – учитель истории и обществознания
Технологическая карта урока
Предмет: История. Класс: 6.
Учебник (УМК): Торкунова А.В. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Токарева А.Я. М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
Тема урока: Политическая раздробленность на Руси.
Тип урока: Изучение нового материала.
Оснащение: компьютер, проектор, атласы, историческая карта, презентация, раздаточный материал (листы А4).
Цель темы как достигаемые образовательные результаты:
Предметные:
Предметные умения:
картографические:
- показывают на карте территорию удельных княжеств Руси;
- сравнивают карту Руси IX-XI вв. и сравнивают карту Руси XII-XIII вв., делают выводы.
интеллектуальные:
- овладевают целостным представление об историческом пути Руси в середине XII - начале XII в;
- объясняют причины княжеских междоусобиц;
- овладевают и применяют понятийный аппарат по данной теме;
хронологические:
- соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве в истории Руси и средневековой Европы;
Метапредметные: 6.М., 9.М., 10.М.
Личностные: 2.Л., 7.Л.
Цель урока как планируемый результат обучения, планируемый уровень достижения целей: познакомить с причинами и последствиями политической раздробленности в Европе и на Руси, и определить особенности этого процесса на Руси.
Уровень/планируемый результат | Способ оценивания результата |
Понимание: объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков | Опрос |
Знание: способность объяснить сущность политической раздробленности Руси, изученных понятий. | Работа в группах |
Анализ: на основе работы с исторической картой сформулировать понятие «политическая раздробленность» | Опрос, работа с картой |
Синтез: способность предложить возможные варианты политического развития Руси в данный исторический период | Опрос |
Применение: способность применить знания о последствиях политической раздробленности Руси перед лицом угрозы кочевников | Заполнение кластера |
Оценка: способность оценить несогласованную деятельность русских князей. | Опрос |
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Мотивационно-организационный | 1 мин. | Приветствие, проверка подготовленности класса к уроку. | Включаются в деловой режим урока. |
2.Создание проблемной ситуации | 3 мин. | Знание, понимание. Обобщающая беседа. 1. Рассмотрим карту Руси в XII - XIII вв. 2. Что Вы помните из курса средних веков о феодальной раздробленности? 3. Вспомните решения Любеческого съезда. К чему мог привести принцип «пусть каждый владеет отчиной своей»? | - Работают в группах по атласу и исторической карте; - Отвечают на заданные вопросы. |
3.Постановка проблемы | 2 мин. | Анализ. Управление дискуссией: Тема нашего урока «Политическая раздробленность на Руси». Как Вы думаете, что изменилось для простых людей? | Ведут поиск недостающего знания (Что неизвестно?). Формулируют проблему: «Как живут люди в условиях раздробленности Руси?». |
4.Выдвижение предположений и гипотез | 2 мин. | Синтез. Модерация. Инсайт на тему «Могла ли Русь остаться единым государством?». Гипотеза 1: Противоречия были слишком сильные, не могла. Гипотеза 2: Князья могли договориться о подчинении старшему. | Предлагают и обсуждают возможные варианты развития событий («Могла ли Русь остаться единым государством?»). |
5.Доказательство гипотезы и решение проблемы | 20 мин. | Применение. Организует групповую работу. Изучение процесса формирования политической раздробленности на Руси. Формулирование причин политической раздробленности в Европе и на Руси. Объяснение сущности понятий. Подведение к главному выводу урока. | Работают с учебником и презентацией (групповая работа). Составляют схему – причины раздробленности на Руси и в Европе. Выступают с докладом от группы. |
6.Проверка решения | 10 мин. | Анализ, оценка. Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Подводит к выводу о последствиях политической раздробленности на Руси. | Участвуют в беседе. Дискуссия (фронтальная работа) |
7.Рефлексия | 3 мин. | Оценка. Каковы последствия политической раздробленности на Руси для страны и народа? Зачем человеку, живущему в XXI веке, нужны знания о политической раздробленности? | Обобщающая беседа (фронтальная работа) |
8.Домашнее задание | 2 мин. | 1. Прочитать п. 12. Стр. 100-107 учебник (ч.1) 2. Выполнить одно из заданий рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». На с. 108 учебника (ч.1) |
Приложение Последствия раздробленности Руси
Положительные | Отрицательные |
1.Каждое княжество стремилось стать сильнее и богаче среднего удела: осваивались новые земли, строились города, распахивались и засеивались новые угодья. 2. Расцвет художественной культуры – формирование региональных центров. Новые способы управления. В одних уделах князья правили единолично, в других должны были считаться с мнением бояр. В некоторых землях большую роль в управлении играло вече. Сохранился единый язык. 4. Формирование новых торговых путей. | 1. Разорение русских земель. 2. Ослабление некогда единой и сильной державы его политического единства. 3. Дробление княжеств между наследниками. 4. Международная изоляция русских земель. 5. Падение международного авторитета Руси. |