СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Положение о ведении классного журнала

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Классный журнал – это  государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам.

Ведение классных  журналов регламентируется следующими нормативно-правовыми документами (все указанные приказы и письма не отменены и являются действующими)

Просмотр содержимого документа
«Положение о ведении классного журнала»

Положение  по ведению классных журналов

 Классный журнал – это  государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя согласно установленным правилам.

Ведение классных  журналов регламентируется следующими нормативно-правовыми документами (все указанные приказы и письма не отменены и являются действующими):

1.  Приказ Министерства Просвещения СССР от 27.12.1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации». В данном приказе даётся характеристика структуры классного журнала, порядок его заполнения учителями и классным руководителем, рекомендации по контролю за заполнением со стороны администрации школы. Выдержки из этого приказа в качестве инструкции даны на форзаце журнала.

2.  Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001г. №22-06-147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений», согласно которому классный журнал является документом, позволяющим в рамках внутришкольного контроля отслеживать выполнение программ (теоретической и практической части).

3.  Приказ Минобразования РФ от 29.12.1997г. №2682 «О нарушениях при подготовке и проведении итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений». В нем перечислены типичные нарушения, допускаемые учителями и классными руководителями при заполнении классного журнала.

4. Методические рекомендации по работе с документами в образовательных учреждениях (письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.12.2000г. №03-51/64).

Классные журналы относятся к учебно-педагогической документации общеобразовательного учреждения. Ответственность за    хранение журналов,  контроль за правильностью их ведения возлагается на директора школы.

В начале учебного года директора проводит инструктаж по заполнению классных журналов, даёт указания классным руководителям о распределении страниц журнала, отведённых на текущий учёт успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенным  в учебном плане на каждый предмет (35 ч. в год – 2 стр., 70 ч. в год – 4 стр., 105 ч. в год – 5 стр., 140 ч. в год – 6 стр., 175 ч. в год – 8 стр., 210ч. в год – 9 стр.).

В конце учебного года классный руководитель сдаёт журнал директору школы. После проверки журнала заместитель директора производит запись: «Журнал проверен и принят для сдачи в архив.  Дата.   Подпись директора». Классный журнал хранится в архиве общеобразовательного учреждения 5 лет. После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода учащихся класса. Сформированные дела хранятся не менее 25 лет.

 

I. Общие  требования к ведению классных журналов

1.  Все записи в журнале делаются ручкой одного цвета четко и  аккуратно на русском языке,  без исправлений. Карандаш исключается.

2.  Названия предметов в оглавлении записываются с прописной (большой) буквы  в соответствии с порядком  их следования   в учебном  плане. На страницах, выделенных для конкретных предметов,  наименование предмета пишется  со строчной (маленькой) буквы.

3.  Фамилия, имя, отчество учителя записываются полностью  (Иванова  Наталья  Петровна).

4.  Страницы журнала обязательно нумеруются. Одна страница журнала включает правую и левую стороны.  Нумерация страниц указывается в разделе «Оглавление».

5. На   левой стороне страницы журнала записывается дата проведения урока (арабскими цифрами) и месяц. Если уроки сдвоены, то ставятся две даты.

6. На правой стороне страницы журнала записывается число (арабскими цифрами) и тема пройденного на уроке материала в соответствии с календарно-тематическим планированием.  При проведении сдвоенных уроков записываются темы каждого урока отдельно. Прочерки, обозначающие  «повтор», запрещены. 

7. В журнале указываются не только темы уроков,  но и темы контрольных, самостоятельных, лабораторных, практических работ. Например: Самостоятельная работа «Сложение и вычитание трехзначных чисел», Практическая работа № 5 по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» (или без номера), Контрольный диктант № 2 по теме «Виды предложений по цели высказывания» (или без номера), Практическая работа № 1 «Определение состава почвы» (или без номера);

8. В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера  задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы[1].   Например,  «Повторить …..; составить план, таблицу,  вопросы;  выучить наизусть, ответить на   вопросы и т. д.».   Кроме того, при изучении ряда дисциплин домашние задания носят творческий характер (сделать       рисунки, написать сочинение и т. п.). Тогда в графе «Домашнее задание» пишется: творческое задание и указывается характер задания.  Если задание носит индивидуальный характер, тогда в графе «Домашнее задание» можно записывать: индивидуальные задания. Если на конкретном уроке домашнее задание не задаётся, графа остается пустой.

