Положение
об оказании логопедической помощи в
МБОУ "СОШ №25 с УИОП им. Б.И. Рябцева" г. Россоши
I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу оказания логопедической помощи, ее целей и задач, структуру, содержание и управление.
1.2. Положение разработано на основании нормативных и методических документов, регламентирующих деятельность ОУ:
Конвенции ООН о правах ребенка;
Декларации прав ребенка;
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
Примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях осуществляющих образовательную деятельность от 6 августа 2020 года № Р-75;
Инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой;
Устава МБОУ «СОШ №25 с УИОП им. Б.И. Рябцева» г. Россоши Воронежской области;
Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учетом основных образовательных программ начального общего образования по русскому языку и литературному чтению, рекомендованных к использованию в общеобразовательных организациях Российской Федерации.
1.3. Деятельность осуществляется:
учителями-логопедами МБОУ "СОШ №25 с УИОП им. Б.И. Рябцева" г. Россоши (Далее – ОУ (образовательное учреждение)).
По своему статусу специалисты относятся к педагогическим работникам. В соответствии с действующим законодательством, пользуются всеми правами и гарантиями, предусмотренными для них.
II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Основной целью логопедической/коррекционной работы является создание условий для преодоления речевых нарушений посредством развития, воспитания и коррекции у обучающихся с нарушениями речи.
Основные задачи:
выявление и предупреждение нарушений в речевом развитии обучающихся ОУ;
изучение медицинского анамнеза каждого ребёнка, проведение диагностического обследования обучающихся 1-9 классов с целью формирования подгрупп с учётом структуры речевого нарушения, планирование основных направлений работы;
составление рабочих программ по коррекционно-развивающим курсам «Логопедические занятия».
распространение логопедических знаний среди педагогов школы, посредствам консультативной помощи по вопросам речевого развития обучающихся, применения средств и способов профилактики речевых нарушений и закрепление речевых навыков.
Направления деятельности учителя-логопеда:
Диагностическая работа – выявление детей с нарушениями речи; комплексное диагностическое обследование устной и письменной речи обучающихся: сбор и анализ анамнестических данных, дифференциальная диагностика речевых расстройств, обработка результатов обследования, определение прогноза речевого развития и коррекции.
Коррекционно-развивающая работа – развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактика, коррекция и компенсация нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, осуществляется в форме подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий. По результатам обследования составляется Рабочая программа
Консультативная работа – оказание консультативной помощи и предоставление практических рекомендаций родителям (законным представителям), педагогам школы-интерната по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Работа осуществляется в форме индивидуальных/групповых консультаций, бесед.
Просветительская работа – распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике коррекционной работы в процессе обучения детей.
Организационно-методическая работа–повышение уровня компетентности учителя-логопеда; обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей (законных представителей) в решении задач по преодолению речевого недоразвития у обучающихся; повышение эффективностии совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Аналитическая работа – проведение мониторинга и анализа результатов деятельности по всем направлениям.
ІІІ. СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ
3.1. Непосредственное руководство работой учителей - логопедов осуществляется директором ОУ.
3.2. Контроль за соблюдением графика проведения логопедических занятий осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
3.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом ОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико- педагогической комиссии (далее — ПMПK) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 2 (далее — OB3) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6) -12' указанных обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого- педагогического консилиума (далее — ППк) и (или) IIMIIK с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
3) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
3.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (Приложения N 1 и № 2) IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Логопедическая помощь для обучающихся оказывается в форме подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий.
Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций IIMПK, ППк и результатов логопедической диагностики.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя ОУ.
Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое (с1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая). Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (Приложение № 3) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия с учетом пункта 4.6 Положения.
Начало, окончание учебного года, время и продолжительность каникул соответствуют нормативным актам ОУ.
Количество занятий с обучающимися с ОВЗ определяется Учебным планом образования обучающихся с ОВЗ.
Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или) подгрупповой формах. Количество и периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем- логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПK, ППк.
Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы ОУ.
Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от формы получения образования и формы обучения.
Группы формируются по структуре речевого дефекта.
Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1 (дополнительном) — 1 классах — подгрупповое занятие — 35-40 мин, индивидуальное — 20-40 мин,
во 2 — 11 (12) классах — подгрупповое занятие — 40-45 мин, индивидуальное — 20-45 мин.
Учебный материал (словесный и наглядный и т.д.), который используется для исправления речи, должен соответствовать учебно-коррекционным задачам, особенностям речевого и психофизического развития обучающихся, их индивидуальным возможностям.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися коррекционных занятий возлагается на учителя и родителей (законных представителей).
Посещение занятий фиксируется в журнале логопедических занятий.
Документация при оказании логопедической помощи:
Рабочие Программы и/или планы логопедической работы.
Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
Расписание занятий учителя-логопеда.
Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь. (Приложения 5,6,7)
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Рекомендуемый срок хранения документов составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической помощи.
V.ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ
5.1. В соответствии с действующим законодательством учителя-логопеды несут персональную ответственность за свою деятельность, которую осуществляют строго в пределах своей профессиональной компетенции.
5.2. Учителя-логопеды обязаны:
проводить обследование и определять структуру и степень выраженности речевых нарушений различного генеза обучающихся;
комплектовать группы для занятий с учетом речевых нарушений обучающихся;
проводить подгрупповые, индивидуальные занятия по исправлению отклонений в речевом развитии, восстановлению нарушенных функций;
рассматривать вопросы и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции;
нести персональную ответственность за адекватность используемых диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
способствовать защите психического и физического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;
принимать участие в коррекционной работе, направленной на обеспечение всестороннего речевого развития обучающегося;
применять современные, традиционные, научно обоснованные методы диагностической, коррекционной, просветительской и профилактической работы;
оказывать необходимую помощь педагогическому коллективу в решении основных проблем, в устранении речевых нарушений обучающихся, содействовать развитию логопедической грамотности родителей (законных представителей);
учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей (законных представителей), педагогов и др.;
хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, коррекционной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению;
информировать администрацию и педагогический коллектив школы о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих соблюдение конфиденциальности полученной информации;
нести ответственность за сохранение документации, вести запись и регистрацию всех видов деятельности в соответствии с предлагаемыми образцами отчетной документации;
повышать свой профессиональный уровень, изучая новейшие достижения логопедической науки и практики, учитывать возрастные особенности речевого развития детей.
Учителя-логопеды имеют право на:
получение профессиональных льгот и гарантий, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации;
ознакомление со всей имеющейся документацией, необходимой для профессиональной деятельности;
создание условий со стороны администрации образовательного учреждения, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей;
работать по графику, составленному исходя из 20-ти часовой рабочей недели для учителей-логопедов ОУ;
повышение квалификации;
выступление с обобщением имеющегося опыта своей работы в научных и научно-популярных печатных изданиях, семинарах, конференциях;
разработку Рабочих программ коррекционных курсов.
Приложение N 1
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Руководителю организации, осуществляющей образовательную
деятельность
Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, класс, в котором обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
« » 20 г. /
(подпись) (расшифровка noдnucи)
Приложение №2
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ
Руководителю организации, осуществляющей образовательную
деятельность
ОТ
ФИО родителя (законного представителя)
Заявление
у
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, класс, в котором обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого- педагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
20 г. /
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение№3
Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения:
дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
образовательная программа (полное наименование);
особенности организации образования:
в классе;
класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
на дому;
в форме семейного образования;
сетевая форма реализации образовательных программ;
факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому, повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок — родственные отношения и количество детей/взрослых);
трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Динамика освоения программного материала
учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы(для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к oбyчeнию (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и дp-
Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных классов — указать длительность, т.е. когда начались
/закончились занятия).
Характеристики взросления 9:
хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний — например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению);
отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый
Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением
или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная);
значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована «на словах»);
самооценка;
принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
особенности психосексуального развития;
религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/ утрачена);
жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей, результаты контрольных работ и другое).
« » 20 г. / Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в ОО)
Результат обращения:
Приложение №4
Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно- развивающих занятий и сенсомоторную зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать мебелью для проведения индивидуальных и групповых логопедических занятий
приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, учебными пособиями, индивидуальным раздаточным и дидактическим материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей обучающихся.
