Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа»
Фатежского района Курской области
Принята на заседании педагогического совета протокол от 30.08.2016г. № 1 | Утверждена приказом от 01.09.2016г. № 33-5 Директор ОУ ______________/А.А.Пучинин/ |
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе оценивания в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Общие положения
1.1. Настоящее положение является локальным актом школы, регламентирующим порядок, периодичность и систему оценивания в начальной школе в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования второго поколения.
1.2. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Используются следующие виды оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание, мониторинг универсальных учебных действий.
1.3. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания известны заранее педагогам, учащимся, родителям.
1.4. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.
1.5. В контрольно-оценочную деятельность включаются учащиеся, осуществляя самооценку и взаимооценку.
1.6. В целях обеспечения выполнения педагогами и обучающимися образовательных программ, выявления уровня успешности обучения в конце учебного года проводится комплексная итоговая работа.
1.7. Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Система оценок
Оценка личностных результатов
Система оценки достижения результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
· самоопределение;
· смыслоообразование;
· морально‑этическая ориентация.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
· сформированности внутренней позиции обучающегося;
· сформированности основ гражданской идентичности;
· сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
· сформированности мотивации учебной деятельности, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
· знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат оцениванию.
Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. К их осуществлению привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
Оценка сформированности личностных результатов должна полностью отвечать этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, проводится в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.
2.2. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия». Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью
Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (итоговые проверочные работы по предметам и комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий).
2.3. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.
Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.
Предметные результаты содержат в себе
- систему основополагающих элементов научного знания, (далее — систему предметных знаний);
- систему формируемых действий с учебным материалом (далее — систему предметных действий).
В системе предметных знаний выделяются опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
Оценка достижения этих предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. Итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками:
«удовлетворительно/неудовлетворительно», т.е. оценкой, свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона (круга) заданных задач, построенных на базовом учебном материале;
«хорошо», «отлично» — оценками, свидетельствующими об усвоении базовой системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов.
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
Оценка динамики образовательных достижений имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика.
2.4. Портфель достижений – это специально организованная подборка работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях.
В портфель достижений учеников начальной школы включаются следующие материалы:
- выборки детских работ: формальных и творческих;
- материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках учебной и внеучебной деятельности.
Оценка, как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы о:
1) сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции
Структура портфолио ученика начальных классов
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ "Знакомьтесь, это я! Мои первые документы"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. "Моя семья", «Моя родословная» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. "Моя маленькая родина»" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры). "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции или других учебных заведениях дополнительного образования.
РАЗДЕЛ "Моя школа"
рассказ о школе и о педагогах. "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "Мои успехи в учёбе»"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "Мои достижения"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ "Мои проектные работы"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
РАЗДЕЛ "Пожелания и отзывы"
В портфолио ученика начальной школы этого раздела добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания
Форма, порядок и периодичность текущей и промежуточной аттестации обучающихся
3.1. Текущая аттестация обучающихся
3.1.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется учителями на протяжении всего учебного года.
3.1.2. При текущей аттестации педагогические работники школы имеют право на свободу выбора и использования методов оценки знаний учащихся по своему предмету.
3.1.3. Педагогический работник обязан ознакомить с системой текущего контроля по своему предмету учащихся на начало учебного года.
3.1.4. Педагогический работник обязан своевременно довести до учащихся отметку текущего контроля, обосновав ее в присутствии всего класса и выставить оценку в классный журнал и дневник учащегося.
3.1.5. Для аттестации обучающихся 1 классов применяется безотметочная система контроля успеваемости.
В связи с переходом на ФГОС НОО и ФГОС ООО второго поколения производить следующие мероприятия по оценке достижения планируемых результатов учащихся 1 - 4 классов:
· оценивать метапредметные, предметные результаты образования обучающихся начальных классов, используя комплексный подход;
· организовать работу по накопительной системе оценки в рамках Портфеля достижений обучающихся 1 - 4 классов.
Личностные результаты выпускников на ступени начального основного общего образования не подлежат итоговой оценке. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. К их осуществлению привлекаются специалисты, обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.