9. При записи тем «Повторение», «Решение задач» и т. д.  обязательно указывается конкретная тема.

10. При проведении экскурсий на странице журнала с левой стороны записывается число столько раз, сколько часов шла экскурсия, а с правой стороны число и темы также записываются столько раз, сколько длилась экскурсия, но темы записываются построчно.

11.В конце года на странице, где записывается пройденный материал, учитель записывает число проведенных уроков «по плану» и  «фактически»  и заверяет это личной подписью. Делается   запись:  «Программа  выполнена» или «Не пройдены следующие темы…». Государственные программы должны быть выполнены по всем предметам.

12. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания  обучающихся, а также  ежеурочно отмечать отсутствующих. Наполняемость отметок должна быть высокой или средней, при этом каждый учащийся должен быть опрошен (любым из видов опроса) как минимум 1 раз в 3-4 урока.

13. В клетках для  отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: 2, 3, 4, 5, н, н/а, зач., осв. Выставление точек, отметок со знаком «минус» не допускается. В случае оценивания знаний обучающегося неудовлетворительной оценкой учитель обязан опросить его в 2-4-дневный срок и зафиксировать отметку в журнале. Не рекомендуется заполнение неполных клеток на левой странице журнала.

14. Отметки за устные и письменные ответы  выставляются  в колонку за то число, когда проводилась работа. Отметки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы, практические и лабораторные работы) выставляются всем учащимся (кроме отсутствующих), в графе того дня, когда проходила работа с учетом контрольных нормативов на проверку работ данного вида.

Запрещается выставлять отметки задним числом. 

15. Выставление в одной клеточке двух отметок допускается только на уроках русского языка и литературного чтения  (в начальной школе), русского языка и литературы (в основной и старшей школе). Оценки в этом случае выставляются двумя оценками   в одной колонке .

 16. Отметка  н/а  (не аттестован) может быть выставлена только в случае, если ученик пропустил 2/3 занятия за отчётный период (четверть, полугодие). Если школьник отсутствовал на части уроков по уважительным причинам, то необходимо организовать с ним дополнительные занятия (за счёт неаудиторной занятости педагогов) и аттестовать ребёнка. 

 17. Итоговые отметки за четверть, год выставляются   в следующей клетке после записи даты  последнего урока. Не допускается  выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.п.). Годовая оценка выставляется в столбец, следующий непосредственно за столбцом оценки за последнюю четверть (полугодие).

18. Текущие отметки следующей четверти выставляются  в  клетке после итоговых (четвертных) отметок. Пропуски клеток не допускаются.

19. Итоговые отметки учащихся за четверть (полугодие) должны быть обоснованы. Чтобы объективно аттестовать учащихся, необходимо не менее трех отметок при одно- и двухчасовой недельной  учебной  нагрузке  по предмету и более 9 при учебной нагрузке более двух часов в неделю  с обязательным учетом качества знаний учащихся по письменным работам.

 20. Не рекомендуется  выставление неудовлетворительных отметок на  первых уроках после длительного отсутствия учащихся (пропуск трех и более уроков), после каникул, так как  это сдерживает развитие успехов в их учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению.

21. Запись замены уроков производится следующим образом: на странице заменяемого урока записывается  тема, предусмотренная тематическим планированием,   после этой записи пишется слово «замена» и ставится подпись учителя, проводившего замену. Не допускается оставлять незаписанными темы заменяемых уроков с тем, чтобы в дальнейшем их записал заболевший учитель. Если в силу объективных причин замена осуществлялась путём проведения урока по другому предмету, то учитель записывает тему урока на своей странице, справа делается запись «замена урока ______ (математики, биологии и т.д.)» и ставится подпись.

22. При ошибке при выставлении отметок надо зачеркнуть неправильную отметку и в соседней клетке поставить правильную. Если ошибка делается в итоговых отметках или отметках за контрольную работу, отметка исправляется так же, как и текущие, при этом   внизу страницы обязательно делается запись: Петров К. – четыре (за 5. 11) – (подпись)  и ставится подпись директор школы и печать общеобразовательного учреждения.

23. В случаях проведения с учащимися занятий в санаториях (больнице) классный руководитель вкладывает в журнал справку с результатами обучения в санатории или больнице; отметки из этой ведомости в классный журнал не переносятся.

