СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политические партии и движения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Политические партии и движения»

7


Поурочное планирование по обществознанию
МБОУ СОШ №23 г Симферополь

Материал подготовил учитель истории и обществознания

Сейтмеметов Али Рефатович
урок в 9 классе


тема урока: «Политические партии и движения»




Класс: 9

Дата:19.10.2024

Продолжительность: 40 минут

Цель урока

сформировать представление учащихся о политических партиях и движениях, их роль в жизни общества; развивать умения анализировать, делать выводы; участвовать в дискуссии, работать с документами.

Задачи урока

образовательные:

  • рассмотреть понятие, признаки, типологию и функции политических  партий;

  • изучить сущность и типологию партийных систем;

  • продолжить систематизацию правовых и политологических знаний учащихся и умения их интегрировать в практику общественной жизни;

развивающие:

  • закрепить умение ставить и формулировать проблему;

  • продолжить формирование навыков групповой работы, умения формулировать и отстаивать свою точку зрения; 

  • способствовать развитию специфических навыков ретроспективного сопереживания и прогнозирования;

воспитательные:

  • стимулировать мотив к поиску новых знаний; 

  • способствовать формированию толерантного мышления;

  • воспитывать уважение к своей родине, формировать чувство сопричастности к жизни своей страны.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная с использованием ИКТ и других СОТ.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: учебник «Обществознание.9 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева, рабочая тетрадь к учебнику, дополнительный материал.







Ход урока.

  1. Организационный материал.

  2. Опрос домашнего задания.

Фронтальный опрос:

  • Что такое избирательный процесс?

  • Во сколько лет можно стать депутатом Государственной Думы?

  • Что такое предвыборная агитация?

  • Как происходит голосование?

  • Дайте определения терминам: политическое участие, избирательный процесс, референдум, митинг.

  1. Изучение нового материала.




План:

  1. Общественно-политические движения.

  2. Политические партии.




Дайте определение термину «политика».

Политика – это деятельность, связанная с отношениями между социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Кто же выражает интересы той или иной социальной группы?

Кто определяет цели и способы борьбы за общие интересы людей, входящих в данную группу?




  1. Сообщение темы, плана урока.

Общественно- политические движения – это массовые, добровольные формирования, созданные по инициативе людей снизу.

Работа с дополнительным материалом «Федеральный закон «Об общественных объединениях» Статья 9. Общественное движение.

Вопросы:

  1. Какие цели преследуют общественные движения?

  2. Что является высшим руководящим органом общественного движения?

Как правило, движение объединяет людей, ставящих перед собой какую-либо одну общую цель. Так, в 50-70-е гг. прошлого века во многих странах развернулось движение сторонников мира, выступавших против войны, с требованиями прекратить гонку вооружения, разоружения. Оно объединяло людей независимо от национальной принадлежности, политических и религиозных взглядов. Сегодня в разных странах, в том числе и в России, существуют движения в защиту прав человека, экологическое движение в защиту окружающей среды и др.

Подобные общественно-политические движения для достижения своих целей стремятся тем или иным способом повлиять на власть. Они организуют обращения граждан в различные органы власти, выступают с гражданскими инициативами по вопросам политической жизни, проводят митинги, демонстрации, пикетирование, используют другие формы политической активности.




  1. Наибольшую роль в политической жизни играют политические партии.

Политическая партия – это «искусство управления государством», особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу – выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Политическая партия — стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Работа с учебником: § 7 страница 61.

Вопрос: Чем политические партии отличаются от других объединений?

Политическая партия:

  • Длительное по времени объединение участников.

  • Наличие устойчивых местных организаций.

  • Цель – завоевание и осуществление власти.

  • Формализованная внутренняя организация.

  • Определенная идеологическая направленность.

  • Обеспечение народной поддержки.

Работа с документом «Из закона РФ «О политических партиях» (учебник страница 62).

Вопрос: выделите основные цели политических партий.

Функции политических партий:

  • Политическая – овладение государственной властью с целью осуществления своей программы

  • Социальное представительство – каждая партия выражает интересы какого-то социального слоя, либо пытается создать себе прочную опору в обществе

  • Социальная интеграция (объединение) – примирение интересов различных социальных групп, достижение согласия в обществе

  • Политическое рекрутирование – подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов

  • Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях

С момента появления в 19 веке, политические партии в своем развитии прошли несколько этапов:

  1. Партии как аристократические группировки.

  2. Партии как общественные клубы.

  3. Современные массовые партии

Политические партии:

  • Правящие;

  • Оппозиционные;

  • Партии – лидеры;

  • Легальные;

  • Нелегальные;

  • Партии – аутсайдеры.




Физкультминутка.




Российские партии, зарегистрированные Минюстом:

  1. «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Всероссийская политическая партия

Председатель партии Премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев

  1. «Коммунистическая партия Российской Федерации», Политическая партия

Председатель ЦК КПРФ Зюганов Геннадий Андреевич

  1. «Либерально-демократическая партия России», Политическая партия. Лидер партии Жириновский Владимир Вольфович.

  1. «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Лидер партии Миронов Сергей Михайлович

  2. «ЯБЛОКО», Российская объединенная демократическая партия . Председатель партии Митрохин Сергей Сергеевич

Партийная система - совокупность партий (правящих и оппозиционных), принимающих участие в борьбе за власть и её осуществление.

Партийные системы:

  • Однопартийные

  • Двухпартийные

  • Многопартийные

Вопрос: В чем преимущества и недостатки каждой системы?




  1. Повторение изученного материала.









Тест.

1. Политическая партия — это организация, которая;

1) Борется за власть.

2) Решает хозяйственные проблемы.

3) Занимается устройством досуга.

4) Объединяет людей по интересам.

2. Парламентская партия имеет:

А. Программу. Б. Устав.

В. Фиксированное членство. Г. Членские взносы.

Варианты ответов: 1) АБ. 2) АБВ. 3) АБВГ. 4) ВГ.

3. Россия является страной:

1) Многопартийной. 2) Двухпартийной.

3) Беспартийной. 4) Однопартийной.

4. Верно ли суждение?

А. Двухпартийная система исключает существование других партий.

Б. Двухпартийная система предполагает попеременную смену у власти двух главных партий.

Варианты ответов:

  1. Верно только А. 2) Верно только Б.

3) Верно А и Б. 4) Оба неверны.




  1. Домашнее задание: §7, сообщения о политических партиях РФ (программа, деятельность, история возникновения), оформление презентации – задание на 2 недели.