СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о постановке семей и учащихся на ВШУ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка на учет, это всегда плохо.Анализ, причина и результат. Работа сотрудников школы занимает в данном направлении огромную площадь.

Просмотр содержимого документа
«Положение о постановке семей и учащихся на ВШУ»


ПОЛОЖЕНИЕ

о постановке обучающихся и семей

на внутришкольный учет


  1. Общие положения


1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, Законом РФ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом РФ «Об образовании», ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Семейным кодексом РФ, Закон Тюменской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав», Уставом МАОУ __________ СОШ (далее Образовательное учреждение, ОО).

1.2. Настоящее Положение направлено на реализацию комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков, регламентацию порядка постановки на внутришкольный учёт и снятия с учёта обучающихся и их семей, учета обучающихся общеобразовательного учреждения, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в индивидуальной профилактической работе.

1.3. В Положении применяются следующие понятия:

Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся - система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении.

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.

Учет в образовательном учреждении обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении (далее - внутришкольный учет), - система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающегося и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:

- предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся;

- социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении.


  1. Основания и порядок постановки на внутришкольный учёт

2.1. Внутришкольный учёт ведётся с целью своевременного выявления обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, и организации индивидуальной профилактической работы.

2.2. В соответствии со ст.ст. 5, 6, 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на внутришкольный учет ставятся

2.2.1. Обучающиеся:

- не посещающие или систематически пропускающие занятия без уважительных причин;

- занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;

- совершившие противоправные действия (преступления, общественно опасные деяния и правонарушения) и/или неоднократно нарушившие устав государственного образовательного учреждения и Правила поведения обучающегося;
- неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения;

- склонные к употреблению алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо других психоактивных веществ;

- причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;

- совершившие правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений (воспитательных колоний);

- состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, областном межведомственном банке данных «группы особого внимания».

2.2.2. Постановка на внутришкольный учёт осуществляется по совместному представлению заместителя директора по УВР,социального педагога, классного руководителя.В представлении должны быть обоснованы причины постановки обучающегося на внутришкольный учет, его характеристика.

2.2.3. Решение о постановке на внутришкольный учёт или снятии с учёта принимается Советом профилактики правонарушений и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

2.2.4. Семьи, в которых родители (законные представители):

- не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей;

- злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками;

- отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространения и употребления наркотиков, спиртных напитков т.д.);

- допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие.

2.2.5. На внутришкольный учет ставятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в образовательном учреждении, а также семьи, состоящие на учете в органах внутренних дел, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, областном межведомственном банке данных «группы особого внимания».

2.2.6. Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной работе и социального педагога (классного руководителя, воспитателя). При необходимости к представлению приобщается информация о семье из органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.


  1. Основания и порядок снятия обучающихся

и родителей (законных представителей) с внутришкольного учёта

3.1. Снятие несовершеннолетнего и (или) семьи с внутришкольного учёта осуществляется по решению Совета профилактики образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной работе и социального педагога (воспитателя, классного руководителя), а также при необходимости соответствующей информации из подразделения по делам несовершеннолетних, органов социальной защиты населения о позитивных изменениях обстоятельств жизни обучающегося или семьи при наличии стабильных (на протяжении от полугода до года, при необходимости – на более длительный срок) положительных изменений в учебе, поведении и взаимоотношениях с окружающими, положительныхрезультатов индивидуальной профилактической работы.

С внутришкольного учета также снимаются обучающиеся:

- окончившие образовательное учреждение;

- сменившие место жительство или перешедшие в другое образовательное учреждение;

- направленные в специальное учебно-воспитательное учреждение, а также по другим объективным причинам.

3.2.Решение Совета профилактики о снятии ученика с внутришкольного учета оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.


4. Оказание индивидуальной помощи несовершеннолетним,

состоящим на внутришкольном учёте.


4.1. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) проводится:

- в соответствии со ст.14 федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»;

- в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- в соответствии с планом индивидуальной профилактической работы.

4.2. Планы индивидуальной профилактической работы разрабатываются социальным педагогом совместно с классным руководителем, педагогом-психологом, наставником (общественным воспитателем),с участием школьных инспекторов, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних и утверждаются директором (заместителем директора по воспитательной работе).

4.3. В случае отсутствия позитивных изменений школьный Совет профилактики правонарушений обращаются с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних, другие органы системы профилактики в отношении подростка и его родителей (законных представителей).


7. Контроль за выполнением Положения


5.1.Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается на директора образовательного учрежденияна заместителя директора по воспитательной работе. В непосредственной работе по ведению учета принимают участие социальные педагоги, классные руководители или воспитатели, педагоги-психологи, заместители директора по воспитательной работе.

5.2. Контроль за организацией и качеством проведения профилактической работы возлагается на директора образовательного учреждения.



ФОРМЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ




Форма 1-шу

В Совет профилактики _______________________________

(название образовательного учреждения)


Представление

на постановку на внутришкольный учет


Фамилия________________имя_____________отчество____________________

обучающегося_____________ класса_____________год рождения___________

За______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


а также по представлению_______________________________________________________

(ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки (попечительства)

считаем необходимым Ф.И.О. __________________________________________________ обучающегося_____ класса поставить на внутришкольный учет обучающихся, находящихся в социально опасном положении.




Социальный педагог


/


/

Классныйруководитель


/


/

Заместитель директора


/


/


«_____»__________20 г.


ОЗНАКОМЛЕН:

_____________________________________/_____________/____________/

ФИО родителя (законного представителя) (подпись) (дата)




Форма 2-шу

Учетная карточка

обучающегося, находящегося в социально опасном положении


1 . Образовательное учреждение _______________________________________

2. Класс ____________________

3.Фамилия_______________Имя _____________ Отчество__________________

4. Дата рождения _______________Место фактического проживания (почтовый адрес)


5. Место регистрации__________________________________________________

6. Социальный статус семьи: ___________________________________________

(полноценная, многодетная, одинокая мать\отец, малообеспеченная, опекунская)

7. Сведения о родителях:

Мать: Фамилия_____________ Имя____________Отчество_________________

Место работы_______________________________________________________

Отец: Фамилия_____________ Имя ____________Отчество_________________

Место работы______________________________________________________________

Опекун (попечитель): Фамилия__________ Имя _______Отчество___________

Место работы________________________________________________________

8. В семье также проживают___________________________________________

(братья, сестры, бабушка, дедушка и т.д.)

9. Состоит на учете ___________________________________________________

( ПДН ОВД… причины, дата постановки)

10. Основания и дата постановки на внутришкольный учет_________________

____________________________________________________________________

(причины, по представлению, дата решения Совета профилактики)

11. Снят с внутришкольного учета______________________________________

(основание, по представлению,дата решения Совета профилактики)

____________________________________________________________________

Краткая характеристика обучающегося

(уровень обученности, сведения о причинах постановки на внутришкольный учет, круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками, взрослыми, вредные привычки, интересы, увлечения и др.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Социальный педагог


/


/

Классныйруководитель


/


/

Форма 3-шу


Утверждаю:

Заместитель директора

«__»____________20 г.


ПЛАН

индивидуальной воспитательно-профилактической работы

с обучающимся __________________класса_______________________________

____________________________________________________________________

(название государственного образовательного учреждения)


№№

Основные виды деятельности

Срок

Ответственные

Взаимодействие со специалистами и другими педагогами образовательного учреждения (психолог, социальный педагог, воспитатель и др.)













Учебно-воспитательная деятельность (учителя предметники, педагоги дополнительного образования и др.)













Работа с семьей













Совместная деятельность со специалистами других учреждений и служб профилактики (ПДН, КДН, опека и попечительство, учреждения дополнительного образования, спорта, культуры, социозащитные учреждения и др.)














Социальный педагог


/


/

Классныйруководитель


/


/


«___»___________20 г.


*В план индивидуальной воспитательно-профилактической работы могут быть внесены изменения и дополнения с учетом психо-физического состояния обучающегося и специфики образовательного учреждения.


Форма 4-шу

Карта

индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося, состоящего на внутришкольном учете


Фамилия_________________имя___________________отчество______________

Класс___________________________________

Причины постановки на внутришкольный учет___________________________

____________________________________________________________________

Психолого-педагогические меры

(заключения школьного психолога, психолога ПМПК и др.)

Дата, время

Специалист

Характер диагностики

Заключение и рекомендации









Консультирование

Дата, время

Специалист

Причина обращения

Характер консультации, тематика

Заключение и рекомендации









Учебно-воспитательная деятельность

Дата, время

Виды деятельности

Итоги работы







Работа с семьей

Дата

Форма работы

Исполнитель







Взаимодействие с другими органами, службами и учреждениями профилактики

Дата

Содержание деятельности

Исполнитель










Сведения о получении информации из ведомств

Дата

Краткие сведения информации

Исполнитель







Основания и дата снятия с учета несовершеннолетнего______________________

Социальный педагог


/


/

Классныйруководитель


/


/


*Карта заводится на каждого обучающегося, состоящего на внутришкольном учете. В нее могут быть внесены изменения и дополнения с учетом специфики государственного образовательного учреждения и психо-физического состояния обучающегося

Форма 5-шу

В Совет профилактики

(название образовательного учреждения)


Представление

на снятие с внутришкольного учета


Фамилия ________________имя _____________отчество_______________

обучающегося_____________ класса _________________год рождения

состоящего на внутришкольном учете______________________________

(дата постановки, основание, причины)

В ходе проведения воспитательно-профилактических мероприятий:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

с учетом мнения_________________________________________________________

(ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки и попечительства)

считаем необходимым Ф.И.О. _____________________________________________ обучающегося_____ класса с внутришкольного учета снять.