24. В случае длительной болезни учащегося  и в связи с этим  перевода учащегося с очной  на   индивидуальное  обучение  на дому в классном журнале на соответствующей строке делается запись «обучение на дому с 11.10».    Если проводятся занятия на дому, учителя-предметники, ведущие занятия, выставляют отметки (текущие и итоговые) только в специальном журнале для надомного обучения. Эти же учителя в конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) выставляют в классный журнал только итоговые отметки, которые классный руководитель переносит в сводную ведомость учета успеваемости учащихся.

25. Записи в журнале для надомного обучения в конце  зачетного периода (четверти, полугодия, года) подписываются  родителями (законными представителями) ученика.

26. В случае перевода учащегося с очной на экстернатную форму обучения  в классном журнале на соответствующей строке делается запись «экстернат с 11.10». В этом случае в журнал выставляются только результаты промежуточной аттестации, периодичность которой отражена в договоре, на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся». В графе с фамилией экстерна делается запись «Переведен (а) на экстернат с 11.10.02 г. по всем предметам учебного плана (или только по одному предмету), приказ №__от  « » и выставляются отметки за четверти (полугодия) и год или только за год. Если на экстернатную форму обучения принят учащийся, не входящий в списочный состав школы, то данные о нем в классный журнал не заносятся, а вся документация ведется в установленном порядке.

27.Отметка о выбытии учащегося делается на соответствующей строке с фамилией выбывшего учащегося следующим образом: «выбыл 15.11.2002г., приказ №    от   «  », и на странице «Сводная ведомость учета успевае­мости учащихся» в графе «Ф. И. О. учащегося» делается такая же запись.

28. Фамилия, имя учащегося, поступившего в школу в течение учебного года, записывается в конце списка на соответствующих страницах по предметам с указанием числа и месяца прибытия, например,  «прибыл 10.11.2002 г., приказ №    от  « ».,  а затем  на следующих страницах  фамилия  и  имя  прибывшего вписывается строго по алфавиту уже без от­метки о прибытии; на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись «прибыл 10.11.2002 г., приказ №    от  « ». Ведомость с результатами    текущей успеваемости      вновь   прибывшего      ученика      вклеивается      в      конце журнала,      от метки из нее в классный журнал не переносятся

29. Страница «Листок здоровья» заполняется медицинским работником. 

30. Если организовано профессиональное обучение учащихся в  ресурсном центре, то отметки (текущие и итоговые) выставляются только в специальном журнале для профессионального обучения. В конце зачетного периода (четверти, полугодия, года) преподаватели профессионального обучения передают завучу и директору ресурсного центра по профессиональной подготовке  ведомости, в которых выставлены итоговые (четвертные, полугодовые, годовые) оценки. Ведомости, заверенные подписью директора ресурсного центра и печатью, передаются в общеобразовательное учреждение, где учится старшеклассник.  Классный руководитель переносит эти оценки в сводную ведомость учета успеваемости учащихся в графу «профессиональная подготовка».

31. Элективные курсы целесообразно записывать в отдельном журнале (особенно, если элективный курс посещают учащиеся из других школ в условиях сетевого взаимодействия или сформированы группы учащихся на параллели или на элективный курс выделено менее 34 часов). Список  обучающихся  группы (из разных школ, разных классов) заполняется учителем на основании нормативного документа общеобразовательного учреждения (приказа). Заполнение страниц, отведённых для элективных курсов, осуществляется в соответствии с требованиями к ведению классных журналов. При оценивании результатов обучения учащихся на элективных курсах следует руководствоваться критериями оценивания результатов обучения учащихся, заложенными автором в программе авторского элективного курса. Решение о системе оценивания учебных курсов по выбору может принять образовательное учреждение на основании решения педагогического совета. Оценка может выставляться в форме «зачтено» или «не зачтено», а также по балльной шкале: «5», «4», «3». Отрицательные отметки  нецелесообразны. Если учебный курс составляет менее 34 часов, в соответствии с нормативными документами возможно оценивание только в системе «зачтено – не зачтено». Курс может считаться зачтённым (или оценен  отметкой), если ученик:

а) посетил не менее 80% занятий по этому курсу;

б) выполнил какую-либо зачётную работу: проект, исследование, реферат.

      В журнале фиксируются посещаемость и учебные достижения учащихся в зависимости от критериев оценивания результатов учебных достижений учащихся, определенных в программе авторского учебного курса.

32. Название предметов в классный журнал заносится строго согласно названию предмета в Учебном плане школы. 

