СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Получение водорода в лаборатории. Физические свойства. Меры безопасности во время работы с водородом

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит различные формы групповой, фронтальной работы, химический эксперимент. Одним из результатов урока является опорный конспект.

 

Просмотр содержимого документа
«Получение водорода в лаборатории. Физические свойства. Меры безопасности во время работы с водородом»

Тема урока. Получение водорода в лаборатории. Физические свойства. Меры безопасности во время работы с водородом


Цели урока: ознакомить учащихся с историей открытия водорода; его распространением в природе; научить получать водород, сформировать понятия о реакциях замещения и сравнение их с реакциями разложения и соединения; выучить меры безопасности во время работы с водородом; развивать логическое мышление, умение строить заключения на основе наблюдения; формировать научное мировоззрение, коллективизм, умение слушать друг друга, придерживаться толерантности.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы работы: групповая работа, фронтальная, опорный конспект, химический эксперимент, сказка, "микрофон", "Заморочки из бочки", метод мини-проектов, игра "крестики - нолики".

Оборудование: аппарат Киппа, Мg, Zп, Сu, Fе, Na, Са, НС1, Н24, штативы с пробирками, весы, колбы, кристаллизатор с водой, спички, спиртовка.



ХОД УРОКА


І. Организация класса


ІІ. Изучение нового материала


Ученик-Гидроген


Я - известный элемент

Во всем мире,

В формуле "Аш" - читайте.

И прошу: запоминайте -

Я в солях и в кислоте,

В щелочах я и в воде.

Я - легчайший. Вот он я!

Водород зовут меня.


"Мозговой штурм"


Учитель. Что вы знаете о водороде?

Все идеи учеников фиксируются на доске.

Учитель. Где находится водород как простое вещество в природе и Гидроген как химический элемент, кто открыл водород и как его добыть, мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Класс разделен на группы, в которых выбирают консультанта, секретаря, наблюдателя и докладчика.

Консультант организовывает выполнение работы, предлагает участникам группы высказаться поочередно, привлекает группу к работе, подводит итоги работы, определяет докладчика.

Секретарь коротко и разборчиво записывает результаты работы группы в мини-проект, как член группы он должен быть готов высказать мысль группы во время подведения итогов или помощи докладчику.

Наблюдатель следит за временем, привлекает группу к работе.

Докладчик четко высказывает мысль группы.

Группы получают задания на карточках. Чтобы ответить на эти задания, они пользуются учебником и оформляют свои проекты на листах бумаги. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности.


Задания для групп


І группа. Кто и когда открыл водород?

ІІ группа. Распространение водорода в природе.

ІІІ группа. Физические свойства водорода

ІV группа. Выполните такое задание налейте в пробирку НСІ, прибавьте Zп Что наблюдаете? В другую пробирку налейте Н24, прибавьте Zn. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций. Сделайте вывод.

V группа. Выполните такое задание: налейте в пробирку НС1, прибавьте Mg. Что наблюдаете? В другую пробирку налейте H2SO4, прибавьте Mg. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций. Сделайте вывод.

VІ группа. Выполните такое задание: налейте в пробирку НС1, прибавьте Fe. Что наблюдаете? В другую пробирку налейте НС1, прибавьте Си. Что наблюдаете? Если надо, подогрейте пробирки. Сделайте вывод.

VІІ группа. Выполните такое задание: налейте в пробирку воды, прибавьте Na. Что наблюдаете? В другую пробирку налейте воды, прибавьте Са. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций, пользуясь учебником.


На доске появляется опорный конспект из темы "Водород", которые представляют ученики и прикрепляют свои проекты на доске.

Ученики дают определения реакции замещение.


Учитель.

- Какие металлы с кислотами образуют водород?

- Как же доказать наличие газа водорода?

Ответить на эти вопросы поможет вам такая история.

"Аленка и Никитка шли спасать своего учителя химии, которого похитил змей-колдун. Подойдя к речке, начали искать переправы или брода.

- Что-то не нравится мне эта речка,- сказал Никита.

- Не выдумывай ерунды, лучше идём вброд, вот здесь, кажется, неглубоко.

- Подожди минутку. Взгляни вокруг. Звери не идут к водопою, да и рыбы не видно.

- Может, это не вода?

- Сейчас проверим.

Никита достал из дорожной сумки стеклянный стакан, осторожно набрал жидкости и положил туда магниевую пластинку.

- Сейчас поднесем спичку.

Не успела Аленка и глазом моргнуть, как почувствовала громкий хлопок. Из испуга она только и смогла спросить:

- Что это?"


Учитель. Что же за хлопок произошел у Никитки?


Учитель получает водород аппаратом Киппа, объясняет его строение и принцип действия. Доказывает наличие газа водорода.

Собирает водород:

а) вытеснением воды;

б) вытеснением воздуха.

Вместе с учителем ученики разбирают предупредительные меры во время работы с водородом.

Учитель и ученики фронтально работают с опорным конспектом, подводя итоги своей работы.


ІІІ. Закрепление изученного материала


1. "Микрофон"


Каждая команда получает по одному вопросу этого конкурса, и ученик, который ответил, получает 1 балл.

В каких случаях речь идет о водороде как простом веществе, а в которых - о Гидрогене как химическом элементе:

а) входит в состав природного газа;

б) играет роль "космического топлива";

в) в лабораториях получают взаимодействием цинка с хлоридной кислотой;

г) легчайший газ;

д) его можно "перелить" из одной посудины в другую; имеет низкие температуры кипения и плавления;

е) это - экологически чистое топливо будущего;

ж) входит в состав молекулы воды?


2. Конкурс "Заморочки из бочки"


Карточки с текстами вопросов учитель достает из мешочка.

Каждая группа отвечает на вопрос из "бочки". Ученик, который правильно ответил на вопрос, получает 1 балл.

1) Какие физические свойства характерные для водорода?

2)Какие реакции называются реакциями разложения? Приведите примеры.

3)Какие реакции называются реакциями соединения? Приведите примеры.

4)Какие реакции называются реакциями замещения. Приведите примеры.

5)Как собрать кислород и доказать его наличие?

6)Как собрать водород и доказать его наличие?

7)Какие вещества можно взять, чтобы получить водород?


3. Игра "Крестики-нолики"


Найдите выигрышный путь и напишите ответы, уравнения реакций. Команда, которая ответила на вопрос, набирает 3 балла.

Какие ряды металлов во время взаимодействия с НС1 образуют водород?


Hg

Са

Au

Ag

Mg

Al

Pt

Zn

K


4. Конкурс "Кто больше"


Каждая команда на листе бумаги пишет уравнения реакций, с помощью которых можно получить водород. Правильно написанное уравнение оценивается в 1 балл.



ІV. Итог урока

Консультанты подбивают итоги работы учеников в группах.

По ходу урока консультант и секретарь заполняют таблицу оценивания (см. приложение). Определяется победитель.


V. Домашнее задание.


Выучить параграф учебника.

Для творческих детей - написать "Сказку о жизни водорода"


















ПРИЛОЖЕНИЕ

(таблица оценивания)


Список учащихся

Баллы

Работа в группе

Дополнительно набраные баллы

Сумма баллов