Социальный педагог


/


/

Классныйруководитель


/


/

Заместитель директора


/


/


«_____»__________20 г.

Форма 1-шс

В Совет профилактики

(название образовательного учреждения)


Представление

на постановку на внутришкольный учет семьи

Социальный статус______________________________________________________

(полноценная, многодетная, одинокая мать\отец, малообеспеченная, опекунская)

Мать (Ф.И.О.)_________________________________________________________________________

Отец (Ф.И.О.)_________________________________________________________________________

Опекун (попечитель)(Ф.И.О.)_________________________________________________________

Адрес фактического проживания __________________________________________

Адрес регистрации______________________________________________________

Имеются дети__________________________________________________________

(имя, год рождения, где обучается или работает (не работает)

За__________________________________________________________________

(причины постановки на внутришкольный учет)

_______________________________________________________________________________________а также по представлению_________________________________

(ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки (попечительства)

считаем необходимым семью _____________________ поставить на внутришкольный учет семей, находящихся в социально опасном положении.


Социальный педагог


/


/

Классныйруководитель


/


/

Заместитель директора


/


/


«_____»__________20 г.




Форма 2-шс


Учетная карточка

семьи, находящейся социально опасном положении

Дата постановки на внутришкольный учет _________________________________

Основания постановки на внутришкольный учет_____________________________

Мать ________________________________________________________________

Место работы _________________________________________________________

Отец_________________________________________________________________

Место работы_________________________________________________________

Брак родителей _______________________________________________________

Опекун (попечитель)___________________________________________________

Место работы (на пенсии)_______________________________________________

Количество детей _____________________________________________________

(имя, год рождения, где обучается или работает (не работает), социальный статус)

_____________________________________________________________________

В семье также проживают:_______________________________________________

________________________________________________________________________Семья фактически проживает по адресу:_________________________________

Место регистрации___________________________________________________

Социальный статус семьи_____________________________________________

(полноценная, многодетная, одинокая мать\отец, малообеспеченная,опекунская)

Жилищные условия__________________________________________________

___________________________________________________________________

Семья имеет:

Общий доход___________________________________________________________

Получает детское пособие _____________________________________________

Получает пенсию по потере кормильца __________________________________

Оказывалась социальная помощь ранее __________________________________


Краткая характеристика социально-психологической ситуации в семье

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный педагог


/


/

Классныйруководитель


/


/

Заместитель директора


/


/


«____» ___________20 г.

Форма 3-шс


Утверждаю:

Заместитель директора

«__»________20 г.


ПЛАН

индивидуальной профилактической работы


С семьей обучающегося______________________________________________

Состоящей на внутришкольный учете__________________________________

(причины, дата и основания постановки)

№№

Основные виды деятельности

Сроки

Ответственные

Взаимодействие со специалистами и другими педагогами образовательного учреждения (психолог, социальный педагог, воспитатель и др.)













Совместная деятельность со специалистами других учреждений и служб профилактики (ПДН, КДН, опека и попечительство, социозащитные учреждения и др.)














Социальный педагог


/


/

Классныйруководитель


/


/


«___»___________20 г.


* В план индивидуальной профилактической работы могут быть внесены изменения и дополнения с учетом социально-психологической ситуации сложившейся в семьеи специфики образовательного учреждения

Форма 4-шс


Карта

индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения

Семьи обучающегося ________________________________________________

Состоящей на внутришкольном учете__________________________________

(причины, дата и основания постановки)


Психолого-педагогические меры

(заключения школьного психолога, психолога ПМСЦентра и др.)

Дата, время

Специалист

Характер диагностики

Заключение и рекомендации









Консультирование

Дата, время

Специалист

Причина обращения

Характер консультации, тематика

Заключение и рекомендации









Взаимодействие с другими органами, службами и учреждениями профилактики

Дата

Содержание деятельности

Исполнитель














Сведения о получении информации из ведомств

Дата

Краткие сведения информации

Исполнитель








Отместка о снятии с учета семьи, как находящегося в социально опасном положении __________________________________________________________________

Социальный педагог


/


/

Классныйруководитель


/


/


*Карта заводится на каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, и в нее могут быть внесены изменения и дополнения с учетом социально-психологической ситуации в семье.


Форма 5-шс

В Совет профилактики

___________________________________ (название образовательного учреждения)


Представление

на снятие с внутришкольного учета

Семьи обучающегося _________________________________________________

Мать _______________________________________________________________

Отец ________________________________________________________________

Опекун (попечитель)__________________________________________________

Адрес проживания семьи_______________________________________________

Состоящей на учете__________________________________________________

(дата постановки, основание, причины)

__________________________________________________________________


В ходе проведения индивидуальной профилактической работы____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а также по представлению________________________________________________

(ПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки (попечительства)

предлагаем семью _____________________ с внутришкольного учета снять.


