СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о едином орфографическом режиме в 1-4 классах

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации о едином оформлении рабочих тетрадий и другое 

Просмотр содержимого документа
«Положение о едином орфографическом режиме в 1-4 классах»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования «Ступени»





РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО



Вологина А.О.

Протокол №2 01.11.2023г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УМР

Неупокоева В.В.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»

Шкляр Н.В.

Приказ _________________








Положение о соблюдении единого орфографического режима и нормах оценивания работ обучающихся в 1-4 классов

«Центра образования «Ступени»













Составитель: Вологина А.О.

руководитель ШМО

учителей начальных классов









Биробиджан, 2023 г.


Положение о едином режиме в начальной школе

  1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями, регулирующими деятельность образовательной организации. 1.2 Положение разработано с целью устранения разночтений в оформлении письменных работ обучающихся по всем позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам, воспитания культуры оформления письменных работ и формирования соответствующих навыков по ведению тетрадей. Оно определяет порядок ведения и проверки ученических тетрадей, письменных работ в начальной школе. 1.3 Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как: а) являются частью воспитания внутренней культуры обучающихся; б) воспитывают уважение обучающихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы; в) формируют навык самоконтроля, так как у обучающихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более внимательно проверять, и перепроверять свою работу; г) организуют обучающихся для более внимательного выполнения работы. 1.4. Единый орфографический режим является обязательным для применения всеми учителями и обучающимися 1-4 классов при оформлении тетрадей.


    2. Порядок ведения тетрадей обучающихся

Все записи в тетрадях должны вестись каллиграфически аккуратным, четким и разборчивым почерком. Пользоваться шариковой ручкой синего цвета. Все подчёркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом (Приложение 1)

    1. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).

    1. Во всех тетрадях выделяются следующие виды работ:

    • классная,

    • домашняя,

    • работа по совершенствованию каллиграфического навыка,

    • работа над ошибками (когда в этом есть необходимость).

2.3 При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов. В ходе работы строчки не пропускаются. Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см. Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

2.4. Тетради подписываются по следующему образцу:


Тетрадь

для работ

по русскому языку

ученика(цы) ____ класса

ЦО «Ступени»

г. Биробиджана

Ф.И.

Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке
Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа.
Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя


Например,

Тетрадь

для (контрольных) работ

по русскому языку (математике)

ученика(цы) 2 класса

ЦО «Ступени»

г. Биробиджана

ФИ уч-ся в родительном падеже


Тетрадь

для работ

по развитию речи

ученика(цы) 2 класса

ЦО «Ступени»

г. Биробиджана

ФИ уч-ся в родительном падеже



Тетради обучающихся для 1-го класса подписывает сам учитель. Обучающиеся начинают подписывать тетради самостоятельно (под руководством учителя) со 2 класса (2 полугодие).

2.5. Дата выполнения работ в тетради по математике указывается числом и полным названием месяца (5 сентября), а в тетрадях по русскому языку (со второго полугодия 2 класса) - словами в именительном падеже посередине строки (Пятое сентября).

2.6. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру. Например,

Классная работа.

Домашняя работа.

Работа над ошибками.

2.7. Работы проверяются учителем чернилами красного цвета.

2.8. Учитель имеет право делать в тетради записи, касающиеся только непосредственно проверяемой работы. Запрещается делать в тетради записи, касающиеся поведения обучающихся.

2.9.В качестве отметки, начиная со 2-го класса, может быть использован только один из следующих символов: «2», «3», «4», «5». Допускается выставление нескольких отметок за каждый вид деятельности (в том числе и через дробь, диктант с грамматическим заданием - 5/4; сочинение, изложение для обучающихся 4 классов - 4/5).


3. Оформление письменных работ по русскому языку


    1. Обучающиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку во 2-ом классе определяет сам учитель, но только при наличии у каждого ученика успешно сформированного навыка письма. Однако этот переход должен осуществляться не позднее 3 класса.

    2. После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей.) Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строка не пропускается.

    3. Методика проведения «минуток чистописания» требует содержания, объёма и периодичности проведения: 1-2 класс - 1 строка - ежедневно; 3 - 4 класс – 2 строки – ежедневно. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку.

