Рекомендовано решением Утверждаю:
педагогического совета Директор
МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза имени Героя Советского Союза
Н.Ф. Горюнова Н.Ф. Горюнова
Протокол № 6 от 23 марта 2020 г. _____________ Н.В. Тренина
Приказ № 99 от 14 апреля 2020 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной психолого - педагогической службе
МБОУ ООШ р.п. Чаадаевка
имени Героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова
р.п. Чаадаевка
1. Общие положения.
1.1. Психологическая служба школы (далее ПСШ) является самостоятельным структурным подразделением образовательного учреждения. Служба призвана обеспечивать сохранение, укрепление здоровья воспитанников, профилактику нарушений психического здоровья.
1.2. Психологическая служба школы включает в себя педагогов-психологов и осуществляет профессиональную деятельность в области психологии, оказывает методическую и психологическую помощь обучающимся, педагогам, и родителям.
1.3. В своей деятельности служба руководствуется законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Департамента образования, настоящим Положением и Уставом школы. Документы, регламентирующие работу ПСШ:
Декларация прав ребенка.
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Конституция Российской Федерации.
Об образовании: Закон Российской Федерации.
Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации: Федер. закон, 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. ФЗ от 20 июля 2000 г. № 103-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 21 декабря 2004 г. № 170-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. – 1998. - № 31.
Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1015 г. Москва
Об организации работы с детьми со школьной дезадаптацией: Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации, 8 апреля 1997 г. № 4/2.
Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объёмных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей: Приказ Минобразования РФ и Госкомвуза РФ от 31. 08. 1995 г. № 463/1268 (с изменениями в соответствии с Приказом Минобразования и Госкомвуза РФ от 14.12.1995 г. № 622/1646).
Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации: Приказ Министерства образования Российской Федерации, 22 октября 1999 г. № 636 // Вестник образования. – 1999. - № 12. – С. 88.
Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений: Приказ Министерства образования Российской Федерации, 26 июня 2000 г. № 1908.
Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, 27 марта 2006 г. № 69.
Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения: Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001г. №29/1886-6
Положение о Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации: проект // Школьный психолог. – 2006. - № 21, ноябрь. – С. 21-27.
О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии: Письмо Министерства образования Российской Федерации, 10 марта 2000 г. № 31ю-50-758/27-6.
О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью: Письмо Министерства образования Российской Федерации, 24 января 2003 г. № 01-50-25/32-05.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: Письмо Министерства образования Российской Федерации, 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16.
О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»: Письмо Минобразования РФ от 04.09.1997г. №48
О службе практической психологии образования: Письмо Федеральной службы занятости России, 26 июля 1995 г. № П-3-11-1450.
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологи образования России.
20. Положение о Службе практической психологии в системе образования Российской Федерации: проект // Школьный психолог. – 2006. - № 21, ноябрь. – С. 21-27.
1.4. Деятельность службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками образовательного учреждения, представителями всех субъектов, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья обучающихся. Взаимодействие осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости.
1.5. Деятельность Службы осуществляется в тесном контакте с родителями (законными представителями) обучающихся. Проведение диагностической, коррекционной и консультативной работы без согласия родителей несовершеннолетних не допускается.
2. Структура ПСШ и её функции.
2.1. Администрация образовательного учреждения определяет приоритетные направления работы ПСШ, создаёт необходимые условия для её полноценного функционирования.
2.2 ПСШ осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами органов управления образованием с учётом специфики школы.
2.3 Педагоги – психологи являются членами ПМПк, работа которых направлена на комплексное, всестороннее психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их адаптацию к условиям данного образовательного учреждения.
3. Цель, основные задачи и содержание работы ПСШ.
3.1. Целью службы является:
психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением интеллекта в процессе обучения и воспитания в соответствии с их психофизическими и возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья, а также содействие в создании эффективных условий для успешной адаптации воспитанников в образовательной среде (с учетом ее педагогических, социально – психологических особенностей).
3.2. Основные задачи:
3.2.1. Содействовать психолого–педагогическому обеспечению здоровьесберегающего воспитательно–образовательного процесса, сохранению психологического здоровья обучающихся и педагогов школы.
