СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поморский женский костюм.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлена информация об особенностях и красоте женского поморского костюма.

Просмотр содержимого документа
«Поморский женский костюм.»

Одежда поморов. Женский костюм

Одежда поморов. Женский костюм

Общие характеристики Одежда поморов — традиционный костюм поморов — этнографической группы в составе русского народа, подчёркивающий их основные занятия, такие как рыболовство, охота и торговля, и указывающий на тесную связь с культурой карелов, саамов, а также ненцев и норвежцев. Этот костюм носился вплоть до середины XX века, а отдельные его элементы используются до сих пор. Поморский костюм относится к севернорусскому типу женского русского костюма, для которого характерен сарафан, надеваемый поверх рубахи. Данный комплекс использовался в качестве как и повседневной, так и праздничной одежды. Однако основные элементы промысловой одежды поморы позаимствовали у соседнего нерусского населения.

Общие характеристики

  • Одежда поморов — традиционный костюм поморов — этнографической группы в составе русского народа, подчёркивающий их основные занятия, такие как рыболовство, охота и торговля, и указывающий на тесную связь с культурой карелов, саамов, а также ненцев и норвежцев. Этот костюм носился вплоть до середины XX века, а отдельные его элементы используются до сих пор.
  • Поморский костюм относится к севернорусскому типу женского русского костюма, для которого характерен сарафан, надеваемый поверх рубахи. Данный комплекс использовался в качестве как и повседневной, так и праздничной одежды. Однако основные элементы промысловой одежды поморы позаимствовали у соседнего нерусского населения.
Общие характеристики В конце XIX-начале XX веков большинство поморов использовали для изготовления одежды покупные ткани фабричного производства, приобретавшиеся в лавках, на рынках и у приезжих купцов в Архангельске, Романове-на-Мурмане (ныне Мурманск) и даже за границей. Домотканина была больше всего распространена на Онежском и Летнем, а также местами на Поморском и Зимнем берегах, из неё изготавливали рабочую и некоторые виды будничной одежды. Повсеместно практиковалось выделывание кожи домашних и морских животных, которая шла на одежду, обувь и некоторые бытовые предметы. Орнаментирование тканей вышивкой было развито в большей степени на Поморском, Онежском и Летнем берегах.

Общие характеристики

  • В конце XIX-начале XX веков большинство поморов использовали для изготовления одежды покупные ткани фабричного производства, приобретавшиеся в лавках, на рынках и у приезжих купцов в Архангельске, Романове-на-Мурмане (ныне Мурманск) и даже за границей. Домотканина была больше всего распространена на Онежском и Летнем, а также местами на Поморском и Зимнем берегах, из неё изготавливали рабочую и некоторые виды будничной одежды. Повсеместно практиковалось выделывание кожи домашних и морских животных, которая шла на одежду, обувь и некоторые бытовые предметы. Орнаментирование тканей вышивкой было развито в большей степени на Поморском, Онежском и Летнем берегах.
Женский костюм Праздничная одежда девушек и молодых женщин обильно украшалась. Поморская женская рубаха делилась на две части: стан, нижнюю; и верхнюю. Верх у повседневных и праздничных рубах шился из красной пестряди. А рукава праздничных рубах — из белого полотна, миткаля и коленкора. Сверху рукава и полотнища рубахи собирались в сборки, пришивавшиеся к вороту в виде узкой планки. Стан же шили из грубого домотканого полотна — портна. Он состоял из прямых полотнищ, иногда с боковыми клиньями.

Женский костюм

  • Праздничная одежда девушек и молодых женщин обильно украшалась.
  • Поморская женская рубаха делилась на две части: стан, нижнюю; и верхнюю. Верх у повседневных и праздничных рубах шился из красной пестряди. А рукава праздничных рубах — из белого полотна, миткаля и коленкора. Сверху рукава и полотнища рубахи собирались в сборки, пришивавшиеся к вороту в виде узкой планки. Стан же шили из грубого домотканого полотна — портна. Он состоял из прямых полотнищ, иногда с боковыми клиньями.

Женский костюм

  • Покрой верхней рубахи в различных местах Поморья имел свои характерные особенности. Рубаха с прямыми поликами (местное название — вставки), пришитыми по утку, изначально бытовали довольно широко, но к началу XX века их носили поморки с Летнего берега. Рубахи с цельными рукавами, пришитыми по утку, носили на Онежском берегу. На Поморском, Карельском берегах рукав и полотнища рубахи соединялись прямоугольным клином, его могли вставлять как и от самого края ворота, так и несколько отступая от него таким образом, что незначительная часть вверху рукава пришивалась к полотнищу по утку или по основе ткани. В Мезени и окрестностях по реке Онеге праздничные рубахи обладали широкими рукавами, пришитыми к основному полотнищу по основе ткани. Стан таких шился из полотна, а верх с рукавами — из кисеи. Под влиянием городской одежды появились рубахи с кокеткой. К началу XX века вместо длинной рубахи поморки стали всё чаще стали надевать короткие блузки, по покрою идентичные верхней части рубахи. Они были известны под следующими названиями: рукава, вороток, нагрудник, нарукавники. По праздникам молодые женщины носили с сарафанов кофты городского покроя.
Женский костюм Свадебные и сенокосные рубахи обильно украшались вышивкой и по вороту, поликам, краям рукавов и стана. Так, станы сенокосных Онежского берега, подольницы украшены красными геометрическими и растительными узорами с двуглавыми орлами и женскими фигурами, вышитыми в технике двустороннего шва. Помимо вышивки, праздничные рубахи украшались кружевом и лентами. Для орнаментации праздничных рукавов использовали белошвейные вышивки и вышивку крестом красной и чёрной бумагой. Праздничные рубахи крахмалили, их низ также украшался. Из повседневного употребления в поморских селениях сарафан вышел в 1920-х годах, но и после этого его какое-то время надевали по праздникам. Сарафан подпоясывался, его мог дополнять фартук.