33. Категорически запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.

  II. Требования к ведению классных журналов по отдельным предметам

Начальная школа

1.  В период обучения грамоте в 1-м классе учебного предмета «Обучение грамоте» не существует. В связи с тем, что в БУПе имеются такие  названия учебных предметов, как «Литературное чтение» и «Русский язык», в период обучения грамоте запись в журнале должна быть соответствующей: «литературное чтение» и «русский язык», а в послебукварном периоде «литературное чтение» и «русский язык».

2.  Домашнее задание дается обучающимся с учётом возможностей их выполнения в следующих пределах:

в 1-м классе (со II полугодия) – до 1 часа; во 2-м классе – до 1,5 часов; в 3-4-м классах – до 2 часов.

(Основание:  Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» в котором сказано, что «в 1-м классе домашние задания не задаются». В данном случае необходимо руководствоваться СанПиНом 2.4.2.-1178-02 от 25.11.2002 г., который категорически запрещает задавать домашние задания в I полугодии 1-го класса, а Письмо Минобразования России, указанное выше, дает право образовательному учреждению не задавать задания на дом и во II полугодии 1-го класса. Таким образом, задания на дом обязательны лишь со 2-го класса).

3. В начальной школе итоговый контроль результатов обучения, как правило, осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ по предметам 4 раза в год: за I, II, III, учебные четверти и в конце года. 

Русский язык

1.Отметки за контрольные (диктанты) и творческие (сочинения, изложения) работы выставляются дробью в одной колонке, за диктанты – первая за грамотность, вторая – за выполнение грамматического задания; за сочинения и изложения – первая – за содержание, вторая – за грамотность.

2. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р.р.»

4. Обязательно указывается тема контрольного диктанта. Например: Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

Литература

1. Перед записью темы урока по развитию речи ставится пометка «Р.р.»

2. Отметки за творческие работы выставляются: первая – за содержание, вторая – за грамотность.



Математика

1. В связи с введением итоговой аттестации в 9 классе по алгебре и геометрии в новой форме, а также единого государственного экзамена по математике в 11 классе,  необходимо   в каждом классе (с 5 по 9 кл.) по стержневым линиям курса математики проводить контроль знаний и умений учащихся в любой форме: традиционная самостоятельная работа или тест (время проведения 5-20 минут). Оценки за самостоятельные работы, тесты, если они не запланированы на весь урок, могут выставляться  выборочно на усмотрение учителя.

2. Если самостоятельная работа или тест рассчитаны по плану учителя не на весь урок, то запись в журнале должна быть следующая:

Пример 1: Иррациональные уравнения. Самостоятельная работа.

Пример 2: Производная. Тест.

История и обществознание

1. При заполнении журналов указываются предметы: «обществознание» (6-11 классы), «история» (5-9 классы), «всеобщая история» (10-11 классы), «история России» (10-11 классы).  Допускается ведение отдельных записей на разных страницах по всеобщей и отечественной истории с 6 класса.

2. В 9 классах в целях подготовки обучающихся к государственной  (итоговой) аттестации необходимо вносить в журнал запись о проведении на уроках различных форм контроля: тест, эссе, самостоятельная работа и т.д. Время проведения указанных форм контроля на уроке 5-20 минут. Оценки могут выставляться выборочно.

Пример: Реформы 60-70-х годов XIX века. Тест.

 Физика, биология, химия, информатика и ИКТ, технология

1. В случае, если лабораторная работа составляет только часть урока, то оценки учащимся выставляются выборочно; если лабораторная работа занимает весь урок, то оценки выставляются каждому ученику. 

2. Если в начальной школе изучается модуль «Практика работы на компьютере», то журнал заполняется на странице предмета «Технология»; если же младшие школьники изучают «Информатику и ИКТ» как самостоятельные предмет, то журнал заполняется на странице предмета «Информатика и ИКТ».

Иностранный язык

1. На правой странице разворота журнала учитель записывает тему, изучавшуюся на уроке, точно в соответствии с содержанием Федеральной примерной программы 2004 года, задания на дом. Все записи ведутся на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводимы на русский язык.

2. Итоговая отметка за четверть не может быть простым среднеарифметическим вычислением на основе  отметок текущего контроля. Надо помнить, что ведущим видом речевой деятельности является говорение, а в старших классах и письмо.