Социальный педагог


/


/

Классныйруководитель


/


/

Заместитель директора


/


/


«_____»__________20 г.



порядок постановки на внутришкольный учет

обучающихся, находящихся в социально опасном положении


Порядок проведения мероприятий

Отчетная документация

Ответственные исполнители

Представить в Совет профилактики Основания (согласно п. 2.2 Инструкции)


Форма 1-шу – совместное представление


заместитель директора по УВР, классный руководитель, социальный педагог

Заседание Совета. Принятие решения о постановке на ВШУ

Протокол


Председатель и секретарь совета

Уведомить родителей (законных представителей) о принятом решении – под роспись.

Подпись родителей и дата ознакомления их с протоколом – в самом документе или на отдельном бланке (форма произвольная)

Заместитель директора по УВР


Ведение индивидуальной профилактической работы

Форма 2-шу – карта учета (копия хранится у заместителя по воспитательной работе)

Форма 3-шу – план индивидуальной профилактической работы

Форма 4-шу – карта психолого-педагогического и профилактического сопровождения

Классный руководитель социальный педагог)


порядок постановки на внутришкольный учет

семей, находящихся в социально опасном положении


Порядок проведения мероприятий

Отчетная документация

Ответственные исполнители

Представить в Совет профилактики Основания (согласно п. 2.2 Инструкции)


Форма 1-шс – совместное представление, приобщается имеющаяся информация ОВД, ООП, ОСЗН, КДНиЗП


заместитель директора по воспитательной работе и классный руководитель (воспитатель, социальный педагог)

Заседание Совета. Принятие решения о постановке на ВШУ

Протокол


Председатель и секретарь совета

Ведение индивидуальной профилактической работы

Форма 2-шс – карта учета семьи (копия хранится у заместителя по воспитательной работе)

Форма 3-шс – план индивидуальной профилактической работы с семьей

Форма 4-шс – карта психолого-педагогического и профилактического сопровождения семьи

Классный руководитель (воспитатель, социальный педагог)


ПОРЯДОК

СНЯТИЯ С ВНУТРИШКОЛЬНОГО УЧЕТА ОБУЧАЮЩИХСЯ И СЕМЕЙ


Порядок проведения мероприятий

Отчетная документация

Ответственные исполнители

Представить в Совет профилактики Основания (согласно п. 2.4.Инструкции)

Форма5-шу или 5-шс – совместное представление, приобщается имеющаяся информация ОВД, ООП, ОСЗН, КДНиЗП района

заместитель директора по воспитательной работе и классный руководитель (воспитатель, социальный педагог)

Заседание Совета. Принятие решения о снятии с учета

Протокол, уведомление о снятии с учета


Председатель и секретарь совета


С внутришкольного учета снимаются учащиеся (а также семьи обучаюжщихся):

1) окончившие(х) образовательные учреждения;

2) сменившие(х) место жительства или перешедшие в другое образовательное учреждение;

3) направленные(х) в специальные учебно-воспитательные учреждения.









Инструкция

об организации и порядке ведения в образовательных учреждениях учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении


Общие положения

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Законом Тюменской области «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав в Тюменской области» образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования:

- выявляют и ведут учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими среднего (полного) общего образования;

- выявляют и ведут учет семей, находящихся в социально опасном положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей.

    1. В Инструкции применяются следующие понятия:

Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся – система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним.

Учет в образовательном учреждении обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении (далее «внутришкольный учет»)

- система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на:

- предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся;

- выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушений обучающихся;

- социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении.

Основания постановки и снятия с внутришкольного учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении

2.1. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

2.2. На внутришкольный учет ставятся

2.2.1. Обучающиеся:

- непосещающие или систематически пропускающиезанятий без уважительных причин;

- занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством;

- совершившие противоправные действия (преступления, общественно опасные деяния и правонарушения) и/илинеоднократно нарушившие устав государственного образовательного учреждения и Правила поведения обучающегося;
- неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения;

- склонные к употреблению алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо других психоактивных веществ;

- причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности;

- совершившие правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

- обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

- возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений (воспитательных колоний);

- состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, областном межведомственном банке данных «группы особого внимания».

Постановка обучающихся на внутришкольный учет осуществляется по совместному представлению (форма 1-шу) заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога и классного руководителя (воспитателя) и на основании решения Совета профилактики образовательного учреждения.

В представлении должны быть обоснованы причины постановки обучающегося на внутришкольный учет, его характеристика.