Женский костюм

  • Свадебные и сенокосные рубахи обильно украшались вышивкой и по вороту, поликам, краям рукавов и стана. Так, станы сенокосных Онежского берега, подольницы украшены красными геометрическими и растительными узорами с двуглавыми орлами и женскими фигурами, вышитыми в технике двустороннего шва. Помимо вышивки, праздничные рубахи украшались кружевом и лентами. Для орнаментации праздничных рукавов использовали белошвейные вышивки и вышивку крестом красной и чёрной бумагой. Праздничные рубахи крахмалили, их низ также украшался.
  • Из повседневного употребления в поморских селениях сарафан вышел в 1920-х годах, но и после этого его какое-то время надевали по праздникам. Сарафан подпоясывался, его мог дополнять фартук.
Женский костюм В Поморье представлено большинство видов сарафанов, классифицируемых этнографами. Самый древний, костыч, является глухим косоклинным. Он имел шов посередине переда, косые клинья и подклинки по бокам, лямки и цельнокроеную трапециевидную спинку, переходящую в лямки. Сарафан мог быть распашным, застёжка в таком случае доходила по всей его длине. Разрез застёгивался на ряд из металлических пуговиц, как правило, серебряных, и украшался шёлковыми лентами. Чем больше было пуговиц, тем красивее считался костыч. Праздничные пуговицы золотились и имели сверху узор решёточкой, а повседневные были попроще.

Женский костюм

  • В Поморье представлено большинство видов сарафанов, классифицируемых этнографами. Самый древний, костыч, является глухим косоклинным. Он имел шов посередине переда, косые клинья и подклинки по бокам, лямки и цельнокроеную трапециевидную спинку, переходящую в лямки. Сарафан мог быть распашным, застёжка в таком случае доходила по всей его длине. Разрез застёгивался на ряд из металлических пуговиц, как правило, серебряных, и украшался шёлковыми лентами. Чем больше было пуговиц, тем красивее считался костыч. Праздничные пуговицы золотились и имели сверху узор решёточкой, а повседневные были попроще.
Женский костюм Для праздничных молений использовались так называемые выходные или выездные костычи. В зависимости от материалов выходные костычи делятся на «гáрусники» (из тонкой шерстяной ткани), «шелкóвники», «матéрьи» (из шёлковых тканей, в т.ч. муара). К концу XIX-началу XX века костыч являлся отличительной чертой одежды пожилых староверок, новых экземпляров не шили, а донашивали старые.

Женский костюм

  • Для праздничных молений использовались так называемые выходные или выездные костычи. В зависимости от материалов выходные костычи делятся на «гáрусники» (из тонкой шерстяной ткани), «шелкóвники», «матéрьи» (из шёлковых тканей, в т.ч. муара). К концу XIX-началу XX века костыч являлся отличительной чертой одежды пожилых староверок, новых экземпляров не шили, а донашивали старые.
Чуть про верхнюю одежду… Как и в других районах Русского Севера, мужская и женская верхняя одежда по покрою почти не различалась. Меховые шубы у поморов были распространены меньше, чем на остальной территории Русского Севера. В качестве рабочей и промысловой одежды использовали не очень длинные шубы мехом внутрь, обтянутые сверху покупной материей. Помимо шуб, у поморов бытовали полушубки и тулупы. У ненцев поморы позаимствовали ма́лицу — длинную туникообразную куртку из оленьего меха с капюшоном и рукавицами. Для предохранения малицы от снега и сырости поверх неё надевали хлопчатобумажную куртку — сови́к. В малицах и совиках, частности, ходили на промысел жители Зимнего берега, как и мужчины, так и женщины. Также одежду из оленьего меха носили на Терском береге. На Летнем, Онежском берегах во время зверобойного промысла поверх овчинного полушубка надевали сукман — белую туникообразную одежду с капюшоном, женский сукман, надевавшийся во время лова наваги, был жёлтым и подпоясывался кушаком.

Чуть про верхнюю одежду…

  • Как и в других районах Русского Севера, мужская и женская верхняя одежда по покрою почти не различалась.
  • Меховые шубы у поморов были распространены меньше, чем на остальной территории Русского Севера. В качестве рабочей и промысловой одежды использовали не очень длинные шубы мехом внутрь, обтянутые сверху покупной материей. Помимо шуб, у поморов бытовали полушубки и тулупы.
  • У ненцев поморы позаимствовали ма́лицу — длинную туникообразную куртку из оленьего меха с капюшоном и рукавицами. Для предохранения малицы от снега и сырости поверх неё надевали хлопчатобумажную куртку — сови́к. В малицах и совиках, частности, ходили на промысел жители Зимнего берега, как и мужчины, так и женщины. Также одежду из оленьего меха носили на Терском береге. На Летнем, Онежском берегах во время зверобойного промысла поверх овчинного полушубка надевали сукман — белую туникообразную одежду с капюшоном, женский сукман, надевавшийся во время лова наваги, был жёлтым и подпоясывался кушаком.
Умельцы из Ярославля воссоздали одежду поморов:

Умельцы из Ярославля воссоздали одежду поморов: