СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политика как она есть

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может изучаться  в 9-11 класса.

Просмотр содержимого документа
«Политика как она есть»

ПОЛИТИКА

ПОЛИТИКА

Какова роль политической сферы в жизни человека и общества? Аристотель, Т. Гоббс, Г. Гегель, Т. Парсонс К. Маркс, К. Шмитт, Г. Лассуэлл, Р. Дарендорф Предназначением политики является интеграция общества в единое целое, воплощение правил совместного проживания и принципов справедливости, поддержание общественно­го порядка Политика - это прежде всего борьба, конфликт, стремление отдельных групп добиться реали­зации своих интересов путем навязывания своей воли и установления политического господства

Какова роль политической сферы в жизни человека и общества?

Аристотель, Т. Гоббс, Г. Гегель, Т. Парсонс

К. Маркс, К. Шмитт, Г. Лассуэлл, Р. Дарендорф

  • Предназначением политики является интеграция общества в единое целое, воплощение правил совместного проживания и принципов справедливости, поддержание общественно­го порядка

Политика - это прежде всего борьба, конфликт, стремление отдельных групп добиться реали­зации своих интересов путем навязывания своей воли и установления политического господства

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ  поддержание и укрепление целостности общества , обеспечение общественного порядка и  реализация индивидуальных и групповых интересов в процессе борьбы за власть и ее осуществление.  руководящая функция (выработка целей и задач развития общества и мобилизация ресурсов для их реализации),  регулятивная функция (регулирование других сфер общественной жизни, контроль за их деятельностью),  коммуникационная функция (обеспечение взаимодействия между различными социальными груп­пами и правил общения).

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

  • поддержание и укрепление целостности общества , обеспечение общественного порядка и
  • реализация индивидуальных и групповых интересов в процессе борьбы за власть и ее осуществление.
  • руководящая функция (выработка целей и задач развития общества и мобилизация ресурсов для их реализации),
  • регулятивная функция (регулирование других сфер общественной жизни, контроль за их деятельностью),
  • коммуникационная функция (обеспечение взаимодействия между различными социальными груп­пами и правил общения).
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ расширение территории проживания, правовое закрепление привилегий отдельных групп,  защита прав человека ,  привлечение граждан к участию в принятии решений…

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ

  • расширение территории проживания, правовое закрепление привилегий отдельных групп,
  • защита прав человека ,
  • привлечение граждан к участию в принятии решений…
Политические институты  Политический институт - совокупность устойчивых (повторяющихся) форм политики. Политические институты существуют на длительно независимо от конкретных политических событий и их участников; они обеспечивают воспроизводство политики, ее относительную стабиль­ность и возможность регулирования.

Политические институты

  • Политический институт - совокупность устойчивых (повторяющихся) форм политики.
  • Политические институты существуют на длительно независимо от конкретных политических событий и их участников; они обеспечивают воспроизводство политики, ее относительную стабиль­ность и возможность регулирования.
Политические институты государство, президентство,  парламентаризм,  суд, институт прав человека, политические партии,  избирательная система, политические элиты,  группы давления (лобби),  политическая культура, политические идеология и др.

Политические институты

  • государство,
  • президентство,
  • парламентаризм,
  • суд,
  • институт прав человека,
  • политические партии,
  • избирательная система,
  • политические элиты,
  • группы давления (лобби),
  • политическая культура,
  • политические идеология и др.
СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ - активные участники политического процесса отдельные индивиды (политические лидеры, руководители общественно-политических организаций, государственные служащие, влиятельные представители бизнес структур, рядовые граждане), группы (социальные, этнические, профессиональные, религиозные и др.), организации (отдельные государственные структуры, политические партии, группы давления, террористические организации и др.).

СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ - активные участники политического процесса

  • отдельные индивиды (политические лидеры, руководители общественно-политических организаций, государственные служащие, влиятельные представители бизнес структур, рядовые граждане),
  • группы (социальные, этнические, профессиональные, религиозные и др.),
  • организации (отдельные государственные структуры, политические партии, группы давления, террористические организации и др.).
ГОСУДАРСТВО ядро политической системы, важнейший политический институт, т.к.: Обладает верховной властью (властью, которая не может быть ограничена властью какой-либо другой организации), Обладает и монопольным правом на осуществление легального (узаконенного) принуждения в отношении населения страны, Осуществляет контроль и регулирование основных сфер общественной жизни, выполняя функцию главного субъекта социального управления.

ГОСУДАРСТВО

  • ядро политической системы, важнейший политический институт, т.к.:
  • Обладает верховной властью (властью, которая не может быть ограничена властью какой-либо другой организации),
  • Обладает и монопольным правом на осуществление легального (узаконенного) принуждения в отношении населения страны,
  • Осуществляет контроль и регулирование основных сфер общественной жизни, выполняя функцию главного субъекта социального управления.
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ деятельность по обеспечению целостности и оптимального функционирования социальной системы, реализации ее целей и задач. Процесс социального управления осуществляется на основе власти. ВЛАСТЬ  — способность подчинять людей своей воли.

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

  • деятельность по обеспечению целостности и оптимального функционирования социальной системы, реализации ее целей и задач.
  • Процесс социального управления осуществляется на основе власти.
  • ВЛАСТЬ — способность подчинять людей своей воли.
Ресурсы власти Принудительные ресурсы  (оружие, административные наказания, физическая сила, полиция и т.п.) используются для создание угрозы объекту в случае невыполнения им воли субъекта. Утилитарные ресурсы  (деньги, услуги, земля, продвижение по службе, и т.п.) действуют в качестве компенсации за готовность объекта подчиняться субъекту.  Знание  (образование, информация, ум, СМИ, эксперты и др.) позволяют субъекту обладать авторитетом и/или осуществлять власть в форме убеждения и манипуляции.  Нормативные ресурсы  (законы, права, полномочия, служебные привилегии, традиции, статус и т.п. ) придают обязательность командам субъекта; объект подчиняется субъекту, поскольку это соответствует нормам поведения, принятым в данном обществе или коллективе.

Ресурсы власти

  • Принудительные ресурсы (оружие, административные наказания, физическая сила, полиция и т.п.) используются для создание угрозы объекту в случае невыполнения им воли субъекта.
  • Утилитарные ресурсы (деньги, услуги, земля, продвижение по службе, и т.п.) действуют в качестве компенсации за готовность объекта подчиняться субъекту.
  • Знание (образование, информация, ум, СМИ, эксперты и др.) позволяют субъекту обладать авторитетом и/или осуществлять власть в форме убеждения и манипуляции.
  • Нормативные ресурсы (законы, права, полномочия, служебные привилегии, традиции, статус и т.п. ) придают обязательность командам субъекта; объект подчиняется субъекту, поскольку это соответствует нормам поведения, принятым в данном обществе или коллективе.
Ресурсы власти Однако не все возможные средства воздействия на объект являются ресурсами власти, поскольку многие из них не контролируются субъектом и недоступны ему. Например, деньги не могут влиять на тех людей, которые в них не нуждаются; оружие не в силах заставить подчиняться тех, кто не дорожит своей жизнью; легальная позиция может и не оказать воздействия на лиц, не привыкших к соблюдению правовых норм; богатство, орудия принуждения, должностные полномочия окажутся бессильными при попытке осуществить власть над религиозным фанатиком.