На каждого обучающегося, поставленного на внутришкольный учет, социальным педагогом (классным руководителем, воспитателем)

- заводится «Карточка учета обучающегося» (форма 2-шу), копия которой находится у заместителя директора по воспитательной работе;

- педагогами образовательного учреждения с участием школьных инспекторов, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних составляется план индивидуальной профилактической работы с обучающимся (форма 3-шу), который утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе);

- ведется карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося (форма 4-шу);

- информация о постановке учащегося на внутришкольный учет должна быть доведена до сведения родителей (законных представителей) под роспись (форма 1 – шу).

2.2.2. Семьи, в которых родители (законные представители):

- не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей;

- злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками;

- отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространения и употребления наркотиков, спиртных напитков т.д.);

- допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие.

На внутришкольный учет ставятся семьи, имеющие детей, находящиеся в социально опасном положении и состоящие на учете в образовательном учреждении, а также семьи, состоящие на учете в органах внутренних дел, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики образовательного учреждения на основании совместного представления (форма 1-шс) заместителя директора по воспитательной работе и социального педагога (классного руководителя, воспитателя). При необходимости к представлению приобщается информация из органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.

На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, социальным педагогом (классным руководителем, воспитателем) заводится «Карточка учета семьи» (форма 2-шс), копия которой находится у заместителя директора по воспитательной работе. Социальный педагог (классный руководитель, воспитатель) совместно с педагогами образовательного учреждения, с участием школьных инспекторов, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних составляют план индивидуальной профилактической работы с семьей (форма 3-шс), который утверждается директором (заместителем директора по воспитательной работе), ведет карту индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения семьи (форма 4-шс).

2.3. Социальный педагог ежемесячно (до 01числа следующего месяца) осуществляет сверку данных об обучающихся и семьях, состоящих на внутришкольном учете, учете в органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, областном межведомственном банке данных несовершеннолетних и семей «группы особого внимания», согласованную директором образовательного учреждения, с органом управления образованием.

2.4. Снятие несовершеннолетнего и (или) семьи с внутришкольного учёта осуществляется по решению Совета профилактики образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной работе и социального педагога (воспитателя, классного руководителя), а также при необходимости соответствующей информации из подразделения по делам несовершеннолетних, органов социальной защиты населения о позитивныхизменениях обстоятельств жизни обучающегося или семьи при наличии стабильных (на протяжении от полугода до года, при необходимости – на более длительный срок) положительных изменений в учебе, поведении и взаимоотношениях с окружающими, положительныхрезультатов индивидуальной профилактической работы.

Кроме того, с внутришкольного учета снимаются обучающиеся:

- окончившие образовательное учреждение;

- сменившие место жительство или перешедшие в другое образовательное учреждение;

- направленные в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого или открытого типа, а также по другим объективным причинам.

2.5. Сведения об обучающихся и семьях, состоящих на внутришкольном учете в образовательном учреждении, направляются по установленной форме в органы управления образованием. Органы управления образованием – в базу данных департамента образованияи науки Тюменской области.


Ответственность и контроль за ведением внутришкольного учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении

    1. Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление соответствующей документации, а также за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом директора образовательного учреждения на заместителя директора по воспитательной работе. В непосредственной работе по ведению учета принимают участие социальные педагоги, классные руководители или воспитатели, педагоги-психологи, заместители директора по воспитательной работе.

Заместитель директора по воспитательной работе:

- осуществляет контроль за качеством профилактической работы в образовательном учреждении в части своей компетенции;

- осуществляет контроль за ведением документации, процедурами учета и отчетности;

- координирует взаимодействие между педагогическими работниками с целью обеспечения эффективного информационного обмена внутри образовательного учреждения;

- оказывает организационно-методическую помощь социальным педагогам (классным руководителям, воспитателям) в ведении внутришкольного учета;

- организует деятельность Совета по профилактике;

- обеспечивает взаимодействие со школьными (зональными) инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних в части организации профилактической работы в образовательном учреждении.

Классный руководитель:

- обеспечивает своевременное информирование социального педагога и заместителя директора по воспитательной работе о социальной ситуации среди обучающихся класса (представляя сведения для форм 1-шу, 5-шу, 1-шс, 5-шс);

- содействует проведению диагностических, коррекционно-развивающих процедур в учебной и внеучебной деятельности (представляя сведения для формы 3-шу, 4-шу, 3-шс);

- обеспечивает просветительскую деятельность.

Педагог-психолог:

- оказывает содействие всем субъектам деятельности по профилактике в образовательном учреждении;

- при необходимости проводит диагностические процедуры, отвечающие поставленной задаче, представляет результаты в сводном заключении (форма 4-шу);

- разрабатывает, представляет и реализует методические рекомендации реабилитационного, профилактического, просветительского содержания;

- ведет систему планирования своей деятельности с учетом профилактического направления.