3.2.2. Сопровождать адаптацию школьников на переходных этапах обучения (1, 5 классы), путём осуществления консультативно-просветительской работы с педагогами и родителями, коррекционно-развивающей деятельности с обучающимися.
3.2.3. В рамках ПМПк проводить диагностическую и коррекционно-развивающую работу, способствующую нормализации психического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, оптимизации их учебной деятельности.
3.2.4. Оказывать помощь старшеклассникам в профориентации и самоопределении.
3.2.5. Способствовать формированию у подростков с ограниченными возможностями здоровья социально-психологических умений анализировать конфликтные ситуации, выбирать поведение, исключающее психологическое насилие.
3.2.6. Осуществлять психологическое сопровождение обучающихся и педагогов в условиях перехода на ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
3.2.7. Проводить психологические обследования, направленные на выявление затруднений обучающихся.
3.2.8. Прогнозировать результаты обучения групп и конкретных обучающихся.
3.2.9. Разрабатывать рекомендации для педагогов и администрации школы по оптимизации условий образовательного процесса.
4. Основные формы и виды деятельности ПСШ.
4.1 Основными видами деятельности ПСШ являются: психопрофилактика, профориентация, психодиагностика, коррекция и развитие, психологическое консультирование.
4.1.1.Психопрофилактическая работа.
Задача этого вида работы определяется необходимостью формирования у педагогов и обучающихся потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с воспитанниками или в интересах собственного развития. Психологическая служба призвана создавать условия для полноценного психического развития обучающегося на каждом возрастном этапе, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта. Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для обучающихся разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контролю за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития воспитанников в образовательном учреждении и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности обучающихся на каждом этапе их развития; исключению неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
-обеспечению условий оптимального перехода воспитанников на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности подростков в процессе непрерывной социализации;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья обучающихся.
4.1.2. Профориентационная работа .
Предполагает работу с обучающимися выпускных классов, целью которой является формирование у обучающихся с отклонениями в интеллектуальном и психофизическом развитии способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям. Работа должна включать в себя обязательный компонент по формированию социализации обучающихся. Проводится с обучающимися старших классов, совместно с педагогами трудового обучения и инструктором по труду.
4.1.3. Психодиагностическая работа.
Предполагает углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего школьного периода, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении и развитии, предусматривает деятельность по:
- получению своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях обучающихся, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи;
-выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся для обеспечения наиболее полного личностного самоопределения;
-определению причин нарушений в поведении и развитии несовершеннолетних.
4.1.4. Психокоррекционная и развивающая работа.
Работа направлена на активизацию и оптимизацию процессов психического и социального развития обучающихся, а также на коррекцию имеющихся нарушений в развитии. Для осуществления развивающей и коррекционной работы педагог-психолог разрабатывает и осуществляет:
психологические практикумы, направленные на формирование личности обучающихся с учетом задач их развития на каждом возрастном этапе;
программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии.
Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной и групповой форме.
4.1.5. Консультативная работа.
Направлена на разрешение психологических проблем обучающихся в межличностных отношениях и других сферах их жизнедеятельности путем предоставления необходимой психологической информации.
Также проводится консультирование по обращению педагогов, администрации, родителей. Консультирование проводится в форме групповой и индивидуальной беседы, в форме разовых, периодических, систематических консультаций.
5. Организация работы ПСШ.
5.1. Психологическая служба школы состоит из штатных работников.
5.2. В непосредственном распоряжении Службы находится закреплённое помещение с мебелью, набором психологического инструментария и другими средствами, необходимыми для полноценного выполнения своих функций.
5.4. Проведение индивидуальных психологических занятий осуществляется по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний. На занятия с педагогом-психологом отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов педагог-психолог может брать обучающихся с некоторых уроков.
5.5. В условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида, учитывая потребности и возможности обучающихся, преимущество отводится индивидуальным формам работы.
6. Права, обязанности и ответственность педагога-психолога ПСШ.
6.1. Педагог-психолог обязан.
6.1.1. Руководствоваться в своей профессиональной деятельности Конституцией РФ, законами РФ, решениями Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования, Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, нормативными документами, регулирующими вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты, а также настоящим Положением.
6.1.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решения вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.