    4. Ученик обязан при записи текста в тетради соблюдать красную строку, записывать стихотворный текст по строкам (без красной строки), соблюдая авторские знаки.

    5. Подчеркивание выполняется аккуратно карандашом и только по линейке. Ошибки исправляются следующим образом:

-неверно написанная буква зачеркивается косой линией, вместо зачеркнутого сверху пишется нужная буква;

-части слов, слова, предложения зачеркиваются тонкой горизонтальной линией;

- неверные написания в скобки не заключаются;

-неверно выполненные соединения и начертания букв выносятся учителем в виде образца на поля тетради.

3.6 При оформлении контрольных работ по русскому языку записывается вариант, вид работы и строкой ниже – её название (без точки).

Например,

Вариант 1

Диктант

В тайге

3.7. Слово упражнение пишется полностью с 3 класса. Во 2 классе допускается краткая и полная форма записи (по центру строки). Образец:

Упражнение 234 (3-4 кл.)

Упр.234 (2 кл.)

3.8. В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой (строчной) буквы. Знаки препинания не ставятся. Например,

ветер

восток

песок

3.9. При записи слов в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую, в конце записи ставится точка. Например,

Ветер, восток, песок.

3.10 При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные буквы: глухой – глух., звонкий – зв., согласный –согл., твёрдый – тв., существительное – сущ., прилагательное- - прил., глагол - гл., предлог – пр., мужской род – м. р., женский род – ж. р, средний род – ср. р., прошедшее время– пр. вр., настоящее время – н. вр., будущее время – буд. вр., единственное число – ед. ч., множественное число - мн. ч. Названия падежей указываются заглавной буквой. (И.п., Р.п., Д.п., Т.п., В.п., П.п.).

3.11. Обозначения над словами выполняются простым карандашом. Все подчеркивания делаются только по линейке простым карандашом. Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.


4. Оформление письменных работ по математике


    1. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки вниз (на пятой клетке начинается следующая работа) и 10 клеток от начала строки.

    2. Между разными видами работ в классной и домашней работах отступаются две клетки вниз.

    3. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступается три клетки вправо (пишем на четвёртой).

    4. Принятые международные сокращения такие как: кг, дм, см, га, м, мм и т.д. записываются кратко. После сокращений точка не ставится.

    5. В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради. При записи на новой странице сверху отступается одна клетка.

    6. В тетрадях отмечаются номер заданий по центру страницы. Например, № 5.

4.7. Оформление задач требует соблюдения принятых норм. Краткая запись оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с заглавной буквы. Существует несколько форм записи решения задач:

по действиям;

по действиям с записью;

по действиям с записью вопроса;

выражением;

уравнением

4.8. Порядок действий в задаче, если их более 2-х, нумеруется цифрой: 1), 2) и т.д. Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В 1-ом классе ответ записывается кратко. После завершения букварного периода обучающиеся записывают полный ответ

4.9. При оформлении решения выражений на порядок действий следует соблюдать следующие нормы: записать выражение полностью;

указать цифрами над знаками порядок выполнения действий;

расписать выполняемые действия по порядку (применяя письменные приёмы вычислений), отступив вниз одну клетку;

записать окончательное значение выражения.

    1. Оформление записи при решении уравнений производится с основой на рекомендации в УМК.

    2. Оформление записи задач геометрического типа. Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Результаты измерений подписываются ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, заглавным буквами латинского алфавита. Чертёж фигуры выполняется лишь тогда, когда это определено условием задачи.

    3. При оформлении ответов в математическом диктанте следует соблюдать следующие требования:

  • записывать только ответы в строчку, отступая одну клетку вправо;

  • рядом с числом писать наименования единиц измерения и предлоги на, в … раз, т.д.

Образец: 675, 564, на78, в7раз.


      1. Нормы оценок в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ


    1. Выставляемые оценки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья не могут быть приравнены к оценкам обучающихся не имеющих таких ограничений.

    2. При планировании предполагаемых результатов по освоению адаптированных образовательных программ по предметам, педагогам необходимо определить уровень возможностей каждого обучающегося, исходя из его потенциальных возможностей и структуры дефекта, согласно которому использовать определённые критерии оценивания знаний по предметам и успешности его продвижения.