Ресурсы власти

  • Однако не все возможные средства воздействия на объект являются ресурсами власти, поскольку многие из них не контролируются субъектом и недоступны ему.
  • Например, деньги не могут влиять на тех людей, которые в них не нуждаются; оружие не в силах заставить подчиняться тех, кто не дорожит своей жизнью; легальная позиция может и не оказать воздействия на лиц, не привыкших к соблюдению правовых норм; богатство, орудия принуждения, должностные полномочия окажутся бессильными при попытке осуществить власть над религиозным фанатиком.
Формы власти По субъекту власти:  индивидуальная и коллективная власть. По сфере проявления — экономическая, политическая, власть в семье... По уровню существования — власть на мегауровне, макроуровне, микроуровне (межличностные отношения и отношения между не­большими группами людей); По источнику (источникам) подчинения: сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция и авторитет.

Формы власти

  • По субъекту власти: индивидуальная и коллективная власть.
  • По сфере проявленияэкономическая, политическая, власть в семье...
  • По уровню существования — власть на мегауровне, макроуровне, микроуровне (межличностные отношения и отношения между не­большими группами людей);
  • По источнику (источникам) подчинения: сила, принуждение, побуждение, убеждение, манипуляция и авторитет.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ Государственную власть отличают два обязательных признака:  субъектами государственной власти являются только государственные служащие и государственные органы,  они осуществляют свою власть на основе ресурсов, которыми они обладают легально как представители государства.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

  • Государственную власть отличают два обязательных признака:
  • субъектами государственной власти являются только государственные служащие и государственные органы,
  • они осуществляют свою власть на основе ресурсов, которыми они обладают легально как представители государства.
Интересны современные концепции, рассматривающие основы государственной власти. Они отвечают на вопрос: «Какие социальные группы доминируют в политике?»
  • Интересны современные концепции, рассматривающие основы государственной власти. Они отвечают на вопрос: «Какие социальные группы доминируют в политике?»
МАРКСИСТЫ Политической властью в современном западном обществе обладает экономически господствующий класс. Гocyдарство и гос. служащие в буржуазных странах зависят от крупною бизнеса и реализуют его волю, ценности и идеалы правящего класса навязываются всему обществу, что обеспечивает стабильность его господства.

МАРКСИСТЫ

  • Политической властью в современном западном обществе обладает экономически господствующий класс. Гocyдарство и гос. служащие в буржуазных странах зависят от крупною бизнеса и реализуют его волю, ценности и идеалы правящего класса навязываются всему обществу, что обеспечивает стабильность его господства.
ЭЛИТИСТЫ Даже в странах с развитой либеральной демократией (не говоря уже об авторитарных и тоталитарных режимах) политически власть концентрируется в руках сравнительно небольшой и относительно замкнутой правящей элиты.

ЭЛИТИСТЫ

  • Даже в странах с развитой либеральной демократией (не говоря уже об авторитарных и тоталитарных режимах) политически власть концентрируется в руках сравнительно небольшой и относительно замкнутой правящей элиты.
ПЛЮРАЛИСТЫ Отвергают наличие в современном демократическом обществе единой правящей элиты или господствующего политического класса. С их точки зрения политическая власть рассредоточена между различными группами людей, ни одна из которых не обладает монопольным влиянием на принятие политических решений. Это, по их мнению, обусловлено тем, что ресурсы власти не сконцентрированы в руках одной группы, и поэтому отсутствие одних ресурсов (деньги, общественное положение) можно компенсировать эффективным использованием других (численность, ор­ганизованность, образование).

ПЛЮРАЛИСТЫ

  • Отвергают наличие в современном демократическом обществе единой правящей элиты или господствующего политического класса. С их точки зрения политическая власть рассредоточена между различными группами людей, ни одна из которых не обладает монопольным влиянием на принятие политических решений. Это, по их мнению, обусловлено тем, что ресурсы власти не сконцентрированы в руках одной группы, и поэтому отсутствие одних ресурсов (деньги, общественное положение) можно компенсировать эффективным использованием других (численность, ор­ганизованность, образование).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ Политическую партию можно охарактеризовать как организован­ную группу единомыишенников, представчяющих интересы части наро­да и стремящуюся реализовать их путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

