1.Общие положения
1.1. Положение об едином орфографическом режиме в гимназии разработано с целью формирования общей культуры обучающихся и работников гимназии, подготовки обучающихся к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.
1.2.Единый орфографический режим в гимназии – это единые требования к письменной речи обучающихся и педагогических работников.
1.3.Цели введения единого орфографического режима в гимназии:
создание условий для воспитания у обучающихся бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию народов России;
повышение качества воспитания.
1.4. Задачи введения единого орфографического режима в гимназии:
повышение орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся и педагогических работников;
воспитание речевой культуры обучающихся общими усилиями педагогических работников;
эстетическое воспитание обучающихся, привитие эстетического вкуса;
формирование морально-этических норм поведения обучающихся через овладение ими культурой речи.
1.5. Настоящее Положение распространяется на всех обучающихся и педагогических работников.
2.Общие требования по выполнению единого орфографического режима в гимназии.
2.1. Администрация гимназии должна направлять, координировать работу по внедрению единого орфографического режима в гимназии, осуществлять плановый и внеплановый инспекционный контроль с целью соблюдения единого орфографического режима обучающихся и педагогическими работниками.
2.2.Каждый педагогический работник несёт ответственность за ведение любой документации в соответствии с требованиями единого орфографического режима и в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, другими нормами русского литературного языка.
2.3.Каждый педагогический работник несёт ответственность за соответствие всех вывешенных на всеобщее обозрение материалов (объявления, стенды, газеты и т.д.) орфографическим и пунктуационным нормам, другим нормам русского литературного языка.
2.4.Каждый учитель особое внимание должен уделять словарной работе с обучающимися. Необходимо использовать таблицы, плакаты с трудными словами по каждому разделу учебной программы.
2.5.Каждый учитель должен прививать обучающимся навыки работы с книгой, включая справочную литературу, словари.
2.6.Учитель-предметник несёт ответственность за правильное, грамотное оформление классной доски к уроку и во время урока. Записи на доске необходимо делать чётко, аккуратно, разборчивым почерком, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Домашнее задание записывается учителем в обязательном порядке до урока на правой стороне доски по образцу, например: «Дома: § 15, упр. № 57.», «Дома: стр. 64, отв. на вопр. 1-5.», «Дома: написать сочинение.», «Дома: составить план.» т.д.
3.Ведение дневников обучающимися
3.1.Обучающиеся обязаны иметь дневники на каждом уроке.
3.2.Записи в дневнике необходимо делать только синей пастой, аккуратно, грамотно, разборчивым почерком.
3.3.Запрещается использовать корректор.
3.4.Дневник должен иметь эстетический вид, не должен содержать рисунки, записи, наклейки, аппликации, не относящиеся к учебному процессу.
3.5.Обложка дневника должна быть подписана согласно образцу.
3.6.В начале учебного года должны быть заполнены первые страницы дневника: «Сведения о учащемся», «Сведения об учителях», «Расписание занятий», «Расписание уроков», «Расписание факультативов, дополнительных занятий, занятий кружков, секций».
3.7.Расписание уроков должно быть заполнено на текущую и следующую учебные недели.
3.8.Названия учебных предметов на страницах дневника должны быть написаны с большой буквы, названия месяцев – с маленькой.
3.9.Сокращения слов необходимо делать на последней согласной букве и ставить точку, согласно образцу.
3.10.Домашние задания должны записываться обучающимися на каждом уроке, своевременно, по требованию учителя, в полном объёме и по всем предметам.
3.11.Запись домашнего задания необходимо оформлять согласно образцу.
3.12.Запрещается выставление отметок в дневники самими обучающимися.
4.Требования к педагогическим работникам по работе с дневниками обучающихся
4.1.Классный руководитель обязан:
проверять дневники обучающихся еженедельно;
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
контролировать ведение дневников обучающимися;
выставлять своевременно текущие, четвертные и полугодовые, годовые отметки;
контролировать наличие подписи родителей обучающихся за каждую учебную неделю, за четвертные, полугодовые и годовые отметки.
4.2.Отметка за ведение дневника не ставится.
4.3.Классным руководителям и учителям–предметникам записи в дневниках обучающихся, включая отметки, необходимо делать только синей пастой, аккуратно, грамотно, разборчивым почерком.
4.4.Учителя-предметники обязаны сами выставлять отметки учащимся за устные ответы на уроке.
4.5.Замечания обучающимся для сведения родителей должны быть написаны обязательно кратко, в корректной форме.
5.Ведение тетрадей обучающимися
5.1.Ведение тетрадей по всем предметам является обязательным (кроме физической культуры, обслуживающего труда, музыки и изобразительного искусства).
5.2.Разрешаются тетради на печатной основе.
5.3.Обучающиеся должны использовать стандартные тетради, состоящие из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться с 9-го класса.