6.1.3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, а также психологию личности, общую, возрастную, детскую, коррекционную, педагогическую психологию. Применять современные, научно обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.
6.1.4. В решении всех вопросов исходить из интересов воспитанника; задач его полноценного психического развития.
6.1.5. Работать в тесном контакте с родителями, администрацией, педагогическим коллективом.
6.1.6. Педагог-психолог обязан выполнять распоряжения директора образовательного учреждения, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой и практикой, Этическим кодексом психолога, и если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных возможностей и средств.
6.1.7. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педколлективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития обучающихся, индивидуального подхода к ребенку. Оказывать необходимую и возможную помощь обучающимся в решении их индивидуальных проблем. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом "не навреди", т.е. принимать решения и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести и достоинству детей, педагогов или третьих лиц.
6.1.8. Хранить профессиональную тайну. Не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического аспекта психокоррекции и может нанести ущерб обучающемуся или его окружению.
Вести запись и регистрацию всех видов работ.
6.2. Педагог-психолог имеет право.
6.2.1. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ, выделении приоритетных направлений работы в определенный период.
6.2.2. Требовать от администрации создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Педагог-психолог имеет право на отдельный кабинет, обеспечивающий ему необходимые условия для проведения диагностической, консультативной, развивающей и коррекционной работы.
6.2.3. Участвовать с правом совещательного голоса в работе административного, педагогического советов, школьного ПМПк, совета профилактики.
6.2.4.Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия групп продленного дня для проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
6.2.5. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования с целью определения путей коррекционной работы.
6.2.6. Выступать с обобщением опыта своей работы на педагогическом совете, методических объединениях, семинарах, конференциях различного уровня.
6.2.7. Пропагандировать психолого-педагогические знания.
6.2.8. Иметь учебную нагрузку, если это не препятствует выполнению его основных обязанностей.
6.2.9. Обращаться в случае необходимости с просьбами, ходатайствами в соответствующие организации (детскую поликлинику, городскую ПМПК, ППМС службу, органы опеки, инспекцию по профилактике правонарушений несовершеннолетних) по вопросам, связанным с сохранением психологического и психического здоровья обучающихся.
6.2.10. Обращаться в центры профориентации по вопросам, связанным с профессиональным самоопределением старшеклассников.
6.2.11. Повышать профессиональную компетентность на курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях различного уровня.
6.3. Ответственность педагога-психолога ПСШ.
6.3.1. Педагог-психолог несет профессиональную ответственность:
за правильность результатов психологического обследования;
за адекватность используемых диагностических и коррекционных методов;
за обоснованность даваемых рекомендаций, заключений;
за ведение нормативной, регистрационной, специальной документации, оформленной в установленном порядке;
за соблюдение Этического кодекса психолога;
за неисполнение или ненадлежещее исполнение своих обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией.
должностной инструкцией.
7. Ведение документации и отчетность
7.1. Пакет документации ПСШ подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную, организационно-методическую.
Нормативная документация- это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.
В перечень нормативной документации входят: Закон Российской Федерации об образовании, Конвенция ООН о правах ребенка, Положение о психологической службе в системе образования, Положение о практическом психологе, квалификационная характеристика педагога-психолога (должностная инструкция и стандарт специалиста), Положение об аттестации педагога-психолога.
Целью организационно-методической документации является организация, планирование, методическое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога.
К организационно-методической документации относятся:
Годовой план работы ПСШ, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
Журнал учета проделанной работы.
График работы на неделю.
Циклограмма деятельности.
Программы и методы психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной видов работы.
Аналитический отчет о проведенной работе за год.
Указанные формы учетной и отчетной документации являются открытыми для контроля администрации.
Специальная документация (документация для служебного пользования ) - это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят:
психологическое заключение,
протоколы диагностических обследований, бесед, интервью,
журнал консультаций
карты психолого-медико-социальной помощи ребенку (психолого-педагогический профиль)
Эти виды являются закрытыми и могут быть предъявлены только по запросу вышестоящих профильных специалистов (психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдением требований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (в закрытом шкафу). На основании специальной документации педагог-психолог может давать рекомендации педагогам, родителям или лицам их заменяющим.