    3. Контрольную работу следует проводить по отработанной теме. В один учебный день в одном классе допустимо проводить только одну письменную контрольную работу, а в течение учебной недели - не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни недели.

    4. В школе проверяются и оцениваются все письменные работы. При оценке знаний, умений и навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности речевого развития обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем потенциальных возможностей можно предлагать более легкие варианты заданий. При оценке письменных работ обучающихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и т.п.).


5.5 Оценка письменных работ по математике


Работа, состоящая из примеров:

«5» - без ошибок.

«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки (кроме решения задач).

«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

«2» - 5 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач:

«5» - без ошибок.

«4» - 1-2 негрубых ошибки.

«3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа:

«5» - без ошибок

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«3» - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«2» - 4 и более грубые ошибки.

Контрольный устный счет:

«5» - без ошибок.

«4» -1-2 ошибки.

«3» - 3-4 ошибки.

Грубые ошибки:

  1. Вычислительные ошибки в примерах и задачах.

  2. Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.

  3. Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия).

  4. Не решенная до конца задача или пример.

  5. Невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

  1. Нерациональный прием вычислений.

  2. Неправильная постановка вопроса к действию при задачи.

  3. Неверно сформулированный ответ задачи.

  4. Неправильное списывание данных (чисел, знаков).

  5. Не доведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».

Проверочные работы:

Цель: проверка знаний, умений, навыков обучающихся.

Самостоятельная работа:

  • а) должна присутствовать на каждом уроке;

  • б) предусматривает помощь учителя;

  • в) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.

Цель работы:

  1. закрепление знаний;

  2. углубление знаний;

  3. проверка домашнего задания;

Начиная работу, сообщите детям:

  1. время, отпущенное на задания;

  2. цель задания;

  3. в какой форме оно должно быть выполнено;

  1. как оформить результат;

  2. какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание)

2. Контрольная работа

  • а) задания должны быть одного уровня для всего класса;

  • б) задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5», обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;

  • в) оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные исправления;

  • г) контрольная работа выполняется на уроке (в течение 45 минут), не допускается переписывание контрольной работы после ее выполнения и изменение полученной отметки;

  • д) неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка).

5.6 Оценка письменных работ по русскому языку

Диктант

Объем диктанта и текста для списывания:




Классы

Четверти

I

II

III

IV

2

15-20

20-25

25-30

30-35

3

40-45

45-50

50-55

55-60

4

60-65

65-70

70-75

75-80

Оценки.

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учет ошибок в диктанте:

1.Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).

2. Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».

Ошибкой считается:

  • нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;

  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);

  • отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы. В 4 классе помимо орфографических ошибок учитываются и пунктуационные ошибки.

Примечание.

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал обучающийся, не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание.

Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык, не только количество, но и характер ошибок.

Грамматическое задание

Оценки:

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.

«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.

«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.

«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы)

Объем словарного диктанта:

Классы

Количество слов

1

7_8

2

10_12

3

12_15

4

до 20

Оценки:

«5» -без ошибок.

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» -3-5 ошибок

Тест

Отметки:

«5» - верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий.

«3» - верно выполнено 1/2 заданий.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные

(1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» - совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.

Примечание.

Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.

Критерии и нормы оценивания по русскому языку для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями опорно-двигательного аппарата иные, так как это связано с особенностями их психофизического и речевого развития (Приложении 2).


6. Организация работы над ошибками


6.1. Наиболее эффективным будет систематическое выполнение работы над ошибками в рабочих тетрадях. С целью активизации учебной деятельности обучающихся в процессе выполнения работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению ошибок, учителям рекомендуется использовать различные способы исправления ошибок в тетрадях учащихся.

6.2. Необходимо обратить внимание на количество слов, предъявляемых для работы над ошибками, оно должно быть посильным и определяется индивидуально для каждого ученика.

6.3. При проверке изложений и сочинений исправляются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые и грамматические (подчеркиваются волнистой линией).

