ПОЛОРОЛЕВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Н. К. Волошина
МБОУ «Лицей «Эврика»
В статье раскрываются понятия гендера и сущности полоролевой социализации. Проанализировано влияние воспитательных воздействий при организации параллельно-раздельного обучения детей начального школьного возраста на процесс полоролевой социализации мальчиков и девочек.
Ключевые слова: социализация; социальные роли; полоролевая социализация; гендер; гендерный подход; параллельно-раздельное воспитание и обучение.
Новый современный стандарт для начального школьного образования, одной из задач выделяет «… формирование общекультурной и гражданской идентичности личности, повышению уровня её коммуникативной компетенции, оптимизации личностного и познавательного развития детей». Всё это достигается путем активного, сознательного присвоения учащимися социального опыта. Обществу нужно успешное поколение граждан, владеющих созвучными времени знаниями, навыками и компетенциями, воспитанное в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностями. Всё это достигается путем активного, сознательного присвоения учащимися социального опыта.
Превращение системы школьного образования в социальный институт, требует большого внимания к проблемам социализации. Сущность и содержание понятий, связанных с процессом социализации человека представлены в современных педагогических теориях социализации личности А.В.Мудрика, М.И.Шиловой, Л. В. Мардахаева, В. А. Сластенина
Л. В. Мардахаев определяет социализацию (от лат. socialis – общественный) человека как развитие, становление личности, формирование его сознания (на основе языка, социальных ценностей, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе), усвоение социальных ролей и опыта поведения (норм, установок, образцов поведения), овладение стилем социального общения и проявления с учетом возраста, своеобразия среды и самоактивности. [1].
Первичная социализация ребенка происходит в семье. Именно в семье, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности, мальчиков с отцами и дедушками, а девочек — с матерями и бабушками, формирует первые представления о стереотипных моделях поведения мужчин и женщин (матери и отца). В семье происходит первичное самоопределение ребенка как мальчика или девочки. Не случайно по утверждению И.С. Кона, самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я, – это половая принадлежность. [2].
Принимая эстафету социализации личности ребенка, школа должна учитывать, что в ней, как и во всем обществе взаимодействуют оба пола – мальчики и девочки. Именно в школе в сознании ребенка закрепляется практическое значение полоролевых (гендерных) стереотипов, отрабатываются модели взаимоотношений с противоположным полом, что во взрослой жизни определяет удачи или неудачи в общении между полами и влияет на отношения в собственной семье. Недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей детей, проявляющихся уже с первых лет жизни и влияющих на процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины или женщины. Таким образом, ведущим компонентом социализации детей является полоролевая социализация мальчиков и девочек, как процесс усвоения социальной роли мужчины и женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и форм поведения в соответствии с полом.
По мнению А. В. Мудрика: «Сущность полоролевой социализации, как стихийной, так и относительно социально контролируемой (т. е. воспитания) состоит в том, что мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, развиваясь и самоизменяясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношений полов». [3]
Необходимость подготовки подрастающих поколений к тем половым ролям, которые они впоследствии будут выполнять в обществе в соответствии с современными реалиями, формирования культуры взаимоотношений полов для более эффективной социализации будущих граждан в современном обществе обусловлена многими проблемами.
Социальный прогресс с его демократизацией отношений между полами привел к разбалансированности полоролевых стереотипов, изменению самоидентификации, что повлияло на современные отношения между полами и на уменьшение роли и ценности семьи, нестабильности семейно-брачных отношений. Причинами высокого уровня разводов в России (по данным ЕМИСС первое место в мире по числу разводов на 1000 человек) выступают алкоголизм и наркомания, материальное неблагополучие, измена, несоответствие взглядов и характеров. Появляется большое количество неполных семей, а потеря одного из родителей, даже неблагополучного, часто негативно сказывается на формировании личности ребенка и нарушает благоприятное течение процесса социализации. В основе такого положения могут быть: несформированная культура взаимоотношения полов, неуважение ценности индивидуальности как женщины, так и мужчины.
Данные тенденции приводят к необходимости изучения проблем, связанных с формированием личности мужчины и женщины, спецификой их взаимоотношений с целью ослабления конфликтности между полами, приданию отношениям нравственно-культурной доминанты, чтобы женщины и мужчины в процессе их взаимодействия могли изменять к лучшему себя и окружающий их мир. Это согласуется с национальным воспитательным идеалом, который представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В связи с этим возрастает роль школы в формировании у мальчиков и девочек женского или мужского начала и безусловного уважения ценности индивидуальности (мальчика и девочки) мужчины и женщины, в воспитании культуры взаимоотношений между полами.
Однако образовательные программы и технологии не учитывают психологических различий мальчиков и девочек и не ориентированы на дифференциацию целей, задач, методов воспитания представителей разного пола. Недооценка, игнорирование пола происходит в условиях, когда отечественными учеными доказано наличие целого ряда психических и психофизиологических половых особенностей детей, проявляющихся уже с первых лет жизни и влияющих на процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины или женщины.