3.1.6. Для обучающихся 3 - 4 классов в школе используется 5-балльная система оценки знаний, умений и навыков (минимальный балл – 2, максимальный балл – 5). В ходе обучения учителя оценивают знания учащихся. Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по 5 балльной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).
3.1.7. При выставлении отметок учителям - предметникам руководствоваться нормами оценок, опубликованными в государственных программах по конкретному предмету. В целях повышения ответственности школьников за качество учебы, соблюдение учебной дисциплины, устранение пробелов в знаниях учащихся, учитель обязан объективно правильно и своевременно оценивать их знания, умения и навыки.
3.1.8. При подготовке к уроку учитель должен спланировать урок так, чтобы в ходе урока опросить не менее 3 - 4 учащихся. Нижний предел частоты выставления оценок – 4 отметки на ученика за четверть, если в неделю проводится один час по предмету.
Учитель должен обосновать выставленную отметку за урок. Простое перечисление в конце занятий отметок не имеет для учащихся нацеливающего на перспективу или воспитывающего значения.
3.1.9. Всем учащимся, присутствующим на уроке, выставляются отметки при проведении письменных контрольных работ, сочинения, изложения, диктанты с грамматическими заданиями, оцениваются двойной оценкой. За обучающие работы выставляются только положительные отметки.
В случае выполнения учащимися работы на оценку «2», с ним проводится дополнительная работа до достижения им положительного результата.
В случае отсутствия ученика на контрольной работе без уважительной причины работа выполняется им в индивидуальном порядке во время, назначенное учителем. Оценка за выполненную работу выставляется в соответствии с нормами оценки ЗУН учащимися по предмету.
3.1.10. Обучающие творческие работы учащихся 3 - 4 классов оцениваются двойной отметкой, контрольное изложение в 3 - 4 классах оценивается двойной оценкой.
Оценки за письменные работы выставляются в журнал к следующему уроку.
3.1.11. График контрольных работ должен соблюдаться.
3.2. Промежуточная аттестация
Отметка обучающихся за четверть выставляется на основе результатов письменных работ и устных ответов обучающихся и с учетом их фактических знаний, умений и навыков.
3.2.1. Решение о проведении промежуточной аттестации в 3 - 4 классах принимается Педагогическим советом общеобразовательного учреждения не позднее, чем за месяц до начала промежуточной аттестации.
3.2.2. На промежуточную аттестацию могут выноситься предметы учебного плана: русский язык и математика, литературное чтение, окружающий мир.
3.2.3. Промежуточная аттестация учащихся 3 - 4 классов осуществляется в форме обязательных итоговых контрольных работ или тестовых работ по предметам или диктанта или тестовых работ по русскому языку, проверки техники чтения.
Содержанием промежуточной аттестации в 1 классе являются стандартизированная контрольная работа по русскому языку и по математике в 4-ой учебной четверти, проверка техники чтения и одна итоговая комплексная работа, которая проводится в первой половине 4-ой четверти; во 2-4 классах - две административные контрольные работы по математике и русскому языку, проверка техники чтения в I и II полугодиях и одна итоговая комплексная контрольная работа, которая проводится в первой половине 4-ой четверти. На проведение итоговой комплексной работы отводится четыре урока в течение двух дней.
3.2.4. Учащиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам более половины учебного времени, не аттестуются в установленные сроки. Вопрос об аттестации таких учащихся решается в индивидуальном порядке директором школы по согласованию с родителями учащегося.
Дополнительные сроки проведения аттестации для учащихся, пропустивших промежуточную аттестацию по неуважительным причинам и состав комиссии, устанавливаются приказом директора школы.
3.3. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию
3.3.2. Итоговые комплексные работы
Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий младшего школьника.
В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:
- с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- на установление последовательности и соответствия;
- со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
- со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Комплексная итоговая контрольная работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы.
Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания.
Структура представленной итоговой работы включает в себя две части (обязательную и дополнительную), каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по отдельным учебным предметам.
Время на выполнение заданий каждой части – два урока. Работа выполняется в течение двух дней.
Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии и др.).
Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формы ответа и особенностей проверяемых умений.
Выполнение работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимися за выполнение заданий двух отдельных частей. Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом и определяют уровни: высокий, базовый повышенный, базовый, средний, ниже среднего.
