Муниципальное казённое вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 при исправительной колонии»
учитель истории Афанасьева Валентина Алексеевна
первая квалификационная категория
Тема : Политическая система современной России.
Цели: познакомить учащихся с основными событиями политической жизни в 90- е годы.
подвести учащихся к пониманию особенностей российской политической системы.
продолжить формирование умений излагать главные вопросы темы, аргументировано высказывать свое мнение, составлять план- конспект параграфа учебника и фрагмента исторического источника.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся.
Задание для учащихся: Внимательно прочитайте пункт п 51 , с
«Россия в мировой экономике», подготовьте ответы на вопросы:
Что являлось основой Российской экономики в 90-х гг?
Какие позиции занимала Россия по валовому национальному продукту на душу населения в начале XX в и в конце XX в по отношению в США?
Какое место в конце XX века по совокупным показателям экономического развития занимала Россия?
Сделайте вывод : С чем, на ваш взгляд, связаны проблемы в развитии экономики?
Изучение новой темы
Задачи для учащихся:
Выяснить, в чем заключались особенности развития политической системы России в конце 20 века.
Продолжить работу по формированию навыков работы с материалами учебника и фрагментами исторического документа.
Вступительное слово учителя.
В 1992 г. Россия вступила в переходный период, который характеризовался радикальными изменениями во всех сферах жизни общества. В стране разрушались базовые компоненты прежней общественной системы и формировались элементы новой модели общественного устройства. Переход российского общества в новое качественное состояние сопровождался нестабильностью, стихийностью, кризисностью, неуправляемостью, альтернативностью социальных процессов. Наша задача сегодня выяснить: Выяснить, в чем заключались особенности развития политической системы России в конце 20 века.
Продолжить работу по формированию навыков работы с материалами учебника и фрагментами исторического документа.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительным материалом.
Задание.
Используя дополнительный материал, найдите ответы на следующие вопросы:
1.Какие внутриполитические задачи стояли перед руководством страны после распада СССР?
Какой вопрос стал спорным при подготовке новой Конституции РФ?
Работая с пунктом параграфа 52 «Конституция 1993 г» продолжите ответ : согласно Конституции РФ, Глава российского государства-__________________,Высшим органом исполнительной власти является-___________________________, Законодательные функции закреплены за-___________________________________, состоящим из ________________________________________________________________,Третья ветвь власти_______________________________________________.
Вывод. Конституция 1993 г закрепила принцип разделения властей, заложила основы парламентаризма.
Слово учителя. Большое значение в политической жизни страны играли президентские выборы . Назовите имена президентов 90-20017 гг /март 1990-декабрь 1991 г. Горбачёв М.С президент СССР, 1989 -1996,1996-1999 гг- Ельцин Б.Н., ( с 348-) президент РФ, 26 марта 2000-7 мая 2008 гг- Путин ВВ, 2008- 2012гг- Медведев Д.А.. 2012-2017 гг Путин ВВ/ ( с 373)
Перечислите известные вам политические партии и их лидеров?
Вывод: Важным элементом новой жизни стала многопартийность, впервые государственные и местные органы власти избираются всенародным голосованием.
5. Первичное закрепление материала: Выполнение теста
Конец 1990годов-начало 2000 гг.
1. Общественно-политическая жизнь в России в 1990-х гг. характеризовалась
А) борьбой за свободу выезда из страны
Б) подпольным распространением запрещенных литературных произведений
В) идеологическим плюрализмом
Г) проведением безальтернативных выборов
2. Что из названного составляло основу политической борьбы в России в 1992-1993 гг.?
А) противостояние законодательной и исполнительной властей
Б) проблема создания союза России и Белоруссии
В) учреждение должности президента России
Г) отмена статьи 6 Конституции о руководящей роли КПСС
3. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 г. и напишите его фамилию.
«В силу сложившейся ситуации... прекращаю свою деятельность... Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы — наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни...».
4 Первым президентом РФ стал:
А) Горбачёв М.С. Б) Ельцин Б.Н.
В) Путин В.В. Г) Медведев Д.А.
5. Референдум это:
А) отказ от государственного регулирования цен;
Б) всенародное голосование для решения важного государственного вопроса;
В) группа членов какой-либо партии или движения в парламенте;
Г) борьба за политическую власть.
Подведение итогов урока.
Консультация к экзамену по истории. Познакомить с демонстрационным тестом, обговорить порядок работы с ним.
Домашнее задание: № 52, , знать даты и термины урока.
Приложение к уроку
Политическое развитие современной России 1992-2008 гг
В 1992 г. Россия вступила в переходный период, который характеризовался радикальными изменениями во всех сферах жизни общества. В стране разрушались базовые компоненты прежней общественной системы и формировались элементы новой модели общественного устройства. Переход российского общества в новое качественное состояние сопровождался нестабильностью, стихийностью, кризисностью, неуправляемостью, альтернативностью социальных процессов.
Либеральный выбор, сделанный реформаторами после событий 1991 г., привел к расколу российского руководства, которое до этого было единым в борьбе с союзным центром. Новая власть не провела всеобщих выборов в центральные и местные органы представительной власти. Был сохранен прежний состав Съезда народных депутатов и Верховный Совет, который потенциально не был готов поддержать радикальные реформы. Исполнительная власть и Президент Б.Н.Ельцин выступали за радикальные рыночные реформы, принятие новой Конституции и создание президентской республики. Верховный Совет противодействовал проведению радикальных экономических реформ, отстаивал советскую систему власти и действующую Конституцию. В стране образовалось двоевластие. Противостояние Президента и Верховного Совета завершилось кровавыми событиями в Москве осенью 1993 г. и ликвидацией советской системы власти. После выборов в Государственную Думу в декабре 1993 г. и принятия новой Конституции начался новый этап политической истории России, характеризующийся конструктивно-конфронтационным взаимодействием властей в конституционных рамках.
Итоги политического развития России к середине 1990-х гг. были противоречивыми. С одной стороны, была принята новая Конституция, Россия стала президентской республикой, утвердились демократические ценности, а с другой – Президент получил практически неограниченные права, власть приобрела номенклатурно-криминальный характер, налицо был разрыв между властью и обществом.
Последующие выборы отразили противоречивые настроения россиян. С одной стороны, они разочаровались в либеральном курсе (о чем свидетельствовали результаты выборов в Государственную Думу 1995 г., в результате которых 36% мест в парламенте получила КПРФ), а с другой – не желали возврата в прошлое, что подтвердила победа Б.Н.Ельцина на президентских выборах 1996 г.
Во второй половине 1990-х гг. конфронтация между Президентом Б.Н.Ельциным и Госдумой, имевшей «левое большинство» во главе с КПРФ, продолжалась. Это негативно отражалось на состоянии отечественной экономики, которой необходимы были рыночные законы и политическая стабильность. Только на рубеже 1999-2000 гг. обозначилась тенденция к консолидации различных ветвей власти.
После распада СССР перед Россией встали проблемы становления федерализма. В начале 90-х гг. в республиках наблюдался рост сепаратизма, принимались правовые акты, расширяющие их суверенитет и права. Республики игнорировали федеральный центр, диктовали ему свои условия. Области обвиняли центр в попустительстве сепаратизму, требовали равноправия субъектов Федерации. Федеральный центр терял контроль над территориями и регионами. В марте 1992 г. удалось подписать Федеративный договор со всеми субъектами федерации, кроме Чечни и Татарстана.
Новый этап в развитии федерализма наступил после принятия Конституции 1993 г., которая содержала противоречивые положения. С одной стороны: провозглашалась территориальная целостность РФ, верховенство федеральных законов на всей территории страны; исключалось право субъектов на отделение; обеспечивалась общность границ и др. С другой стороны: утверждался смешанный (национальный и национально-административный) принцип федеративного устройства; провозглашался конституционно-договорный тип Федерации; признавался принцип «асимметричности» субъектов Федерации; республикам придавался статус государств. Для укрепления государства центр пошел на заключение двусторонних договоров с субъектами федерации. К марту 2000 г. были подписаны договоры с 46 субъектами Федерации. Самой острой была чеченская проблема, для решения которой был предпринят силовой вариант, который привел к первой и второй чеченским войнам.
На выборах Президента в марте 2000 г. победил В.В.Путин, который соединил в себе либерализм (рынок, закон, личные свободы) с патриотической идеей (сохранение целостности государства, возрождение сильной и процветающей России), что в сочетании оказалось востребованным обществом. Основной политический курс Путина В.В. был направлен на укрепление государственной власти. Продолжилось реформирование политической системы, но в рамках Конституции 1993 г. В мае 2000 г. были созданы семь федеральных округов во главе с полномочными представителями Президента, одной из функций которых стало приведение в соответствие с Конституцией России регионального законодательства. Был реорганизован Совет Федерации: расширены его законодательные функции и полностью обновлен состав (места губернаторов и председателей законодательных собраний заняли региональные представители). В августе 2000 г. был образован Государственный Совет – консультативно-совещательный орган при Президенте РФ, состоящий из губернаторов.