6.4. К фактическим ошибкам относятся существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл высказывания; к логическим ошибкам относятся пропуск необходимых слов, отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте, нарушение последовательности высказывания, нелепые парадоксальные суждения; к речевым ошибкам – употребление слов в несвойственном ему значении, повторение одних и тех же слов, нарушение лексической сочетаемости слов, употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной окраски, употребление диалектных, просторечных слов, неправильное словоизменение или словообразование, ошибки в построении словосочетаний и предложений.

6.5. Работа над ошибками после написания изложений и сочинений обязательна и включает в себя исправление речевых, логических, фактических ошибок. Работа над ошибками может проводиться на следующий день. Более эффективной является работа над ошибками, проводимая не только на следующий день после написания изложений и сочинений, но дополнительно через продолжительный период времени (1-2 недели). Учитель имеет право чередовать эти подходы.

Необходимость выполнения работы над ошибками после контрольной работы, как по русскому языку, так и по математике определяется учителем по итогам поэлементного анализа работ.

6.6. Учитель помечает ошибки следующим образом:

    подчёркивает ошибку,

    зачёркивает ошибку,

    подписывает правильный ответ,

    выносит поясняющие пометки на поля:

V – «галочка» - пунктуационная ошибка,

I – «палочка» - орфографическая ошибка


      7. Нормы и оценка техники чтения в начальной школе

Проверка навыков чтения обучающихся проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием текстов учебной книги, произведений, рекомендованных для внеклассного чтения, путем специального опроса по чтению, пересказа и комбинированного опроса.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка овладения обучающимися правильности чтения, беглости и выразительности чтения и понимания содержания прочитанного (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале очередного года навыки чтения проверяются по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

При оценке навыков чтения не учитываются следующие речевые нарушения обучающихся:

  • нарушения темпа речи;

  • нарушение произношения;

  • заикание;

  • органические и функциональные нарушения голоса.

1 КЛАСС

Отметка по проверке навыков чтения не ставится, но постоянно ведется наблюдение за овладением навыками чтения обучающимися.

Объем прочитанного должен быть не менее 1/4 страницы.

В течение первого года обучения проводится текущая проверка становления элементарного навыка чтения без выставления отметки.

Основными объектами проверки в 1 -ом классе являются умения обучающихся анализировать слого-звуковой состав слов, читать плавно, по слогам слова, предложения, короткие тексты с изученными буквами. В конце первого года обучения проверяется первоначальный навык в соответствии с первоначальными требованиями программы, а именно: учащиеся должны овладеть правильным и плавным слоговым, осмысленным чтением текстов при темпе 20 в минуту.

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

  • в I полугодии читают плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со скоростью не менее 25 слов в минуту;

  • во II полугодии целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со скоростью не менее 30 слов в минуту.

Результаты проверки получают выражение в форме устных оценочных суждений учителя.


2 КЛАСС

Итоговые проверки навыка чтения проводятся два раза в год: в конце I и II полугодия.

Отметка «5» ставится ученику, если он:

  • читает правильно, понимает содержание прочитанного;

  • в I полугодии читает плавно, осмысленно по слогам, отдельные простые слова умеет читать целиком, темп чтения не менее 35 слов в минуту;

  • во II полугодии читает плавно, целыми словами (отдельные трудные слова читает по слогам), со скоростью не менее 40 слов в минуту;

  • верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующие знаки препинания в конце предложения;

  • умеет правильно отвечать на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту, твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

                    Отметка «4» ставится ученику, если он:

        • понимает основное содержание прочитанного;

        • в I полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 30 слов в минуту;

        • во II полугодии читает плавно, целыми словами (трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 35 слов в минуту, допускает при чтении 1 -2 ошибки в словах, в расстановке ударений, при соблюдении пауз и интонации в конце предложения;

        • правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя;

        • знает наизусть стихотворение, но допускает при чтении перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет допущенные неточности.

              Отметка «3» ставится ученику, если он:

- осваивает содержание прочитанного только с помощью учителя;

  • в I полугодии читает отрывисто, по слогам (отдельные слова читает целиком), со скоростью не менее 25 слов в минуту;

  • во II полугодии читает плавно, по слогам отдельные слова читает целиком), темп чтения не менее 30 слов в минуту, не соблюдает пауз между словами и предложениями;

  • пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя;

  • знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.