Приложение №5
Речевая карта
(примерный вариант)
ФИО родителей: __________________________________________________________
Домашний адрес:___________________________________________________________________
Дата рождения обучающегося:_______________________________________________________
1. Фамилия, имя:_____________________ 2. Возраст:______ 3. Класс:_________________
4. Жалобы учителя или родителей :___________________________________________________
_______________________________________________________________________
5. Краткая характеристика обучающегося по данным педагогических наблюдений (устойчивость внимания, работоспособность, ориентировка в окружающем, отношение обучающегося к своему речевому нарушению).
6. Заключение психолого–медико–педагогической комиссии.____________________________
7. Данные о ходе развития речи.______________________________________________________
8. Состояние слуха, зрения.__________________________________________________________
9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)._____________________
_______________________________________________________________________
10. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельной речи): ______________________
___________________________________________________________________________________
а) словарный запас (охарактеризовать и привести примеры: словарь в пределах обихода, шире т.д.; правильно ли используются слова по назначению, какие имеются замены слов; какие части речи преимущественно употребляются); ________________________________________
_____________________________________________________________________________
б) грамматический строй (указать возможности формообразования, построения предложений, типы употребляемых предложений);_________________________________________ _____________________________________________________________________________
в) произношение и различение звуков:
отсутствие:__________________________________ замена____________ искажение_________________________ 2) различение звуков на слух_________________________________ 3) произношение слов с различным слоговым составом;_____________________________________________________
г) темп и плавность. ___________________________________________________
11. Понимание речи.__________________________________________________
12. Письмо (образцы диктантов первичного обследования, а у обучающихся, имевших недостатки письма, и при завершении логопедической работы):
а) успеваемость по письму к моменту поступления на логопедические занятия;_____________________________________________________________________________
б) навыки анализа и синтеза звукового состава слов;
в) указать, имеются ли характерные для дисграфии замены букв. __________________________________________________________________
13. Чтение:
а) успеваемость по чтению в начале логопедических занятий;___________________________________________________________
б) характеристика овладения техникой чтения;____________________________
в) ошибки при чтении;____________________________________________
г) понимание прочитанного.________________________________________
Заключение учителя-логопеда:_________________________________________
Учитель-логопед: _____________________
Приложение №6
Карта диагностического обследования
обучающегося по коррекционному курсу
«Альтернативная и дополнительная коммуникация»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ФИО обучающегося__________________________________________________________________
Дата рождения______________________ Возраст_________________ Класс___________________
Домашний адрес_____________________________________________________________________
ФИО родителей______________________________________________________________________
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Заключение психолого- медико-педагогической консультации______________________________
Диагноз психиатра____________________________Состояние слуха, зрения__________________
Данные о ходе развития речи__________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Состояние общей моторики_________________. Мелкой моторики__________________________
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ(нужное подчеркнуть)
Зубы - норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы. Прикус - норма, прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный. Твердое небо - норма, высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, субмукозная щель. Мягкое небо - укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького языка, подвижное, неподвижное. Губы – норма, толстые, тонкие, расщелина, шрамы. Язык - обычный, массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой.
КОММУНИКАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Установление зрительного контакта____________Реагирование на собственное имя____________
Приветствие собеседника___________________Поддержание контакта_______________________
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (умение понимать обращенную речь)
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)________________________________________________________________________________
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)___________
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) ____
Понимание падежа. Покажи карандашом ручку_________Покажи линейкой карандаш__________
Понимание содержания текста_________________________________________________________
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания)
Называние собственного имени, фамилии ____________, домашнего адреса__________________,
класса обучения________, состав семьи_________________________________________________.
Словарь существительных
Обобщающие слова (бытовые электроприборы______, школьные принадлежности ______, профессии______ транспорт______).
Части предмета (стул: спинка, сиденье, ножки______, чайник: донышко, носик, крышка, ручка______).
Словарь прилагательных
Подбор признаков к предметам (лимон ______________________,мяч_______________________).
Подбор антонимов
Веселый___________,широкий__________,завязывать____________,продавать_______________.