5.4.Количество тетрадей для всех видов работ определяет учитель-предметник.
5.5.Для контрольных работ, работ по развитию речи, лабораторных и практических работ заводятся отдельные тетради, которые находятся у учителя в кабинете и выдаются обучающимся только для выполнения соответствующей работы и работы над ошибками.
5.6.Записи в тетрадях необходимо делать синей пастой, аккуратно, грамотно, разборчивым почерком.
5.7.Тетради должны иметь эстетический вид. Тетради не должны содержать рисунки, записи, наклейки, аппликации, не относящиеся к предмету.
5.8.Обложка тетради должна быть подписана согласно образцу.
5.9.В тетрадях в обязательном порядке указываются: дата; где выполняется работа; вид работы; тема урока; номер упражнения, задачи, вопроса согласно образцу.
5.10.В тетрадях по русскому языку:
число и месяц выполнения работы записываются словами в именительном падеже;
на отдельной строке указывается, где выполняется работа;
на отдельной строке указывается вид работы;
в классной работе указывается тема урока;
пропускать строчки в работе запрещается;
необходимо пропускать 2 строчки между разными работами для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу.
5.11.В тетрадях по математике:
дата выполнения работы записывается арабскими цифрами; на первой строке указывается, где выполняется работа;
на второй строке указывается вид работы, тема урока;
на третьей строке указывается номер задачи, упражнения, задания;
записи необходимо начинать со второй верхней полной клетки;
между заголовком работы и работой необходимо пропускать 2 клетки;
между разными заданиями необходимо пропускать 1 клетку;
между разными работами для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу необходимо пропускать 4 клетки.
5.12.В тетрадях по любому предмету обязательны поля с внешней стороны. Запрещается на полях делать записи без указания учителя.
5.13.Текст в тетрадях должен быть разделён на смысловые абзацы. В начале абзаца необходимо соблюдать «красную строку».
5.14.Схемы, рисунки, подчёркивания необходимо выполнять только по указанию учителя. Обязательно аккуратно, с помощью линейки, простым карандашом; по указанию учителя пастой любого цвета, кроме красного.
5.15.Исправлять орфографическую ошибку необходимо следующим образом: неверно написанную букву зачёркивать косой линией сверху вниз справа налево; часть слова, слово (а), предложение (я) зачёркивать тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого написать наверху над строчкой верную букву (ы), слово (а), предложение (я).
5.16.Исправлять пунктуационную ошибку необходимо следующим образом: неверно написанный пунктуационный знак зачёркивать косой линией сверху вниз справа налево, вместо зачёркнутого написать верный знак.
5.17.Запрещается заключать неверные написания в скобки.
5.18.Запрещается для исправления использовать корректор.
5.19.Запрещается делать записи, подчёркивания, рисунки, графики и т.д. красной пастой, красными чернилами.
5.20.Запрещается записывать домашние задания в тетрадях (только в дневниках).
5.21.Работа над ошибками с целью предупреждения повторения аналогичных ошибок обязательна во всех тетрадях по всем предметам после каждой работы. Порядок работы над ошибками определяет учитель.
6.Требования к учителям по работе с тетрадями обучающихся
6.1.Каждый учитель обязан проверять тетради обучающихся, исправляя орфографические и пунктуационные ошибки или указывая на них (контрольные работы).
6.2.Подчёркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
6.3.Запрещается при проверке использовать ручку с синей пастой, карандаш, корректор.
6.4.Каждый учитель обязан требовать от обучающихся выполнения работы над ошибками после каждой работы. Отметки за работу над ошибками выставляются в классный журнал по усмотрению учителя с учётом значимости и объёма работы. Отметки «2» за работу над ошибками в классный журнал не выставляются.
6.5.Все контрольные работы обязательно оцениваются. Все отметки за контрольную работу, контрольное изложение, контрольное сочинение, включая отметки «2», выставляются в классный журнал.
6.6.Все самостоятельные, проверочные работы обязательно проверяются и оцениваются. По усмотрению учителя отметки «2» могут быть не выставлены в классный журнал.
6.7.Классные и домашние письменные работы оцениваются. Отметки в классный журнал ставятся за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
6.8.При оценивании работ учитель руководствуется нормами оценки учебных достижений обучающихся по предмету.
Оптимальная периодичность проверки тетрадей учащихся, в которых выполняются классные и домашние работы по русскому языку и литературе
| Русский язык |
5 класс | после каждого урока у всех учеников |
6 класс | первое полугодие – после каждого урока у всех учеников, второе полугодие – после каждого урока у слабых учеников, а у сильных – наиболее значимые по своей важности, но не менее 1 раза в неделю у всех учащихся |
7-9 класс | после каждого урока у слабых учеников, а у сильных – наиболее значимые по своей важности, но не менее 1 раза в неделю у всех учащихся |
10-11 класс | после каждого урока у слабых учеников, выборочно, наиболее важные работы, но не реже одного раза в месяц у всех учащихся |
| Литература |
5-8 класс | 1 раз в неделю - у слабых учеников, выборочно; не реже одного раза в месяц у всех учащихся |
9-11 класс | не реже одного раза в месяц у всех учащихся |
Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
Оценка за ведение тетради по русскому языку и литературе выставляется один раз в месяц у всех учащихся.