Качество освоения программы | Уровень достижений |
90-100% | Высокий |
66-89% | Базовый повышенный |
50-65% | Средний |
меньше 50% | Ниже среднего |
Принятый минимальный критерий оценки освоения учебного материала находится в пределах от 50% до 65% от максимального итогового балла. Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
3.3.3. Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.
3.3.4. Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:
отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;
·даются психолого‑педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.
4. Контроль и самоконтроль усвоения знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся
4.1. Содержательный контроль и самоконтроль ЗУН учащихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения учебных
дисциплин школьником и не допускает сравнения его с другими детьми.
4.2. Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются
формы контроля и самоконтроля:
стартовые работы;
текущие проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
тематические проверочные работы;
итоговые контрольные работы;
4.2.1. Стартовая работа (проводится в начале сентября) позволяет определить актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также наметить "зону ближайшего развития" и предметных знаний, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.
4.2.2. Текущая проверочная работа проводится в ходе изучения темы для проверки качества овладения последовательностью учебных действий и их коррекции.
4.2.3. Тестовая диагностическая работа включает в себя задания, направленные на проверку способов выполнения действий, которыми необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи и динамики развития.
4.2.4. Тематическая проверочная работа проводится по окончанию изученной темы с целью определения качества ее усвоения и достигнутого уровня развития учащихся.
4.2.5. Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного года. Включает все основные изученные темы. Задания рассчитаны на проверку не только знаний, но и достигнутого к концу учебного года уровня развития учащихся. Работа может проводиться в несколько этапов.
5. Технология оценивания проверочных и контрольных работ
5.1. Критерии определения уровня овладения основными знаниями,
умениями и навыками:
высокий уровень усвоения — (90 - 100%)
средний уровень — (75 — 89%)
уровень ниже среднего - (50 - 74%)
низкий уровень - (меньше 50%)
Количественная характеристика знаний, умений и навыков дается только по итогам учебного года на основе итоговой проверочной работы по предмету.
Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется па основе '''портфеля" (дневника) учебных достижений ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.
Перевод качественной оценки в количественную отметку
Уровни успешности | 5-балльная | проценты |
Необходимый уровень не достигнут Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2»- неудовлетворительно | Менее 50% |
Необходимый уровень «удовлетворительно» Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания. | «3»- удовлетворительно | 50-74% |
Программный уровень «хорошо» Решение нестандартной задачи, где потребовалось: - либо применить новые, изучаемые в данные момент, знания, - либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации | «4» - хорошо | 75 - 89% |
Максимальный уровень «отлично» Решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», потребовавшей - либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, - либо новые самостоятельно усвоенные умения | «5» - отлично | 90-100% |
6. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной
деятельности
Взаимоотношения субъектов контрольно-оценочной деятельности строятся на основе сотрудничества.
Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.
Права и обязанности учащихся
6.3.1. Учащиеся имеют право:
предъявлять на оценку свою работу учителю;
на самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий;
на апробацию результатов своей деятельности;
на ошибку и время на ее ликвидацию;
обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав;
6.3.2. Учащиеся обязаны:
- по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
- овладеть способами оценивания, принятыми в школе; вести документацию (п.4); - соблюдать данное Положение.
6.4. Права и обязанности учителя:
6.4.1. Учитель имеет право:
- иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;
- оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы;
- оценивать работу учащихся только по их желанию (самооценка учащихся должна предшествовать оценке учителя);
- оценивать учебные достижения учащихся только относительно их самих;
6.4.2. Учитель обязан:
- вести документацию (п.4);
- оказывать помощь в ведении документации учениками;
- работать над формированием самоконтроля и самооценки учащихся;
- доводить до сведения родителей достижения и неуспехи их детей;
- соблюдать данное Положение.
6.5. Права и обязанности родителей
6.5.1. Родитель имеет право:
- на знание данного Положения;
- на получение достоверной информации о достижениях и неуспехах своего ребенка;
- на индивидуальные консультации учителя по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка;
- обратиться к администрации школы с целью защиты прав своих детей;
- перевести своего ребенка в другую школу, если его не устраивают отдельные пункты данного документа;
6.5.2. Родитель обязан:
- соблюдать данное Положение;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, связанных с самоконтролем в домашних условиях;
- посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в организации контрольно-оценочной деятельности в школе.