Вопросы учета индивидуальных различий мальчиков и девочек в образовательном процессе изучены и представлены в работах Н.Н. Куинджи, В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман, Н.Ю. Флотской, Б.И. Хасан, В. А. Геодакяна, О.А. Константиновой, Г.М. Бреслав. Вопросы полового просвещения школьников исследовали Л.А. Божович, В.Н. Булычев, Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, О.Р. Кунц, А.Г. Хрипкова, Д. В. Колесов.
Современным исследованиям гендерной социализации школьников посвящены работы Г.М. Коджаспировой, А.А. Чекалиной, И.С. Клёциной, Т.В. Бендас, О.А. Ворониной, В.Е. Кагана, А.В. Мудрика и др.
Отвечать требованиям современной науки и учитывать психофизиологические и личностные особенности мальчиков и девочек позволяет гендерный подход к организации и осуществлению учебно-воспитательной деятельности. Гендер – это социальный пол, социально-детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Гендерный подход предполагает создание условий гендерной (полоролевой) социализации, овладения детьми моделей полоролевого поведения, адекватного возрасту, подготовка в будущем к выполнению половых (гендерных) ролей, а также применение гендерноориентированных технологий воспитания и обучения. [4].
Осуществлять полоролевое воспитание детей можно в условиях совместной школы, а также условием полоролевого воспитания детей и подростков может служить параллельно-раздельное воспитание мальчиков и девочек в образовательных учреждениях или раздельное обучение в специальных школах для мальчиков и девочек.
Следует отметить, что раздельное обучение на Западе имеет прочную педагогическую традицию. Например, одни из самых престижных частных школ Австралии: Kambala School – школа для девочек (основана в 1887 г.) и Scott College для мальчиков (в 1893 г.). В Канаде популярностью пользуется St-George School – школа-пансион для мальчиков, в США – знаменитая женская Greenwich Academy. В Англии и Швейцарии школ, где мальчики и девочки учатся вместе, гораздо больше, но в первую сотню по рейтингу входят школы раздельного обучения.
В педагогической практике в настоящее время в России практикуется параллельно-раздельное воспитание и обучение, отличительной особенностью которого является организация однополых классов и различных форм взаимодействия мальчиков и девочек, юношей и девушек параллельных классов в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Параллельно-раздельное обучение и воспитание в МБОУ «Лицей «Эврика» осуществляется с 2003г. Сначала это была инновация, одно из направлений работы, наряду с интегрированным и сюжетным обучением. Инновационными были приемы и методы обучения мальчиков и девочек начального школьного возраста с учетом гендерных особенностей развития, социализации и формирования личности. По данным нейрофизиологов и нейропсихологов мозг мальчиков и мозг девочек устроены и работают по-разному. [5]. Это положение лежит в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации, организации внимания; формах активации эмоций, формировании положительной и отрицательной оценки своих действий и их результатов, качества и типов адаптивных реакций организма и др.
Главными задачами для педагогов были максимально возможный учет в обучении психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, выработка и апробация специфических принципов работы на уроках, а также создание учебно-воспитательной среды и воспитательных программ для мальчиков и девочек с учетом их потребностей и интересов. В течение учебно-воспитательного процесса осуществлялся мониторинг формирования когнитивных и эмоциональных аспектов гендерных установок у детей, динамики познавательного развития, структуры взаимоотношений внутри раздельных классов, и между ними, эмоциональное благополучие, уровень тревожности и мотивации к учебной деятельности. Полученные результаты сравнивались с контрольными смешанными группами и классами и, оказалось, что при параллельно-раздельном обучении и воспитании у мальчиков и девочек на 20-30% оказываются выше результаты готовности к школе, у них выше учебная мотивация, больше детей с хорошей самооценкой, лучше складываются взаимоотношения внутри раздельных классов и между ними.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что в раздельных классах дети чувствуют себя комфортнее. Уверенность в своих силах и успешность в обучении способствуют формированию позитивной самооценки и снижению эмоциональной напряженности и тревожности.
К окончанию периода дошкольного детства дети достигают гендерной константности. У них закрепляются установки на определенные способы поведения, характерные для того или иного пола, а также появляются различия у мальчиков и девочек в их личностных качествах.
С 7 лет начинается второй этап полоролевой стандартизации. Если в дошкольном детстве половые различия в большей степени воспринимались ребенком на внешнем уровне, то в младшем школьном возрасте половой дифференциации подвергаются психологические качества. Можно сказать, что вопрос о том, что надо делать, чтобы тебя считали мальчиком или девочкой, заменяется вопросом, о том, каким для этого надо быть.
Основными задачами полоролевой социализации в младшем школьном возрасте, на решение которых направлены усилия педагогического коллектива , являются восполнение пробелов знаний о поле, формирование социоприемлемых вариантов полоролевого поведения и культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками, привитию ценностных ориентаций. Решение этих задач возможно за счет привлечения ребенка к занятиям, которые позволят ему свободно проявлять качества, соответствующие его представлениям о мужском и женском.