Сроки проверки контрольных и самостоятельных работ
Вид работы | Срок проверки |
Диктант (5-11 класс) | к следующему уроку |
Изложение и сочинение (5-8 класс) | в течение 5 дней |
Изложение и сочинение (9-11 класс) | в течение 8-10 дней |
Контрольное тестирование | к следующему уроку |
В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-9 классов по русскому языку учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик; в тетрадях «слабых» учеников зачеркивает неверно написанную букву или пунктуационный знак, вместо зачеркнутого надписывает нужную букву или пунктуационный знак;
на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I — орфографическая ошибка, V —пунктуационная);
при проверке изложений и сочинений в 5-9 классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает недочеты в содержании – знаком С (фактические ошибки знаком Ф, логические — знаком Л), речевые — знаком Р, грамматические — знаком Г.
подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);
проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;
после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.
Первая оценка ставится за содержание и речь. Перед нею записывается число ошибок в содержании и число речевых недочетов.
Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.
В целом запись будет выглядеть так:
0-2 4
3-3-1 3
Все контрольные работы оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.
За диагностические и обучающие работы оценки «2» и «3» могут выставляются по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по русскому языку оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
В качестве домашнего задания предлагаются те же виды упражнений (кроме диктанта), которые учащиеся выполняли на уроке.
При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки ЗУН школьников.
После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы и оценивается на усмотрение учителя.
Требования по оформлению письменных творческих работ по русскому языку и литературе
1. Указывать вид работы с прописной буквы по центру тетради.
Например: Изложение. Сочинение. Рассказ. Рецензия и т. д.
2. Тему сочинения записывать полностью, без сокращений по центру тетради.
Именительный темы не предполагает в конце знака препинания, кроме особых случаев (вопросительного и восклицательного знаков, многоточия).
Например: Дом, который построю я...; Символические образы в пьесе А. А. Чехова «Вишневый сад».
Не допускаются записи типа: Сочинение на тему: «Дом, который построю я...»
3. Название темы пишется без кавычек, за исключением цитат из произведений.
Например: «Гений и злодейство - две вещи несовместны» (А. С. Пушкин.)
4. Эпиграф записывается без кавычек с внешней (правой) стороны тетради. После эпиграфа ставится точка. На следующей строчке указывается автор, название произведения берется в кавычки. После ФИО автора и названия произведения ставятся точки.
Например:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Б. Л. Пастернак. «Гамлет».
5. Цитата оформляется следующим образом:
1) Заключается в кавычки, если записывается как прямая речь.
В начале лекции учитель привел известный афоризм: «Все дороги ведут в Рим».
2) Если цитируются стихотворные строки, то после слов автора ставится двоеточие, цитата в кавычки не заключается.
В посвящении к «Евгению Онегину» написано:
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
3) Если цитата оформляется как косвенная речь и входит в придаточное предложение, то берется в кавычки, но пишется со строчной буквы.
Говоря о поэзии Пушкина, критик писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам русский мир».
Образец оформления:
Двенадцатое декабря. Изложение. Забытые герои | Двенадцатое декабря. Сочинение. Образ Пугачева в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам. А. С. Пушкин. «Бесы». |
Порядок проверки письменных работ учителем
1. Тетради учащихся, в которых выполняются классные, домашние и другие виды работ проверяются:
в 5-х классах после каждого урока у всех учащихся;
в 6-9 классах перед началом новой темы, а также путем фронтальной проверки, в остальных случаях выборочно. При этом во всех случаях каждая тетрадь должна проверяться не реже одного раза в неделю;
в 10-11 классах тетради проверяются выборочно, но не менее трех раз в месяц.
2. Особое внимание следует уделять формированию у учащихся
правильного и аккуратного почерка, навыков оформительской культуры.
3. Контрольные работы проводятся после изучения тем программы в соответствие с
тематическим планированием. При планировании контрольных работ необходимо предусмотреть равномерное распределение в течение всей четверти. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первые дни после четверти, праздников, на первых и последних уроках.
Решить следующие вопросы
1.Оценка за сочинение по литературе.(За грамотность ставить в язык с пометкой «Сочинение»
2.Выставлять ли оценку за тетрадь и как часто.
3. Исправлять или подчеркивать орфографические и пунктуационные ошибки.
4.Какую запись ставить, если работа не оценивалась.
5.Выделять ли графы «Наизусть», «Тетрадь»
6.Обозначение ошибок
8