СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен с использованием технологии семимодульного обучения. 

Просмотр содержимого документа
«Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез.»

ФИО учителя: Панина Надежда Викторовна

Стаж работы: 31 год

Место работы: Алматинская область, Жамбылский район

КГУ «Средняя школа с. Улькен с ДМЦ»

Должность: учитель химии и биологии

Категория: высшая



ПЛАН УРОКА:

ТЕМА: Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез.


  • ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Сформировать знания об особенностях образования половых клеток с гаплоидным набором хромосом, уникальности гамет и механизмах перекомбинации генетического материала во время мейоза, о сходстве и различиях мейоза и митоза.

Развивать умение анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы.

Воспитывать чувство необходимости защиты природной среды от загрязнения мутагенами.

  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- Уметь объяснять процессы, происходящие во время каждой фазы мейоза.

- Знать биологическое значение мейоза.

- Знать особенности образования половых клеток с гаплоидным набором хромосом.

- Уметь проводить сравнение процессов митоза и мейоза, делать выводы.

  • ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: 10 класс

  • МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: наглядно-практический, критическое мышление, эвристическая беседа, творческий.

  • ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы по общей биологии «Митоз», «Мейоз»; презентация, стикеры, листы ватмана, фломастеры.

  • ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: листы с тестовыми заданиями, таблицы оценивания работы учащихся на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ:

Этапы работы:


Содержание этапа

Деятельность участников

Время

Ресурсы


I. Вызов.



1. Организация класса


2. Тренинг «Знакомство»






Встают в круг, взявшись за руки, и говорят рядом стоящему имя, затем - на ту букву, с которой начинается имя, надо сказать комплимент – прилагательное.

13 мин.


2 мин.


3 мин.



3. Деление на группы.






Вспомним тему прошлого урока.




С помощью предложенного теста проверим, как вы усвоили этот материал.

4. Тест


Становятся в круг, затем рассчитывают-

ся на первый- второй. Первые номера садятся за первый стол, вторые – за второй.


- Формы бесполого размножения организмов. Митотическое деление клеток.









Взаимопроверка

Ответы:

1) в, 2) в, 3) г, 4) в, 5) б, 6) в, 7) г, 8) б, 9) в, 10) в

Критерии оценивания:

9-10 – «5»; 7-8 – «4»; 5-6 – «3»





















8 мин.




















слайд 2

Приложение 1

слайд 3

слайд 4




Листы оценивания

(Приложение 2)

II. Осмысление


1. Актуализация знаний:

Итак, о каком процессе шла речь в предложенном тесте?

Какие клетки делятся митозом?

Какие ещё клетки есть в организме?

Каким способом делятся эти клетки?

Именно об этом процессе образования половых клеток и пойдёт сегодня речь.

2. Изучение нового материала 

по группам, используя учебник и интернет-ресурсы.












3. Физминутка

4. Закрепление  




- О митозе.




- Соматические клетки тела.

- Генеративные.


- Мейозом.








1-я группа – первое деление мейоза и процесс сперматогенеза;

2-я группа – второе деление мейоза и процесс овогенеза

Спикеры выступают по своим вопросам. Остальные, по возможности, дополняют.


1группа составляет кластер: «Сравнительная характеристика процессов митоза и первого деления мейоза».

2 группа составляет кластер: «Сравнительная характеристика процессов митоза и второго деления мейоза».

Спикеры защищают постеры своей группы.


1 мин.


















16 мин.










2 мин.

10 мин.


29 мин.

















слайд 4-6


слайд 7, 8




Листы оценивания




Видеозапись


Листы ватмана и

Фломастеры











Листы оценивания

III. Рефлексия


1. Написать на стикерах своё отношение к уроку.


2. Задание на дом: § 32,33



Пишут на стикерах:

а) что понравилось на уроке;

б) что было не понятно;

в) предложения

Записывают домашнее задание

3мин.

Стикеры


Рефлексия урока по теме «Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение.

Сперматогенез. Овогенез».

Целью данного урока было формирование знаний учащихся об особенностях образования половых клеток с гаплоидным набором хромосом, уникальности гамет и механизмах перекомбинации генетического материала во время мейоза, о сходстве и различиях мейоза и митоза. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы.

Воспитывать чувство необходимости защиты природной среды от загрязнения мутагенами.

Урок начался с психологического настроя учащихся на успешную работу на уроке.

Повторение и оценивание знаний пройденного материала проходило в виде тестовых заданий. Взаимопроверкой ученики оценили выполнение заданий. Эта часть урока, я считаю, прошла на хорошем уровне.

На протяжении всех этапов урока я продолжала работу над формированием умения учащихся создавать коллаборативную среду в группе, умение распределять задания между членами группы. Ребята быстро распределили между собой обязанности, хорошо с ними справились, затратив уже меньше времени на выполнение заданий. Постепенно, приобретая навыки работы в группе, учащиеся смогут точно и быстро решать предложенные задачи за более короткий промежуток времени. Постепенно нужно добиваться того, чтобы все члены группы могли смело выступать в роли спикеров.

На стикерах ребята высказались в пользу групповой работы на уроке. Тема для них была понятна и интересна.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:

Презентация составлена с помощью данных Интернета.



Приложение 1

Тест


1. Период интерфазы, в течение которого происходит удвоение ДНК: 
а) пресинтетический б) постсинтетический 
в) синтетический г) гетеросинтетический 

2. Жизненный цикл соматической клетки состоит из: 
а) мейоза и интерфазы б) митоза и мейоза 
в) митоза и интерфазы г) редукционного деления и интерфазы 

3. Фаза митоза, во время которой происходит разделение сестринских хроматид и их превращение в дочерние хромосомы: 
а) профаза б) телофаза в) метафаза г) анафаза 

4. Фаза митоза, во время которой нити веретена деления приклепляются к центромерам хромосом: 
а) профаза б) телофаза в) метафаза г) анафаза 

5. Постоянство числа хромосом во всех клетках организма обеспечивает: 
а) мейоз б) митоз в) амитоз г) партеногенез 

6. Процесс образования мужских половых клеток у животных и человека: 
а) митоз б) амитоз в) сперматогенез г) овогенез 

7. Особенность дробления по сравнению с митозом в тканях взрослого организма: 
а) низкая скорость б) отсутствие роста между делениями 
в) увеличение числа клеток г) деление клеток амитозом 

8. Развитие с метаморфозом происходит у: 
а) паука-серебрянки б) прудовой лягушки 
в) домовой мыши г) прыткой ящерицы 

9. Последовательность стадий митоза следующая: 
а) профаза, анафаза, телофаза, метафаза 
б) профаза, телофаза. метафаза, анафаза 
в) пофаза. метафаза, анафаза, телофаза 
г) пофаза, метафаза, телофаза, анафаза 

10. В анафазе митоза происходит: 
а) выстраивание хромосом по экватору клетки и прикрепление нитей веретена деления к цетромерам 
б) спирализация хромосом, состоящих из двух хроматид, расхождение центриолей и формирование веретена деления, растворение ядерной оболочки 
в) расхождение хроматид к полюсам клетки 
г) деспирализация хромосом. Восстановление ядерной оболочки, цитокенез. 







Приложение 2

Оценочный лист

Ф.И. учащихся группы

Работа в группе по тесту

(10 баллов)

Оценка работы

с текстом

(5 баллов)

Работа в группе по составлению кластера

(5 баллов)

Защита кластера

(5 баллов)

Итог

22 – 25 бал. – «5»

18 – 21 бал. – «4»

14 – 17 бал. – «3»

1.

2.

3.

4.