Тема урока. Получение водорода в лаборатории. Физические свойства. Меры безопасности во время работы с водородом
Цели урока: ознакомить учащихся с историей открытия водорода; его распространением в природе; научить получать водород, сформировать понятия о реакциях замещения и сравнение их с реакциями разложения и соединения; выучить меры безопасности во время работы с водородом; развивать логическое мышление, умение строить заключения на основе наблюдения; формировать научное мировоззрение, коллективизм, умение слушать друг друга, придерживаться толерантности.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы и методы работы: групповая работа, фронтальная, опорный конспект, химический эксперимент, сказка, "микрофон", "Заморочки из бочки", метод мини-проектов, игра "крестики - нолики".
Оборудование: аппарат Киппа, Мg, Zп, Сu, Fе, Na, Са, НС1, Н2SО4, штативы с пробирками, весы, колбы, кристаллизатор с водой, спички, спиртовка.
ХОД УРОКА
І. Организация класса
ІІ. Изучение нового материала
Ученик-Гидроген
Я - известный элемент
Во всем мире,
В формуле "Аш" - читайте.
И прошу: запоминайте -
Я в солях и в кислоте,
В щелочах я и в воде.
Я - легчайший. Вот он я!
Водород зовут меня.
"Мозговой штурм"
Учитель. Что вы знаете о водороде?
Все идеи учеников фиксируются на доске.
Учитель. Где находится водород как простое вещество в природе и Гидроген как химический элемент, кто открыл водород и как его добыть, мы узнаем на сегодняшнем уроке.
Класс разделен на группы, в которых выбирают консультанта, секретаря, наблюдателя и докладчика.
Консультант организовывает выполнение работы, предлагает участникам группы высказаться поочередно, привлекает группу к работе, подводит итоги работы, определяет докладчика.
Секретарь коротко и разборчиво записывает результаты работы группы в мини-проект, как член группы он должен быть готов высказать мысль группы во время подведения итогов или помощи докладчику.
Наблюдатель следит за временем, привлекает группу к работе.
Докладчик четко высказывает мысль группы.
Группы получают задания на карточках. Чтобы ответить на эти задания, они пользуются учебником и оформляют свои проекты на листах бумаги. Учитель проводит инструктаж по технике безопасности.
Задания для групп
І группа. Кто и когда открыл водород?
ІІ группа. Распространение водорода в природе.
ІІІ группа. Физические свойства водорода
ІV группа. Выполните такое задание налейте в пробирку НСІ, прибавьте Zп Что наблюдаете? В другую пробирку налейте Н2SО4, прибавьте Zn. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций. Сделайте вывод.
V группа. Выполните такое задание: налейте в пробирку НС1, прибавьте Mg. Что наблюдаете? В другую пробирку налейте H2SO4, прибавьте Mg. Что наблюдаете? Запишите уравнения реакций. Сделайте вывод.
VІ группа. Выполните такое задание: налейте в пробирку НС1, прибавьте Fe. Что наблюдаете? В другую пробирку налейте НС1, прибавьте Си. Что наблюдаете? Если надо, подогрейте пробирки. Сделайте вывод.
VІІ группа. Выполните такое задание: налейте в пробирку воды, прибавьте Na. Что наблюдаете? В другую пробирку налейте воды, прибавьте Са. Что наблюдаете? Напишите уравнения реакций, пользуясь учебником.
На доске появляется опорный конспект из темы "Водород", которые представляют ученики и прикрепляют свои проекты на доске.
Ученики дают определения реакции замещение.
Учитель.
- Какие металлы с кислотами образуют водород?
- Как же доказать наличие газа водорода?
Ответить на эти вопросы поможет вам такая история.
"Аленка и Никитка шли спасать своего учителя химии, которого похитил змей-колдун. Подойдя к речке, начали искать переправы или брода.
- Что-то не нравится мне эта речка,- сказал Никита.
- Не выдумывай ерунды, лучше идём вброд, вот здесь, кажется, неглубоко.
- Подожди минутку. Взгляни вокруг. Звери не идут к водопою, да и рыбы не видно.
- Может, это не вода?
- Сейчас проверим.
Никита достал из дорожной сумки стеклянный стакан, осторожно набрал жидкости и положил туда магниевую пластинку.
- Сейчас поднесем спичку.
Не успела Аленка и глазом моргнуть, как почувствовала громкий хлопок. Из испуга она только и смогла спросить:
- Что это?"
Учитель. Что же за хлопок произошел у Никитки?
Учитель получает водород аппаратом Киппа, объясняет его строение и принцип действия. Доказывает наличие газа водорода.
Собирает водород:
а) вытеснением воды;
б) вытеснением воздуха.
Вместе с учителем ученики разбирают предупредительные меры во время работы с водородом.
Учитель и ученики фронтально работают с опорным конспектом, подводя итоги своей работы.
ІІІ. Закрепление изученного материала
1. "Микрофон"
Каждая команда получает по одному вопросу этого конкурса, и ученик, который ответил, получает 1 балл.
В каких случаях речь идет о водороде как простом веществе, а в которых - о Гидрогене как химическом элементе:
а) входит в состав природного газа;
б) играет роль "космического топлива";
в) в лабораториях получают взаимодействием цинка с хлоридной кислотой;
г) легчайший газ;
д) его можно "перелить" из одной посудины в другую; имеет низкие температуры кипения и плавления;
е) это - экологически чистое топливо будущего;
ж) входит в состав молекулы воды?
2. Конкурс "Заморочки из бочки"
Карточки с текстами вопросов учитель достает из мешочка.
Каждая группа отвечает на вопрос из "бочки". Ученик, который правильно ответил на вопрос, получает 1 балл.
1) Какие физические свойства характерные для водорода?
2)Какие реакции называются реакциями разложения? Приведите примеры.
3)Какие реакции называются реакциями соединения? Приведите примеры.
4)Какие реакции называются реакциями замещения. Приведите примеры.
5)Как собрать кислород и доказать его наличие?
6)Как собрать водород и доказать его наличие?
7)Какие вещества можно взять, чтобы получить водород?
3. Игра "Крестики-нолики"
Найдите выигрышный путь и напишите ответы, уравнения реакций. Команда, которая ответила на вопрос, набирает 3 балла.
Какие ряды металлов во время взаимодействия с НС1 образуют водород?
Hg | Са | Au |
Ag | Mg | Al |
Pt | Zn | K |
4. Конкурс "Кто больше"
Каждая команда на листе бумаги пишет уравнения реакций, с помощью которых можно получить водород. Правильно написанное уравнение оценивается в 1 балл.
ІV. Итог урока
Консультанты подбивают итоги работы учеников в группах.
По ходу урока консультант и секретарь заполняют таблицу оценивания (см. приложение). Определяется победитель.
V. Домашнее задание.
Выучить параграф учебника.
Для творческих детей - написать "Сказку о жизни водорода"
ПРИЛОЖЕНИЕ
(таблица оценивания)
№ | Список учащихся | Баллы |
Работа в группе | Дополнительно набраные баллы | Сумма баллов |
| | | | |
| | | | |