Социальный педагог:

- проводит комплекс мероприятий по ведению необходимой документации внутришкольного учета;

- проводит анализ условий и причин негативных проявлений среди обучающихся и определяет меры по их устранению;

- разрабатывает план индивидуальной профилактической работы с обучающимися, который согласовывается с директором (заместителем директора по воспитательной работе);

- взаимодействует со школьным (зональным) инспектором подразделений по делам несовершеннолетних, другими субъектами профилактики в части организации выявления, сопровождения и реабилитации детей и семей «группы риска»;

- обеспечивает педагогические кадры необходимыми методическими материалами по проведению профилактической работы в учебной и внеучебной деятельности;

- формирует банк данных образовательного учреждения об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении;

- готовит соответствующую информацию о деятельности образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся.

Контроль за организацией и качеством профилактической работы, возлагается на директора образовательного учреждения.


Примерные показатели эффективности работы

образовательного учреждения по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних


1

Условия, создаваемые органом управления образованием по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся

1.1

Нормативно-правовые условия


Наличие и реализация:

-пакета нормативных правовых документов различных уровней (федерального, регионального, муниципального), обеспечивающих реализацию прав детей;

-целевых программ профилактической направленности или содержащих раздел по профилактике асоциальных явлений, в том числе по профилактике безнадзорности и правонарушений;

- межведомственных планов работы по профилактике безнадзорности и правонарушений обучающихся


Наличие и реализация локальных актов, подготовленных органом управления образованием в целях управления профилактической работой. Из них:

-приказов;

-инструктивно-методических писем;

-положений;

-других

1.2

Организационно-педагогические условия


Проведение аппаратных совещаний, проведенных по проблемам управления

профилактической работой:

-организационного характера;

-контрольно-аналитического характера;

-научно-методического характера


Проведение совещаний руководителей, заместителей руководителейобразовательных учреждений по проблемам профилактики асоциального поведения несовершеннолетних


Проведение совещаний межведомственного характера по созданию единого

воспитательного пространства

1.3

Мотивационно-стимулирующие условия


Формы стимулирования деятельности руководителей образовательных учреждений, направленные на развитие системы воспитания и дополнительного образования


Наличие практики систематического премирования (депремирования)руководителей образовательных учреждений по показателям результативности в области профилактики безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений


Включенность в систему стимулирования работы классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, исходя из показателей по профилактической работе

1.4

Научно-методические условия


Количество методических мероприятий, проведенных органом управления образованием и методической службой в целях развития системы профилактической работы для:

-директоров образовательных учреждений

-заместителей директоров образовательных учреждений

-руководителей методических объединений

-др. категорий


Количество методических рекомендаций по проблемам профилактики асоциальных явлений в детской и подростковой среде, подготовленных на муниципальном уровне

1.5

Кадровые условия


Наличие в структуре органа управления образованием отдела (специалистов), обеспечивающего управление профилактикой асоциальных явлений в образовательной системе


Категории педагогических работников, осуществляющие профилактические мероприятия в образовательных учреждениях


Количество руководителей и педагогов образовательных учреждений, прошедших курсовую переподготовку по проблемам профилактики асоциальных явлений (перечислить категории работников и количество)

1.6

Контрольно-аналитические условия


Наличие критериев определения эффективности управления профилактической работой в муниципальной образовательной системе


Количество и результаты проведенных проверок деятельности образовательных учреждений по вопросам организации профилактики безнадзорности и правонарушений, организации всеобуча и др.:


из них - количество повторных проверок деятельности образовательных учреждений с целью контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков


Эффективность работы информационных банков по проблемам, связанным с

профилактикой асоциальных проявлений среди несовершеннолетних и в их отношении

2

Результаты функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся

2.1

Охват обучающихся и воспитанников «группы риска» дополнительным образованием (чел., % от общего числа) всего:

-в общеобразовательных учреждениях;

-в учреждениях дополнительного образования

2.2

Количество детей «группы риска» занятых в


-кружках;

-спортивных секциях;

-факультативах;

- детских театрах;

-студиях;

-клубах;

-детских общественных объединениях;

-объединениях военно-патриотической направленности;

- других

2.3

Количество несовершеннолетних, состоящих на учете

- ПДН;

- КДН;

- ВШУ;

- в банке «группы особого внимания»

2.4

Количество неблагополучных семей

2.5

Количество не обучающихся детей

2.6

Количество учащихся, систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам

2.7

Количество родителей, принимающих участие в работе с детьми «группы риска» (в т.ч. родителей-волонтеров)

2.8

Количество несовершеннолетних, совершивших преступления и првонарушения

2.9

Количество несовершеннолетних, совершивших суицид

2.10

Количество несовершеннолетних, совершивших попытку суицида

2.11

Наличие в образовательных программах школ мероприятий, направленных на успешную социализацию обучающихся

2.12

Использование современных технологий, в т.ч. интерактивных, в работе с детьми и семьями «группы риска»

2.13

Количество образовательных программ, направленных на формирование здорового и безопасного образа жизни