      Отметка «2» ставится ученику, если он не понимает прочитанный текст даже с помощью вопросов учителя. Допускается словесное оценивание «Не справился».

    • в I полугодии читает по буквам, темп чтения менее 20 слов в минуту;

    • во II полугодии читает отрывисто, по слогам, с элементами побуквенного чтения со скоростью 25 слов в минуту;

    • не воспроизводит текст по вопросам учителя;

    • при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного.

      3 КЛАСС

      Отметка «5» ставится ученику, если он:

    • правильно понимает смысл прочитанного;

    • в I полугодии читает целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры по слогам), без ошибок, со скоростью не менее 50 слов в минуту;

    • во II полугодии читает целыми словами, темп чтения не менее 60 слов в минуту;

    • читает текст выразительно, соблюдает логические ударения, паузы;

    • самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;

    • понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения, действующих лиц, описаний природы и т.д.;

    • твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

      Отметка «4» ставится ученику, если он:

    • правильно понимает основное содержание прочитанного;

    • в I полугодии читает текст выразительно целыми словами (отдельные, трудные слова читает по слогам), темп чтения не менее 45 - 50 слов в минуту;

    • во II полугодии темп чтения не менее 55 слов в минуту, при чтении допускает 1 - 3 ошибки в словах в соблюдении пауз и логических ударений;

    • знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки.

      Отметка «3» ставится ученику, если он:

    • смысл прочитанного текста устанавливает с помощью учителя;

    • в I полугодии читает по слогам, и только отдельные слова читает целиком, темп чтения 40 слов в минуту;

    • во II полугодии читает текст целыми словами, но с элементами слогового чтения, монотонно, темп чтения 45 слов в минуту;

    • допускает речевые ошибки, исправляет их с помощью учителя; воспроизводит наизусть стихотворение, но текст знает нетвердо.

      Отметка «2» ставится ученику, если он:

    • в I полугодии читает монотонно, по слогам, темп чтения 30 слов в минуту;

    • во II полугодии читает по слогам, только отдельные слова читает целиком, темп чтения 35 слов в минуту;

    • искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов;

    • при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения. Допускается словесное оценивание «Не справился».

      4 КЛАСС

      Отметка «5» ставится ученику, если он:

    • правильно и полно понимает содержание прочитанного;

    • читает бегло, целыми словами, с соблюдением основных норм литературного произведения;

    • в I полугодии темп чтения не менее 70 слов в минуту;

    • во II полугодии - не менее 80 слов в минуту;

    • полно, кратко и выборочно пересказывает текст, самостоятельно составляет простейший план, выявляет основной смысл прочитанного;

    • знает и выразительно читает наизусть стихотворение.

      Отметка «4» ставится ученику, если он:

    • правильно понимает основное содержание прочитанного;

    • читает целыми словами, используя основные средства выразительности;

    • в I полугодии скорость чтения не менее 65 слов в минуту;

    • во II полугодии - не менее 75 слов в минуту, при чтении допускает 1 -3 ошибки;

    • знает наизусть стихотворение, но при чтении допускает 1 -2 ошибки, которые исправляет самостоятельно.

      Отметка «3» ставится ученику, если он:

    • понимает содержание прочитанного с помощью учителя;

    • в I полугодии читает монотонно, целыми словами (единичные слова с элементами слогового чтения), скорость чтения не менее 60 слов в минуту;

    • во II полугодии читает невыразительно, целыми словами, темп чтения не менее 70 слов в минуту, допускает от 4-5 ошибок;

    • воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправляет их только с помощью учителя.

      Отметка «2» ставится ученику, если он:

    • не может пересказать текст, выделить главную мысль прочитанного, составить план;

    • в 1 полугодии читает текст в основном по слогам (только отдельные слова читает целиком), допускает большое количество ошибок;

    • во II полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок;

    • при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения. Допускается словесное оценивание «Не справился».