6.6. Права и обязанности администрации школы
6.6.1. Администрация имеет право:
- проводить разъяснительную работу со всеми субъектами контрольно-оценочной деятельности по поводу данного Положения;
- получать достоверную информацию от учителя о ходе реализации данного Положения;
- контролировать процесс ведения документации (см. п. 4).
6.6.2. Администрация обязана:
- соблюдать данное Положение;
- осуществлять контроль за соблюдением данного Положения всеми субъектами;
7. Пятибальная система оценивания
7.1. Пятибальная система оценивания осуществляет текущий и итоговый контроль. Такой вид контроля осуществляется со 2 класса.
7.2. Система контроля включает:
контроль знаний обучающегося в начале учебного года (выставляется в классный журнал, но не влияет на оценку за четверть);
текущий контроль;
итоговый контроль (по окончании темы, по окончании учебной четверти и года).
7.3. Для реализации пятибалльной системы оценивания необходимо:
создание и структурирование рабочих программ для проведения контрольных и проверочных работ;
использование набора контрольных (тестовых) заданий по теме;
наличие набора вопросов, заданий для отслеживания уровня творческого развития учащегося;
наличие четкой и ясной шкалы оценки качественных показателей учащихся.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Пятибальная оценка по русскому языку ставится за выполнение контрольных и проверочных работ, которые проводятся в форме диктанта, списывания, изложения, тестовой работы.
Количество контрольных, проверочных и самостоятельных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по определённым существенным вопросам программы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;
- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);
- наличие ошибок на изучение правила по орфографии;
- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило;
- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
- отсутствие "красной" строки;
- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Критерии оценки диктанта:
«5» – допущена 1 негрубая ошибка, 1-2 исправления;
«4» - допущены 2-3 орфографические, и 2-3 пунктуационные ошибки;
«3» – допущены 4-5 орфографических и 4 пунктуационных,
«2» - 6 и более ошибок.
За контрольную работу по русскому языку (диктант) выставляется две оценки: первая – за работу (диктант), вторая – за выполнение задания.
Критерии оценки задания к диктанту и списыванию:
«5» - все верно, если есть 1 исправление;
«4» – если не менее ¾ заданий выполнено верно;
«3» - не менее ½ заданий верно;
«2» - не выполнено больше половины.
Оценки за контрольное списывание:
«5» - нет ошибок или 1 исправление;
«4» - 1-2 ошибки и 1 исправление (3-4 класс);
«3» – 3 - 4 ошибки и 1 исправление (3-4 класс);
«2»- 5 ошибок (3- 4 класс).
Критерии оценки за словарный диктант:
Количество слов:
«5»- нет ошибок; 1 кл. – 7-8 слов;
«4»- 1-3 ошибки; 2 кл. – 10-12 слов;
«3»- 4-5 ошибки при количестве 15-20 слов 3 кл. – 12-15 слов;
«2»- 6-7 ошибок и более 4кл. - до 20 слов.
Критерии оценки за контрольное изложение:
Для контрольного изложения в 4-м классе на конец года берётся текст повествовательного характера. Тематика изложения носит воспитывающий характер и доступна детям.
Основными критериями оценки изложений является точность, последовательность, полнота воспроизведения авторского текста, а также речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность. Отметка ставится общая с учётом всех критериев.
«5» – ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст. В изложении отсутствуют фактические ошибки, богат словарь, правильное речевое оформление.
Грамотность: не должно быть орфографических и пунктуационных ошибок. Учитываются ошибки только на изученные правила.
Допускается 1-2 исправления.
«4» – ставится за работу, в которой точно, полно, последовательно передан авторский текст изложения, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения, есть отдельные речевые и фактические неточности. Их может быть не более 2-3.
Грамотность: допущены 1-3 орфографические и 1 пунктуационная ошибки, есть 1-2 исправления.
«3» – ставится за работу, в которой допущены некоторые отклонения от авторского текста изложения, также могут быть допущены отдельные нарушения в последовательности изложения текста, в построении предложений, беден словарь, имеются речевые неточности. Может быть не более 4-5 речевых недочётов.