После избрания В.В.Путина на второй президентский срок в марте 2004 г. реформирование политической системы было продолжено. Главы субъектов федерации теперь стали утверждаться местными законодательными собраниями по представлению Президента. Был создан институт негосударственного контроля – Общественная палата, которая проводит экспертизу предлагаемых законов. В декабре 2007 г. изменилась система выборов в Государственную Думу: они стали проводиться только по партийным спискам по пропорциональной системе с барьером для прохождения в Думу в 7% вместо 5%. Было запрещено партиям объединяться в блоки. Отменялся порог явки избирателей и графа «против всех» в избирательных бюллетенях.
Важным событием политической жизни России стали выборы Президента РФ в марте 2008 г. Инициатором выдвижения на пост Президента Д. А. Медведева была партия «Справедливая Россия», возглавляемая С. М. Мироновым. В ее идеологии — преимущественно негативное отношение к приватизации 1990-х гг. и декларации о необходимости развертывания широких социальных программ для населения.
В ходе выборов Д. А. Медведев, набрав свыше 70% голосов, стал безусловным лидером и победителем. В мае 2008 г. состоялась инаугурация нового Президента. Первые инициативы Д. А. Медведева, озвученные в Послании к Федеральному Собранию, свидетельствовали о том, что реформирование политической системы РФ будет продолжаться в направлении усиления центральной власти. Так, он внес в Госдуму проекты законов по поправкам в действующую Конституцию об увеличении сроков полномочий Президента и парламента с четырех до шести и с четырех до пяти лет соответственно (одобрен Государственной Думой в январе 2009 г.), об обязательствах правительства ежегодно отчитываться о проделанной работе и ряд других. Пост премьер-министра занял В. В. Путин — бывший Президент Российской Федерации. Такая политическая рокировка в высших эшелонах власти не имела аналогов в истории Российского государства и поэтому вызвала много дискуссий и в российский кругах, и в мировом сообществе, сам режим получил определение президентско-премьерский.
Подводя итоги, отметим, что формирование нового политического режима в России в период 1992-2008 гг. осуществлялось в условиях глобальных мировых процессов, экономических и политических трансформаций, межгосударственных и этнических конфликтов, обострения противоречий из-за ресурсов, экологических и др. проблем. Практически на протяжении всего рассмотренного периода главное содержание политического процесса в России составлял вопрос о разделении власти на исполнительную, законодательную и судебную. Основной задачей сегодня является формирование дееспособного гражданского общества, строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей.
Политическое развитие современной России (1992-2003 гг.).
После разрушения СССР главной внутриполитической задачей российского руководства стало оформление суверенной российской государственности и предотвращение распада России. В 1991 г., стремясь во взаимной борьбе опереться на автономии, М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин сделали угрозу распада России реальной. Некоторые республики взяли курс на постепенный выход из России (Татарстан, Башкортостан, Якутия и др.), а Чеченская республика, не признанная российским руководством, заявила о выходе из РФ и готовности вооруженным путем защищать свою независимость. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный договор, который определял взаимоотношения между субъектами Российской Федерации (РФ) (республика, край, область, округ) и определял границы государства. Камнем преткновения в затянувшейся работе над новой Конституцией стала главная концепция президентского проекта "сильный президент - сильный парламент".
Взаимная борьба двух ветвей власти - законодательной и исполнительной, объективно была обусловлена переходным характером российской государственности. Осенью 1993 г. Президент прибег к решительным мерам, объявив 21 сентября о роспуске Верховного Совета. Противостояние двух сил вызвало вооруженные столкновения в Москве 3-4 октября, в ходе которых было убито свыше ста человек. Одержав верх, Президент приступил к ликвидации советов по всей стране. Одновременно на декабрь 1993 г. был намечен референдум по новой Конституции и выбор нового парламента. Состоявшиеся 12 декабря 1993 г. выборы в новый российский парламент, V Государственную думу, дали значительное количество мест депутатам коммунистической ориентации и членам популистской либерально-демократической партии. Выборы 1995 г. укрепили российский парламентаризм, сделали многопартийность в России устойчивой реальностью. В июне-июле 1996 г. состоялись президентские выборы - первые выборы Президента суверенной России. Во втором туре президентских выборов (3 июля 1996 г.) победу одержал Б.Н.Ельцин. 19 декабря 1999 г. в России состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания 3-го созыва.
После убедительного успеха на парламентских выборах проправительственного блока "Единство" Президент РФ Б.Н. Ельцин принял решение о передаче своих полномочий Председателю Правительства РФ В.В. Путину. 31 декабря 1999 г. он подписал указ о назначении временно исполняющим обязанности Президента РФ В.В. Пугина 5 января 2000 г. В 1992 г. огонь межнациональных конфликтов перекинулся через Кавказский хребет на территорию России. В конце 1992 г. российскому руководству пришлось использовать вооруженные силы для разведения враждующих сторон.