8. Оценка работ по окружающему миру (2-4 класс)

При проверке знаний, умений и навыков учитываются:

  • понимание содержания статьи при пересказе и воспроизведении на слух;

  • логичность построения ответа;

  • знание терминологии (по изучаемой теме);

  • практическое применение полученных знаний и умений. «5»

  • учащийся правильно употребляет в речи лексику по изучаемой теме;

  • строит рассказ в соответствии с программными требованиями и материалом предмета;

  • правильно ставит вопрос, владеет навыками сжатого и полного пересказа;

  • самостоятельно строит высказывания, излагает материал логично и последовательно. «4»

  • учащийся допускает 3-4 ошибки при употреблении лексики по изученной теме;

  • нуждается в помощи при построении сложных предложений;

  • требует помощи в логическом построении предложения, диалога; «3»

  • учащийся недостаточно владеет лексикой по изученной теме;

  • употребляет при пересказе простые предложения;

  • нуждается в систематической помощи учителя при построении самостоятельных высказываний;

  • дает краткие односложные ответы на поставленные вопросы;

  • не может объединить отдельные высказывания в логической последовательности. «2»

  • учащийся не овладел учебным материалом. Допускается словесное оценивание «Не справился».


9. Осуществление контроля


  1. Контроль за порядком ведения и проверкой тетрадей осуществляет заместитель директора по УВР совместно с руководителем ШМО.

  2. Отметки по результатам текущего контроля выставляются учителем в электронный журнал.

  3. Для информирования родителей (законных представителей) отметки по результатам текущего контроля дублируются в электронном дневнике (в случае необходимости сообщаются дополнительно по телефону).

  4. Итоговые отметки по результатам текущего контроля выставляются в электронном журнале по окончании каждой учебной четверти.

  5. В конце учебного года выставляются годовые итоговые отметки, которые заносятся в электронный журнал.

  6. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выставляется:

  • за каждую учебную четверть и за год знания, умения и навыки обучающихся оцениваются отметкой;

  • основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ, наблюдений учителя за повседневной работой ученика;

  • при проведении контрольного урока осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к обучающимся, который реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в соответствии с уровнем освоения программы каждым учеником;

Система оценивания включает в себя две составляющие - качественную и количественную.

  • Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т. д.

  • Количественная составляющая позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.

  • Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития и обученности каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

В случае не усвоения обучающимся программного материала по предмету информировать родителей (законных представителей) под роспись.

Правильность ведения текущего контроля успеваемости обучающимся отслеживает заместитель директора по качеству образования.

Положение о системе оценивания детей с ОВЗ, после рассмотрения его на школьном-методическом объедении, утверждается и вводится в действие приказом директором школы. Изменения и дополнения в Положение вносятся и утверждаются в том же порядке.






































Приложение 1









































Приложение 2

Критерии и нормы оценок по русскому языку в начальной школе

в соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ТНР, НОДА


«Обучение грамоте»

1 (дополнительный) – 1 класс:

В 1 (дополнительном) и 1 классах система оценивания – безотметочная, используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы. Результат продвижения первоклассников в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня формирования учебных навыков.

Письмо. При выявлении уровня развития умений и навыков по письму необходимо учитывать развитие каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии, сформированность устной речи. Общая продолжительность письма на уроке не должна превышать 5-7 минут, а длительность непрерывного письма 4-х минут. В 1 дополнительном и 1 классах на проверочную работу отводится не более 20 минут. В 1 классе в конце учебного года должны при проверке отслеживаться следующие требования:

  • объем словарного диктанта 7-8 слов, диктанта 10-15 слов, написание которых не расходится с произношением;

  • устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;

  • записывать по памяти небольшой текст (1-2 предложения);

  • писать печатным и рукописным шрифтом, соблюдая правила каллиграфии.

Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.

Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине) и 1-2 негрубых недочета.

Низкому уровню развития каллиграф навыка соответствует письмо, которое в целом, не соответствует многим из перечисленных выше требования, небрежное, неразборчивое, с помарками.

К числу негрубых недочетов относятся:

-частичное искажение формы букв;

- несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв;

- наличие неправильных соединений, искажающих форму букв;

- выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;

- крупное и мелкое письмо;

- отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.

Орфография.