Грамотность: допущены 4-5 орфографических ошибок, 1-2 пунктуационных, а также 1-2 исправления.
«2» – ставится за работу, в которой есть значительные отступления от авторского текста изложения, нарушена последовательность изложения, допущено большое число фактических неточностей, нет связи между частями, крайне беден словарь. В целом допускается 6 и более неточностей.
Грамотность: допущено 6 и более орфографических ошибок и 3-4 пунктуационных.
МАТЕМАТИКА
Количество контрольных, проверочных и самостоятельных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по определённым существенным вопросам программы.
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
- неправильный выбор действий, операций; неверные вычисления;
- пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
- несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действий и полученным результатам;
- несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.
Недочеты:
- неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
- ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
- отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Критерии оценки
Контрольная работа. Примеры.
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2-3 ошибки;
«3» - 4-5 ошибки;
«2» - 6 и более ошибок.
Контрольная работа. Задачи (грамматические ошибки не учитывать)
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2 негрубые ошибки; если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 2 вычислительные ошибки или 1 грубая ошибка в ходе решения задачи;
«3» - 2-3 ошибки (более ½ работы выполнено верно), если допущена одна ошибка в ходе решения задачи, независимо 2 или 3 задачи и одна вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача;
«2» - 3 и более ошибок или если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущена одна ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.
Комбинированная контрольная работа.
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2 ошибки и 1-2 недочёта;
«3» - 2-3 ошибки, 3-4 негрубые, но ход решения задачи верен; если одна ошибка в ходе решения задачи, но все другие задания без ошибок;
«2» - не решена задача или более 5-ти грубых ошибок или более 6 вычислительных ошибок.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Оценка по окружающему миру ставится за выполнение контрольных, проверочных работ, тестовых работ.
Количество контрольных, проверочных и самостоятельных письменных работ определяется необходимостью проверки знаний, умений и навыков учащихся по определённым существенным вопросам.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы;
- отсутствие умения подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- отсутствие умения ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы;
- отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Контрольная (проверочная) работа
«5» - ставится, если в работе чёткие и полные ответы, выделены наиболее существенные признаки объекта; верно и умело сопоставлены факты, правильно установлены причинно-следственные, пространственные и временные связи; сделаны верно выводы; не более 1 недочёта.
«4» - ставится, если в работе есть отдельные неточности в ответах, выводах; наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по изученному материалу.
«3» - ставится за работу, в которой преобладают ответы с неточностями, нечёткими выводами; наличие 4-6 ошибок или 8 недочётов.
«2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, ошибочность выводов; наличие более 6 ошибок или более 10 недочётов по пройденному материалу
Критерии оценки тестовых работ
Тестовые работы оцениваются согласно прилагаемой к работе инструкции, либо по формуле N1 / N2 * 10 = Б, где
N1 - количество правильных ответов
N2 – общее количество ответов
Б - результат выполнения тестовой работы учащегося, выраженный в баллах, переводимых в отметку по пятибалльной системе
Например, 27/30 * 10 = 9 баллов
Количество баллов | Отметка |
10 - 9 | «5» |
8 - 7 | «4» |
6 - 5 | «3» |
4 и менее | «2» |
Проверка и оценивание классных и домашних работ
Каждая классная и домашняя работа в 1-4 классах проверяется учителем.
Оценивается правильность и аккуратность выполнения работы самим учеником, затем учитель делает качественную оценку работы.
Результаты проверки фиксируются в тетрадях.
По математике неправильно выполненное задание фиксируется и подлежит исправлению.
Орфографические ошибки по математике исправляются учителем, но не учитываются.
Возможна корректная словесная письменная оценка, сделанная учителем, при выставлении отметки.
Перевод учащихся
8.1. Перевод учащихся осуществляется на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Ст.58,59. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – О-13 Москва: Проспект, 2013. – 160 с.)
8.2. Учащиеся, успешно освоившие содержание учебных программ за учебный год, решением Педагогического совета школы переводятся в следующий класс.
8.3. Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение.
8.4. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение I учебной четверти следующего учебного года. Школа обязана создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
18