2.14

Количество реализующихся образовательных программ по профилактике асоциального поведения и формированию законопослушного поведения




















Анализ состояния внутришкольного учета в ОО


№п/п

Наименование

Отчетный период


АППГ

Работа с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете:

1

Всего состоит на внутришкольном учете:



1.1

- не посещающие без уважительной причины учебные занятия



1.2

- систематически пропускающие занятия без уважительных причин



1.3

- занимающиеся бродяжничеством



1.4

- попрошайничеством



1.5

- совершившие противоправные действия



1.6

- неоднократно нарушившие устав и Правила поведения обучающегося



1.7

- неуспевающие



1.8

- оставленные на повторный курс обучения



1.9

- склонные к употреблению наркотических (токсических) средств



1.10

- психоактивных веществ (алкоголь, табак и др.)



1.11

- причисляющие себя к объединениям антиобщественной направленности



1.12

- состоящие на учете в ПДН ОВД



1.13

- состоящие на учете в КДНиЗП



1.14

- состоящие на учете в банке «группы особого внимания»



1.15

- возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений (воспитательных колоний)



2

Охвачено услугами дополнительного образования



2.1

- кружки, секции на базе образовательного учреждения



2.2

- кружки, секции на базе учреждений дополнительного образования



3

Не охвачено услугами дополнительного образования*



Работа с семьями, состоящими на внутришкольном учете

4

Всего состоит на внутришкольном учете:



4.1

- не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей



4.2

- злоупотребляют наркотиками



4.3

- злоупотребляют спиртными напитками



4.4

- вовлекают несовершеннолетних в противоправные действия



4.5

- допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие



4.6

- имеют детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в образовательном учреждении



4.7

- состоят на учете в ПДН ОВД



4.8

- состоят на учете в КДНиЗП



4.10

- состоят на учете в органах социальной защиты населения



4.11

- состоят на учете в банке «группы особого внимания»



Принятые меры за отчетный период

5

Всего снято с внутришкольного учета:



5.1

- обучающихся



5.2

- семей (родителей)



6

Всего поставлено на внутришкольный учет:



6.1

- обучающихся



6.2

- семей (родителей)



7

Всего направлено информаций (обращений) об обучающихся (родителях, находящихся в социально опасном положении)



7.1

- в ПДН ОВД



7.2

- в КДН и ЗП



7.3

- в органы опеки и попечительства



7.4

- в органы социальной защиты



7.5

- в прокуратуру




*Примечание: необходимо в примечании прописать ФИО, класс, причины по каждому обучающемуся



Алгоритм действий родителей (законных представителей)

и образовательное учреждение

в случае самовольного ухода несовершеннолетнего из семьи

п/п

Направление деятельности

Ответственное лицо

Сроки

1.

В случае отсутствия несовершеннолетнего дома в течение определенного времени без уважительных причин, невозвращения из образовательного учреждения в определенное время:



- информация доводится до сведения администрации учреждения;

Родители (законные представители)

В течение 1 часа

- ведется поиск через родственников, знакомых, друзей, учреждения социальной защиты населения и здравоохранения.

Родители (законные представители), классный руководитель, социальный педагог

В течение 3 часов

2.

Информирование о самовольном уходе несовершеннолетнего:



- правоохранительные органы;

Родители (законные представители)

По истечении 3 часов

- территориальный орган управления образованием;

Директор образовательного учреждения

По истечении 3 часов

- департамент образования и науки Тюменской области.

Руководитель органа управления образованием

После объявления ребенка в розыск

3.

Проводится служебное расследование по факту самовольного ухода несовершеннолетнего.

Заместитель директора по воспитательной работе,

классный руководитель, социальный педагог

Оперативно

4.

Поддерживается связь с родственниками, друзьями, знакомыми.

Родители (законные представители), классный руководитель, социальный педагог

До момента нахождения несовершеннолетнего

5.

Вопрос о ходе розыскных мероприятий рассматривается на оперативных совещаниях при директоре.

Директор образовательного учреждения

До момента нахождения несовершеннолетнего

6.

По возвращении несовершеннолетнего проводится индивидуальная работа (выявление причин ухода, проблем в его жизнедеятельности).

Создается карта прогнозирования, карта личности несовершеннолетнего.

Классный руководитель, психолог, социальный педагог


В течение месяца, далее - постоянно

7.

Принимаются меры, предупреждающие повторный уход:



Постоянно

-осуществляется постановка несовершеннолетнего (и (или) семьи) на внутришкольный учет;

Заместитель директора по воспитательной работе

-составляется индивидуальная программа профилактики и коррекции поведения несовершеннолетнего;

Психолог, классный руководитель, социальный педагог

- организуется внеурочная занятость;

Социальный педагог, классный руководитель, психолог


- проводится индивидуальная работа с родителями (законными представителями)

Социальный педагог, классный руководитель, психолог


8.