Применительно к нашему лицею — это создание условий для повседневного пребывания детей в ситуации, когда нужно строить взаимоотношения в совместной деятельности со сверстниками своего и противоположного пола при решении учебных или воспитательных задач, принимая во внимание их полоролевую принадлежность.
Создание кадетских классов в начальной школе для мальчиков и гимназических классов для девочек в нашем образовательном учреждении вполне соответствуют поставленным задачам. Интеграция образовательного и кадетского аспектов в одной образовательной модели позволяет расширить представления, касающиеся профессиональных ролей, а также представления о физических, психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин, воспитывать гражданственность и патриотизм. Воспитательный процесс в кадетских классах лицея осуществляется в соответствии с разработанным проектом кадетского класса МЧС «Юный спасатель».
Обучение действиям в чрезвычайных ситуациях, умениям противостоять природным и техногенным катастрофам, испытание на преодоление в себе страха, на развитие силы, ловкости, смелости, выносливости раскрепощает в детях мужское начало. Здоровый нравственный климат побуждает их к доверию, состраданию, доброте.
Рядом с кадетскими классами располагаются классы девочек, для которых разработана воспитательная программа – проект гимназического класса «Весёлые девчата». Направление его деятельности – этика и эстетика – способствует эстетическому воспитанию, привитию моральных норм в поведении, формированию у девочек разносторонних практических умений и навыков, развитию доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; сохранению этнических, культурных и семейных традиций нашего общества.
Реализация воспитательных программ требует активного участия в них детей. Дети не только пассивно принимают транслируемые им посредством учебного процесса знания о половых ролях, моделях полоролевого поведения, приобщаются к национальным российским ценностям и ценностям семьи, но и признавая важность и значимость перечисленных знаний, мальчики и девочки конструируют (выстраивают) отношения со сверстниками своего и противоположного пола, а также со взрослыми так, как этого требует ситуация взаимодействия с ними. Например: класс девочек может оказаться в ситуации соревнования с классом мальчиков для решения математических задач или конкурса чтецов, где они будут восприниматься как равноправные партнеры. При проведении совместного урока хореографии или театрального искусства, у мальчиков и девочек есть возможность продемонстрировать свои мужские или женские качества. Таким образом, в процессе совместной деятельности приобретается опыт конструирования взаимоотношений между мальчиками и девочками или взаимоотношений со сверстниками одного пола, определяются и закрепляются в деятельности ценности, характеризующие представления мальчика или девочки о себе как представителе определенного пола, появляется интерес к изучению особенностей противоположного пола а также способы поведения, реализующих эти представления и интересы.
Такие формы организации учебно-воспитательного процесса способствуют закреплению и обогащению полоролевого поведения, повышению учебной мотивации, раскрытию творческих способностей школьников и формированию навыков здорового образа жизни.
Дети комфортнее себя чувствуют в параллельно-раздельных классах, это доказывают результаты диагностики эмоциональных состояний и работоспособности мальчиков и девочек. Оптимальная работоспособность, (отсутствие переутомления, соответствие нагрузок возрасту ребенка) выше в раздельных классах у мальчиков. У девочек эта разница менее заметна
Реализация гендерного подхода в обучении и воспитании учащихся потребовала от педагогов приобретения новых знаний о гендерных особенностях детей и принципах работы с ними, и пропагандировать эти знания родителям, просвещая их по вопросам воспитания сына или дочери. Накопленный опыт работы, позволяет говорить о некоторых трудностях в организации учебного процесса с мальчиками (трудно смириться с их высокой подвижностью, особенно когда их целый класс), однако соблюдение принципов работы с ними облегчает задачу учителя и сохраняет хорошую работоспособность мальчиков во время урока.
Ежегодный мониторинг сначала инновационной, а затем и экспериментальной работы позволяет нам говорить о положительных результатах, полученных при исследовании формирования гендерной идентичности и гендерных установок у детей, формирования социальных ролей и межличностных отношений в классных коллективах, в выявлении доминирующей мотивации (преобладает духовно-нравственная). Мы ожидаем, что наши девочки и мальчики вырастут достойными гражданами своей Родины, с активной жизненной позицией, умеющими сделать профессиональный выбор в соответствие со своей половой принадлежностью, со сформированной нравственной культурой в сфере взаимоотношения полов, они сумеют создать здоровые и крепкие семьи.
Таким образом, самый главный результат – это физически и психологически здоровые мужчины и женщины, девочки и мальчики, здоровая нация.
Библиографический список
1. Мардахаев Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс//Педагогическое образование и наука. – 2009. –№4. С 20 –25
2. Кон И. С. Половы различия и дифференциация социальных ролей. М.: Педагогика, 1985.– 158 с
3. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики: учебник для студ. сред. проф.учеб.заведений / А.В. Мудрик. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
4. Градусова Л. В. Гендерная педагогика: учеб, пособие /Л. В. Градусова. – М. : ФЛИНТА: Наука, 2011. – 176 с.
5. Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – СПб.: «Тускарора», 2006. – 184 с.
6. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальнок конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. №314. С. 174