План урока
по русскому языку в 6 классе
Тема: «Полные и краткие прилагательные, их изменение по числам и родам».
Цели: 1) усвоение грамматических особенностей кратких прилагательных, их синтаксической роли;
2) развитие умений отличать полные прилагательные от кратких, определять их грамматические признаки;
3) воспитание любви к природе.
Оборудование: доска, мел, карточки.
Урок усвоения новых знаний.
Ход урока.
Актуализация знаний, повторение.
Вспомним разряды прилагательных. В чем особенность качественных прилагательных? ( называем способы проверки: есть степени сравнения, можно прибавить слово ОЧЕНЬ, образовать краткую форму, антоним).
Распределительный диктант: в 3 колонки запиши качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
Веселый, спортивный, кирпичный, волчий (след), грустный, школьный, лисий (хвост), дружный, зимний, медвежья (берлога), ласковый, мамин.
От какой части речи зависит падеж, число и род прилагательных?
Определи падеж, род и число прилагательных. Что не определяем во множественном числе? (род)
На зимних дорогах, строгого учителя, лазурной далью, золотому полю, лисью нору.
2.Объяснение нового материала.
Задача, которая стоит: выделить общее и различное в полных и кратких прилагательных.
Цели: знать, как изменяются краткие прилагательные, какова их синтаксическая роль.
Они образуются от качественных.
Вопросы: каков? какова? каково? каковы?
Материал для наблюдений.
Узкий: узок, узка, узко, узки и узки
редкий: редок, редка, редко, редки
зелёный: зелен, зелена, зелено, зелены
горький: горек, горька, горько, горьки
Попробуем просклонять краткие прилагательные! Не получается. Делаем вывод: они изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.
Леса бескрайни. Небо лазурно.
Найдите краткие прилагательные. Чем они являются в предложении? Сказуемыми. Сравните с полными. (полные чаще всего --- определениями)
Назовем грамматические признаки кратких прилагательных.
Разберем правило правописания кратких прилагательных на шипящий: лес дремуч, дуб могуч, парень пригож, еж колюч, ветер свеж. Ь на конце не пишется.
3.Закрепление материала.
1) Допишите по смыслу прилагательное в краткой форме.
Задача …. Дорога ….. Яблоко …. Воздух …. Город …. Определите их синтаксическую роль, число, род.
2) Исправь ошибки.
Лис хитр. Он обязанный это сделать. Катя осторожная и внимательна. Вася больной гриппом. Мы очень радые. Парень хорошь. Ландыш пахучь.
3) Из текста выпиши краткие прилагательные.
Лягушка-невеста.
Лягушка смотрелась в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, интересна и весьма симпатична».
4) Можно ли образовать краткие прилагательные от следующих: вечерние (тени), морозный (ветер), кожаный (портфель)? Почему?
5) Спишите выделенное предложение, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Родина! Это особенное слово полно глубокого смысла. Я вижу необъятные её просторы чувствую ласковый ветерок.
Ш…роки её знойные степи обширны з…леные леса выс…ки её неприступн… горы п…лноводны её кр…сивые реки необ…ятна глухая тайга.
На многих языках говорят люди, населяющие величествен.. ую эту страну. Хороши задушевные песни её прекрасн… и мужествен… народа.
4) Оценивание, подведение итогов, рефлексия.
Что мы узнали об особенностях изменения кратких прилагательных? Их синтаксической роли? Вопросах? В чем отличие от полных Что вызвало затруднение?
5) Домашнее задание. Выполнить упр. по учебнику. Выучить правило о грамматических признаках кратких прилагательных.
Учитель русского языка МОУ «Новоазовская школа№1» администрации Новоазовского района Короткова Светлана Григорьевна, высшая категория.