Высокому уровню развития навыков, умений по орфографии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и предыдущему материалу.

Среднему уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.

Низкому уровню развития ЗУН по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.

Критерии оценивания по предмету «Русский язык»

2 – 4 классы:

Грамматика и правописание

Оценка знаний осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого программного материала. Их содержание и частота определяется учителем с учётом специфики изучаемой темы, степенью её сложности, а также особенностями речевого развития учащихся каждого класса.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значимых тем программы в каждой учебной четверти, полугодии.

Время проведения итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составленным руководителем школы по согласованию с учителем. В один учебный день в классе следует давать только одну письменную итоговую контрольную работу, в течение недели – не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник, в пятницу.


Оценка контрольных диктантов

С помощью контрольных диктантов проверяются навыки правописания, поэтому диктант оценивается одной оценкой.

В контрольной работе, включающей диктант и дополнительное задание (фонетический, грамматический и прочие разборы), ставятся две отметки (отдельно за каждый вид работы).

На проверочную работу отводится во 2 и 3 классах – не более 35 минут, в 4 классе – до 40 минут.

Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо при диктовке записать на доске.

В текущем контрольном диктанте основную часть могут составлять слова на только что изученные правила, а в итоговом контрольном диктанте – и слова на правила, отработанные ранее.

Объем слов диктанта увеличивается постепенно, в каждой четверти на 4-6 слова, за год на 12-15 слов.


Объем материала для диктанта по классам (рекомендации на конец года)


Класс

Объем диктанта

1 полугодие

2 полугодие

1

-

10_15

2

20-25

25-35

3

35-40

40-45

4

45-55

55-65

Примечание. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть сокращен на 10-12 слов.

Диктант оценивается так:

Отметка «5» ставится, если нет орфографических ошибок.

Допустимо одно исправление и 1-2 дисграфические ошибки, связанные с выраженным дефектом речи ребенка.

Отметка «4» ставится, если допущено 1-3 орфографические ошибки и не более 2 - дисграфических ошибок. Повторение ошибочного написания одного и того же слова несколько раз считается за одну ошибку (например, в слове «ножи» дважды и более на конце написана буква «Ы». Если подобная ошибка встречается в другом слове, она считается еще за одну ошибку).

Отметка «3» ставится, если допущено 4-7 орфографических ошибок и не более 4-5 специфических ошибок.

Отметка «2» ставится, если допущено 8-9 орфографических и более 4 дисграфических ошибок.

Примечание: 

1) У вновь поступивших учащихся проверка знаний и умений осуществляется лишь на материале, который уже проработан с учащимися с ТНР, НОДА.

2) У обучающихся с нарушениями общей моторики и мелких мышечных движений кисти рук и пальцев объем материала для диктанта может быть уменьшен.

3) Учащимся, имеющим нарушения моторики, не следует снижать оценку за почерк.

4) Детям, страдающим сенсорной алалией или афазией, вместо слухового диктанта предлагается списывание текста с пропущенными орфограммами на правила, предусмотренные программными требованиями.

В письменных работах учащихся наблюдаются специфические (дисграфические) ошибки, обусловленные дефектным овладением звуковым и морфологическим составом слова, недоразвитием речи в целом. Специфические ошибки следует рассматривать в индивидуальном плане для каждого ученика.

К числу специфических ошибок (дисграфических) относятся:

Искажение звуко-буквенного состава слова:

а) смешения и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку по способу и месту образования (например, звонкие и глухие, твердые и мягкие, шипящие и свистящие, соноры и др.: «папуск» вместо бабушка, «тверь» вместо дверь, «Лупа» вместо Люба, «салас» вместо шалаш, «топол» вместо топор).

б) нарушения структуры слова (пропуски, добавления или перестановки отдельных слогов или частей слова, раздельное написание частей слова: «двевь» - дверь, «граниф» - графин, «уви-дела» - увидела).


Оценка грамматических заданий

При оценке выполнения дополнительного задания к диктанту следует руководствоваться следующими положениями:

Отметка «5» ставится, если правильно все задание;

Отметка «4» ставится, если правильно выполнено не менее ¾ задания;

Отметка «3» ставится, если выполнено не менее половины задания;

Отметка «2» ставится, если выполнено менее половины задания;


Оценка изложений и сочинений

С помощью изложений и сочинений проверяется умение правильно излагать содержание текста, правильно построить предложение и поставить соответствующие знаки препинания. В изложениях и сочинениях оценивается содержание, стиль, грамотность.