  • Политическую партию можно охарактеризовать как организован­ную группу единомыишенников, представчяющих интересы части наро­да и стремящуюся реализовать их путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Главная политическая функция партий — борьба за власть и ее осуществление (в демократическом обществе главной ареной соперничества партий являются выборы). Представительство интересов классов, социальных групп . Выработка программных установок , социально-политической стратегии. Программные установки, как правило, основываются на определенных идеологических принципах.  Формирование общественного мнения, политическая социализация граждан . Партии заинтересованы в поддержке своей политической линии общественным мнением. С этой целью они стремятся не только к обновлению своих доктрин, но и к широкому распространению в средствах массовой информации своих партийных документов и взглядов.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

  • Главная политическая функция партий — борьба за власть и ее осуществление (в демократическом обществе главной ареной соперничества партий являются выборы).
  • Представительство интересов классов, социальных групп .
  • Выработка программных установок , социально-политической стратегии. Программные установки, как правило, основываются на определенных идеологических принципах.
  • Формирование общественного мнения, политическая социализация граждан . Партии заинтересованы в поддержке своей политической линии общественным мнением. С этой целью они стремятся не только к обновлению своих доктрин, но и к широкому распространению в средствах массовой информации своих партийных документов и взглядов.
ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Создание других партий запрещено законом. В такой системе партия срастается с государством (пример – КПСС в СССР).

ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ

  • Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Создание других партий запрещено законом. В такой системе партия срастается с государством (пример – КПСС в СССР).
ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ Система с партией, осуществляющей гегемонию по отношению к другим партиям , существует в настоящее время в Китае, до конца XX в. была в Мексике и в большинстве стран Восточной Европы.

ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ

  • Система с партией, осуществляющей гегемонию по отношению к другим партиям , существует в настоящее время в Китае, до конца XX в. была в Мексике и в большинстве стран Восточной Европы.
  • ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ КИТАЯ
  • КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ была создана в июле 1921 г., сейчас насчитывает более 58 млн. членов . Генеральный секретарь Центрального Комитета КПК — Ху Цзиньтао . В Китае, помимо Компартии, имеются еще восемь политических партий, которые именуются демократическими партиями. Все эти партии с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией.
  • Революционный комитет Гоминьдана Китая создан в январе 1948 г., насчитывает более 53 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКГК — Хэ Лули. Членами РКГК и его окружением являются, главным образом, бывшие члены Гоминьдана и лица, исторически связанные с Гоминьданом.
  • Демократическая лига Китая создана в октябре 1941 г., насчитывает более 130 тыс. членов. Председатель Центрального комитета ДЛК — Дин Шисунь. Большинство членов ДЛК и ее окружение — представители высшего и среднего звеньев интеллигенции.
  • Ассоциация демократического строительства Китая создана в декабре 1945 г., насчитывает более 69 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АДСК — Чэн Сывэй. Среди членов АДСК и ее окружения значительную часть составляют представители хозяйственных кругов, специалисты и научные работники соответствующего профиля.
  • Ассоциация содействия развитию демократии в Китае создана в декабре 1945 г., насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АСРДК — Сюй Цзялу. Члены АСРДК и ее окружение — в основном люди умственного труда, работающие в области образования, культуры, науки и издательского дела.
  • Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая создана в августе 1930 г., насчитывает более 65 тыс. членов . Председатель Центрального комитета РКДПК — Цзян Чжэнхуа. Среди членов РКДПК и ее окружения преобладает интеллигенция из сфер медицины, науки и техники, культуры и просвещения.
  • Китайская партия стремления к справедливости создана в октябре 1925 г., насчитывает более 15 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — Ло Хаоцай. Среди членов этой партии и ее окружения преобладают реэмигранты, их родственники, деятели науки и специалисты, имеющие родственников за границей.
  • Общество «3 сентября» создано в декабре 1944 г., насчитывает более 68 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — У Цзепин. Среди членов Общества «3 сентября» преобладают представители интеллигенции высшего и среднего звена, работающие в области науки, техники, культуры, просвещения, медицины и здравоохранения.
  • Тайваньская лига демократического самоуправления создана в ноябре 1947 г., насчитывает более 1600 членов. Председатель Центрального комитета ТЛДС — Чжан Кэхой. Члены и окружение этой партии в большинстве своем — выходцы с Тайваня, проживающие в континентальной части Китая.
ГЛАВА ГОСУДАРСТВА КНР Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) 22 октября 2007 продлило полномочия Ху Цзиньтао на посту генерального секретаря партии еще на один пятилетний срок, сообщает Интерфакс. Таким образом, Ху Цзиньтао сохраняет за собой не только пост лидера партии, но и должности главы государства - председателя Госсовета КНР, а также верховного главнокомандующего вооруженными силами Китая - главы Центральной военной комиссии КНР.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА КНР

  • Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая (КПК) 22 октября 2007 продлило полномочия Ху Цзиньтао на посту генерального секретаря партии еще на один пятилетний срок, сообщает Интерфакс.
  • Таким образом, Ху Цзиньтао сохраняет за собой не только пост лидера партии, но и должности главы государства - председателя Госсовета КНР, а также верховного главнокомандующего вооруженными силами Китая - главы Центральной военной комиссии КНР.
ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти. Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти Демократическая и Республиканская партии.

ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ

  • Двухпартийная система (бипартизм) предполагает наличие двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению в результате выборов. Эти партии периодически сменяют друг друга у власти.
  • Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти Демократическая и Республиканская партии.
43-й президент США  (2001-2009 гг.) Джо́рдж Уо́кер Бу́ш родился 6 июля 1946в Нью-Хэйвен (штат Коннектикут, США),губернатор штата Техас с 1995 по 2000 год. Сын 41-го президента США Джорджа Г. У. Буша, также известен как Джордж Буш младший. Президент от Республиканской партии.

43-й президент США (2001-2009 гг.)

  • Джо́рдж Уо́кер Бу́ш родился 6 июля 1946в Нью-Хэйвен (штат Коннектикут, США),губернатор штата Техас с 1995 по 2000 год.
  • Сын 41-го президента США Джорджа Г. У. Буша, также известен как Джордж Буш младший.
  • Президент от Республиканской партии.
44-й президент США Бара́к Хуссе́йн Оба́ма II родился 4 августа 1961 В Гонолулу, Гавайи, Д ействующий президент с 20 января 2009 года . Лауреат нобелевской премии мира 2009 года. До избрания президентом был сенатором США от штата Иллинойс. Президент от Демократической партии.

44-й президент США

  • Бара́к Хуссе́йн Оба́ма II родился 4 августа 1961 В Гонолулу, Гавайи, Д ействующий президент с 20 января 2009 года . Лауреат нобелевской премии мира 2009 года. До избрания президентом был сенатором США от штата Иллинойс.
  • Президент от Демократической партии.
45-й президент США До́нальд Джон Трамп  (род. 14 июня 1946 года, Джамейка,, США) — американский государственный деятель, политик, предприниматель, действующий президент Соединённых Штатов Америки с 20 января 2017 года

45-й президент США

  • До́нальд Джон Трамп  (род. 14 июня 1946 года, Джамейка,, США) — американский государственный деятель, политик, предприниматель, действующий президент Соединённых Штатов Америки с 20 января 2017 года
ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ Многопартийная система - конкуренция нескольких политических партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема союзников и партнеров с целью создания коалиций ( например, в Австрии, Бельгии, Нидерландах конкурируют три — четыре партии).

ВИДЫ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ

  • Многопартийная система - конкуренция нескольких политических партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема союзников и партнеров с целью создания коалиций ( например, в Австрии, Бельгии, Нидерландах конкурируют три — четыре партии).
Источники: Тематические страницы Интернета

Источники:

  • Тематические страницы Интернета