Главным дестабилизирующим фактом общественно-политического развития России в 1994-1996 гг. стала "чеченская война". Чеченский кризис вскрыл слабую боеготовность российской армии, усилил ее деморализацию, одновременно показав непригодность военных методов в решении сложных национальных вопросов. В августе 1996 г. г в Хосавюрте между руководством РФ и сепаратистов была достигнута договоренность о прекращении военных действий и выводе федеральных войск из Чечни к концу 19% г., о проведении президентских выборов в республике, которые были проведены в начале 1997 г. В августе 1999 года нападением на Дагестан и рядом крупных террористических актов чеченские боевики спровоцировали начало новой военной кампании на Кавказе. Федеральные войска были вновь введены на территорию Чечни.
1999-2009 Вторая Чеченская война.
Политическое развитие современной России |
Таблица 54. Политическое развитие современной России Президент РФ | Мероприятия в политико-государственной сфере | В. В. Путин (7 мая 2000 г. - 7 мая 2008 г.) | Укрепление вертикали государственной власти и достижение политической стабильности в обществе: • Декабрь 2000 г. — закон о государственной символике (двуглавый орёл, бело-сине-красный флаг, гимн на слова С. В. Михалкова и музыку А. В. Александрова). • Май 2000 г. — разделение РФ на 7 федеральных округов (Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский, Дальневосточный) во главе с полномочными представителями Президента РФ, которые призваны согласовывать работу местных органов власти на основе Конституции РФ. • Изменение принципа формирования верхней палаты Федерального собрания — Совета Федерации — и превращение его в постоянно действующий законодательный орган (места губернаторов и председателей органов законодательной власти субъектов Федерации заняли рядовые региональные представители от исполнительной и законодательной власти, работающие на постоянной основе). • Август 2000 г. — создание Государственного совета как совещательно-консультативного органа глав субъектов РФ при Президенте РФ. • 2005 г. — создание Общественной палаты РФ — органа экспертного контроля за законодательной и исполнительной властью, соблюдением свободы слова в СМИ Состав Общественной палаты РФ — 126 человек (обновление состава 1 раз в 3 года) • 42 человека назначает Президент РФ из числа заслуженных деятелей культуры, науки, спорта • 42 человека выбирают президентские назначенцы из числа представителей общероссийских общественных объединений • 42 человека избираются от региональных общественных организаций и утверждаются уже отобранными 84 членами палаты • Осень 2004 г. — изменение системы выборов глав субъектов РФ: переход от их общенародного избрания к утверждению органами законодательной власти субъектов Федерации по представлению Президента РФ. • 2001 г. — закон о политических партиях России —углубление многопартийности: превращение партий в общефедеральные организации — увеличение минимальной численности политической партии до 50 тыс. членов, что является непременным условием её федеральной регистрации. Наиболее крупной и влиятельной среди политических партий стала партия «Единая Россия» (Б. В. Грызлов, С. К. Шойгу ), возникшая в 2001 г. в результате слияния общественно-политических движений «Единство» и «Отечество — вся Россия». Эта партия в дальнейшем стала главной опорой в продолжении политических и экономических реформ. 2007 г. — возникновение левоцентристской партии «Справедливая Россия» (глава С. М. Миронов) на основе объединения Партии жизни, Партии пенсионеров и «Родины». • Изменение в избирательной системе: переход при выборах в Государственную Думу от смешанной системы (половина состава Думы формировалась по партийным спискам, половина — от избирательных округов) к пропорциональной системе (все депутаты избираются по партийным спискам); установление 7%-го барьера набранных голосов для депутатского представительства в Думе |
Д. А. Медведев (7 мая 2008 г. - 7 мая 2012 г.)
В.В.Путин ( июнь 2012г-сентябрь 2018г) | Преодоление правового нигилизма, повышение качества законов и эффективности правоприменения. Радикальное снижение административных барьеров: • увеличение срока полномочий Государственной Думы (с 4 до 5 лет) и Президента РФ (с 4 до 6 лет); • возложение обязанности на Правительство РФ ежегодного отчёта перед Государственной Думой о проделанной работе; • возложение обязанности на глав субъектов РФ ежегодного отчёта перед региональными органами законодательной власти о проделанной работе. • 2010 г. — создание Северокавказского федерального округа (восьмого по счёту); • изменения в выборах депутатов Государственной Думы: партия, набравшая 5% голосов избирателей, получает 1 мандат в Думе, партия, набравшая 6—7% голосов — 2 мандата; • изменения в пассивном избирательном праве: гражданин в возрасте 18 лет может быть избран в выборные органы местного самоуправления | |
Начало формы