При повторном уходе несовершеннолетний ставится на учет в КДН, ПДН.

Заместитель директора по воспитательной работе, сотрудник КДН, инспектор ПДН

В установленные КДН, ПДН сроки

9.

Отчет по выполнению алгоритма действий:

Заместитель директора по воспитательной работе

В течение недели


- департамент образования и науки Тюменской области

Руководитель органа управления образованием

В течение месяца

10.

Отслеживание эффективности проведенной воспитательной работы, в т.ч. индивидуальной

Орган управления образованием, директор образовательного учреждения,

заместитель директора по воспитательной работе

До улучшения ситуации



Алгоритм действий

образовательного учреждения в случаях жестокого обращения среди несовершеннолетних и (или) в их отношении, суицида, попытки суицида

№ п/п

Направление деятельности

Ответственное лицо

Сроки

1.

Информирование о выявленных фактах суицида, попыток суицида, жестокого обращения среди несовершеннолетних и в их отношении администрацию учреждения

Воспитатели, социальные педагоги, психологи, заместитель директора

Незамедлительно

2.

Информирование о выявленных фактах суицида, попыток суицида, жестокого обращения среди несовершеннолетних в их отношении:

Директор образовательного учреждения

Незамедлительно


-правоохранительных органов,


-органов опеки и попечительства,


-органов управления образованием.

3.

Проведение служебного расследования по факту суицида, попытки суицида, жестокого обращения среди несовершеннолетних и (или) в их отношении.


В течение месяца

4.

Организация индивидуальной работы по выявлению проблем в организации жизнедеятельности несовершеннолетних:


Воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог

Постоянно


-осуществление постановки воспитанника на внутришкольный учет

Заместитель директора по воспитательной работе

В течение 10 дней


-составление индивидуальной программы профилактики и коррекции поведения несовершеннолетних и организация психолого-педагогического сопровождения

Психолог, воспитатель, социальный педагог, классный руководитель

В течение 10 дней


- организация внеурочной занятости.

Классный руководитель, социальный педагог, психолог

Постоянно

6.

Отчет по работе с несовершеннолетними «группы риска»

Классный руководитель, зам. директора по воспитательной работе

Ежемесячно



Рекомендации

проведения профилактической работы в образовательном учреждении по предупреждению жестокого обращения в отношении несовершеннолетних

Ответственное лицо

Мероприятие


Сроки проведения

Директор образовательного учреждения

Обеспечивает контроль проведения профилактической работы по предупреждению жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

Ежедневно


Распределяет должностные обязанности в образовательном учреждении по предупреждению жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

Ежегодно


Закрепляет приказами по образовательному учреждению наставников за несовершеннолетними «группы риска».

Ежегодно


Проводит совещания при директоре по вопросам профилактики жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

Согласно плану образовательного учреждения

Заместитель директора по воспитательной работе

Организует межведомственное взаимодействие по вопросам профилактики жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

В течение года


Составляет план воспитательной работы по профилактике жестокого обращения в отношении несовершеннолетних.

Ежегодно


Корректирует план воспитательной работы по профилактике правонарушений.

В течение года


Осуществляет контроль деятельности классных руководителей, социального педагога, психолога, воспитателей по данному направлению.

В течение года


Планирует курсовую подготовку педагогического состава, готовит семинары, совещания, тренинги, практикумы и т.д. по данному направлению.

В течение года

Социальный педагог

Ведет сбор информации о детях, состоящих на разных видах профилактического учета.

В течение года


Осуществляет контроль межличностных отношений подростков.

В течение года


Осуществляет контроль занятости несовершеннолетних «группы риска», в том числе в вечернее время и в летний период

В течение года


Осуществляет работу по формированию и ведению областного межведомственного банка данных несовершеннолетних и семей «группы особого внимания»

В течение года

Психолог

Проводит диагностику несовершеннолетних. Организует тренинги по коррекции психо-эмоционального состояния обучающихся.

Согласно плану работы


Принимает участие в ходе реализации индивидуальной программы профилактики и коррекции поведения конкретного ребенка.

В течение года


Проводит тренинги по моральному и волевому саморегулированию поведения.

В течение года


Организует индивидуально-психологическое сопровождение по снижению уровня проявления агрессии.

В течение года


Выявляет психологические особенности обучающихся, провоцирующих агрессивное поведение на основе апробированных методик.

В течение года

Воспитатель, классный руководитель

Ведет журнал прихода и ухода воспитанников, учета посещаемости учебных занятий.

Ежедневно


Ведет дневник наблюдений с указанием телефонов и адресов родственников, друзей, знакомых.

В течение года


Организует внеурочную занятость несовершеннолетних.

В течение года


Осуществляет индивидуально-педагогическое сопровождение детей «группы риска».

В течение года


Поддерживает связь с родителями (законными представителями) детей «группы риска».

В течение года