ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и нормировании
домашней работы обучающихся в условиях реализации ФГОС
- Общие положения.
-
Положение о домашнем задании для обучающихся определяет основные требования к организации домашней работы обучающихся в рамках освоения ими общеобразовательных программ, регламентирует цели, задачи, типы и объём домашних заданий по предметам.
-
Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом 273-ФЗ
«Об образовании в Российский Федерации» (статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», статья 34
«Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования», статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»), ФГОС, с СанПиН 2.4.2.2821-10 (п.10.30. о нормировании объема домашнего задания), Уставом школы.
-
Основная цель домашнего задания - организация домашней учебной работы обучающихся, формирование у них прилежания, самостоятельности, развития творческих способностей и склонностей.
-
Домашнее задание рассматривается как форма личностного развития ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Оно должно нести для обучающихся личную значимость, а потому ценность.
-
Домашняя работа обучающихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоении изучаемого материала и его применении на практике.
-
Домашнее задание служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.
-
Изменение содержания и формы домашних заданий является одним из путей совершенствования образовательной деятельности.
-
Домашние задания по своему содержанию включают в себя:
-
усвоение изучаемого материала по учебнику;
-
выполнение устных упражнений;
-
выполнение письменных заданий по предметам;
-
выполнение творческих заданий;
-
подготовка сообщений (докладов) по изучаемому материалу;
-
проведение наблюдений;
-
выполнение практических и лабораторных работ по ряду предметов и т.д.
-
Индивидуальные домашние задания задаются с целью преодоления пробелов в знаниях обучающихся, выработки практических умений, развития творческих способностей и склонностей хорошо успевающих учеников.
- Правила выполнения домашней учебной работы, с которыми должен познакомить школьников учитель.
-
Процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер (к изучению необходимо обращаться несколько раз в течение некоторого времени).
-
Домашние задания рекомендуется выполнять в день их получения.
-
Приступая к подготовке домашнего задания, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала, детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания.
-
Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку надо начинать с работы над учебником:
-
вдумчиво прочитать параграф учебника, выделяя в нём важнейшие положения, правила, выводы и т.д.;
-
применить приёмы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала, составление плана, ответы на вопросы учебника и т.д. (если возникают затруднения, необходимо ещё раз поработать с учебником и добиться свободного и точного воспроизведения материала).
- Основные требования к организации домашней работы.
-
Домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах. Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которые могут привести к перегрузке обучающихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений. Постановка чёткой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей обучающихся предупредит опасность перегрузки.
-
В 1-м классе домашние задания не задаются. Во 2-4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы. Исключение составляют предметы, изучаемые один раз в неделю.
Суммарное время выполнения обучающимися домашних заданий не должно превышать:
2 - 3 классы – до 1,5 часов
-
- 5 классы – до 2 часов
6 - 8 классы – до 2,5 часов
9-11 классы – до 3,5 часов.
- Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.
-
Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что обучающиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период. По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
-
Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись обучающимися на уроке самостоятельно. Домашние задания должны быть посильными для большинства обучающихся класса.
-
Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что и как делать.
-
Объём домашних заданий на устных предметах не должен превышать объёма изученного материала на уроке.
-
Норма домашнего задания на письменных предметах не более 50% от объёма выполняемой работы на уроке.
- Виды домашней учебной работы, используемые в школьной практике:
-
индивидуальная учебная домашняя работа;
-
групповая домашняя учебная работа (группа обучающихся выполняет какое-то задание, являющееся частью общего классного задания);
-
дифференцированная домашняя работа, т.е. такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика, задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения;
-
одна на весь класс;
-
составление домашней работы для соседа по парте (например, составить для соседа задания, аналогичные тем, что рассматривались на уроке);
-
творческая домашняя работа (необходимо задавать на несколько дней вперёд).
- Подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.
-
Время сообщения домашнего задания необязательно относить к окончанию урока.
-
Задания, нацеленные на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.
-
Сообщение домашнего задания должно сопровождаться инструктажем.
-
Работу по формированию умений выполнять задания, включённые в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.
-
В помощь обучающимся учитель может предлагать памятки по выполнению определённых видов домашней работы.
- Требования к проверке домашней работы.
-
Методика проверки домашней работы должна быть гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только системность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при её выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.
-
Домашние работы теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашнего задания проводится регулярно и связывается с изучаемым материалом.
-
Проверка домашнего задания может осуществляться как в начале, так и в середине и конце урока.
-
Выбор формы работы зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.
Возможные формы проверки:
-выборочный контроль;
-
опрос с вызовом к доске;
-
выполнение аналогичного упражнения;
-
опрос по индивидуальным карточкам;
-
взаимоконтроль обучающихся при работе в парах;
-
самоконтроль обучающихся.
-
Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе.
Большие домашние задания ведут к снижению успеваемости.
- Методические рекомендации к организации домашних заданий. Памятка для учителя.
Наши учебные планы нацелены на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад. Человек развивается в деятельности и с помощью деятельности. Отсюда вывод: домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого обучающегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.
-
Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение новых знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие повлечет за собой односторонность развития личности. Сознательно используйте домашнее задание в целях развития самостоятельности, интереса к учёбе и творческих способностей.
-
При планировании урока не забывайте о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств обучающихся, задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
-
Не считайте само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами домашнее задание. Мотивируйте задания, пробуждая у обучающихся любознательность и радость открытия, развивая фантазию, обращаясь к их чувству долга, используя их стремление к признанию и хорошим отметкам, учитывая индивидуальные склонности и желания.
-
Никогда не задавайте домашнее задание по звонку или после звонка, сообщайте домашнее задание тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока.
-
Используйте дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей обучающихся и их
применения в интересах всего классного коллектива. Используйте индивидуальные домашние задания в воспитательных целях, а также для развития способностей особо одарённых детей.
-
С помощью постоянного контроля добивайтесь, чтобы у учеников не возникали сомнения, так ли обязательно выполнение домашнего задания. Используйте различные формы контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также отношения ваших учеников к выполнению домашнего задания. Добивайтесь, чтобы не сделанная в срок работа обязательно была выполнена позже.
-
Не давайте такие задания, которые могут привести к перегрузке обучающихся.
-
Ни в коем случае не наказывайте провинившихся учеников домашним заданием.
-
Осуществляйте проверку домашних заданий своевременно.