ФИО учителя: Панина Надежда Викторовна
Стаж работы: 31 год
Место работы: Алматинская область, Жамбылский район
КГУ «Средняя школа с. Улькен с ДМЦ»
Должность: учитель химии и биологии
Категория: высшая
ПЛАН УРОКА:
ТЕМА: Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Сформировать знания об особенностях образования половых клеток с гаплоидным набором хромосом, уникальности гамет и механизмах перекомбинации генетического материала во время мейоза, о сходстве и различиях мейоза и митоза.
Развивать умение анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы.
Воспитывать чувство необходимости защиты природной среды от загрязнения мутагенами.
- Уметь объяснять процессы, происходящие во время каждой фазы мейоза.
- Знать биологическое значение мейоза.
- Знать особенности образования половых клеток с гаплоидным набором хромосом.
- Уметь проводить сравнение процессов митоза и мейоза, делать выводы.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы по общей биологии «Митоз», «Мейоз»; презентация, стикеры, листы ватмана, фломастеры.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: листы с тестовыми заданиями, таблицы оценивания работы учащихся на уроке.
СОДЕРЖАНИЕ:
Этапы работы: | Содержание этапа | Деятельность участников | Время | Ресурсы |
I. Вызов. | 1. Организация класса 2. Тренинг «Знакомство» | Встают в круг, взявшись за руки, и говорят рядом стоящему имя, затем - на ту букву, с которой начинается имя, надо сказать комплимент – прилагательное. | 13 мин. 2 мин. 3 мин. | |
| 3. Деление на группы. Вспомним тему прошлого урока. С помощью предложенного теста проверим, как вы усвоили этот материал. 4. Тест | Становятся в круг, затем рассчитывают- ся на первый- второй. Первые номера садятся за первый стол, вторые – за второй. - Формы бесполого размножения организмов. Митотическое деление клеток. Взаимопроверка Ответы: 1) в, 2) в, 3) г, 4) в, 5) б, 6) в, 7) г, 8) б, 9) в, 10) в Критерии оценивания: 9-10 – «5»; 7-8 – «4»; 5-6 – «3» | 8 мин. | слайд 2 Приложение 1 слайд 3 слайд 4 Листы оценивания (Приложение 2) |
II. Осмысление | 1. Актуализация знаний: Итак, о каком процессе шла речь в предложенном тесте? Какие клетки делятся митозом? Какие ещё клетки есть в организме? Каким способом делятся эти клетки? Именно об этом процессе образования половых клеток и пойдёт сегодня речь. 2. Изучение нового материала по группам, используя учебник и интернет-ресурсы.
3. Физминутка 4. Закрепление | - О митозе. - Соматические клетки тела. - Генеративные. - Мейозом. 1-я группа – первое деление мейоза и процесс сперматогенеза; 2-я группа – второе деление мейоза и процесс овогенеза Спикеры выступают по своим вопросам. Остальные, по возможности, дополняют. 1группа составляет кластер: «Сравнительная характеристика процессов митоза и первого деления мейоза». 2 группа составляет кластер: «Сравнительная характеристика процессов митоза и второго деления мейоза». Спикеры защищают постеры своей группы. | 1 мин. 16 мин. 2 мин. 10 мин. | 29 мин. слайд 4-6 слайд 7, 8 Листы оценивания Видеозапись Листы ватмана и Фломастеры Листы оценивания |
III. Рефлексия | 1. Написать на стикерах своё отношение к уроку. 2. Задание на дом: § 32,33 | Пишут на стикерах: а) что понравилось на уроке; б) что было не понятно; в) предложения Записывают домашнее задание | 3мин. | Стикеры |
Рефлексия урока по теме «Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение.
Сперматогенез. Овогенез».
Целью данного урока было формирование знаний учащихся об особенностях образования половых клеток с гаплоидным набором хромосом, уникальности гамет и механизмах перекомбинации генетического материала во время мейоза, о сходстве и различиях мейоза и митоза. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы.
Воспитывать чувство необходимости защиты природной среды от загрязнения мутагенами.
Урок начался с психологического настроя учащихся на успешную работу на уроке.
Повторение и оценивание знаний пройденного материала проходило в виде тестовых заданий. Взаимопроверкой ученики оценили выполнение заданий. Эта часть урока, я считаю, прошла на хорошем уровне.
На протяжении всех этапов урока я продолжала работу над формированием умения учащихся создавать коллаборативную среду в группе, умение распределять задания между членами группы. Ребята быстро распределили между собой обязанности, хорошо с ними справились, затратив уже меньше времени на выполнение заданий. Постепенно, приобретая навыки работы в группе, учащиеся смогут точно и быстро решать предложенные задачи за более короткий промежуток времени. Постепенно нужно добиваться того, чтобы все члены группы могли смело выступать в роли спикеров.
На стикерах ребята высказались в пользу групповой работы на уроке. Тема для них была понятна и интересна.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
Презентация составлена с помощью данных Интернета.
Приложение 1
Тест
1. Период интерфазы, в течение которого происходит удвоение ДНК:
а) пресинтетический б) постсинтетический
в) синтетический г) гетеросинтетический
2. Жизненный цикл соматической клетки состоит из:
а) мейоза и интерфазы б) митоза и мейоза
в) митоза и интерфазы г) редукционного деления и интерфазы
3. Фаза митоза, во время которой происходит разделение сестринских хроматид и их превращение в дочерние хромосомы:
а) профаза б) телофаза в) метафаза г) анафаза
4. Фаза митоза, во время которой нити веретена деления приклепляются к центромерам хромосом:
а) профаза б) телофаза в) метафаза г) анафаза
5. Постоянство числа хромосом во всех клетках организма обеспечивает:
а) мейоз б) митоз в) амитоз г) партеногенез
6. Процесс образования мужских половых клеток у животных и человека:
а) митоз б) амитоз в) сперматогенез г) овогенез
7. Особенность дробления по сравнению с митозом в тканях взрослого организма:
а) низкая скорость б) отсутствие роста между делениями
в) увеличение числа клеток г) деление клеток амитозом
8. Развитие с метаморфозом происходит у:
а) паука-серебрянки б) прудовой лягушки
в) домовой мыши г) прыткой ящерицы
9. Последовательность стадий митоза следующая:
а) профаза, анафаза, телофаза, метафаза
б) профаза, телофаза. метафаза, анафаза
в) пофаза. метафаза, анафаза, телофаза
г) пофаза, метафаза, телофаза, анафаза
10. В анафазе митоза происходит:
а) выстраивание хромосом по экватору клетки и прикрепление нитей веретена деления к цетромерам
б) спирализация хромосом, состоящих из двух хроматид, расхождение центриолей и формирование веретена деления, растворение ядерной оболочки
в) расхождение хроматид к полюсам клетки
г) деспирализация хромосом. Восстановление ядерной оболочки, цитокенез.
Приложение 2
Оценочный лист
Ф.И. учащихся группы | Работа в группе по тесту (10 баллов) | Оценка работы с текстом (5 баллов) | Работа в группе по составлению кластера (5 баллов) | Защита кластера (5 баллов) | Итог 22 – 25 бал. – «5» 18 – 21 бал. – «4» 14 – 17 бал. – «3» |
1. 2. 3. 4. | | | | | |