Изложения вводятся с 3 класса, сочинения со 2-го полугодия 3 класса.

В 3 классах предлагаются тексты повествовательного характера, легко делимые на части, с небольшим количеством незнакомых слов. План изложения составляется под руководством учителя. В 3 классе в течение года должно быть написано не менее 4 изложений.

В 4 классе тексты повествовательного характера усложняются по содержанию и построению, вводятся элементы описания. План изложения составляется коллективно под руководством учителя. В течение учебного года должно быть написано от 5 до 8 изложений.

Примерный объем текстов для изложений к концу учебного года:

3 класс – 30-40 слов;

4 класс – 50-60 слов;

При выставлении оценки следует руководствоваться следующими нормативами:

Отметка «5» ставится, если изложение полностью соответствует теме (тексту) и составленному плану.

Отметка «4» ставится, если изложение в основном соответствует теме (тексту); может быть допущено незначительные ошибки по содержанию.

Отметка «3» ставится, если изложение недостаточно полно и точно отражает тему.

Отметка «2» ставится, если изложение не соответствует теме (пропущены или искажены важные события, главные части).


К числу дисграфических ошибок относятся искажение звуко-буквенного состава слова и нарушения структуры можно отнести:

1. Замены слов (например, ситуационные замены – «цветы» вместо клумбы, «вода» вместо фонтана, «лед» вместо каток; замены названия части предмета или его деталей названием целого – «платье» вместо воротник, «машина» вместо кузов; замены слов, обозначающих общие понятия, частным понятием и наоборот – «ботинки» вместо обувь, «тарелка» вместо посуда; взаимозамены предмета и действия, предмета и качества – «топор» вместо рубить, «краски» вместо рисовать, «крышка» вместо железная и др.);

- смысловые замены, когда используются слова с более широким или более узким значением «подрезает» вместо косит; замены слов по морфологическому составу, например, ошибки в глагольных приставках – «наливает» вместо поливает, «убирает» вместо собирает; смешения видов глаголов – «ел» вместо съел.

- замены слов по звуковому сходству «обод» вместо «хобот».

2. Стилистические ошибки:

а) ошибки в употреблении предлогов, смешения предлогов, пропуски, добавления предлогов, слитное написание предлогов («Заугла выехала машина», «Полчаса пойдем гулять», «науглу» и др.);

б) ошибки в управлении («красить кисть», «рисует мел»);

в) слитное написание ряда слов в предложении («гудубок» вместо гудит гудок).

При оценивании творческих работ дисграфические ошибки не учитываются.


Оценка устных ответов по грамматике и правописанию.

Отметка «5» ставится ученику, если он дает правильные и полные ответы на все поставленные вопросы (может быть допущена 1-2 ошибки в речи), обязательно подтверждает ответ примерами, распознает в предложенном тексте изученные грамматические явления, умеет объяснить написание слов и употребление знаков препинания.

Отметка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но он допускает отдельные неточности в формулировке правил, легко исправляет их, или, верно формулируя правила, допускает отдельные неточности в подтверждении их примерами, или при разборе допускает единичные негрубые ошибки, или допускает свободное изложение правил, но без искажения его содержания.

Отметка «3» ставится ученику, если он формулирует правила по наводящим вопросам учителя или допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя, или затрудняется самостоятельно подтвердить ответ примерами и делает это с помощью учителя, или отвечает недостаточно последовательно, допускает ряд ошибок в речи.

Отметка «2» ставится ученику, если он не усвоил наиболее существенные части изученного материала, при ответе допускает грубые ошибки, не может исправить их даже с помощью учителя.

Итоговая оценка знаний, умений обучающегося за четверть и за год выставляется одна оценка по грамматике и правописанию на основе учета знаний и умений учащихся посредством текущих и итоговых контрольных работ, как письменных (диктант, грамматические задания и др.), так и устных (устный опрос).