 Физическая культура

3. В графе «Домашнее задание» записывается домашнее задание согласно календарно-тематическому планированию (Например: «Составить комплекс общеразвивающих упражнений», «Повторить низкий старт» и т.д.).

4. Оценки по физической культуре выставляются на каждом уроке за любые слагаемые программного материала (усвоение контрольного двигательного умения, домашнее задание и т.д.).

5. Итоговая оценка успеваемости за четверть, триместр, полугодие и год выводится с учетом всех отметок, полученных школьником за этот период, причем особое внимание уделяется тем из них, которые отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими задачами данного года обучения. Годовая оценка должна отражать успеваемость школьника по всей программе данного класса. Например, ученик получил следующие четвертные отметки: «4», «3», «2» и «5», годовая оценка может быть не более «3», так как не усвоен один из разделов программы (лыжная подготовка).

 III. Требования к ведению журнала классным руководителем.

1. Списки обучающихся (фамилии и имена) заполняются  только классным руководителем в алфавитном порядке по всем   учебным предметам. Все изменения в списочном составе  учащихся  в журнале (выбытие, прибытие) может делать только классный руководитель после получения им необходимого документа (приказа по школе, подтверждающего убытие или прибытие).

2. Классный руководитель в течение первых двух недель сентября заполняет   страницы «Итоговая ведомость успеваемости учащихся», «Сведения о пропущенных уроках», «Общие сведения об учащихся». 

3.  Учет пропусков занятий учащимися  ведется классным  руководителем ежедневно, а итоговые пропуски подсчитываются сразу же по окончании четверти.

4. Четвертные, годовые отметки выставляются на страницу «Сводная  ведомость учета успеваемости учащихся» на  второй день после окончания  четверти, года. Здесь же выставляются экзаменационные и итоговые оценки на основании экзаменационных протоколов (не позднее, чем через два дня после экзаменов).

5.  По окончании учебного года классный руководитель на странице «Сводная  ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Решение педагогического совета (дата и номер)» против фамилии каждого ученика  делает    следующие записи:

     - переведен в 7 класс, протокол от _____  №____;

     - условно переведен в 7 класс, протокол от _____  №____;

     - переведен   в 7 класс и награжден Похвальным листом, протокол от _____  №____;

     - оставлен на повторный курс в 6 классе, протокол от ____№____;

     - выбыл в другое общеобразовательное учреждение в течение учебного года, приказ по школе от ___ №___;

     - допущен к экзаменам, протокол от __№____;

     - выдан аттестат об основном общем образовании, протокол от ___ №__;

     - выдан аттестат об основном общем образовании, награжден Похвальной грамотой, протокол от ___ №__;

     - выдан аттестат об основном общем образовании особого образца, протокол от ___ №__;

     - выдан аттестат о среднем общем образовании, протокол от __ №__;

     - выдан аттестат о среднем общем образовании, награжден Похвальной грамотой, протокол от __ №__;

     - выдан аттестат о среднем общем образовании особого образца, награжден золотой (серебряной) медалью, протокол от __ №__;

     - выдана справка о прослушивании курса среднего общего образования, протокол от ___ №__.

 IV. Порядок проверки классных журналов директором школы.

1. Зместитель директора по учебно-воспитательной работе школы обязан осуществлять контроль за правильностью ведения классных журналов, что находит отражение в плане внутришкольного контроля.

2. Возможные направления и периодичность проверки классных журналов

 Направления проверки классных журналов

Периодичность контроля

Качество оформления журналов в соответствии с установленными требованиями 

4 раза в год (сентябрь, ноябрь, январь, май-июнь)

Выполнение программы

1 раз в четверть

Объём домашних заданий обучающихся

1 раз в полугодие

Работа учителя по учёту уровня обученности слабоуспевающих и  высокомотивированных учащихся 

2 раза в год

Своевременность и объективность выставления отметок обучающимся

1 раз в четверть

Посещаемость занятий обучающимися, учет посещаемости занятий

1 раз в месяц

 3. Итоги проверки классных журналов отражаются в справках, приказах по общеобразовательному учреждению. Запись о  результатах проверки делается на соответствующей странице журнала. Например: 10.09.2008г. Цель проверки: правильность оформления журнала. Не заполнены страницы  «Сведения о родителях». Подпись зам. директора.

Педагог, которому сделано замечание, обязан ознакомиться с ним (по возможности его устранить ), подтвердить запись личной подписью. 
 

[1] Норма домашнего задания:1/3 от выполненного на уроке.