Подбор синонимов
Врач _________________________, радоваться___________________
Глагольный словарь
Подбор действий к существительным: швея __________, учитель ____________, продавец____________, врач_______________.
Называние действия по звукоподражанию
Кошка __________, утка__________, свинья_________, лошадь___________, корова___________.
Словообразование
Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных
Ведро____________, лук____________, гнездо_______________, дерево________________.
Образование относительных прилагательных
Из малины__________________, из клюквы____________________, из сливы_________________.
Образование притяжательных прилагательных
Лиса____________________, заяц_____________________, медведь_________________________.
Образование названий детенышей животных
У коровы ___________, у лошади___________, у собаки___________, у свиньи___________, у курицы ___________, у утки___________.
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
Библиотекарь_________фортепиано_________температура_________регулировщик___________
Сестренка развешивает простыни._________В цирке выступают дрессированные хищники______
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
гласные | простые звуки | [с] | [с`] | [з] | [з`] | [ц] | [ш] | [ж] | [ч] | [щ] | [р] | [р`] | [л] | [л`] | [й] |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Повторение слогов с оппозиционными звуками
са – за – са____ ша – са – ша____ ща – ча – ща____ ра – ла – ра____ жа – ша – ша____ ча – тя – ча____
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении
пашня – башня ______катушка – кадушка ______крот – грот_______мышка – мошка______________
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ (Составление рассказа по серии картинок)_______________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
ПРЕДПОСЫЛКИ К ОСМЫСЛЕННОМУ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ/ ОСМЫСЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО
Узнавание (различение) образов графем (букв)___________________________________________
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов)______________________________________________________________________________
Узнавание звука в слоге:____________________Соотнесение звука с буквой:__________________
Узнавание графического изображения буквы в слоге______________________________________
Называние буквы____________________________________________________________________
Чтение_____________________________________________________________________________
Пересказ прочитанного текста_________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Списывание_________________________________________________________________________
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ/НАПРАЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ __________________________________________________________________________________
Учитель-логопед _________________ __________ ___________
ФИО. (подпись) (дата
)
Приложение №7
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя, класс_____________________________________________________
2. Дата рождения_______________Дата зачисления на логопункт ______________
3. Успеваемость (к моменту обследования):
по русскому языку _______________________________________________________
математике _____________________________________________________________
чтению _________________________________________________________________
4. Жалобы учителей и родителей ___________________________________________
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПИСЬМА
Ошибки дисграфического характера
| Оптические | Акустические | Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза | Аграмматические |
Списывание (начало года) | | | | |
Диктант (начало года) | | | | |
Изложение (начало года) | | | | |
Списывание (конец года) | | | | |
Диктант (конец года) | | | | |
Изложение (конец года) | | | | |
Ошибки обозначения мягкости согласных _______________________________________
Моторные ошибки ( ошибки кинетического запуска, графический поиск при написании буквы, лишние элементы при написании буквы, недописывание отдельных элементов букв, персеверации, неоднократные обводки букв)
Зрительно-пространственные ошибки ( неудержание строки, колебания высоты букв, колебания наклона букв, «избегание» переноса, неравномерность расстояния между словами, отсутствие слитности написания букв в словах)
Гипертонус и гипотонус_______________________________________________________
Макрография и микрография___________________________________________________
Нарушения регуляции письменной деятельности (пропуски элементов букв, слогов, слов; персеверации элементов букв, букв, слогов и слов; контаминации, антиципации; ошибки обозначения границ предложения; орфографические ошибки)
ОБСЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
Способ чтения: побуквенный, слияниями, слогами, словами, группами из 2-ух слов. группами из 3-ех слов, группами из 4-ех слов, целыми предложениями.
Характеристика чтения (читает быстро и допускает ошибки; читает медленно. допуская ошибки, читает без ошибок)
Особенности проявления дислексии (читает быстро, читает медленно, понимает хорошо, понимает плохо)
Понимание прочитанного текста (понимание общего смысла текста, понимание значения отдельных слов, понимание скрытого смысла текста)
Графомоторная проба (заборчик)
Образец работы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение:___________________________________________________
Учитель-логопед: ФИО